На смену "хрушевкам" приходят "лужковки" - новое тесное социальное жилье. Московский стройкомплекс и недвижимость в СМИ
Столичное правительство планирует выбрать единого заказчика по городской программе сноса пятиэтажек, сообщает "Газета" в номере от 5 марта. "Как объяснил столичный мэр
Планы столичного правительства прокомментировал "Российской газете" (номер от 6 марта) первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы
Но в процессе избавления столицы от пятиэтажек случаются и сбои. "Программа реконструкции пятиэтажек затормозилась", - пишут "Ведомости" в номере от 9 марта. Материал посвящен проекту реконструкции пятиэтажных кварталов в районе Хорошево-Мневники: там уже были проведены первые публичные слушания, в результате которых программу требовалось согласовать с жителями. "Они прошли по временному регламенту - законодательно утвержденного порядка проведения таких слушаний до сих пор нет. Между тем конкурсы на реконструкцию не проводятся уже с ноября", - отмечают "Ведомости". "Если по итогам слушаний в шести кварталах выявятся новые обстоятельства, то условия конкурса придется менять и проводить новую квалификационную комиссию, а сами торги отодвинутся на несколько месяцев. "Ведомостям" не удалось найти ни одного жителя района, участвовавшего в слушаниях, получить комментарии в пресс-службе префектуры СЗАО в среду не удалось". "Согласование проекта планировки городских кварталов с жителями - это решение только части проблемы, считает начальник управления формирования градостроительных программ Алексей Шепель. По его мнению, качественную подготовку территории к торгам может провести только коммерческая структура... Руководитель департамента экономической политики и развития города
В конце материала "Ведомости" сообщают об эксперименте по реконструкции пятиэтажных домов серии I-515 с использованием немецкой технологии без отселения жителей в ЮВАО Москвы. Подробнее на ту же тему пишет "Газета" в номере от 9 марта. "Власти определились с адресами: дома № 54-2, № 56, № 58, № 60 и № 64 по улице Юных Ленинцев. Как сообщили "Газете" в пресс-службе ЮВАО, все работы пройдут за счет частных инвесторов из Германии. В ближайшее время этой новостью "порадуют" и самих жильцов. Если эксперимент будет признан удачным, опыт распространят по всей Москве. <...> Несносимые дома (кирпичные и панельные серий I-510, I-515, I-511) подлежат капремонту или реконструкции. А так как переселять жителей на время ремонта особо некуда, власти разработали в 1998 году программу по реконструкции без переселения. Это оказалось непростым делом. Даже инвесторы не раз уже заявляли о своем неудовольствии - хотя бы потому, что рентабельность таких проектов невысока... Однако столичных властей эти соображения не впечатлили. И в соответствии с утвержденным летом прошлого года адресным перечнем по реконструкции домов без отселения жителей в 2007 году этой процедуре подвергнутся 64 дома общей площадью более 340 тысяч кв. м". Согласно постановлению правительства Москвы № 485-ПП от 11 июля 2006 года, отмечает "Газета", "в первом квартале 2007 года должны быть сформированы адресные перечни капремонта домов с перепланировкой помещений и улучшением их технико-экономических показателей с учетом опыта реализации "пилотного" проекта в рамках сотрудничества Москва - Берлин. На этот раз столичные власти поступили осторожнее: реконструкцию будут вести за счет самих инвесторов. Детали соглашения столичных властей с зарубежными компаниями пока не разглашаются. Например, российская компании "Крост", которая займется реконструкцией пятиэтажек в Западном округе, получит около 80% площадей, которые надстроят к существующему зданию".
