Почем Карабах? Нагорный Карабах за неделю
Обзор СМИ за 20 - 26 апреля 2007 года.
Военный вестник. Итоги встречи в Белграде. Цена отчетам Госдепартамента США. Азербайджанские политологи: почем Карабах? Президентские выборы в Нагорном Карабахе.
Военный вестник
В ночь на 25 апреля подразделения армянских вооруженных сил трижды подвергли автоматному обстрелу позиции азербайджанской Национальной армии, сообщает Day.Az со ссылкой на радиостанцию ANS. Согласно агентству, с 00:30 до 01:00 обстрелу подверглись азербайджанские войска возле деревни Шыхлар Агдамского района, с 04:20 до 04:40 были обстреляны азербайджанские войска в деревне Джавахирли Агдамского района. В это же время автоматному обстрелу подверглись войска в деревне Мезем Газахского района. Во всех случаях был открыт ответный огонь. Потерь нет.
По сообщению Day.Az, 26 апреля начиная с 17:30 подразделения армянских вооруженных сил подвергали автоматно-пулеметному обстрелу азербайджанские позиции в Агдамском районе. Обстрелу подверглись позиции азербайджанской армии, дислоцированные в селениях Сарджалы и Чеменли. Обстрел в общей сложности продолжался около часа. Жертв нет.
Пресс-секретарь министра обороны Нагорного Карабаха подполковник Сенор Асратян опроверг информацию азербайджанских СМИ о нарушении карабахской стороной режима прекращения огня. "Эта информация абсолютно не соответствует действительности. Карабахская сторона остается неукоснительно верной режиму прекращения огня", - сказал Асратян ИА "Новости - Армения". По его словам, участившиеся в последнее время случаи распространения азербайджанской стороной дезинформации, скорее всего, связаны с предстоящим 9 мая празднованием 15-летия освобождения Шуши. "Они поднимают такую истерию, чтобы показать миру, что у армянской стороны якобы есть агрессивные намерения. Но если подойти к этому вопросу логически, то станет ясно, что подобных намерений у карабахской стороны нет", - подчеркнул пресс-секретарь. Информацию о якобы имевших место перестрелках опроверг в интервью агентству "Новости - Армения" и пресс-секретарь министра обороны Армении полковник Сейран Шахсуварян. ("Де-Факто").
Итоги встречи в Белграде
Оценки и комментарии
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ (МГ) распространили совместное заявление по итогам встречи министров иностранных дел Азербайджана и Армении в Белграде. Как сообщает бакинская "525-я газета", отметив конструктивную работу и обращенные в будущее дискуссии между главами МИД, сопредседатели подчеркнули, что последние переговоры опирались на основные международные принципы: "Главы МИД Азербайджана и Армении очень близко подошли к тому, чтобы президенты двух стран встретились и могли провести успешные переговоры". Сопредседатели планируют посетить регион в конце мая, чтобы обсудить с каждым президентом идею дополнительной встречи между ними. Они отметили, что эти переговоры могут положить начало процессу достижения договоренности, основанной на принципах, которые приведут к окончательному миру и стабильности в регионе. Как всегда, пишет газета, сопредседатели продолжают подчеркивать важность того, что лидеры Азербайджана и Армении должны подготовить свои общества к миру. Они призывают обе стороны активизироваться в создании возможностей для установления доверия между двумя странами.
Встреча глав МИД Азербайджана и Армении
Газета "Азг" пишет, что, по мнению министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, состоявшаяся в Белграде встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана прошла в более нормальной обстановке и спокойных условиях. Что касается дальнейшего хода переговоров, договоренности относительно новой встречи пока нет, а сопредседатели МГ ОБСЕ после парламентских выборов в Армении прибудут в регион с тем, чтобы подготовить встречу президентов Армении и Азербайджана. Комментируя собственное выражение: "мы никогда не были настолько близки к соглашению, как теперь", - Осканян в ходе пресс-конференции отметил, что если сравнить содержание настоящего и предыдущих документов, то настоящий более реален и уравновешен, "причем согласован подавляющий процент принципов". Разъясняя механизм переговорного процесса, руководитель МИД Армении объяснил, что обсуждение некоторых предложений сопредседателей не входит в компетенцию министров, хотя они могут быть сразу отклонены без передачи их президентам. Предложения сопредседателей в Белграде были такими, что министры иностранных дел Армении и Азербайджана согласовали вопрос передачи их президентам.
