В своем Ежегодном послании Федеральному Собранию, озвученном 26 апреля, президент России Владимир Путин обозначил необходимость создания транспортной артерии между Каспийским и Черным морями. Это, по словам президента, "не просто даст выход прикаспийским государствам в Черное и Средиземное море, то есть в Мировой океан, а качественно изменит их геополитическое положение, позволит им стать морскими державами".

По мнению директора института эффективного управления "Система" Дмитрия Савельева, более эффективным путем решения этой задачи будет не строительство второй линии Волго-Донского канала, как сказал в своем послании президент, а строительство канала "Евразия".

В комментрарии ИА REGNUM Дмитрий Савельев сказал:

"Сегодня формирование евроазиатских транспортных коридоров фактически нацелено на вытеснение России из числа серьезных транзитных держав. Это, в частности, проект "ТРАСЕКА" ( Европа - Черное море - Грузия - Азербайджан - Каспийское море - Туркмения - восточное побережье Китая, политика диверсификации транзита углеводородного сырья из каспийского региона в обход России через Азербайджан, Грузию, Турцию и другие).

Транспортная изоляция России означает существенный ущерб для экономики страны и сокращение рычагов воздействия в геополитических вопросах. Между тем, юг России представляет собой пересечение основных путей из Азии в Европу и с юга на север. Всем прикаспийским государствам крайне необходим надежный путь, связывающий Каспийское море с Мировым океаном. Волго-Донской канал сегодня практически исчерпал свои мощности, а поток грузов по европейско-азиатскому коридору все нарастает. Важнейшая задача - максимально использовать Каспий в качестве международного транспортного коридора. Это, возможно, если будет создан более короткий и дешевый, по сравнению с существующим, маршрут, соединяющий Каспий с Азово-Черноморским бассейном. В наличии недорогого и надежного пути между Европой и Азией заинтересованы не только европейские страны и непосредственно прилегающие к Каспию государства, но и другие страны Азии и, прежде всего, Китай. Каспийский водный путь (через территорию Ирана) сегодня рассматривается как наиболее удобный и для Армении, находящейся в транспортной блокаде.

Транспортная система юга России в перспективе может создать серьезную конкуренцию проекту "ТРАСЕКА" и планам транзита нефти и газа в обход России. Канал "Евразия" должен стать необходимой составляющей российского фрагмента единого транспортного коридора Европа - Азия. Он позволит кратчайшим водным путем соединить Азию с Европой и интегрировать российскую воднотранспортную систему в международную транспортную систему стран Каспийского, Черноморского и средиземноморского бассейнов. Формирование и функционирование такой транспортной артерии может обеспечить необходимые условия для долговременного стратегического партнерства России и всех заинтересованных стран в Европе и Азии. При наличии нового канала Россия приобретет очевидные преимущества во взаимоотношениях не только с близлежащими регионами, но и во влиянии на систему взаимоотношений Европы и Азии в целом.

Южный федеральный округ сегодня из внутренней территории превратился в приграничный и в силу своего географического положения становится основной территорией, на которой будет формироваться Южный транспортный трансконтинентальный коридор. Уже сегодня наблюдается возрастание стихийных грузопотоков через этот макрорегион. Создание коридора, соответствующего современным техническим и организационным требованиям обеспечит движение трансконтинентальных грузов и позволит также оптимизировать грузопотоки внутри страны.

Новый водный путь Азов - Каспий существенно улучшит транспортное обслуживание международных связей, создаст благоприятные условия для привлечения на национальные транспортные коммуникации транзитных перевозок, повысит конкурентоспособность российских товаропроизводителей и транспортных предприятий на мировых товарных и фрахтовых рынках. Сегодня основной обмен товарами между Европой и Азией осуществляется по океанским маршрутам, вокруг материка. При этом доставка груза занимает от 1,5 до 2 месяцев. При создании транспортного коридора удастся сократить время доставки до 10 дней. Экономический эффект от эксплуатации Россией международного водного транспортного коридора не подлежит сомнению.

Предполагается, что транспортный коридор пройдет по трассе: Каспийское море - реки Кума, Восточный Маныч, Западный Маныч - Азовское море. В концевых частях возможны варианты выхода в Каспийское море на участке от Кизлярского залива до проектируемого порта Лагань, в Азовское море - на участке от порта Азов до порта Ейск.

По моему мнению, преимущества проекта "Евразия" перед проектом по строительству второй линии Волго-Донского судоходного канала очевидны: во-первых, его наименьшая протяженность: 700 км, в то время как Волго-Донского - 1500, во-вторых - грузопропускная способность канала (45 млн тонн) более, чем в 3 превысит возможности второй линии Волго-Донского канала - 16 млн тонн, в-третьих, количество шлюзов, которое должно быть построено на канале "Евразия" - 6, а не 18, как на второй линии Волго-Донского. Кроме того, минимальная ориентировочная стоимость проекта "Евразия" - 4,5 млрд евро, в то время, по заключениям экспертов, строительство второй ветки Волго-Донского канала обойдется в 5 млрд евро, то есть на 500 млн евро дороже.

Преимущества для России, в случае реализации проекта "Евразия", я считаю, очевидны. В случае поддержки Евросоюзом и странами Азии, в том числе, входящими в Шанхайскую организацию сотрудничества, Россия может рассчитывать на крупномасштабные инвестиции для его реализации. Россия получит уникальный водный путь с продленной навигацией, важный с геополитической точки зрения, на него будут направлены грузопотоки стран ЕС, ШОС, Азиатско - Тихоокеанского региона.

Реализация проекта как объекта международной кооперации позволит активизировать роль Российской Федерации в международных организациях, а также в рамках Соглашения о важнейших внутренних водных путях международного транспортного пространства. Идея реализации проекта заставит инвесторов задуматься о целесообразности безальтернативного в настоящее время финансирования проекта "ТРАСЕКА". Осуществление широкомасштабного проекта судоходного канала практически круглогодичной эксплуатации в Южном федеральном округе России позволит существенно улучшить социальную, экономическую ситуацию в регионе (республика Калмыкия, Ставропольский и Краснодарский края, Дагестан, Ростовская область и другие) путем создания большого количества рабочих мест на длительный период времени, снижения социальной напряженности. Реализация проекта канала позволит внедрить самые современные инновационные технологии в процессе его строительства и эксплуатации, принесет ощутимую прибыль от транзитных транспортных услуг. Необходимость создания современного специализированного флота для эффективной эксплуатации в условиях международных перевозок по внутренним и внешним водным путям будет способствовать развитию отечественной судостроительной промышленности.

Строительство нового канала позволит обеспечить пропуск дополнительного грузопотока, ожидаемого и связи с наметившимся в последние годы ростом промышленного производства в Российской Федерации и соответствующим увеличением перевозок промышленных и сельскохозяйственных грузов водным транспортом внутри страны. Возрастет надежность и безопасность воднотранспортных связей Каспийского и Азово - Черноморского бассейнов по параллельным направлениям".

Справка: Институт эффективного управления "Система" зарегистрирован в Ростове-на-Дону в августе 2003 года. Его основные цели и задачи - исследования и научная деятельность, научно-исследовательские разработки в области общественных наук, разработка программного обеспечения и издательская деятельность.

В числе экспертов института - ректор Пятигорского университета Виктор Казначеев, зав. кафедрой регионоведения ИППК РГУ (ЮФУ) Игорь Добаев, доктор технических наук, зав.кафедрой ДГТУ Олег Полушкин и другие.