Обзор самарских СМИ за 19 - 20 марта 2007 года.
ПРОИСШЕСТВИЯ
Практически все самарские СМИ посвятили свои первые полосы катастрофе самолета Ту-134 в аэропорту "Курумоч". Газета "Коммерсантъ-Среднее Поволжье" пишет: "В Самару прибыл заместитель генпрокурора России Эдуард Валеев, который взял под личный контроль расследование авиакатастрофы самолета Ту-134 авиакомпании UTair Aviation, произошедшей в минувшую субботу (17 марта). Борт № 65021 в субботу в 7.10 утра по московскому времени вылетел из аэропорта Сургута. На его борту находилось 57 человек, включая 5 детей и 7 членов экипажа. При подлете к самарскому аэропорту "Курумоч" экипаж Ту-134 получил разрешение на посадку, выпустил шасси и начал снижение. Однако, не дотянув 400 метров до посадочной полосы, в 9.43 ударился стойками шасси о землю, пропахав по полю около полукилометра в правую сторону от полосы. От сильного удара лайнер перевернулся через левое крыло, разрушился и загорелся. Фрагменты фюзеляжа разбросало в радиусе 500 метров. "Удар был такой силы, что фюзеляж разорвало пополам, а из салона посыпались кресла с людьми", - сообщил очевидец катастрофы Николай Манишин. Пассажир Олег Носенко рассказал, что постоянно летает на самолете Ту-134, и посадка часто бывает жесткой. Жесткая была и на этот раз. "Проблем в полете не было, но когда коснулись земли, началась сильная тряска, вибрация, - вспоминает он. - Сразу же закричали женщины и дети в салоне. Я обо что-то сильно ударился головой и потерял сознание". "Когда пришел в себя, увидел, что фюзеляж разломлен как раз рядом с моим креслом, а я сидел на 13-м ряду. "Выматывайся, или труба", - сказал мне какой-то парень, сидевший рядом. Мы отстегнули ремни и буквально выкатились на землю из салона, - продолжает Олег Носенко.- У обломков стали собираться пассажиры, которым удалось выбраться самостоятельно. Я обратил внимание, что у многих были разбиты лица, порвана одежда. Запомнил парня, у которого оторвало кисть руки". У самого господина Носенко была разбита голова и порвано ухо. Те, кто выбрался из самолета, направились в сторону аэровокзала. Примерно на полпути к ним подъехала первая пожарная машина. Господин Носенко, сам пожарный, оценивая ситуацию, говорит, что пожарные прибыли достаточно быстро. Работы для них было немного - потушить небольшое возгорание в крыле".
"Бортовые самописцы разбившегося Ту-134 были доставлены в Межгосударственный авиакомитет на расшифровку, - продолжает "Коммерсантъ-Среднее Поволжье". - Замминистра транспорта России Борис Король сообщил, что записи на них в хорошем состоянии, однако говорить о версиях катастрофы отказался. Между тем представители Генпрокуратуры уже объявили, что, по предварительным данным, причиной трагедии стали ошибки, допущенные экипажем, а Самарская облпрокуратура возбудила уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц"). Сами члены экипажа Ту-134, с которыми удалось поговорить следователям и журналистам, дают противоречивые показания. Бортмеханик Александр Муратов сообщил, что полет проходил в штатном режиме, никаких отказов техники или неисправностей на самолете не было. Правда, он тут же обратил внимание на то, что в бортовом журнале Ту-134 имелась запись об отказах в работе курсоглиссадной системы. Запись касалась неисправностей, возникавших ранее, а не во время последнего полета этого самолета. Кстати, по некоторым сведениям, в прошлом году тот же Ту-134 из-за отказа в этой системе уже совершал жесткую посадку в "Курумоче". Отметив, что курсоглиссадная система "работала периодически", борттехник предположил, что командир воздушного судна, "сопоставив все за и против, выбрал (при посадке), наверное, какую-то золотую середину, чтобы не верить этому отказавшему прибору". Сам командир Зубков говорит, что в момент посадки видимость была практически нулевой из-за сильного тумана и что он до последнего не видел землю. А уже в последний момент перевел двигатели на взлетный режим, чтобы избежать столкновения с землей и уйти на второй круг. Члены экипажа считают, что действовали верно ("сделали все возможное"), говорят, что