Комментируя итоги переговоров в Белграде, азербайджанский политолог
Неопределенность будущего статуса Нагорного Карабаха (НК) является главным недостатком переговорного процесса. Такое мнение, сообщают "Новости - Армения", высказал в беседе с журналистами директор центрального офиса по "Ай Дата" ["армянский вопрос" - в программе партии "Дашнакцутюн" комплекс задач, связанных с признанием Геноцида армян, возмещением причиненного ущерба, включением в состав Армении земель, на которых исторически проживали армяне. - прим. ИА REGNUM] и по политическим вопросам Армянской революционной федерации "
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию готовят очередную встречу министров иностранных дел Азербайджана и Армении. Об этом, сообщает PanARMENIAN.Net, заявил российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков. Он напомнил, что в последний раз встречу азербайджанского и армянского министров - Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна - удалось организовать 18 - 19 апреля. "Сейчас мы ищем возможность организовать еще одну встречу министров. Но очень трудно собрать их вместе", - сказал Мерзляков. Он не исключил возможности того, что очередные консультации глав МИД могут состояться как в течение мая, так и позже. Российский дипломат сообщил, что в планах сопредседателей посетить 10 мая Мадрид с целью встречи с действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Испании
Очередное "раскрытие" Мэтью Брайзы
Как сообщает Analitika.az, заместитель госсекретаря США, американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ
Азербайджанский оппозиционный блок "
"Переговоры достигли того этапа, когда многие моменты и вопросы уже определены, хотя по некоторым серьезным принципам договоренность еще не достигнута. Переговоры должны быть продолжены, ибо отсутствие согласия хотя бы по одному принципу означает несогласованность других". Так, по сообщению азербайджанского ИА "Туран", прокомментировал глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров последнее заявление американского сопредседателя МГ ОБСЕ Метью Брайзы по поводу переговоров по карабахскому урегулированию. Он подчеркнул, что переговоры проходят в рамках "пражских" принципов, что означает поэтапный вариант урегулирования. По словам министра, Азербайджан в первую очередь выступает за полный вывод армянских войск с "оккупированных" территорий. Понятно, что сразу это сделать невозможно, и поэтому войска будут выводиться поэтапно. Это должно произойти после согласования основных принципов урегулирования, отметил министр. После вывода войск последует процесс восстановления инфраструктуры, разминирования, ввода миротворческих сил, возвращения вынужденных переселенцев, сказал Мамедъяров. Армянские войска "однозначно" должны быть выведены из Кельбаджара и Лачина, подчеркнул министр, уклонившись от ответа на вопрос о выводе армянских вооруженных сил из Нагорного Карабаха. "Если Нагорный Карабах получает самый высокий статус автономии в составе Азербайджана, то и азербайджанская община должна иметь возможность возвратиться обратно. После восстановления нормального совместного сосуществования будет уточнен вопрос о статусе Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Будут продолжены также обсуждения по вопросу проведения референдума", - сказал Мамедъяров, не уточнив деталей.
