Политика. Азербайджан-Россия. Азербайджан-Грузия. Азербайджан-Армения. Карабах. Экономика.

Политика

Обнародованы итоги традиционного социологического мониторинга за 2006 год, проведенного компанией "Пульс". В опросе приняли участие 1000 респондентов по всему Азербайджану. Результаты исследования сформулированы на основе 30 вопросов, касающихся различных аспектов общественно-политической жизни страны. С итогами проведенного опроса журналистов ознакомил известный политолог, один из редакторов ежегодного отчета Расим Мусабеков, пишет "Эхо". По словам политолога, опрос показал, что в обществе есть некоторая полярность мнений, которая связана с социальным положением и возрастом рядовых граждан страны. Как и в предыдущие годы, отмечает политолог, люди озабочены тремя основными проблемами: вопрос "оккупированных" земель, безработица и бедность. В части, касающейся вопросов финансовой обеспеченности, по словам политолога, наблюдается некоторая позитивная динамика. Но опять же, предупреждает политолог, в данном случае не учитывается очевидная реакция граждан на январское повышение цен. К тому же, как отмечает Мусабеков, что бы ни говорили власти страны, результаты опроса показывают, что 8,5% респондентов пытаются выжить в столь сложных экономических условиях. Порядка 50% опрошенных лиц испытывают большие трудности. К тому же, по словам политолога, все еще велик процент граждан, которые большую часть своего заработка тратят на питание, что наглядно показывает неудовлетворительный размер доходов этой части общества. Но вопреки всему, подавляющее большинство граждан верит в необходимость серьезных реформ, даже если они протекают болезненно. Примечательно, что подавляющее большинство респондентов - 70% - видит ключ к успеху в деньгах. Непререкаемым авторитетом, согласно опросу, в обществе обладает президент страны, которому доверяют большинство респондентов. И, напротив, население с недоверием относится к остальным госструктурам, что также печально. К тому же большинство людей полагает, что ситуацию в стране в лучшую сторону может изменить только сильный лидер. Опрос также показал, что подавляющее большинство населения политически пассивно и не участвует в политической жизни страны. Вместе с тем население выступает за кадровые реформы и призывает президента быть более решительным в данном вопросе. К тому же до 60% опрошенных не приемлют каких-либо компромиссов в деле разрешения нагорно-карабахского конфликта. Наиболее дружественной Азербайджану страной, по мнению респондентов, является братская Турция. За ней следуют Россия, США и Грузия. Самой враждебной в отношении Азербайджана абсолютное большинство респондентов считают Армению. На втором месте - Российская Федерация.

Отношения между Азербайджаном и США носят стратегический характер. Об этом заявил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров в интервью радиостанции "Голос Америки". Эти отношения были заложены в 1994 году с началом энергетических проектов, а впоследствии охватили сферы безопасности, экономики, урегулирования карабахского конфликта, проведения в Азербайджане политических и экономических реформ, регионального сотрудничества. Во всех указанных сферах достигнут существенный прогресс. "Запущен нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, Азербайджан успешно завершил первый этап Оперативного плана индивидуального партнерства (IРAР), экономические связи охватывают все более широкие связи, и реформы в Азербайджане показывают лидерство нашей страны в регионе", - сказал Мамедъяров. Комментируя позицию США по карабахскому урегулированию, Мамедъяров подчеркнул, что во всех официальных заявлениях Вашингтона по данному вопросу подчеркивается поддержка территориальной целостности Азербайджана. "Это пример уважения со стороны США норм международного права. Для достижения урегулирования конфликта необходимо, чтобы Америка более настойчиво доводила свою позицию до Армении и настаивала на урегулировании конфликта только в этих рамках", - сказал Мамедъяров. На вопрос, поддерживает ли Азербайджан политику США в отношении Ирана, Мамедъяров ответил так: "Мы не хотим новых конфликтов в регионе и настаиваем на разрешении вопроса дипломатическими средствами. Новый конфликт в регионе может обернуться катастрофой". Комментируя отчет Госдепа США о правах человека в Азербайджане, Мамедъяров сказал: "Мы каждый год знакомимся с отчетами и доводим до сведения официальных лиц США свою позицию. Некоторые моменты в отчетах для нас важны, в определенных сферах мы активизируем нашу деятельность. Бывают и моменты, с которыми мы не согласны, и о них тоже мы открыто заявляем Госдепартаменту", - сказал Мамедъяров. Министр не дал однозначного ответа и на вопрос, будет ли обсуждаться в ходе его визита в Америку вопрос о Транскаспийском газопроводе. Как производитель энергетических ресурсов и как транзитная страна, Азербайджан является энергетическим узлом региона. Азербайджан считает важным диверсификацию транспортировки энергоресурсов, сказал министр. Касаясь участия азербайджанских военных в миротворческих операциях, он сказал, что пока Азербайджан не считает нужным увеличивать численность своих контингентов. "Наши миротворцы служат вместе с американскими силами. Мы успешно выполняем возложенную на нас миссию, и с этой точки зрения в резком увеличении численного состава необходимости нет", - сказал Мамедъяров. ("Туран")

Военно-политическое сотрудничество между США и Азербайджаном находится на высоком уровне и его нужно сохранить. "Если говорить о препятствиях, то надо упомянуть усилия армянского лобби в Конгрессе, прилагаемые с целью затормозить двустороннее сотрудничество. Мы хотели бы, чтобы Конгресс США при рассмотрении вопросов военной помощи и военного сотрудничества руководствовался не внутренними политическими моментами, а реальными возможностями Азербайджана и статусом взаимоотношений с США", - сказал Мамедъяров.