могло быть и хуже, и приносят извинения родственникам погибших и пострадавшим в катастрофе. Курсоглиссадная система (КГС) используется для захода самолета на посадку по приборам. В Ту-134 для этого установлены два бортовых навигационно-посадочных устройства "Курс-МП", дублирующих друг друга. На земле КГС состоит из двух частей: пары курсовых и пары глиссадных радиомаяков, расположенных на взлетно-посадочной полосе. Получая сигналы с них, "Курс-МП" корректирует направление движения самолета. Эксперты полагают, что, заходя на посадку, экипаж Ту-134 мог обнаружить или по каким-то признакам решить, что навигационная система работает со сбоями. Тогда, не доверяя приборам, командир отключил систему, перейдя на ручное управление. В этом, как говорят сами пилоты, нет ничего криминального - последние 50 метров до взлетно-посадочной полосы летчики обычно доводят машину вручную. Переход на ручной режим был осуществлен, когда Ту-134 уже вышел из низкой облачности, которая в тот день была в районе "Курумоча". Однако, продолжая снижаться, самолет попал уже в туман, при этом пилоты, очевидно, сбились с ориентиров... Эксперты говорят, что если бы "Курс-МП" "врал" с самого начала, то, заходя на посадку, самолет отклонился бы от глиссады. А в данном случае этого не произошло. Отклонение стало результатом действий уже самого экипажа. По словам участников расследования, если бы комплекс вышел из строя (что практически исключено при двойном дублировании), а видимость была критической, то командир экипажа Ту-134 не должен был рисковать, а сразу уйти на второй круг, чтобы дождаться приемлемой погоды или лететь на запасной аэродром. К тому же и при ручном управлении высотомер и радиовысотомер должны были показать экипажу истинное расстояние до земли. "Посадка за 400 метров до взлетно-посадочной полосы и справа от нее на 150-200 метров может свидетельствовать о том, что на борту самолета отказали сразу все пилотажно-навигационные приборы, что практически исключено, или что экипаж самолета, совершая посадку, вообще не смотрел на приборы", - сказал один из летчиков".
"Однако в компании UTair Aviation утверждают, что самолет был технически исправным до самого столкновения с землей, - продолжает издание. - "Ту-134 соответствовал нормам летной годности, проходил все необходимые формы техобслуживания", - заявил гендиректор UTair Андрей Мартиросов. Возраст разбившегося самолета, а он был построен 30 лет назад, гендиректор компании не считает критическим. Тем более что в эксплуатации UTair он находился всего три года. При этом он отметил, что авиакомпания пока не собирается отказываться от Ту-134, которых в ее парке 32. То, что в результате катастрофы многие пассажиры практически не пострадали, как считает господин Мартиросов, доказывает, что конструкция этого самолета является одной из самых крепких. Замена же Ту-134 будет проведена со временем не из соображений безопасности, а по экономическим причинам. По словам господина Мартиросова, компанией принято решение увеличить сумму компенсации со 100 тыс. руб. до $75 тыс. семьям погибших. "Мы сделаем все, чтобы удовлетворить претензии пассажиров во внесудебном порядке", - сказал господин Мартиросов. В авиакомпании считают, что наиболее вероятной причиной аварии стало резкое ухудшение погодных условий на завершающей стадии посадки. "Погода квалифицировалась как СМУ - сложные метеоусловия. Самолет получил разрешение на посадку, и командир Олег Зубков (его общий налет составляет 11 000 часов, из них 1900 часов на самолете Ту-134) мог ее произвести при данных погодных условиях. Однако погода резко изменилась - при посадке был сильный туман, и это официально зафиксировано контрольными замерами после происшествия", - добавил начальник пресс-службы UTair Юрий Мушихин. Комментируя же заявление бортинженера о неполадках, гендиректор UTair Мартиросов сказал, что члены экипажа испытывают сильный стресс после произошедшего и просто могли потерять контроль над последовательностью событий. В любом случае, отметил господин Мартиросов, предъявлять претензии к экипажу компания не будет".