Бакинская газета "Эхо" задается вопросом: "Интересно, однако, насколько вероятно то, что официальный Баку в конце концов пойдет на выполнение всех тех условий, о которых рассказывает Мэтью Брайза?" Политолог Расим Агаев считает: "В общем-то, в самом заявлении американского дипломата, если исходить из конечной цели нахождения взаимоприемлемого компромисса, пока ничего нового нет. Обоюдное согласие о выводе войск с ряда оккупированных территорий было и раньше. Об этом много раз говорилось. Новой здесь является попытка подмены слова "референдум" термином "голосование" или "плебисцит". Но суть от всего этого не меняется. Речь идет о том, что сопредседатели, Запад каждый раз под каким-то новым оформлением подают нам старый, не устраивающий Азербайджан плод своего труда, а именно: совершенно очевидна попытка придания независимости силой отторгнутой, самопровозглашенной республике и, в конечном счете, ее присоединения к Армении. Вот о чем идет речь. И все, что сейчас говорят Брайза и другие посредники относительно достигнутого сближения позиций, нахождения какой-то формулы, свидетельствует о том, что Азербайджан наверняка готовят к каким-то вынужденным компромиссам. Но я не думаю, что это приблизит руководство Азербайджана к принятию какого-то решения. Хотя, если бы одновременно посредники смогли заставить Армению тоже пойти на какие-то приемлемые для нас компромиссы, возможно, соглашение было бы достигнуто. Но пока что со стороны Армении я никаких уступок не вижу". "Я думаю, что смена формулировки "референдум" на "голосование" ничего не меняет в сути вопроса, - сказал глава Центра мира и разрешения конфликтов Эльхан Мехтиев. - То, что азербайджанское руководство уже согласилось на референдум, для меня ясно. Но вот на каких условиях? Это не ясно. Я имею в виду, что стороны не договорились о том, какие вопросы будут стоять перед людьми во время референдума. Армянская сторона трактует это дело так, что вопрос будет стоять о независимости НК, а Баку считает, что людям придется выбирать - соглашаться ли на автономию в составе Азербайджана. Я думаю, посредники, говоря о референдуме, подразумевают выход НК из состава Азербайджана. И этот пункт внесен в повестку переговоров по настоянию армянской стороны. Что касается освобождения пяти районов, а затем решения вопроса статуса НК, на это Азербайджан соглашался еще при
Цена отчетам Госдепартамента США
Первое изменение текста
Как сообщает PanARMENIAN.Net, 20 апреля Госдепартамент США пересмотрел содержавшееся в посвященном Армении разделе доклада по правам человека за 2006 год ошибочное заявление о том, что "Армения оккупировала Нагорный Карабах и семь азербайджанских районов". Об этом агентству сообщили в Армянском национальном комитете Америки (ANCA). Исправленный текст, размещенный на сайте Госдепартамента, гласит: "Армянские вооруженные силы занимают большую часть территории Азербайджана, граничащей с Нагорным Карабахом. Официальные лица РА утверждают, что республика "не оккупировала" непосредственно Нагорный Карабах". В раздел про Азербайджан, сообщает агентство, изменения пока внесены не были. "Мы принимаем во внимание факт, что Госдепартамент ответил на наше заявление о том, что неправильное определение статуса Нагорного Карабаха может навредить США как сопредседателю Минской группы ОБСЕ. Мы остаемся заинтересованными в уточнении текста, потому что исправленный вариант продолжает давать неточное описание ситуации и сообщения в разделе об Азербайджане продолжают оставаться неправильными. Таким образом, это делает текст непоследовательным, даже после пересмотра Государственным департаментом раздела об Армении", - заявил исполнительный директор ANCA Арам Амбарян. PanARMENIAN напоминает, что 3 апреля председатель ANCA Кен Хачикян обратился с письмом к госсекретарю США Кондолизе Райс, в котором подчеркнул, что "подобные утверждения существенно искажают действительность в регионе и противоречат предыдущим докладам о правах человека". "Они подрывают беспристрастность Соединенных Штатов как сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Эти беспрецедентные утверждения являются неточными и контрпродуктивными, учитывая позицию нашего правительства по выработке решения по Нагорному Карабаху. Говорить, что Нагорный Карабах является территорией Азербайджана и что Армения оккупировала его и другие территории, значит игнорировать главную причину конфликта. Это заявление может служить неверным посланием азербайджанской стороне и усложнить мирные переговоры, - отметил в письме Хачикян.