Что касается нового строительства, то и в этом году часть его будет направляться на реализацию социальных программ города, таких, в частности, как социальная ипотека. "По мнению руководителя столичного стройкомплекса, первого заместителя мэра Москвы
А вот качество "социального" жилья порой оставляет желать лучшего, констатируют "Известия" (номер от 5 марта). Малогабаритные квартиры, уже получившие название "лужковки", по аналогии с "хрущевками", строятся по принципу "ни пяди лишней жилплощади", а это едва ли отвечает критериям комфорта. "Из-за просторности типовых панельных квартир вместо положенных по норме 18 кв. метров на человека одинокому очереднику приходится давать 35-38 метров, а семье из двух человек вообще 50-60 метров. Чтобы прекратить возмутительный перерасход жилья, в Москве была спроектирована серия домов П46ММ с квартирами, максимально приближенными к социальным нормам". В качестве примера газета приводит дом по адресу Чечерский проезд, 26 в районе Бутово - первый из серии домов П46ММ с "экономичными" квартирами. "Диапазон отзывов о местном быте - от вялого пожимания плечами до энергичного определения: "Гадость". На площадке - по 2 двухкомнатные и 4 однокомнатные квартиры. "Двушки" по 41,5 кв. метров, с крошечным совмещенным санузлом и кухней. В однокомнатных студиях кухни нет вообще - двухметровая клетушка с мойкой и плитой фактически находится в 14-метровой комнате, вместо ванны - душевой поддон. Оба варианта меньше, чем в классических "хрущевках": там "двушка" 47 кв. метров, "однушка" - 30", - пишут "Известия". "Сейчас, когда жилищные стандарты ушли далеко вперед, "лужковки" разочаровывают. Малогабаритные новостройки не нравятся не только жителям, но и строителям - из-за высокой себестоимости. В них больше стен и сантехники, а значит, обходятся они дороже... Пока таких домов на всю Москву пять. <...> Возможно, больше и не будет. На одном из осенних заседаний правительства Москвы мэр призвал проектировщиков "перетряхнуть все типовые проекты". <...> И на прошлой неделе он подписал распоряжение об увеличении площади санузлов в типовых новостройках до 6 метров. И начиная с 2008 года санузлы в квартирах с двумя и более комнатами должны быть не меньше заветной "шестерки"".
Московский жилой фонд пополнится и за счет общежитий. "Через три года все рабочие общежития станут обычными жилыми домами. Это предусмотрено поправками в Жилищный кодекс, которые рассмотрит Госдума. Новый законопроект обязывает предприятия в срок до 1 января 2010 года передать свой жилой фонд в муниципальную собственность. Кроме того, депутаты обещают официально разрешить приватизацию комнат в общежитиях", - пишет "Московский Комсомолец" в номере от 6 марта. Но здесь жильцы могут столкнуться с рядом трудностей, предупреждает "МК". "По данным мэрии, в Москве сейчас около 2 тыс. общежитий, причем 600 расположены в ветхих зданиях. Понятно, что городу такое наследство не нужно. По сложившейся практике ведомственные общаги сначала передаются ГУП "Жилищник-1", задача которого довести качество жилья в них до стандартов, принятых в столице. ГУП или проводит капремонт без отселения жителей, или реконструкцию с отселением, или, если здание признано аварийным, сносит его и строит новый жилой дом. Раньше чиновники могли манипулировать жильцами, переселяя их на время ремонта в другие общежития. С собственниками этот фокус не пройдет. Зато они могут попасть в другую ловушку. Например, при сносе общежития владельцы комнаты получат равноценную по размеру жилплощадь, тогда как нанимателям новое жилье будет предоставляться по социальной норме. <...> Ждать, правда, придется долго. Бюджетных средств в год хватает на 3-4 здания. Причем мало кому из жителей удается перебраться в новый муниципальный дом. В среднем в общежитии, по данным ГУП "Жилищник-1", проживает 400 человек (120 семей). При переселении в обычную 16-этажную "панель" они займут минимум два подъезда. Экономически такие проекты нерентабельны, поэтому инвесторы за них не берутся. А у города и других проблем хватает. Поэтому большинство общежитий чиновники стремятся доводить до ума, не переселяя жителей. Это значит, что существенно улучшить жилищные условия у их обитателей вряд ли получится".
