Приднестровское урегулирование: лед тронулся? Косовский прецедент: "непризнанными считаются лишь государства, стоящие на пророссийских позициях". Экономика: "в республике укореняется бедность".

Приднестровское урегулирование: лед тронулся?

"В вопросе урегулирования молдово-приднестровского конфликта политики из европейских стран предлагают молдавским властям рецепт: Молдавии надо привлечь Приднестровье чем-то хорошим, - пишет ИА "Ольвия-пресс". - К примеру, высоким уровнем жизни или гражданской свободой. Но сами же эти политики и признают: Молдавии, где половина людей ищет лучшую жизнь за границей и где политические репрессии - это обычное дело, такой Молдавии нечего нам предложить... Этот рецепт - о том, чтобы чем-то привлечь приднестровцев, - сегодня используют по-другому. Высокий уровень жизни молдавская власть обещает для тех, кто согласен помочь Кишиневу в "реинтеграции". Многие годы на деньги западных фондов в Приднестровье пытались создать целую сеть неправительственных структур - НПО. По уже отработанной схеме, это первый этап для "цветной революции". Власти Молдавии дают понять, что отныне такая работа получит поддержку на государственном уровне... Сегодня посольства и фонды Запада работают в Тирасполе не только с НПО. Одна из важных целей - журналисты. Любой журналист - это возможность влиять через прессу на массовое сознание. Для Молдавии и Запада привлечь к себе работников пера было бы важным шагом в информационной войне... Насколько поможет такая стратегия западным спонсорам и Кишиневу? Купить можно нескольких, но вряд ли они сумеют найти понимание в обществе. Работу внутри Приднестровья молдавские власти и Запад ведут уже многие годы. Но революция по-кишиневски у них не сложилась. О том, что деньги на "приднестровскую революцию" - это бесперспективная трата, все больше говорят и на Западе".

Оппозиционная "Новая газета" пишет: "Как видят перспективу урегулирования официальные структуры вроде МИД ПМР - неизвестно. Наши дипломаты с завидным постоянством игнорируют мероприятия, где надо вступать в полемику. К тому же после отставки трех замминистра внешнеполитическое ведомство ПМР серьезно ослаблено".

"Министр реинтеграции Молдавии Василий Шова обрисовывает три сценария развития нелегкой по обе стороны Днестра жизни, - продолжает издание. - Первый: в ближайшие недели начать обсуждать конкретную модель урегулирования. Второй: переговоры продолжать ни шатко, ни валко, и стабильность будет чисто внешняя. Третий: конфликт будет откровенно и накрепко заморожен, на многие годы, до новой благоприятной для его разрешения ситуации... Министр допускает уже в 2007 году серьезный прогресс, подчеркивает позитивную роль США и ЕС, заинтересованность в урегулировании Украины и ОБСЕ. Отсутствие же "прорыва" он увязывает с "внешним фактором" внутри формата "5+2" [Молдавия, Приднестровье - стороны, Россия, Украина, ОБСЕ - посредники, Евросоюз и США - наблюдатели. - прим. ИА REGNUM]. Василий Шова конкретно говорит о том, что есть надежда, что сдвиг в переговорном процессе будет в апреле-мае текущего года". ("Новая газета")

Оппозиционная политическая газета "Человек и его права" пишет: "Как и положено по весне, лед все-таки тронулся. С первым теплом оттаивает многолетний замороженный молдово-приднестровский конфликт. Во всяком случае, почти все участники переговорного процесса в формате "5+2" приходят к выводу о необходимости возобновления переговоров с целью выработки взаимоприемлемого соглашения при сохранении территориальной целостности Республики Молдова, обеспечения надежных гарантий для граждан Приднестровья, на основе норм международного права, с учетом законных интересов великих держав".