Армянское лобби США достигло желаемого результата, заявляет агентство Day.Az, сообщая, что Государственный департамент США исключил Нагорный Карабах из списка "оккупированных территорий Азербайджана". "Это стало возможным после неоднократных писем армянского лобби председателю Госдепа Кондолизе Райс, в которых отмечалось, что США не учитывают сложившиеся реалии", - подчеркивает агентство.
Азербайджан шантажирует США, пишет "АрмИнфо", сообщая, что Азербайджан отказался принимать участие в двусторонних консультациях с США по вопросам безопасности. Согласно агентству, правительство Азербайджана приняло решение отложить визит азербайджанской делегации в США, намеченный на 23 - 24 апреля, в ходе которого планировалось провести двусторонние консультации по вопросам безопасности. Причиной такого поведения стало внесение изменений в первоначальный текст опубликованного в 2006 году доклада Государственного департамента США по правам человека в части, касающейся нагорно-карабахского конфликта.
Комментируя внесенную поправку, бакинская "525-я газета" пишет, что посредством этой поправки Нагорный Карабах не только вышел из ряда "оккупированных" территорий, но вдобавок теперь неясно, имеет ли он отношение к территории Азербайджана. Газета пишет, что МИД Азербайджана расценил эти поправки как "невообразимые" и подчеркнул, что США являются сопредседателем Минской группы и подобные поправки ставят под сомнение позицию Вашингтона как "беспристрастного посредника". "Урегулирование армяно-азербайджанского конфликта на основе территориальной целостности Азербайджанской Республики (Нагорный Карабах - ее неотъемлемая часть) является для нашей страны элементом первостепенной важности широкого сотрудничества между Азербайджаном и США в области безопасности. Внесение в текст уже опубликованного доклада поправок, искажающих суть армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, является недопустимым и ставит под сомнение позицию США как "нейтрального посредника" в разрешении конфликта. Подобный шаг может создать серьезные препятствия дальнейшему сотрудничеству между двумя странами в области безопасности", - подчеркивается в заявлении МИД. Вместе с тем газета считает, что было бы наивно связывать происходящие процессы лишь с большой силой армянской диаспоры в Америке и армянского лобби в конгрессе. "Невозможно не заметить "скользкие" и искусные жесты правительства Америки по отношению к Армении. Во всяком случае, видно, что Вашингтон намерен вырвать Армению из рук России и продолжить прилагать усилия и подслащающие жесты. Но как жаль, что эти жесты в большинстве случаев происходят за счет интересов Азербайджана. Наверное, в Америке крайне уверены, что Азербайджан и без того рядом с ними и не собирается никуда уходить...", - заключает "525-я газета".
Внесение изменений в доклад Госдепа представляется большой победой армянской дипломатии, пишет электронная газета KarabakhOpen, подчеркивая: "Тем более после того, как правительство Азербайджана, принимая во внимание изменения, отложило запланированный на 23 - 24 апреля визит азербайджанской делегации в Вашингтон для проведения двусторонних консультаций по безопасности".
Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил о своей очередной победе над Госдепартаментом США, с плохо скрываемой иронией пишет газета "Айк", цитируя Осканяна: "Должен вам признаться, мне доложили, что текст изменен. Сам я еще не смотрел, но текст изменен, посол видел. Просто я был в дороге, и у меня не было возможности посмотреть. Так что Госдепартамент сдержал свое слово, а я - свое, перед вами".
"525-я газета" публикует мнения азербайджанских политологов. По мнению
Как сообщает Analitika.az, в беседе с агентством "АПА" заместитель госсекретаря США Мэтью Брайза отказался отвечать на вопрос о том, как он расценивает внесение изменений в отчет. Однако он заметил, что новые изменения в документ вноситься не будут: "Дополнительная напряженность в данной ситуации может повлиять на ход переговоров".