ПОЛИТИКА
Как пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье", "вчера (19 марта) в ходе первого заседания фракции "Единая Россия" нового состава Самарской губернской Думы были выдвинуты кандидаты от "ЕР" на посты вице-спикеров парламента". Газета пишет: "Единороссы намерены на первом же заседании Думы, назначенном предварительно на 22 или 23 марта, инициировать вопрос об увеличении количества заместителей председателя регионального законодательного органа власти с одного до четырех. Члены фракции мотивируют это ростом депутатского корпуса с 25 до 50 человек. Единороссы уже определились и с кандидатами. В "ЕР" намерены провести экс-министра социального развития области Галину Светкину на пост первого вице-спикера, депутата Думы прошлого созыва тольяттинца Анатолия Степанова - на должность зампредседателя Думы, работающего на освобожденной основе. В качестве заместителей, работающих на неосвобожденной основе, предложены один из топ-менеджеров АО "Волгапромгаз" Олег Дьяченко и замгендиректора по социальному развитию АО "АВТОВАЗ" Евгений Юрьев. Господа Дьяченко и Степанов уже имеют опыт работы на этом посту: первый занимал его весь прошлый созыв, второй - в 2001 - 2003 годах. Напомним, что в конце прошлой недели "Единая Россия" решила рекомендовать в председатели парламента секретаря своей областной организации Виктора Сазонова, руководившего Думой последние пять лет. Помимо этого, фракция решила предложить коллегам по Думе создать комитет по ЖКХ и экологии, пост председателя которого, по данным "Коммерсанта", единороссы готовы уступить справороссам".
Издание напоминает, что "по итогам выборов в Самарскую губдуму, "Единая Россия" получила 26 мандатов, "Справедливая Россия" - семь, КПРФ - шесть, ЛДПР - три, по одному - СПС и "Зеленые", еще шесть депутатов позиционируют себя как независимые". Газета пишет: "Спикер избирается 33 голосами - квалифицированным большинством. Вице-спикеры - простым большинством - 25+1 голос. Теоретически единороссы могут провести на ключевые думские посты всех своих кандидатов - Виктора Сазонова, так как он является фигурой, устраивающей практически все политические силы региона, представленные в парламенте, а его заместителей - только за счет голосов депутатов от "ЕР"... Представители остальных парламентских партий, похоже, и не намерены включаться в борьбу за посты вице-спикеров. Замруководителя регионального отделения "Справедливой России" Михаил Родионов сообщил, что на субботнем (17 марта) заседании областного политсовета партии вопрос об этом даже не стоял, хотя был избран будущий председатель фракции партии в Думе (Александр Колычев) и определено, что партии хотелось бы получить кресла председателей комитетов по промышленности (для господина Колычева) и по сельскому хозяйству (для господина Родионова). эСэРы уверены, что на первом заседании Думы выборы вице-спикеров не состоятся, поэтому намерены решать, кого хотят видеть на этих постах, сразу после него. Второй секретарь самарского обкома КПРФ Алексей Лескин сообщил, что кадровые вопросы партийцы будут обсуждать "накануне первого заседания Думы, а его дата еще официально не назначена". "Пока ясно, что мы предложим своих кандидатов в руководители всех шести комитетов, от КПРФ в Думу как раз прошли шесть человек", - заявил товарищ Лескин... Лишь в ЛДПР заявили о своей заинтересованности в получении одной из должностей зампредседателя. "Мы будем предлагать ввести посты заместителей председателя Думы от каждой фракции, - сказал координатор регионального отделения ЛДПР Михаил Дегтярев. - Это будет справедливо и поможет соблюсти паритет в Думе".