11 межгосударственных и межправительственных соглашений, охватывающих различные сферы сотрудничества между Таджикистаном и Азербайджаном, было подписано 15 марта в Душанбе в рамках официального визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Таджикистан. Все документы подписаны в ходе расширенного заседания с участием двух делегаций, которое началось сразу же после встречи президентов Таджикистана и Азербайджана Эмомали Рахмонова и Ильхама Алиева. Среди подписанных документов - Договор о дружбе и сотрудничестве, соглашения о безвизовых поездках граждан двух стран, о взаимных инвестициях, о торгово-экономическом сотрудничестве, о сотрудничестве в области культуры и искусства, в области туризма, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации. Также были подписаны Соглашения о сотрудничестве в области международного автомобильного сообщения, в области железнодорожного транспорта и о воздушном сообщении. (ИА "АзерТАдж")

16 марта правительство Азербайджана отчиталось перед парламентом, сообщает ИА "Финэко". Премьер-министр Артур Расизаде выступил в парламенте с отчетом о деятельности кабинета министров Азербайджана в 2006 году, направленной на социально-экономическое развитие. Как заявил Расизаде, с 2003 года начался новый этап экономической политики Азербайджан. "В 2003-2006 годы экономическое развитее осуществлялось более высокими темпами, наблюдалось развития регионов и ненефтяного сектора, укрепление энергетической безопасности, решались проблемы безработицы. В этот период суммарные инвестиции в экономику Азербайджана составили $14 млрд. По оценкам международных финансовых институтов и ведущих банков, Азербайджан в настоящее время является одной из динамично развивающихся стран мира", - сказал Расизаде. В 2003-2006 гг. объем ВВП Азербайджана вырос в 1,3 раза, валовой доход на душу населения - в 2,7 раза, номинальные денежные доходы населения - в 1,8 раза, среднемесячная заработная плата - в 2 раза, социальные расходы госбюджета - в 3 раза, государственные инвестиции - в 7,8 раз, бюджетные доходы - в 3 раза. "В 2006 году правительство Азербайджана начало проведение реформ пенсионного обеспечения, внедрило адресную социальную помощь и ипотечное кредитование. Удалось провести комплекс мер по сдерживанию инфляции, благодаря чему она составила 8,3%, не выйдя из однозначных значений, как и планировало правительство", - отметил Артур Расизаде.

НАТО планирует задействовать один из азербайджанских аэропортов для афганской кампании, заявил по итогам свого визита в Баку заместитель генерального секретаря НАТО и специальный представитель по Южному Кавказу Роберт Симмонс, пишет "РеалАзер". "Один из аэродромов Азербайджана, возможно, будет официально служить для переброски военных сил НАТО в Афганистан", - отметил он. Симмонс подчеркнул, что Азербайджан пока не предпринимает значимых шагов по вступлению в НАТО и предпочитает взаимное сотрудничество в рамках Плана индивидуального партнерства. По словам Симмонса, уже закончился первый этап сотрудничества, который длился 2 года и охватывал "общественную дипломатию, общие ценности, настойчивые реформы и чрезвычайное, гражданское планирование". Заместитель генсека НАТО отметил, что в ближайшее время в Брюсселе подведут итоги первого и приступят к планированию второго этапа. Симмонс подчеркнул, что командование альянса приветствует участие Азербайджана в миротворческих операциях в Косово, Афганистане и Ираке. По его словам, в блоке были бы рады увеличению числа азербайджанских миротворцев в Афганистане. Он также заявил, что альянс не планирует проведение тех или иных военных действий в Иране.

В ближайшее время руководство НАТО планирует подписать новый План действий индивидуального партнерства с Азербайджаном. Об этом 15 марта сообщил специальный представитель генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу и Центральной Азии Роберт Симмонс во время встречи с министром обороны Азербайджана Сафаром Абиевым. Симмонс сказал, что верит в то, что этот план будет более совершенным с точки зрения общенациональных интересов Азербайджана. "Реформы, проводимые в Вооруженных силах Азербайджана, радуют меня как представителя НАТО", - добавил Симмонс. Абиев отметил, что система образования Вооруженных сил Азербайджана полностью работает по стандартам НАТО. ("Медиафорум")

Исламская демократическая партия Азербайджана (ИДПА) выражает протест против призывов к закрытию религиозных организаций и политических партий в стране. Об этом заявил председатель партии Таир Аббаслы. В последнее время некоторые представители власти заявляют о том, что в Азербайджане нет никакой необходимости в религиозных партиях и организациях, и говорят даже о необходимости внесения изменений в Закон "О религиозной свободе". Председатель ИДПА вместо этого предлагает закрыть в стране дискотеки и бары. Аббаслы также отметил, что правительство может воспользоваться помощью организаций исламской направленности для предотвращения возможных провокаций, которые могут совершить миссионерские организации, прибывающие в Азербайджан из-за рубежа. ("525-я газета")

