30 марта на очередном заседании комиссии Московской городской Думы по здравоохранению и охране общественного здоровья обсуждался вопрос об уничтожении отходов лечебно-профилактических учреждений классов Б, В и Г в городе Москве.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, на заседании отмечалось, что в настоящее время отходы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) рассматриваются как фактор риска возникновения заболеваний среди населения в силу возможного загрязнения практически всех элементов окружающей среды: воды, воздуха, почвы, а также продуктов питания, внутрибольничной среды. Потенциально инфицированные отходы медицинских учреждений представляют серьезную эпидемиологическую опасность, считают специалисты. Опасный характер медицинских отходов объясняется тем, что в них могут содержаться загрязненные острые предметы, в том числе с возбудителями инфекционных заболеваний. Кроме того, отходы могут содержать токсичные или опасные химические вещества, в том числе забракованные, фальсифицированные или просроченные лекарственные средства.

Речь идет об отходах класса Б (опасные или рискованные), класса В (чрезвычайно опасные) и класса Г (по составу близкие к промышленным). По данным, приведенным на заседании заместителем начальника Главного военного клинического госпиталя им. Н. Бурденко по научно-методической работе Василием Акимкиным, в Российской Федерации в настоящее время ежегодно образуется 0,6-1 млн тонн медицинских отходов - около 2% от общего количества отходов потребления. При этом удельный вес отходов ЛПУ, опасных в эпидемиологическом отношении, составляет 10-15%. Ежегодно только в одном многопрофильном стационаре (1400 и более коек) образуется около 200 тонн опасных в эпидемиологическом отношении медицинских отходов, а в противотуберкулезном (400-600 коек) - около 240 тонн опасных медицинских отходов, зараженных болезнетворными микроорганизмами и вирусами, констатировал Акимкин.

При этом сегодня, по данным специалистов, зачастую нарушаются требования обращения с отходами ЛПУ: это и нарушение режима дезинфекции перевязочного материала, одноразовых шприцев, отходов операционных блоков, и отсутствие достаточного количества одноразовой тары для упаковки медицинских отходов, и недостаток во многих стационарах маркированных по группам отходов контейнеров и помещений для временного хранения отходов, и отсутствие специального транспорта для перевозки опасных отходов. С учетом этих обстоятельств не вызывает сомнения то, что уничтожение отходов лечебно-профилактических учреждений классов Б, В должно производиться путем сжигания при температуре до 1200 градусов, класса Г - обезвреживанием. Причем процесс этот должен проводиться на двух уровнях: внутри ЛПУ (первичное обеззараживание) и на уровне города (централизованное уничтожение методом сжигания).

Как сообщила представитель департамента здравоохранения Москвы Валентина Цыплакова, с 2006 года в Юго-Восточном округе столицы проводится эксперимент по внедрению комплекса мероприятий, совершенствующих систему обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений. В этом пилотном проекте участвует 72 ЛПУ. Среди учреждений, участвующих в проекте, - 11 городского подчинения и 61 - окружного, включая 2 больницы, 6 диспансеров, 43 поликлиники, 7 стоматологических поликлиник, 3 родильных дома. Схема сбора и удаления отходов включает в себя подробное описание профиля отделения ЛПУ, видов отходов, мест первичного образования отходов, способов сбора, временного хранения и транспортировки отходов, используемого инвентаря, оценки количества образования отходов, необходимого количества многоразового инвентаря и расходных материалов. Подготовлена проектная документация по организации процесса сборы и обеззараживания отходов; выполнены работы по подготовке помещений к эксплуатации установок, ремонт помещений в 31 ЛПУ. Проведено необходимое обучение персонала.

Участники заседания обсудили ряд сопутствующих проблем: речь, в частности, шла о необходимости проведения дальнейших исследований: насколько опасны, к примеру, с точки зрения экологии, продукты сжигания и обезвреживания отходов ЛПУ? Не решены и другие проблемы: нормативно-правовая; транспортная; ведомственная. Участники заседания согласились с проектом решения заседания, предложенным председателем комиссии Людмилой Стебенковой. В частности, предлагается просить управление по организации обеззараживания и переработки отходов производства и потребления города Москвы о разработке инвестиционного проекта строительства двух заводов по высокотермическому уничтожению отходов ЛПУ с производительностью, достаточной для уничтожения всех отходов на территории Москвы и ближайшего Подмосковья.

По итогам заседания решено предложить рабочей группе, занимающейся этим экспериментом, изыскать из выделенных им средств деньги на оплату разработки технико-экономического обоснования строительства двух заводов. Кроме того, принято решение просить департамент земельных ресурсов столицы проработать вопрос о выделении земельных участков и выкупе земли в Подмосковье под строительство заводов, а департамент экономической политики и развития - о формировании отдельной строки в бюджете столицы на вывоз и сжигание отходов ЛПУ. По мнению Людмилы Стебенковой, поддержанному всеми участниками заседания, необходимо разработать специальную городскую целевую программу по обращению с отходами ЛПУ, в которой предусмотреть, кроме всего прочего, решение вопросов раздельной транспортной доставки отходов к местам сжигания и совместную работу лечебно-профилактических учреждений разного подчинения.