Заявления российской депутатской группы, приехавшей 30 апреля в Эстонию, по меньшей мере, странны. А по большей мере, похожи на заявления людей, страдающих раздвоением сознания. Такое мнение в интервью корреспонденту ИА REGNUM высказал сегодня, 1 мая, эксперт по вопросам регионального развития на постсоветском пространстве Сергей Артеменко.

По мнению эксперта, прежде всего непонятна сама цель визита. "Официально она декларировалась так: "довести информацию до эстонских политиков". Что уже странно - как будто эстонские политики не умеют читать, слушать и смотреть телевизор. Информация из российского МИДа по поводу ситуации в Эстонии транслировалась всеми мировыми СМИ, и не получить ее было просто физически невозможно, - считает Артеменко. - Вторая цель - "узнать мнение эстонской стороны" - тоже вызывает вопросы. Если этот тезис - правда, то придется признать, что уважаемые депутаты российской Думы абсолютно не интересуются международной политикой, поскольку свое мнение эстонская сторона выразила предельно ясно - снесла памятник "Бронзовому солдату" и начала раскопки могил".

"Что же касается уже озвученных первых итогов переговоров, проведенных в Эстонии, то вот здесь и можно говорить о раздвоении сознания, - отметил эксперт. - Как известно, 27 апреля Государственная Дума РФ единогласно приняла заявление, осуждающее действия эстонского правительства. Депутаты осудили перенос останков воинов с площади Тынисмяги в Таллине. И вот те же самые депутаты, которые 3 дня назад в едином порыве со всеми осудили перезахоронение, заявили в Таллине, что в принципе с этим согласны. Российская Дума также единогласно выступила за понижение дипломатических отношений с Эстонией вплоть до отзыва посла. А теперь из уст главы парламентской делегации в Эстонии Николая Ковалева мы слышим, что те, кто призывают к разрыву дипотношений с Эстонией, - экстремисты. Дума абсолютно единодушно рекомендовала правительству России запретить въезд на территорию РФ "тем эстонским политикам, кто запятнал себя осквернением могил". В Таллине выясняется, что те, кто принимал это заявление, уже зовут в гости "запятнавших себя" эстонских политиков. Во встрече принимали участие депутаты Кристийна Оюланд, Эйки Нестор, Марек Страндберг, Владимир Вельман, Игорь Грязин, Карель Рюйтли, Март Нутть. Среди них только Вельман голосовал против закона "О защите воинских захоронений". Остальные тогда голосовали "за" или теперь входят во фракции, инициировавшие этот закон, позволяющий снести памятник "Бронзовому солдату".

"Так когда же были искренны члены российской делегации? Когда голосовали за общее заявление в Москве? Или во время международных встреч в Таллине? - обратил внимание эксперт. - Более того, если верить эстонским СМИ, едва ли не большую часть времени на переговорах российская делегация пыталась оправдаться за якобы беспорядки около эстонского посольства в Москве. Так зачем депутаты ехали в Таллин - чтобы потребовать ответа от эстонской стороны, оскорбившей память и честь героев Второй мировой войны, или чтобы обсудить поведение российских молодежных движений?!"

Сергей Артеменко напомнил, что в конце прошлого года состоялась не менее странная поездка делегации ГосДумы РФ. Тогда российские депутаты встретились с премьером так называемого "временного правительства" Косово Агимом Чеку, которого официально Россия не признавала.

Как ранее сообщал ИА REGNUM, 26 апреля полиция с применением силы разогнала людей, собравшихся в Таллине на площади Тынисмяги с протестом против сноса "Бронзового солдата". В ночь на 27 апреля правительство Эстонии приняло решение о демонтаже памятника, и на рассвете он был снесен. 28 апреля на площади начаты раскопки захороненных останков солдат второй мировой войны. 29 апреля, министр обороны Эстонии сообщил о том, что 8 мая "Бронзовый солдат" будет открыт на новом месте.

Напомним также, что 26 апреля в Таллине начались массовые ночные беспорядки. По официальным данным полиции Эстонии, 26-28 апреля были задержаны около 1000 человек, большинство из них в настоящее время отпущены. Задержанные рассказывают о жестоком обращении с ними, однако официальные представители полиции опровергают эти данные.