15 марта новый глава бакинского офиса ОБСЕ Хосе Луис Херреро Ансола провел свою первую пресс-конференцию. Бакинский офис ОБСЕ продолжит сотрудничество с правительством Азербайджана с целью выполнения принципов и обязательств в разных областях, заявил Ансола, передает ИА "Туран". В военно-политической сфере предполагается продолжить реализацию программы содействия и сотрудничества полиции. Также намечена реализация программы по укреплению экологической безопасности и уничтожению или утилизации ракетного топлива (меланж). Наконец, третьим направлением станет поощрение связей между гражданским обществом и военными с целью установления демократического контроля над Вооруженными силами. В области экономики и охраны окружающей среды офис будет уделять приоритетное внимание диверсификации экономики и созданию благоприятного бизнес-климата в стране. ОБСЕ намерена работать и в области прав человека. ОБСЕ также будет поддерживать реформы системы мест предварительного заключения и продолжит программы содействия в области борьбы с торговлей людьми. Бакинский офис ОБСЕ планирует вместе с правительством Азербайджана и Советом Европы заняться исполнением рекомендаций Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ ОБСЕ) по совершенствованию избирательной практики, выдвинутых после парламентских выборов 2005 года. В центре внимания ОБСЕ будут оставаться также вопросы регистрации НПО и развитие политических партий. "Мы будем поддерживать развитие форумов НПО и создания их сети совместно с НПО других стран", - сказал Херреро Ансола. В сотрудничестве с представителем ОБСЕ по свободе СМИ бакинский офис намерен отслеживать процесс исполнения законодательства в области СМИ и представить рекомендации по полному обеспечению свободы прессы. Бакинский офис готовит инициативы по повышению уровня знаний и способностей пресс-служб правительственных структур. По словам Херреро Ансолы, бакинский офис ОБСЕ будет пристально отслеживать ситуацию в области свободы медиа. На вопрос, какова реакция правительства на предложение ОБСЕ об отмене уголовного наказания за клевету, Ансола сказал, что официальный Баку пока еще не дал ответа на это предложение. При этом Ансола выразил надежду на то, что, если даже новый закон о клевете не будет принят, на практике уголовное преследование журналистов применяться не будет. Выражая отношение к возможному посредничеству бакинского офиса между властью и оппозицией, Ансола сказал, что при обоюдном желании ОБСЕ готова поддержать такой диалог. Дипломат признал наличие проблем и в области свободы собраний. По словам Ансола, при наличии политической воли вопрос о проведении митингов можно решить. Данный вопрос актуализируется в период президентских выборов 2008 года, и ОБСЕ повысит к нему внимание, отметил Ансола.

13 марта президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов позвонил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву и выразил стремление развивать азербайджано-туркменские отношения. Если сторонам удастся решить проблемы размежевания на Каспии и долга Азербайджана за поставки туркменского газа до 1998 года, транскаспийский транзит газа может стать реальностью, передает ИА "Финэко". Проблема размежевания связана с разной методикой проведения "срединной линии". По туркменской методике, к сектору этой страны должны отойти не только перспективная структура "Кяпаз" ("Сердар"), но и часть разрабатываемого консорциумом АМОК (Азербайджанская международная операционная компания) во главе с British Petroleum (BP) нефтяного месторождения "Азери".

Азербайджан-Россия

Из интервью посла России в Азербайджане Василия Истратова газете "Эхо":

"Совсем недавно завершился Год России в Азербайджане. И именно в конце 2006 года было объявлено о новых антимиграционных мерах в России и прекращении закупок российского газа Азербайджаном. Тогда же в зарубежных СМИ появились оценки, что к моменту окончания Года России в Азербайджане отношения двух стран стремительно идут вниз, и приводили в основном отказ Азербайджана от импорта российского газа и антимиграционные меры в Москве. Согласны ли вы с такими оценками?

С такой оценкой никто не согласится. Что касается антимиграционных мер, то и многие официальные представители Азербайджана, в частности посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюльоглу, постоянно говорили, что эти меры не имеют антиазербайджанского подтекста, не направлены против Азербайджана, и никаких тяжелых последствий мы не наблюдаем. Что касается газа, то отход от де-факто субсидируемых цен на газ - это, по большому счету, плюс во взаимоотношениях, потому что на каком-то этапе от них все равно отходить приходится, и если это будет в перспективе, то теоретически сохраняется риск, что кто-то кого-то обвинит в политическом давлении. А когда этот переход произошел, то никакого риска нет. И теперь я с интересом ожидаю, каким у нас окажется товарооборот, и пока, за первые месяцы, есть ощущение, что наши экономические связи не пострадали. А в целом мне, конечно же, хотелось бы, чтобы наши отношения активнее развивались по восходящей, но я не вижу, чтобы они стремительно ухудшались.

Насколько серьезной проблемой для России в Азербайджане являются ее же отношения с Арменией, которые вызывают в Баку весьма негативную реакцию? В частности, существование российской базы в Армении?

Конечно, проблема есть. Но в этом, условно говоря, "треугольнике" есть одно различие. Россия хотела бы иметь хорошие отношения и с Азербайджаном, и с Арменией. Но в Азербайджане по-другому: здесь считают, что чем лучше отношения Москвы с Баку, тем хуже должны быть ее отношения с Ереваном. И наоборот, подозреваю. Это такое объективное противоречие, которое мешает улучшению отношений на обоих направлениях. Поэтому чем скорее Азербайджан и Армения смогут решить свои вопросы, тем проще нам будет строить отношения и с Арменией, и с Азербайджаном. И это относится не только к России.