Газета отмечает: "Тирасполь намерен посетить специальный представитель действующего председателя ОБСЕ, бывший председатель европейского парламента Хосеп Борель. Его целью являются не только поиск, но и нахождение взаимоприемлемого варианта урегулирования... Этой же проблеме посвящает свои усилия и верховный представитель Европейского союза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана. Высказывает надежду на достижение соглашения с Россией по урегулированию конфликта в Приднестровье: "Я надеюсь, что мы сможем прийти к соглашению с РФ, которая будет подтверждена в мае по случаю нашего саммита с Россией. У нас теперь есть новый план, чтобы достичь этого при большой вовлеченности обеих сторон, в частности правительства Украины". ("Человек и его права")

Газета "Приднестровье" цитирует президента республики Игоря Смирнова: "Приднестровье не выходило из переговорного процесса. Еще осенью 2001 года именно Молдавия официально прервала переговоры с Приднестровьем. И несмотря на неоднократные попытки, как с нашей стороны, так и со стороны посредников, возобновить полноценный переговорный процесс так и не удалось. В этих условиях консультации велись только в рамках "постоянного совещания" в формате "5+2", однако в феврале прошлого года Молдавия сорвала и его работу".

"Приднестровская сторона всегда выражала готовность к возобновлению диалога, но только на равноправной основе и при соблюдении всех ранее достигнутых соглашений и договоренностей, - продолжил Игорь Смирнов. - Сейчас отсутствуют условия для реального возобновления политического диалога, так как Молдавия не выполняет ни один из ранее подписанных документов. Кроме того, для предотвращения всяческих попыток по экономическому удушению республики приднестровская сторона считает необходимым подписание так называемого "транзитного протокола". ("Приднестровье")

Справка ИА REGNUM: Цель подписания транзитного протокола заключается в разрешении таможенно-пограничного кризиса в Приднестровье, вызванного введением новых таможенным правил на молдавско-украинской границе. Напомним, в соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Приднестровские товары отныне могут пересекать украинскую границу только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты. Приднестровье расценило действия Украины и Молдавии как экономическую блокаду. В соответствии с транзитным протоколом Приднестровье сможет осуществлять самостоятельную внешнеэкономическую деятельность на основе Московского меморандума 1997 года, но в то же время она будет транспарентна для стран-участниц, стран-посредников и стран-наблюдателей в переговорном процессе по вопросу приднестровского урегулирования. Согласно данному протоколу, приднестровская сторона обязана будет предоставлять статистические данные о работе своих таможенно-пограничных органов России, Украине, Молдавии, США и ЕС.

Косовский прецедент: "непризнанными считаются лишь государства, стоящие на пророссийских позициях"

Газета "Сведения" пишет: "ЕС готовит широкомасштабную миссию по так называемому обеспечению стабильности в сербской провинции Косово. Еврокомиссар Олли Рен и главный дипломат ЕС Хавьер Солана подготовили по этому поводу совместный документ, который станет основой для дискуссии 27 глав министерств иностранных дел стран ЕС во время их встречи в Бремене. Согласно документу, ЕС должен взять на себя широкомасштабный контроль над юстицией, полицией, а также, возможно, над парламентскими решениями в Косово... Предполагается, что миссия ЕС продлится, "по меньшей мере, 2 года" и в ней могут принять участие страны, не входящие в ЕС. Эти мероприятия касаются того времени, когда Совбез ООН примет окончательное решение относительно будущего статуса Косово. Согласно планам Брюсселя, в Косово должны быть размещены в общей сложности от 1300 до 1500 полицейских, судей, прокуроров и таможенных служащих из ЕС. По словам Рена и Соланы, затраты на миссию оценить сложно, но в настоящее время проходит обсуждение бюджета... По их мнению, в период с 2008 по 2010 год будет потрачено от 1,3 до 1,5 млрд. евро. США готовы предоставить еще 500 млн. долларов. Рен и Солана пишут, что ЕС покроет львиную долю затрат".

