Имитация

Внутриполитическое поле Армении после масштабной перегруппировки сил, связанной с предстоящими 12 мая 2007 года парламентскими выборами, практически полностью оформилось. Политические силы пребывают в ожидании старта предвыборного марафона. Определены основные центры силы, озвучены ожидания и перспективы. Очевидно, лейтмотивом предстоящего электорального процесса станет масштабная ротация в рядах правящего режима. Она затронет не только парламент и правительство, но и подготовит почву для главной ротационной операции - смены президента.

Власти приложили максимум усилий с тем, чтобы избежать схемы примитивного воспроизводства, чем бы и стала ротация в рамках политических сил и с участием персоналий, уже фигурировавших на выборах 2003 года. Можно предположить, что этот соблазн у властей был, но осуществление такого плана было изначально невозможно с учетом настоятельных пожеланий кураторов Армении в лице мировых политических центров, а также общего настроя армянской общественности, которая могла бы и не выдержать столь явного надругательства над своей волей. В связи с этим было принято решение создать новый полюс, который для пущей убедительности действовал бы на электоральном поле в самостоятельном режиме, в подчеркнутой дистанции от партий коалиции власти, то есть реальных носителей власти. Этим, по сути, диверсифицирующим потенциал власти ресурсом, стала партия "Процветающая Армения".

Если опустить моральную составляющую проекта, которая сводится к бесхитростному околпачиванию народа, ее техническая часть была исполнена в высшей степени эффективно. Значительная часть общественности, в том числе и люди, строящие свою деятельность на ниве политического анализа, действительно воспринимали "Процветающую Армению" как силу, прямо или косвенно угрожающую интересам главной правящей силы - РПА. Более того, в угрозу со стороны "Процветающей Армении" поверили и отдельные представители РПА, которые, хотя и были изначально информированы о сути проекта, но не ожидали столь масштабной раскрутки. На определенном этапе функционеры РПА почувствовали, что могут оказаться лишними, а достигнутые ранее договоренности попросту игнорированы. По всей видимости, республиканцы понимали, насколько мизерна вероятность такого сценария, в первую очередь по причине ее катастрофичности для обоих лагерей, но, как говорится, политика, в особенности в таких странах как Армения, вещь продажная.

Анализируя ложный по своей сути посыл о нарастающем конфликте между РПА и "Процветающей Арменией", в эфир пускались совершенно фантастические версии возможного развития ситуации. В частности, при полной уверенности, что проект "Процветающая Армения" разработан и реализован администрацией президента Роберта Кочаряна (что, кстати говоря, ни президентом, ни представителями его аппарата так и не было опровергнуто), делался вывод, что президент создает полюс влияния супротив РПА. А поскольку в РПА состоит практически все правительство, в том числе и влиятельный министр обороны, позиционирующий себя кандидатом на высший пост государства, создавалась картина конфронтации между президентом и силовиками. Данная версия, подогреваемая журналистами и аналитиками, позволила властям достаточно оперативно разгромить оппозиционное поле, фактически, не дать ей объединиться. Кроме того, "Процветающая Армения", вся политическая платформа которой ограничилась акциями гуманитарного характера (раздача семян картофеля, создание мелких производств на местах и т.д.), консолидировала значительную часть протестного электората, которая после конфуза оппозиции в период с 2003-2005 гг., находилась в депрессии и поисках более состоятельного опекуна.

В итоге, РПА и "Процветающая Армения" подошли к выборам во всеоружии, и, самое главное, в полной уверенности, что оставшийся вне поля их зрения протестный электорат раздроблен между двумя десятками оппозиционных сил, и его голоса не изменят общей картины выборов. По сути, парламент Армении нового созыва будет поделен между действующим президентом и действующим правительством, что создаст гарантии для безболезненного ухода Кочаряна.

Интересную нишу займет Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн", которая, очевидно, станет частью новой правящей коалиции вкупе с РПА и "Процветающей Арменией".

Что касается оппозиции, ее роль в вышеописанном процессе была довольно комичной. Отдельные оппозиционные деятели, в надежде поймать рыбку в мутной воде мнимого противостояния РПА и "Процветающей Армении", невольно лили воду на мельницу властей. Парализованные наблюдением за маневрами РПА и новорожденного политического гиганта, они упустили все шансы для своевременной разработки и осуществления собственного предвыборного проекта. Некоторые делали это умышленно, некоторые по душевной и интеллектуальной простоте, закрепляя всеобщее заблуждение о существовании противостояния во властном лагере.

Угроза "кучмизма"

Грузинский сценарий с толпами граждан, на полном серьезе верящих в возможность бескровного захвата власти и считающих революцией укрепление позиций премьера, спикера, министра юстиции и т.д., не подошел для Армении. Околпаченный народ Грузии до сих пор уверен в том, что Эдуард Шеварднадзе был отстранен от власти не по своей воле, верит в идеалы "розовой революции", забыв о том, что именно Шеварднадзе послал ныне покойного Зураба Жванию за океан, откуда последний и привез Саакашвили. Вдвойне околпаченный народ Украины, вставший перед угрозой гражданской войны, не может понять - откуда же возникли эти два лагеря - "голубой" и "оранжевый", разрывающие страну в клочья. И где сейчас собственно находится Леонид Кучма, сначала взрастивший по "просьбе" американцев Виктора Ющенко, а потом столкнувший последнего лбом с кумиром востока в лице нынешнего премьера Януковича.