Лет пятнадцать назад, когда Турция только начинала осваивать постсоветское пространство, многие иронизировали по поводу того, что лицеи, газеты и трансляция телеканалов - не те вопросы, на которых можно сделать серьезную политику. Сегодня уже в активе отношений с Турцией - трубопровод Баку-Джейхан. А фокус отношений России со странами СНГ смещается в сторону гуманитарного сотрудничества: мы говорим о Годе русского языка, об учебниках, о днях культуры куда больше, чем об инвестициях и сотрудничестве в политической сфере, хотя вначале упор делался на политику и экономику...

Не помню, были ли в России заявления, что при помощи гуманитарной сферы Турция ничего не добьется, точно так же, как не стал бы называть Баку-Джейхан турецким проектом - это скорее азербайджанский проект. И не думаю, что в начале девяностых упор делался на политику и экономику - экономические отношения рвали с обеих сторон, гуманитарные тоже скорее разрывали, и не сказал бы, что политические отношения были "на марше". А то, что сейчас эти связи заметны, это радует. Другое дело, что не так заметны экономические связи, хотя они есть, и если проанализировать статистику, то она весьма серьезна. К тому же статистика отражает далеко не все: если удастся вытащить экономические связи из "серой зоны", цифры окажутся еще более внушительными". ("Эхо")

Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) во втором квартале 2007 года не возобновит транспортировку нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск, прекращенную в январе 2007 года. Как сообщил ИА "Финэко" вице-президент ГНКАР Эльшад Насиров, возобновление экспорта по этому трубопроводу зависит от потребления энергоносителей в Азербайджане. "Если спрос на энергоносители снизится и нам потребуется меньше нефти для переработки, мы можем возобновить экспорт", - сказал Насиров. Экспорт был прекращен в связи с дополнительным спросом на мазут внутри страны после отказа от импорта газа из России по цене $235 за 1 тыс. кубических метров. "Баку-Новороссийск сейчас используется за счет нефти с "Азери-Чыраг-Гюнешли" (консорциум АМОК)", - сказал Насиров. С 1997 года по трубопроводу было прокачано 85 млн. тонн нефти.

"Проект прокладки альтернативного Баку-Тбилиси-Джейхан трубопровода, инициированный Россией, никак не повлияет на БТД", - заявил министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев, передает АПА. По его словам, Россия опоздала со строительством альтернативного трубопровода. "Об этом говорил сам президент Владимир Путин. Это запоздалый шаг, который никак не скажется на перспективах БТД".

В Баку идет подготовка к открытию центра по изучению русского языка, сообщил представитель Росзарубежцентра, советник российского посольства Игорь Жуков. По его словам, помощь в открытии центра оказывают Министерство иностранных дел России и посольство этой страны в Азербайджане. В настоящее время идут поиски места для центра, сообщает АПА. Жуков сообщил, что планируется открытие центра в Баку, а затем в районах. Открытие центров изучения русского языка осуществляется в рамках Года русского языка в мире.

Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК) обратилась к Азербайджану с просьбой о заключении договора на продолжение вещания Первого канала и РТР. Об этом сообщил начальник финансового и инвестиционного отделов ПО "Телерадио" Вагиф Султанов, передает АПА. По его словам, поскольку Национальный совет телевидения и радио (НСТР) Азербайджана вынес решение о прекращении трансляции каналов в Азербайджане с 1 июля, ПО "Телерадио" предложило российской стороне заключить договор до этого срока. Пока российская сторона не ответила на предложение. Султанов отметил, что Россия не протестует против решения Нацсовета о прекращении вещания российских телеканалов в Азербайджане. По его словам, возобновление трансляции возможно лишь после переговоров между Национальным советом телевидения и радио и соответствующей структурой России. Султанов сообщил, что смотреть указанные каналы можно будет посредством спутниковой антенны. В настоящее время вещание осуществляется на основании договора, заключенного в начале 2006 года. Ни Первый канал, ни РТР не имеют задолженности перед Азербайджаном за предыдущие годы.

АПА напоминает, что Национальный совет телевидения и радио вынес решение о прекращении трансляции Первого канала и РТР в Азербайджане с 1 июля. В качестве причины указывается правило, согласно которому иностранные каналы могут вещать на территории страны лишь через спутник или по кабельному телевидению.

Азербайджан-Грузия

16 марта группа членов политического движения "Путь Азербайджана" провела несанкционированную акцию перед посольством Грузии в Азербайджане. Участники акции протестовали против закрытия азербайджанских школ в Грузии и нарушения прав азербайджанских граждан этой страны. Участники акции выступили с лозунгами "Защитить образовательные права азербайджанцев в Грузии!", "Руководство Грузии, прекратите дискриминацию!". В конце акции была зачитана резолюция, которая затем была предоставлена посольству. Пикет прошел без инцидентов. ("РеалАзер")

Информация о закрытии в Грузии 42 азербайджанских школ не соответствует действительности, и посольство не располагает такой информацией. Об этом сообщил пресс-атташе посольства Грузии в Азербайджане Мамука Балавадзе, комментируя заявления политического движения "Путь Азербайджана", озвученные на пикете, устроенном перед зданием посольства. Посольство приняло резолюцию пикетчиков и намерено обратиться в соответствующие структуры Грузии за разъяснениями, отметил дипломат. ("Тренд")