На вопросы "АзерТАдж" ответил заместитель по вопросам Европы и Евразии государственного секретаря США, сопредседатель Минской группы ОБСЕ от Америки Мэтью Брайза:
"Внесенные вами изменения в отчет о защите прав человека стали причиной жесткого отношения азербайджанской общественности и ставят под сомнение роль США как непредвзятого посредника. Что вы ответите на это?
Честно говоря, я должен заметить, что мне неприятно слышать это. Я понимаю, что люди очень болезненно относятся ко всему, что связано с Нагорным Карабахом. Да и в моей стране часть общества очень чутко подходит к каждому аспекту нагорно-карабахского вопроса. Сомнения относительно нашей беспристрастности очень огорчают меня как американца. Вы хорошо знаете меня на протяжении многих лет и знаете, что я являюсь другом Азербайджана. Считаю, что на протяжении многих лет мы неоднократно доказывали, что являемся нейтральными и справедливыми посредниками. Если просмотреть связанные с вопросом материалы минувшего времени, даже если взглянуть сегодня на официальную страницу Государственного департамента, то убедитесь, что мы на карте Азербайджана признаем его территориальную целостность. Признаем также Ханкенди [Степанакерт. - прим. ИА REGNUM] в составе Азербайджана. В нашей политике ничего не произошло, что послужило бы доводом для изменения. Я бы хотел, чтобы все это мы оставили позади и наши азербайджанские друзья доверяли нашей дружбе.
Господин Брайза, сможете ли вы еще раз пояснить произошедшее? Что стало причиной изменений в отчете? Если, как вы отмечаете, позиция Вашингтона в отношении Нагорного Карабаха не изменилась, то в таком случае была ли, в целом, необходимость в поправках?
Заявление в предварительном варианте отчета было неверным. Если учесть нынешний этап переговоров по Нагорному Карабаху, то это было нашей ошибкой. Давайте еще раз рассмотрим: в поправке говорится, что армянские силы оккупировали территории, однако официальные лица Армении заявляют, что они не оккупировали Нагорный Карабах. Как вы видите, мы просто указали то, о чем заявила армянская сторона. В настоящее время мы находимся на этапе мирного процесса по Нагорному Карабаху, когда стороны ведут переговоры относительно дальнейшего его статуса. Этот статус посредством Минской группы будет определен мирным путем, на основе таких международных принципов, как резолюции Совета Безопасности ООН и постановления ОБСЕ. Поэтому если мы, как в предварительном варианте отчета, ошибочно заявим, что Армения оккупировала Нагорный Карабах, то данное заявление как бы опередит результаты переговоров относительно статуса. Мы не сможем определить результаты, они должны выявиться в процессе переговоров. Поэтому повторяю, что мы допустили ошибку. Исправили свою ошибку. Замечу также, что ни под чье влияние мы не попали. Некоторые говорят, что мы это сделали под давлением каких-то диаспорских групп. Это не так. Подытоживая свою мысль, я повторяю: мы признали и исправили свою ошибку. Чтобы быть беспристрастными, мы должны были исправить свою ошибку. Мы ваши друзья. Как отметил Шон МакКормак [пресс-секретарь Госдепартамента США. - прим. ИА REGNUM], никаких изменений в нашей политике не произошло. Чтобы ознакомиться с нашей позицией, посмотрите карту Азербайджана на странице Государственного департамента.
Господин Брайза, думаю, что можно понять обеспокоенность азербайджанской стороны. За последние годы Вашингтон смягчил свою позицию относительно оккупации азербайджанских земель. К примеру, если мы проанализируем предыдущие выпуски отчета по защите прав человека, то увидим, что если в прошлом году вы говорили об "оккупации армянскими вооруженными силами 16 процентов территории Азербайджана", то сегодня вы говорите об "азербайджанских территориях, прилегающих к Нагорному Карабаху". В то время когда факты остались неизменными. Чем вы можете объяснить подобные изменения в терминологии?