Как уйдет Кочарян? Президент Армении, опытный политик, который умудряется вот уже десятилетие держать оборону на карабахском направлении, довольно эффективно балансировать в сложнейшем с геополитической точки зрения регионе, строить внешнюю политику не на противопоставлении, как это делает его грузинский коллега, а на сопоставлении интересов России, ЕС, США, Ирана. Конечно, не все проходит гладко, но статус-кво вокруг карабахского конфликта, уже успевший стать единственной гарантией региональной безопасности, сохранен. Что Кочаряну не удалось сделать, так это поднять общий уровень политической культуры, исполнительской дисциплины, предложить ясные программы вывода Армении из социально-экономической стагнации.

Второй срок правления Роберта Кочаряна можно смело назвать провальным по части решения насущных задач, стоящих перед народом. И даже несмотря на это, по оценкам экспертов, рейтинг Кочаряна достаточно высок, и при определенных усилиях он мог бы сохранить пост президента и на третий срок. Но проблема состоит в том, что Армения, впрочем как и Россия, зафиксировала в Конституции невозможность баллотирования на третий президентский срок, что не добавило демократичности режиму и претендующим на власть политическим деятелям, зато стало фактором потенциальной напряженности внутриполитического поля на всем протяжении второго срока. Следует понимать, что ротация президента возможна безболезненно лишь в странах с состоявшейся системой управления, работающими механизмами принятия оперативных решений, а не в блокадной, отягощенной карабахским конфликтом Армении, где власть практически консолидирована в руках президента. Смена президента приведет к ломке всей системы управления. В этих условиях, ни президенту, ни правительству не остается ничего иного, как в согласованном режиме воспроизводить власть, придавая этому процессу формальные признаки демократичности.

Итак, у Кочаряна нет альтернативы и ему в 2008 году придется покинуть пост президента. Кандидатура преемника - главный вопрос, будоражащий общественность на данном этапе. Судя по всему, Кочарян не склонен называть имя преемника ни сегодня, ни в дальнейшем. Персона, которая до последнего времени воспринималась в качестве наиболее вероятного кандидата на пост главы Армении - министр обороны Серж Саркисян связал себя с Республиканской партией Армении и, по всей видимости, будет выдвинут в 2008 году этой политической силой.

Как уже описывалось выше, РПА был изначально осведомлен о сути проекта "Процветающая Армения" и не видел в ней угрозы своим интересам по той простой причине, что сам проект был максимально обезличен. Председателем этой партии стал предприниматель Гагик Царукян, который имеет о глобальных и региональных стратегических вызовах весьма отдаленное представление. Во всяком случае, он ими еще с общественностью не делился. Не слышал избиратель и его суждений о путях решения внутренних проблем, в том числе экономического, демографического и социального характеров. По текущим прогнозам, "Процветающая Армения", благодаря значительным финансовым расходам в предвыборный период, образует в парламенте нового созыва вторую по численности вслед за РПА фракцию. Что будет после этого, предположить на данном этапе сложно. Наиболее вероятный сценарий - это консолидация РПА и "Процветающей Армении" вокруг единого кандидата на президентский пост.

Второй сценарий - политическая материализация "Процветающей Армении", появление в ее лагере персоны, претендующей на высший пост. Этот сценарий заложит основу масштабного противостояния во внутриполитическом поле, а в зависимости от того, кто выдвинется от партии Царукяна, грозит и внешнеполитическими последствиями. Второй сценарий будет также свидетельствовать о переносе феномена "кучмизма" в армянскую действительность.

Еще раз об околпаченном народе...

Все эти сценарии и проекты обладают одним большим недостатком. Они все развиваются в почтительной дистанции от реальных нужд и чаяний народа. До парламентских выборов в Армении осталось два месяца, но внятных социально-экономических и внешнеполитических программ ни одна из партий, претендующих на места в законодательном органе, не представила. Такое ощущение, что и делать этого пока никто не собирается. Зато грязи и обмана сколько угодно. Армения, вот уже 15 лет пребывающая в беспрецедентной блокаде, терпит демографическую катастрофу. В этих условиях, когда социальная привлекательность Армении стремится к нулю, министр иностранных дел говорит о преимуществах глобализации. По всей видимости, глава МИД Армении надеется на то, что в условиях всеобщей децентрализации, армяне со всего мира вдруг перестанут вызывать своих родственников в страны, более пригодные для обитания, а специалисты, которые не могут найти себе достойную работу на родине, останутся здесь, ведомые чувством возвышенного патриотизма? К сожалению, истинное положение прямо противоположное.

Пока политики планируют как из пустого места создать партию, потом раскрутить ее и выехать на этом ресурсе на новую позицию во властной пирамиде, народ оставляет свои дома. Пока политики просчитывают, во сколько обойдется единица электоральной поддержки, избиратель полностью и навсегда теряет веру в государственность!

"Процветающая Армения" создана, созданы и другие, менее финансово подкованные политические единицы, но вызовы и угрозы, стоящие перед страной не изменились. Монополизация экономики, тотальная коррупция, не представленная миру должным образом беспрецедентная блокада, в которой Армения умудрилась оказаться в 21-м веке, безработица, миграция и многое другое - кто и, главное, как будет решать эти проблемы?

А армянских политтехнологов можно поздравить с выполнением фантастической задачи - созданием в бедствующей Армении "Процветающей Армении". Обидно только, что второе название как формально, так и фактически приходится писать в кавычках.

Виктор Якубян - эксперт аналитического Центра "Кавказ"