15 марта члены грузинской партии "Картули Даси" ("Наша Грузия") провели акцию протеста перед посольством Азербайджана в Грузии, сообщает АПА. Участники акции заявили, что, по имеющейся у них информации, монастырь Давида Гареджи, расположенный на азербайджано-грузинской границе, будет передан в совместное пользование. Лидер партии Джонди Багатурия, заявивший о том, что территория монастыря принадлежит Грузии, отметил, что грузинское правительство уступит монастырь Давида Гареджи Азербайджану в обмен на газ и железную дорогу Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. Он подчеркнул, что получил эту информацию из достоверных источников. Как сообщил пресс-секретарь посольства Азербайджана в Грузии Эльхан Полухов, участники акции не передали в дипломатическое представительство петицию. Кроме того, во время акции не были подняты плакаты. "Согласно прессе, акция была связана с монастырем Давида Гареджи. Проведшая акцию организация не обладает влиянием в Грузии. Это популистский шаг, посредством таких акций различные силы, не обладающие влиянием, стремятся завоевать популярность. Вероятнее, за этими силами стоят тех, кто хотят напряженности в азербайджано-грузинских отношениях".

Азербайджан возобновил с 18 марта поставки в Грузию природного газа с месторождения "Шахдениз" в рамках ранее оговоренной квоты в объеме 250 млн. кубометров, сообщает ИА "Тренд". Грузия получает из Азербайджана 1 млн. куб. м газа в сутки по цене $63 за тысячу кубометров. Поставки газа с месторождения "Шахдениз", операторами которого являются британская BP и норвежская Statoil, несколько раз откладывались из-за технических неполадок на первой скважине. В феврале была введена в действие вторая скважина.

Правительство Азербайджана готовится начать финансирование строительства грузинского участка железнодорожной линии Карс-Тбилиси-Баку, сообщает ИА "Финэко". Как сообщил председатель правления Международного банка Азербайджана (МБА) Джахангир Гаджиев, уже начата подготовка к выдаче грузинской стороне кредита на проведение работ. На проведение работ за счет Государственного нефтяного фонда правительство Азербайджана предоставит Грузии $200 млн. кредита сроком на 20 лет по годовой ставке в 1%. Агентом по финансированию выступит МБА, а генеральным заемщиком - специально учрежденное Министерством транспорта Грузии общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Железная дорога Марабда-Ахалкалаки". Как сообщил исполнительный директор Государственного нефтяного фонда Азербайджана Шахмар Мовсумов, средства выделяются на конкретный проект, и начало финансирования зависит от подготовки и начала реализации проекта. "Как ранее сообщалось, работы начнутся до конца года", - сказал Мовсумов. Освоение кредита рассчитано на 2007-2010 годы. Начало финансирования также связано с ратификацией парламентами двух стран рамочных и межправительственного соглашений. Для оперативного управления работами создана государственная комиссии в составе министра транспорта Зии Мамедова, первого заместителя министра финансов Ильгара Фати-заде, заместителей министра иностранных дел Халафа Халафова, экономического развития Ниязи Сафарова, исполнительного директора Нефтяного фонда Мовсумова, начальника управления Азербайджанской государственной железной дороги Арифа Аскерова, председателя правления МБА Гаджиева. Проект создания железнодорожного транспортного коридора Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку включает строительство железнодорожной ветки Карс-Ахалкалаки протяженностью 98 км, из которых 68 км приходится на долю турецкой, 30 км - грузинской территории. Также определенная реконструкция необходима на участке Ахалкалаки-Тбилиси. Строительные работы в Турции оцениваются в $220 млн., в Грузии - в $202 млн. Как ожидается, ежегодно по ветке, которая имеет прямой выход на европейскую железнодорожную сеть, будет транспортироваться порядка 30 млн. тонн грузов.

Азербайджан-Армения. Карабах

"Высокий уровень боеспособности азербайджанской армии и высокие темпы экономического развития страны не оставляют сомнения в скором решении карабахского конфликта в интересах страны", - заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая перед общественностью Баку в связи с праздником Навруз, сообщает Day.Az. "Я нисколько не сомневаюсь, что нагорно-карабахский конфликт будет решен в нашу пользу", - подчеркнул глава государства. Ильхам Алиев заявил, что с течением времени позиция Азербайджана в этом конфликте все более укрепляется за счет успешного развития страны, а также усиления поддержки все большего числа стран и организаций. "Разумеется, все это дает нам дополнительную поддержку. Но мы опираемся, прежде всего, на свои силы. Время работает не на них, а на нас", - добавил глава государства. По словам президента, в настоящее время экономика Азербайджана в "семь раз мощнее экономики Армении", причем эта разница в развитии будет только увеличиваться за счет реализации крупных региональных проектов.