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "В настоящее время имеется образец так называемого "государственного образования", в котором еще не отработаны государственные структуры, нет элементарной демократии, где грубо попираются права человека и полностью отсутствует экономическая самостоятельность... Однако этому образованию предлагается международное признание и независимость под протекторатом ООН. Примером такого "государственного образования" является Республика Косово. И хотя международным сообществом Косово не признано независимым государством, с 1999 года его территория находится под внешним управлением ООН, которое обеспечивает ему полную независимость от Сербии".

"Совершенно непризнанными считаются лишь государства, расположенные на постсоветском пространстве и стоящие на пророссийских позициях. Это Республика Абхазия, Республика Южная Осетия и Приднестровская Молдавская Республика. И хотя значительное число международных экспертов утверждают, что эти образования, в отличие от Косово, являются вполне состоявшимися государствами, обладающими эффективным госаппаратом и пользующиеся массовой поддержкой со стороны населения, Запад отказывает им в признании их государственности. Вывод может быть только один: суверенитет и независимость народам "на блюдечке с золотой каемочкой" не преподносятся. За это необходимо бороться!" (ИА "Ольвия-пресс")

"В современном мире вопрос "признавать или не признавать" вновь образованные государства - прерогатива Европейского союза и США, - продолжает ИА "Ольвия-пресс". - Вершиной признания считается соответствующая резолюция ООН. Но так как и ЕС, и ООН в последнее время лоббируют интересы одной сверхдержавы, вопрос этот настолько обострился, что остаются "непризнанными" даже такие государственные образования, у которых имеется вполне демократическая система управления, сформированы все атрибуты государственной власти, наличествует фактический суверенитет и экономическая самодостаточность и которые вполне способны самостоятельно осуществлять контроль над своей территорией и защищать себя в случае внешней агрессии. По субъективным причинам "непризнанных" лишают международного дипломатического признания, их государственных лидеров не допускают на международные форумы, а дипломатам не позволяют свободно отстаивать права своего народа, лишая тем самым целые народности возможности де-юре осуществлять свой суверенитет и независимость".

"Как утверждают многочисленные политические эксперты, мир в ХХI веке стал однополярным и неспособным справедливо решать многие проблемы, в том числе и проблемы "непризнанных государств". И неспособным оказался потому, что противостояние между Западом и Востоком максимально обострилось", - резюмирует ИА "Ольвия-пресс".

Газета "Человек и его права" пишет: "Президент ПМР Игорь Смирнов, говоря о возможности России заблокировать принятие решения по Косово, сказал: "США, по-русски говоря, начихают на это. Я все время говорю россиянам: надо так же поступать и быстрее признавать Приднестровье!"

Газета "Сведения" приводит слова министра иностранных дел России Сергея Лаврова: "Любая развязка вокруг косовского урегулирования создаст прецедент, потому что впервые пойдет речь о том, что независимость получит не составная часть бывшего союзного государства, как это произошло с Чехословакией, с Советским Союзом. Ну и проекция этой ситуации на Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье. Здесь нет какой-либо увязки, и мы не ждем, потирая руки, вот сейчас Косово отломят от Сербии и мы будем делать то же самое в отношении этих республик. Мы нацелены на развитие всесторонней связи с этими республиками, там наши граждане, мы отвечаем за их социальные проблемы, потому что никто, кроме нас, этим не занимался и не занимается".

Экономика: "в республике укореняется бедность"

Газета "Профсоюзные вести" пишет: "На пленарном заседании депутаты Верховного Совета (ВС) рассмотрели изменения и дополнения в закон "О республиканском бюджете на 2007 год". Инициатива президента была представлена в режиме законодательной необходимости. Суть законопроекта заключалась в том, чтобы создать условия для достаточного финансирования социально защищенных статей республиканского бюджета".