Газета "Время" пишет: "Губернская Дума четвертого созыва впервые сформирована из 25 депутатов, прошедших по мажоритарным округам, и 25 депутатов, прошедших в составе партийных списков. Последняя любопытна тем, что ее представители при выборе фракции должны строго руководствоваться требованиями партии. Согласно новому Федеральному закону "О статусе депутата" отказ от вступления во фракцию (как и выход из партии, в составе списка которой он избирался) грозит депутату утратой мандата. При этом сама фракция ничего не потеряет в количестве - на место ушедшего депутата в списке тут же поднимается другой. Этот же закон предполагает, что фракция может состоять практически из любого числа депутатов, вплоть до одного человека. По мнению экспертов, такой возможностью воспользуются и "Зеленые", и СПС. Вряд ли они будут создавать коалиции с кем-либо... В отличие от "списочников", депутаты, прошедшие в Думу по одномандатным округам, имеют большую свободу выбора. Как пояснили в правовом управлении Самарской губернской Думы, "одномандатники независимо от того, являются ли они членами какой-либо партии, сами решают, вступать ли им во фракцию, оставаться независимыми депутатами либо же создавать депутатскую группу". В первую очередь такое законодательное право может повлиять на позиции "Единой России", которая уже сосчитала, что при условии вхождения во фракцию ее одномандатников она получает в Думе простое большинство голосов: 10 избранных по одномандатным округам депутатов являются членами "ЕР" и еще 6 баллотировались при поддержке единороссов. Эксперты не исключают вариант, при котором некоторые из этих депутатов-одномандатников откажутся вступать во фракцию... По мнению президента Фонда социальных исследований Владимира Звоновского, вопрос сохранения позиций партии будет зависеть от того, кого выберут спикером Думы. "В данном случае повлияет и то, как пройдет голосование по кандидатуре спикера. Если оно будет открытым - Виктору Сазонову гарантировано избрание. В противном случае не будет и никакой "Единой России" в Думе - все разойдутся кто куда", - поясняет эксперт... Чтобы создать собственную депутатскую группу, сообщили в правовом управлении губернской Думы, необходимы заявления минимум от пяти депутатов. По словам Владимира Звоновского, "создание депутатской группы маловероятно, так как найти пятерых независимых практически невозможно". Владимир Звоновский исключает возможность создания депутатской группы и в случае раскола внутри "ЕР". "Скорее всего, "отщепенцы" при этом могут создать новую фракцию. Например, под названием "Другая Россия", - считает он".
О неожиданностях, связанных со списками партий, получивших мандаты для прохождения в Самарскую губернскую Думу, пишет газета "Самарское обозрение". Газета пишет: "16 марта на заседании облизбиркома были оглашены официальные итоги выборов и фамилии участников партсписков, которые должны стать депутатами Самарской губернской Думы. Самым неожиданным известием стало появление в составе регионального депутатского корпуса директора ООО "Управляющая компания "АВТОВАЗ" Владимира Артякова. Заместитель директора ФГУП "Рособоронэкспорт" и директор ООО "Управляющая компания "АВТОВАЗ" Владимир Артяков появился в партийных списках "Единой России" в тот момент, когда федеральное руководство "ЕР" вносило поправки в версии списков, предложенных региональным отделением. Сам по себе факт вхождения Артякова в списки связывали с желанием руководства области и "ЕР" видеть в первой десятке списка знаковые фигуры. Артяков таковой фигурой, особенно с учетом роли "ВАЗа" для жителей Тольятти, мог называться по праву. Возможность