В Женеве 14 марта состоялся очередной раунд переговоров в рамках "пражского процесса" на уровне глав МИД Азербайджана и Армении. Как сообщил первый секретарь Министерства иностранных дел Азербайджана Хазар Ибрагим, Эльмар Мамедъяров и Вардан Осканян провели встречу с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ (МГ) Юрия Мерзлякова, Мэтью Брайзы и Бернара Фасье, а также личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика. "На встрече были выслушаны позиции сторон", - отметил он. По словам дипломата, на переговорах стороны изложили свои позиции, чтобы углубить их понимание. ("Туран")

"Эхо" пишет: "Стало известно, что на встрече в Женеве обсуждался документ, подготовленный сопредседателями Минской группы, в котором определяются базовые, основополагающие принципы урегулирования. По окончании переговоров Юрий Мерзляков заявил журналистам, что эти базовые принципы подразумевают решение двух основных вопросов - о выводе армянских войск из районов вокруг Нагорного Карабаха и об определении промежуточного статуса непризнанной республики до того, как состоится референдум по этому вопросу. "Мы работаем над таким промежуточным статусом, который бы, оставляя ситуацию такой, какая она де-факто есть, позволил бы Нагорному Карабаху иметь контакты с международными организациями, для участия в которых не требуется правосубъектности", - сказал Мерзляков. По мнению сопредседателей, вопрос возвращения беженцев армянская и азербайджанская стороны должны обсуждать напрямую между собой. Встречи на уровне глав МИД Армении и Азербайджана являются подготовкой встреч на уровне президентов двух стран, напомнил Мерзляков. По его словам, следующая встреча президентов возможна не ранее июня этого года - после завершения парламентских выборов в Армении, намеченных на 12 мая. В свою очередь глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров ранее заявлял, что между Азербайджаном и Арменией в вопросе урегулирования конфликта остался несогласованным только один вопрос. "Как я всегда отмечал, в процессе карабахского урегулирования есть 8-9 принципов, большинство из которых мы согласовали. И сейчас можно сказать, что остался всего один вопрос. Если и в нем мы сможем достичь продвижения, можно говорить о каком-либо сдвиге, - сказал он. - На самом деле, в регионе есть ряд сил в нашем окружении, которые не желают решения армяно-азербайджанского конфликта. Поэтому мы сохраняем конфиденциальность переговоров".

В Женеве глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, выступая на четвертой сессии Совета по правам человека (СПП) ООН, указал в качестве яркого примера грубого попирания прав человека агрессию Армении против Азербайджана, пишет "Эхо". Министр подчеркнул, что в результате действий официального Еревана "оккупировано" до 20% территорий страны и, как следствие этого, в Азербайджане насчитывается до одного миллиона беженцев и вынужденных переселенцев. Он призвал международное сообщество не закрывать глаза на подобное "преступление в области защиты прав человека".

"Невозможно представить ситуацию, чтобы Армения вела переговоры с Азербайджаном и при этом не вводила в курс процесса Нагорный Карабах". С таким заявлением выступил перед журналистами по итогам встречи с французским сопредседателем МГ ОБСЕ Бернаром Фасье президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян. По его словам, естественно, что Нагорный Карабах информируют, и "Степанакерт" в курсе всех подробностей. "Однако в силу того, что мы непосредственно не являемся участниками переговоров, существует проблема, так как мы лишены возможности прочувствовать все те нюансы, которые имеют место в процессе переговоров", - жаловался Гукасян. А затем продолжил: оказывается, между Арменией и Нагорным Карабахом существуют как незначительные, так и серьезные разногласия по вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта. "Наверно, с моей стороны озвучивать эти разногласия будет некорректно, поскольку это наша внутренняя кухня. Но мы не теряем надежду, что по тем моментам, где наши позиции не совпадают, мы сможем убедить Армению", - отметил он. ("Эхо")

В связи с этим "Эхо" пишет: "Таким образом, очевидно, что по ту сторону линии фронта готовятся приступить к "дипломатическому шантажу" с тем, чтобы вытребовать у мирового сообщества для "карабахцев" место за столом переговоров: дескать, у Армении и армян Нагорного Карабаха позиции не совпадают и согласие одних вовсе не подразумевает автоматического согласия других. Вся соль, однако, состоит в том, что ереванским "стратегам", по всей видимости, удалось заручиться поддержкой Бернара Фасье, сопредседателя МГ ОБСЕ от Франции, чьи пресс-конференции в Баку редко обходились без скандальных заявлений и жестких перепалок с журналистами. Комментируя свои переговоры с Гукасяном, Бернар Фасье заявил, что "эти встречи надо не только продолжать, но и углублять". Затем продолжил: то, что представители Нагорного Карабаха не принимают участия в переговорном процессе, не является решением сопредседателей: "Я знаю, что в прошлом Нагорный Карабах участвовал в переговорах, но до начала моих полномочий в Минской группе эта практика изменилась. Естественно, когда речь зайдет о статусе Нагорного Карабаха, то этот вопрос не могут обсуждать без людей, живущих в Нагорном Карабахе", - заявил Бернар Фасье. После чего отметил: "Однажды, и чем раньше, тем лучше, не исключено, что и третья сторона сможет выразить свою точку зрения". По словам французского дипломата, на встрече с Гукасяном обсуждался весь комплекс важнейших вопросов, в том числе и вопрос о возвращении беженцев в места постоянного проживания. И эту проблему Фасье вновь прокомментировал, скажем так, в неожиданном ключе: мол, вопрос возвращения беженцев довольно часто обсуждается на переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, и ему придается политическая окраска, в то время как это - крайне сложный и тяжелый труд. "Для возвращения беженцев и перемещенных лиц нужно создать условия, построить дома, восстановить инфраструктуру, заняться разминированием и, самое главное, убедить людей в безопасности проживания. А то получается так, что мы, говоря о возвращении беженцев, начинаем строительство дома с крыши", - сказал Фасье. То есть все оказалось слишком близко к разглагольствованиям небезызвестного Ступишина, бывшего посла России в Армении, а теперь - одного из главных армянских лоббистов в России, который точно так же советовал не ставить вопрос о возвращении беженцев - зачем, мол, дергать людей. Понятно и другое. Формально по смыслу заявления Бернара Фасье не сильно отличаются от того, что говорят "на диктофон" и "на камеру" другие сопредседатели. Но в дипломатии все решают нюансы, а вот они у французского сопредседателя несколько иные. Как и общая окраска и "язык"... Уже очевидно, что для Азербайджана давно назрела необходимость поставить вопрос об изменении состава "тройки сопредседателей" МГ ОБСЕ. Где один из "сопредседателей" имеет с Арменией "асимметричное" военное сотрудничество, а власти другого готовятся объявить историческую правду уголовно наказуемым преступлением. И при этом гордо именуются "посредниками". И самое удивительное, что их в таком качестве готовы признать мы". ("Эхо")