"Профсоюзные вести" цитируют председателя ВС ПМР Евгения Шевчука: "Это непопулярное решение, но мы были вынуждены пойти на этот шаг. На основании принятого решения дефицит бюджета будет уменьшен практически на 40 млн. долларов, по социально защищенным статьям сокращен практически до 3 млн. долларов, то есть уменьшен практически в 10 раз. Мы пошли на вынужденную меру - расходы, которые были запланированы ранее, приостановлены. Сделано это с одной лишь целью - обеспечить выплату заработной платы, пенсий, социальных пособий. Суть законопроекта заключалась в том, чтобы создать условия для финансирования социально защищенных статей республиканского бюджета. Это серьезное продвижение к тому, чтобы обеспечить финансовую устойчивость тех выплат, о которых говорилось выше. Подчеркну, что совместно с исполнительными органами власти мы и дальше будем предпринимать шаги, в том числе и по взаимодействию с Российской Федерацией, чтобы улучшить нынешнюю ситуацию".

"Учитывая недопоступления денежных средств в госбюджет по итогам января-февраля 2007 года, ситуация с финансированием социальной сферы становится критической. В республике укореняется бедность, которая, как уже очевидно мировому сообществу по опыту многих стран, является почвой для развития таких негативных и опасных явлений, как демографический кризис, рост уровня преступности, экстремизм, что, безусловно, не только не способствует развитию демократии, но и создает угрозу дестабилизации в регионе... В этих сложных условиях предпринимается комплекс мер, направленных на изыскание внутренних резервов для стабилизации экономики республики. Однако на сегодняшний день в силу продолжающегося давления на Приднестровье такие меры без дополнительной помощи не изменят кардинально ситуацию... В обращении Верховного Совета ПМР содержится просьба к Совету Федерации и Государственной Думе Российской Федерации об инициировании рассмотрения вопросов, связанных с разблокированием внешнеэкономической деятельности приднестровских экономических агентов и об оказании финансовой помощи соотечественникам и гражданам Российской Федерации, проживающим в Приднестровской Молдавской Республике". ("Профсоюзные вести")

Газета "Человек и его права" пишет: "Внешний долг Приднестровья только за газ зашкаливает за 1 млрд. 200 млн. долл. США. Не надо забывать и технический кредит, полученный в 1992-94 гг., в сумме 27 млрд. неденоминированных российских рублей. Это 30 млн. долларов, а с учетом пени за сотню перевалит. Россия эти долги не списала и не спишет. Если учесть и внутреннюю задолженность, то весь долг, наверное, зашкалит за 1,5 млрд. долл. США. А это значит, что каждый житель Приднестровья, включая грудных младенцев, должен по 3000 долл.".

"В результате махинации с перепродажей Молдавской ГРЕС мимо бюджета республики прошло более 100 млн. долл., - продолжает издание. - А ведь можно было поступить по-другому. Ее можно было спокойно отдать России бесплатно, с условием, что один энергоблок из 12 будет работать на экономику Приднестровья. Т.е. электроэнергия этого энергоблока продается Приднестровью за 50% стоимости от цены, по которой производители отпускают электроэнергию потребителям. Россия тоже ответила таким жестом и списала бы долги за газ".

"За 16 лет в Приднестровье показано, что никто не умеет налаживать эффективную работу экономики и общества на созидание, - пишет "Человек и его права". - Игорь Смирнов говорит, что мы живем не хуже, чем в Молдавии. Да, это верно, мы даже живем чуть-чуть лучше, чем в Молдавии. Тем не менее, в отличие от нас, они почти рассчитались с Россией за газ, а мы в 2006 году не заплатили ни одного цента. Куда ушли деньги? Да еще надо учитывать то, что Приднестровью досталось 40% промышленного потенциала всей бывшей Молдавской ССР, притом что проживает тут только 1/7 часть населения бывшей Молдавской ССР. Приднестровье имело самый высокоразвитый агропромышленный комплекс на территории Молдавии с 50% поливных сельхозугодий. При таких условиях мы должны жить минимум в 5-6 раз богаче, чем в Молдавии. Так что сравнивать уровни жизни жителей Молдовы и Приднестровья просто некорректно".