того, что заместитель директора ФГУП "Рособоронэкспорт" останется в Думе, всерьез никто даже не обсуждал. Тем неожиданнее стало появление информации о том, что Владимир Артяков не отказался от места в списке, сохранив за собой депутатский мандат. Теоретически возможность выхода представителя ФГУПа из партсписка сохраняется, но заместитель секретаря реготделения "ЕР" Александр Живайкин сообщил, что список депутатов от "ЕР", представленный на заседании облизбиркома, окончательный. Таким образом, руководитель "ВАЗа" остался в Думе, не имея ни своей группы, ни даже сколь-либо близких и сопоставимых по весу фигур. Это событие вызвало недоумение у экспертов. Президент Фонда социальных исследований Владимир Звоновский, комментируя ситуацию, отмечает: "Один из пятидесяти явно хуже (50 депутатов Думы), чем один из одного, каковым он сейчас является. Каданников, например, не играл в такие игры. Что такое руководитель "ВАЗа", это уровень министра России как минимум, и при таком уровне он будет становиться депутатом губернской Думы? Это, конечно, большой почет для Думы, но непонятно, что это дает Артякову", - говорит Звоновский. Политолог Сергей Дьячков полагает, что приход Артякова в Думу может быть связан с изменением экономической конъюнктуры. "Увод денег и акций в столицу и информация о начале консолидации акций "ВАЗа" в определенных руках - именно это повлияло на взгляды "Рособоронэкспорта" на политическое присутствие в разных структурах области. Артяков - не самостоятельная фигура по большому счету, он из людей государевых, их прислали, они выполняют задачу нормальных опричников, которая им поручена". По мнению Дьячкова, Артяков не будет проводить самостоятельную политику и, как следствие, начинать "свою игру" с губернатором: "Если ему скажут, что можно пойти с Титовым изредка на конфликт, он так и сделает, если скажут: займите выжидательную позицию и ведите дела в дипломатическом ключе, - будет так поступать", - говорит Дьячков".
"В КПРФ от места в Думе отказался первый секретарь обкома партии и депутат Госдумы Валентин Романов, - продолжает издание. - Это означает, что депутатом становится № 6 в списке коммунистов, продавец ЧП Богапов Д. Т. "Рачейский хлеб" Марина Ерина. Единственное место "зеленых" в Думе вместо Бориса Фрадкова займет гендиректор "Волгапроммаркета" (структура группы "СОК") Эльвира Суркова. В рядах ЛДПР от мандата отказались не только лидер списка депутат Госдумы Владимир Жириновский, но и глава администрации Самарского района Самары, член координационного совета реготделения ЛДПР Александр Адамов. В итоге представителями ЛДПР в губдуме станут координатор реготделения партии Михаил Дегтярев, замдиректора ОАО "Волжская ТГК" Сергей Дорошенко, первый замдиректора ООО "Средневолжская газовая компания" Вячеслав Пикалов. Лидеры списка "Справедливой России", мэр Самары Виктор Тархов и его заместитель Сергей Арсентьев, не отказались от места в Думе на момент проведения заседания облизбиркома, хотя Тархов об этом заявлял. Если Тархов и Арсентьев не изменят своих планов, то депутатами от "СР" окажутся владелец Комсомольского мясокомбината Михаил Родионов, Александр Колычев и директор подконтрольной Тархову группы "ФОМ" Семён Михайлов (№ 2 списка Виктор Воропаев победил в одномандатном округе). Такая же ситуация сложилась и в СПС, от которого формально в Думу идет Никита Белых, причем, по словам председателя реготделения СПС Руфиля Ибрагимова, заявление Белых об отказе на прошлой неделе не успели передать в облизбирком. К первому заседанию губдумы 22 марта партии должны определиться с окончательным списком своих представителей".