"Буду настаивать на включении моего доклада по пропавшим без вести лицам на Южном Кавказе в повестку апрельской сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы". Об этом АПА сообщил докладчик ПАСЕ по пленным и пропавшим без вести на Южном Кавказе Лео Платвоет. По его словам, на следующей неделе в Страсбурге начнутся обсуждения повестки апрельской сессии. "Несмотря на то, что не являюсь членом совета, определяющего повестку, я уже встретился с рядом лиц, занимающихся процедурой. В ходе бесед я настаивал на включении моего доклада в повестку сессии. На следующей неделе встречусь с другими членами, потому что подготовленный мною доклад очень важен".

Первый секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим заявил "Эхо", что "абсолютно неверны выводы о том, что азербайджанская сторона разочаровалась в посреднической деятельности сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Азербайджан продолжал и будет продолжать работать с Минской группой для нахождения мирного урегулирования конфликта в рамках международного права и территориальной целостности нашего государства". "Касательно утверждения, что Азербайджан ищет для себя выгодного решения со стороны ООН, следует отметить, - говорит дипломат, - что одной из основных целей ООН с первого дня ее создания является установление безопасности и стабильности в мире. Поэтому абсолютно неверным является утверждение, что ООН не должна заниматься нагорно-карабахским вопросом. При всем этом следует еще раз подчеркнуть, что официальный Баку никогда не отказывался и не отказывается от посреднической деятельности сопредседателей МГ ОБСЕ". "Если армянская сторона... в случае принятия резолюции ООН находит для себя возможным выйти из переговорного процесса, то мы очень сожалеем, что позиция официального Еревана такова, - отметил Ибрагим. - Армения, как член ООН, должна всецело понимать всю ответственность, которую она несет. Обязанностью каждого члена ООН является способствование этой организации в выполнении ее целей. Поэтому мы считаем, что такая позиция Армении никак не способствует выполнению ООН своих целей. Если армянская сторона полагает, что вопросы, касающиеся агрессии, оккупации, конфликтов, не должны обсуждаться в ООН, то она, видимо, думает о создании новых международно-правовых рамок, что, к сожалению, может привести к нежелательным последствиям не только для самой Армении, но и для всего мира. Мы очень надеемся, что армянская сторона полностью осознает всю ответственность, которую она несет как член ООН и международного сообщества, и поэтому не будет либо саботировать переговоры, либо высказываться в подобном духе". "Естественно, что на нынешнем этапе Азербайджан будет вести переговоры только с Арменией, - добавил представитель МИД. - А что касается дальнейших событий, то только после вывода армянских оккупационных войск с азербайджанских территорий наступит второй этап урегулирования. Вот тогда уже центральное правительство Азербайджана, естественно, будет общаться с как армянской, так и с азербайджанской общинами Нагорного Карабаха для создания нормальных условий их будущего сосуществования".

Экономика

В 2008 году начнется экспорт азербайджанского газа в Европу, передает ИА "Финэко". Турция обеспечила возможности трубопроводного экспорта азербайджанского газа в Европу. Как заявил министр энергетики Турции Мехмет Гюлер, турецкая трубопроводная система будет готова к снабжению Европы природным газом из стран Каспия и Ближнего Востока к 2008 году. "Начиная с 2008 года любая страна, которая намеревается продавать газ в Европе, сможет поставлять его через турецкую государственную газопроводную сеть", - сказал Гюлер. Основная часть строительства газопровода Nabucco, ведущего из Турции в Австрию, закончена. "Первые поставки из Турции в Грецию начнутся в июле текущего года", - сказал Гюлер. Также закончено строительство газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум, по которому азербайджанский газ с газоконденсатного месторождения "Шахдениз" будет поставляться в Турцию. Уже с марта Турция будет получать 8,6 млн. куб. метров газа в сутки. На данный момент на газопроводе ведутся тестовые работы. Строительство турецкого участка длилось 18 месяцев.