Очень правильная постановка вопроса. Я понимаю причину этого. Наши намерения таковы: что касается статуса Карабаха, указывать то, что говорят армяне, показать это, чтобы посредством совместных переговоров определить статус. Мы стараемся быть очень осторожными в высказываниях. Вызывает глубокое сожаление то, что наша неосторожность стала причиной обеспокоенности наших азербайджанских друзей. Приношу извинения за это. Наряду с этим хочу заверить и вас, а также их в том, что в нашей политике относительно признания территориальной целостности Азербайджана никаких изменений не произошло.
Вносились ли ранее изменения в официальные отчеты Государственного департамента?
В редких случаях. Но в настоящее время мы находимся на уникальном моменте переговоров между Арменией и Азербайджаном по Нагорному Карабаху. Однако не могу сказать, как часто бывают такие изменения на практике. Вы правильно отмечаете, что в редких случаях. Однако нынешний этап переговоров - уникален. На мой взгляд, мы должны доверять нашей дружбе. Считаю, что мы неоднократно доказывали, что являемся надежным другом Азербайджана и понимаем, что нуждаемся друг в друге. Давайте доверять нашей дружбе, оставим все это позади и будем продвигаться в процессе переговоров. Доверяйте нам, ибо мы доверяем Азербайджану". ("АзерТАдж").
Второе изменение текста
Как сообщает Day.Az, Госдепартамент США восстановил первоначальный текст доклада по правам человека в Армении. Напоминая, что ранее в отчётах Госдепа США по правам человека в Азербайджане и Армении имелись принципиальные разночтения, агентство пишет: "Эти разночтения всколыхнули весь политический истеблишмент в Азербайджане и не оставили равнодушным практически никого, так как реверанс в сторону Армении в данном случае был налицо. Реакция Баку оказалась мгновенной и справедливо жёсткой - визит представительной делегации в Вашингтон для участия в военно-политических консультациях был отложен на неопределённое время. Поэтому неудивительно, что жёсткая реакция Баку, которую, очевидно, совершенно не ожидали авторы документа за океаном, не могла не вызвать ответную реакцию в Вашингтоне, где официальные лица Госдепа, сознающие важность и дорожащие стратегическим партнёрством с Азербайджаном, поспешили вернуть первоначальный тон формулировок и устранить образовавшуюся по их вине нервозность в отношениях между двумя странами". Одним словом, подчеркивает агентство, произошедшее является блистательной победой азербайджанской дипломатии.
Согласно Day.Az, Министерство иностранных дел Азербайджана распространило заявление, в котором приветствуется восстановление первоначального варианта текста доклада "По правам человека" Госдепартамента США. В заявлении говорится, что "США еще раз подтвердили принципиальную позицию, основанную на поддержке территориальной целостности Азербайджана, включая Нагорный Карабах и семь оккупированных вокруг него территорий". В заявлении отмечается, что недоразумение исчерпано.
И. о. пресс-секретаря МИД Армении
Газета "Республика Армения" напоминает американским дипломатам, что на заре карабахского движения и армянских погромов в Азербайджанской ССР США высказывались несколько иначе. "19 июля 1989 г. комитет по иностранным делам сената США принял резолюцию "О содействии США в мирном урегулировании спора вокруг Нагорного Карабаха, согласно желанию народа Советской Армении". В ней, в частности, говорится: "Призвать президента
Государственный департамент США уже во второй раз внес изменения в доклад по правам человека за 2006 год, сообщает ИА REGNUM, отмечая, что в обоих случаях коррективы вносились в часть доклада, которая касается Армении. Подробно осветив все метаморфозы злополучного доклада, в том числе коснувшись преждевременной, как оказалось, радости Осканяна по поводу того, что он и Госдеп "сдержали свое слово", агентство отмечает: "Что ж, на сей раз можно констатировать, что Госдеп США не сдержал своего слова перед главой МИД Армении Варданом Осканяном, а сам Осканян не сдержал его перед армянским народом. Из этой истории можно сделать еще один, самый главный вывод, что позиция США по нагорно-карабахскому конфликту, равно как и доклад по правам человека в мире, имеют абсолютно конъюнктурный характер, который может быть пересмотрен сколь угодно много раз".