Как пишет газета "Самарское обозрение", "выборы в Самарскую губдуму вновь сделали актуальным вопрос о втором представителе области в российском сенате". Газета пишет: "Своего представителя губернский парламент не имеет уже с декабря 2005 года, когда пост сенатора покинул Леон Ковальский. В минувший четверг (15 марта) в Москве прошел политсовет "Единой России", на котором рассматривались итоги выборов в региональные парламенты. На этом совещании, как сообщил заместитель секретаря самарского реготделения "Единой России" Александр Живайкин, было принято решение рекомендовать выдвинуть на пост сенатора от Самарской губернской Думы Алексея Ушамирского... Главная интрига назначения - в позиции губернских властей и лично Константина Титова (губернатор Самарской области), влияющего на процесс назначения в последние полтора года. По словам целого ряда источников, административная конъюктура вокруг назначения Ушамирского складывается благополучно. "Есть ряд моментов, которые влияют на происходящее благоприятно. С одной стороны, это собственно завершение двухлетнего процесса выборов в регионе, который создавал жесткую конфронтацию внутри региональной элиты. Эта конфронтация транслировалась на федеральный уровень и затрудняла многие процессы, включая и назначение сенатора. Сейчас этот процесс закончился. Плюс ко всему у губернатора есть желание продвинуть в Думу президента банка "Солидарность" Олега Синицына. А это возможно только при условии, что кто-то из нынешних депутатов оставит свой мандат. Ушамирский, всегда демонстрировавший свое желание работать в сенате, - этот как раз тот случай, когда желания власти и остальных сил полностью совпадут", - говорит источник... Если Ушамирский получит поддержку в самарском парламенте, ему придется пройти в третий раз утверждение в Москве в Совете Федерации. Процедура утверждения двухступенчатая. Сначала кандидатуры рассматриваются в секретариате председателя сената Сергея Миронова, который уже выносит на рассмотрение Совета Федерации кандидатуры новых членов сената. Первые два выдвижения, по информации, были приостановлены именно на этапе рассмотрения секретариатом, и заметную роль в этом сыграл не столько московский, сколько самарский фактор. Однако, по информации источника, на этот раз процедура назначения может быть пройдена до победного конца. В том числе и потому, что конфронтация свелась к минимуму, а один из главных игроков политического пространства Константин Титов сам может быть заинтересован в происходящем".
ЭКОНОМИКА
"Коммерсантъ-Среднее Поволжье" пишет: "По данным информагентства Bloomberg, ФГУП "Рособоронэкспорт" вместе с крупнейшей в Индии инжиниринговой компанией Larsen & Toupbo Ltd интересуется покупкой выставленных на аукцион 68,5% госакций Prva Petoletka Holding. "Эти компании выразили интерес к Prva Petoletka и уже посетили ее", - так процитировало агентство слова Радомира Милика, заместителя управляющего компании. Прием заявок завершается 30 мая. Пока, отметил Радомир Милик, никто из претендентов, несмотря на проявленный интерес, еще не выкупил тендерной документации. В "Рособоронэкспорте" вчера отказались прокомментировать перспективу приобретения сербского предприятия. Prva Petoletka Holding занимается производством рулевых и тормозных механизмов для самолетов, танков, автопрома. По данным Центра анализа стратегий и технологий, завод в конце 1980 - начале 1990-х годов прошел техперевооружение, поэтому сейчас может считаться одним из лучших в военно-промышленном комплексе Сербии. Сейчас он простаивает. Очевидно, отсутствие заказов и послужило причиной для выставления Prva Petoletka на продажу. Интерес "Рособоронэкспорта" к сербскому активу удивил участников рынка. Во-первых, в отличие от России, где ФГУП уже владеет АВТОВАЗом и "ВСМПО-Ависмой", в покупке производственных активов за рубежом госпредприятие замечено до сих пор не было. За границей "Рособоронэкспорт" предпочитал создавать СП для ремонта военной техники в стране-покупателе. Участники рынка сходятся в мнении, что Prva Petoletka Holding могла заинтересовать "Рособоронэкспорт" только с точки зрения производства автокомплектующих для АВТОВАЗа. "Я не знаком с продукцией этого завода, но могу предположить, что покупка может быть актуальной, если качество отечественной гидравлики ниже, чем у сербского завода", - заметил управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Косвенно это предположение подтверждает то, что специалисты АВТОВАЗа в курсе планов "Рособоронэкспорта" в отношении сербского актива. "Мы знаем, что представители госкомпании ездили смотреть Prva Petoletka. Но, насколько мне известно, ФГУП еще не определился с тем, нужен актив или нет", - пояснил вице-президент группы АВТОВАЗ по производству Владислав Капустин. При этом он настаивает, что АВТОВАЗ не нуждается в импортной гидравлике, так как производит ее сам. Однако Александр Агибалов уверяет, что автозавод обеспечивает себя этим видом комплектующих только на 60%".