Национальный банк Азербайджана (НБА), ведущий статистику платежного баланса, констатировал рост более чем в 1,8 раза нефтяного экспорта из страны за 2006 год. Как сказано в сообщении НБА, по данным платежного баланса, за прошлый год нефти и нефтепродуктов экспортировано на $11,999 млрд. (за 2005 год - $6,6184 млрд.) при общем экспорте из страны в $13014,6 млн. Из нефтяного экспорта $1,6 млрд. пришлось на нефтепродукты и $10,4 млрд. - на сырую нефть. Основным экспортером нефти остается консорциум "Азербайджанская международная операционная компания" (АМОК) - $9,9 млрд. Из экспорта АМОК $1631,3 млн. составила прибыль Азербайджана, $8,2 млрд. - иностранных пайщиков. Национальный производитель нефти, ГНКАР, и прочие производители экспортировали ее на $564,4 млн. При этом экспорт газа в 2006 году оценивался в $3,2 млн. при его импорте на $465,1 млн. Увеличение стоимости импорта газа с $277,2 млн. в 2005 году было связано с повышением Россией цен на этот вид топлива с $60 до $110 за 1 тыс. кубометров. (ИА "АзерТАдж")

Валютные резервы Азербайджана превышают государственный внешний долг страны. Как заявил в парламенте премьер-министр Артур Расизаде, к 1 января 2007 года валютные резервы достигли $3,9 млрд., что на 86% больше внешнего долга страны. "Такая ситуация свидетельствует о финансовом благополучии Азербайджана, а также о том, что республика не испытывает проблем с платежеспособностью", - сказал Расизаде. На 1 января 2007 года валютные резервы Национального банка Азербайджана составляли $2 млрд., активы Государственного нефтяного фонда - $1,4 млрд., валютные средства Министерства финансов - $0,5 млрд. Внешний долг достигал $2 млрд., или 9,9% ВВП. ("РеалАзер")

Объем валового внутреннего продукта (ВВП) Азербайджана в январе-феврале 2007 года вырос на 41,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает ИА "Финэко". Как сказал председатель Госкомитета по статистике Ариф Велиев, по данным на 1 марта объем ВВП составил 3273,1 млн. манатов. "ВВП на душу населения составил 388,6 маната, что на 40,1% превышает показатель аналогичного периода прошлого года", - сказал Велиев. По данным Госкомстата, в январе-феврале 2007 года на долю производства пришлось 74% объема ВВП, на сферу услуг - 18,9%, на налоги - 7,1%. Доля промышленности в структуре ВВП составила 65,5%, сельского хозяйства - 2%, строительства - 6,5%, транспорта - 4,5%, связи - 1,6%, социальных и прочих услуг - 6,2%. На 2007 год объем ВВП Азербайджана прогнозируется на уровне около 23 млрд. манатов. (более 16 млрд. долларов).

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в 2007 году предоставит Азербайджану кредитов на сумму свыше 150 миллионов евро, сообщил журналистам представитель ЕБРР в Азербайджане Айген Яикоглу. Об этом сообщает агентство Reuters. В числе проектов, финансирование которых будет одобрено в этом году, - модернизация азербайджанской железной дороги стоимостью $30 миллионов. "Через один-два месяца возможно подписание кредитного соглашения для азербайджанской железной дороги", - добавил Яикоглу. По его словам, приоритетами ЕБРР станут проекты в ненефтяной сфере, в частности, ведутся переговоры с десятью разными компаниями. В 2006 году ЕБРР выделил Азербайджану кредитов примерно на ту же сумму. Кредитный портфель ЕБРР в Азербайджане в целом превысил $1 миллиард.

В ближайшее время начнется работа по реализации проекта строительства 500-киловольтной электролинии для нужд Грузии, Азербайджана и Турции. Как сказано в сообщении пресс-службы ОАО "Азерэнержи" со ссылкой на начальника управления по передаче электроэнергии Гаджимахмуда Абдуллаева, в результате проведенного мониторинга стало очевидно, что в Азербайджане около 40% ЛЭП, которые будет охвачены проектом, требуют ремонта. "Однако положение Грузии и Турции еще хуже. В Грузии примерно 90% ЛЭП требуют ремонта, а в Турции вообще наблюдается полное отсутствие инфраструктуры для планируемой ЛЭП", - сказано в сообщении. Однако, как отметил вице-президент "Азерэнержи" Марлен Аскеров, документация, которая регламентировала бы намечаемые работы, пока не разработана. "Данная ЛЭП протянется из Мингечаура через Тбилиси до города Ахлцихе, а оттуда на Карс, что позволит интегрироваться в европейскую энергосистему", - сказал Марлен Аскеров. (ИА "Финэко")

В январе-феврале Азербайджанская международная операционная компания (АМОК) на 79% увеличила объемы добычи нефти. В январе-феврале 2007 года АМОК добыла на месторождениях "Азери-Чираг-Гюнешли" 5 341 тыс. тонн нефти, что на 79,3%, или 2 371 тыс. тонн, превышает показатель за аналогичный период 2006 года. По сообщению АМОК, 1 168 тыс. тонн пришлось на долю "Чираг" (-3,2%), 4 172 тыс. тонн - "Азери" (рост в 2,37 раза). Интересно, что за анализируемый период уровень добычи нефти ГНКАР сократился на 0,1% до 1 443 тыс. тонн. В 2006 году в Азербайджане было добыто 32 252 тыс. тонн нефти, 23 259 тыс. тонн из которых пришлись на долю АМОК, 8 967 тыс. тонн - ГНКАР. ("Новое Время")