"Вынужден констатировать, что внешняя политика США всегда отличалась беспринципностью", - заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM политолог
Газета "Жаманак-Ереван" назвала происшедшее с докладом Госдепа "издевательством", "очередной оплеухой", а также "холодным душем" для осканяновской политики. Это означает, что все надо начинать с нуля, пишет газета. "Фактически, не было этих долгих лет работы, правом народа НКР на самоопределение пренебрегли, зря было пролито столько крови - мир считает Нагорный Карабах оккупированной Арменией территорией".
Азербайджанские политологи: почем Карабах?
"Уже несколько лет в азербайджанской печати периодически высказываются мысли о возможности решения проблемы Нагорного Карабаха не военным путем и не методом мирных переговоров. Речь идет о вероятности выкупа оккупированных земель у армянской стороны", - пишет бакинская газета "Эхо". "Я предлагаю выкупить Карабах у Армении. Если не дадут за малые деньги, надо дать побольше. Жизнь наших молодых парней стоит дороже, чем деньги. Деньги решают все". По словам издания, такая мысль была высказана на форуме одного из популярных азербайджанских интернет-ресурсов в марте этого года. Аналогичная мысль, пишет газета, была высказана три года назад политологом Вафой Мамедовой: "Во сколько может обойтись Азербайджану война за возвращение оккупированных земель? Нельзя не осознавать, что людские потери в ходе предстоящих боев могут исчисляться и тысячами, если не десятками тысяч. Прежде чем потратить огромное количество государственных средств на отвоевание наших земель, азербайджанскому правительству следовало бы выступить с инициативой, согласно которой мы выплатим противоположной стороне конфликта определенную, очень большую сумму в обмен на приемлемое для нашей страны мирное соглашение. Например, такое соглашение могло бы предполагать обмен Нагорного Карабаха на равноценную, исторически азербайджанскую территорию в Зангезуре или же переезд желающих того армян из Нагорного Карабаха на территорию Республики Армения. Другим примером, не предполагающим такой миграции, могло бы быть удовлетворяющее Баку соглашение о Конституции Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. В таком случае центральное правительство могло бы выделить автономии огромный специальный фонд для экономического развития региона". Исполнительный директор общественного объединения "Участники имущественного рынка" Нусрет Ибрагимов говорит, что оценивать сегодня стоимость "оккупированных" армянами земель можно лишь приблизительно, исходя из цен на прилегающих к зоне конфликта территориях. "И тут цены разнятся также в зависимости от цели покупки - для строительства или под сельхозугодья. Есть также вариант полной покупки - как поверхности, так и всех подземных ресурсов. Если говорить о цене на поверхность земли близ оккупированных территорий, там 100 кв. м стоят приблизительно 1000-1500 долларов США. Это касается тех земель, которые можно использовать в туристических целях, для отдыха. На тех же территориях участки земли для сельскохозяйственных нужд можно купить по цене от 200 до 300 долларов за 1 га. Если брать эти земли в аренду, то гектар обойдется в 200-250 долларов, а на территориях городов 100 кв. м под строительство стоит порядка 80 долларов". Глава Центра мира и разрешения конфликтов
Президентские выборы в Нагорном Карабахе
Как сообщает "АрмИнфо", 23 апреля состоялось заседание Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Нагорного Карабаха, которое вел ее председатель
Газета "Азг" сообщает имя третьего кандидата в президенты НК. Это руководитель Коммунистической партии Карабаха
Имя четвертого кандидата назвала газета "Айкакан жаманак". Отмечая, что четыре представленные в парламенте Нагорного Карабаха партии - Национально-демократическая партия, "
KarabakhOpen сообщает имена еще двух вероятных кандидатов. Ходят слухи, пишет степанакертское электронное издание, что правящая демпартия все же выдвинет своего кандидата и им станет председатель Национального собрания Нагорного Карабаха
Министр иностранных дел НК