Что касается нежилого строительства, то одной из наиболее актуальных задач по-прежнему остается строительство новых гостиниц. Правда, хотя Москва остро нуждается в недорогих отелях класса "три звезды", усилия столичного стройкомплекса направлены в основном на "люксовые" проекты, одним из которых должна стать и реконструированная гостиница "Москва". Об инвестиционном участии в этом проекте "
"Вечерняя Москва" продолжает следить за ходом реализации проекта "Большая Ленинградка". "В прошлом году работы здесь стали особенно заметны: проезжая часть проспекта в районе метро "Динамо" - и почти до метро "Аэропорт" - ушла под землю, а заодно и расширилась до 11 полос. Однако - московские автомобилисты это сразу подметили - легче на "Ленинградке" не стало. А скоро станет гораздо труднее", - отмечает газета. Дальнейший этап строительства "Вечерке" прокомментировал Владимир Рыкунов, заместитель генерального директора корпорации "СтройИнвестПроектМ", ведущей реконструкцию "Большой Ленинградки". По его словам, проектировщики "полагаются на здравый смысл водителей". "Надеемся, что если им нужно попасть на Ленинградское шоссе, они выберут объездной маршрут по МКАД. Со своей стороны, обещаем сделать все, чтобы облегчить движение транспорта по Можайскому, Дмитровскому и Ярославскому шоссе. Например, здесь будет изменен алгоритм работы автоматизированной системы управления дорожным движением "СТАРТ": это позволит увеличить интенсивность движения на 10-15, а среднюю скорость - на 7-10 процентов. Для того, чтобы сохранить эти показатели, предполагается нещадно бороться с теми, кто будет нарушать требования знаков, запрещающих остановку и стоянку, - служба эвакуации на альтернативных маршрутах будет работать в полную силу. Кроме того, будут установлены временные светофорные объекты - они помогут перенаправлять и регулировать потоки. Но вот заставлять водителей объезжать "Ленинградку" никто не собирается: если кому-то нравится стоять в пробке - пожалуйста!" - заявил Рыкунов. "А на следующем этапе строители планируют развесить в окрестностях огромной стройки специальные указатели для тех, кто работает или живет в Ленинградском направлении. Людям подскажут, как подъехать к тому или иному району и даже дому! В настоящее время эта схема проходит согласование в городских службах. По такой схеме придется жить до 2009 года - это официальный срок завершения реконструкции".
А вот эстакадных развязок в центре Москвы не будет, продолжает "Вечерняя Москва" в номере от 7 марта: "На заседании московского правительства мэр столицы Юрий Лужков высказался категорически против строительства в центре города эстакадных развязок. Градоначальник считает, что "освоение центра Москвы - это стратегическое направление, и необходимо исключить эстакадное строительство на поверхности, а использовать для этого подземное пространство". По мнению Юрия Лужкова, в центральной части города необходимо создавать не только подземные паркинги, как это сделано в Париже под Елисейскими полями, но и пешеходные зоны и развязки с торговыми центрами - в качестве примера градоначальник назвал Монреаль".
Столичным правительством разработана программа развития подземного строительства, о чем подробно писали газеты на прошедшей неделе. "Собственно целевая программа освоения подземного пространства города на 2008-2010 годы, в которой будет подробно изложен план мероприятий, должна появиться лишь в конце текущего года", - поясняет "Газета" в номере от 6 марта. "В концепции, разработанной департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы, представлены основные направления мероприятий. "Менее 30% строящихся в городе объектов различного назначения имеют подземную часть. В результате доля площадей подземных сооружений в общей площади объектов, введенных в эксплуатацию за последние пять лет, не превышает 8%", - сетуют авторы проекта. Ежегодно в столице строят не более 700 тысяч кв. м подземных сооружений. Чиновники признают, что глубже рыть мешают и вполне объективные причины: особенности геологического строения территории Москвы, гидрогеологические условия, уже сложившаяся наземная застройка. Однако нередкие провалы грунта в столице и угроза историческим сооружениям их, похоже, не пугает. "В большинстве случаев отказ от освоения подземного пространства негативно влияет на формируемую планировочную и архитектурно-пространственную структуру города", - говорится в документе". Предполагается, что к 2010 году удастся увеличить долю подземных площадей по отношению к общим строящимся площадям почти вдвое - до 15%. С 2008 по 2010 год должны быть выстроены более 2,5 млн кв. м подземных сооружений. Основное место в них займут автостоянки и торгово-развлекательные комплексы, отмечает "Газета".
По данным "Российской газеты" (номер от 7 марта), как отметил "первый зам. руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Константин Королевский, до 70 процентов общего объема гаражей вполне могут разместиться именно под землей. Найдется там место и примерно 80 процентам складов, 50 процентам - архивов и хранилищ, примерно 30 процентам предприятий сферы обслуживания. Пока же, увы, лишь 8 процентов из ежегодно вводимых новых объектов имеют подземную эксплуатируемую часть. А для того чтобы город мог устойчиво развиваться, на долю подземных сооружений должно приходиться как минимум процентов 20-25 от вводимых в городе площадей. <...> Как подчеркнул Юрий Лужков, актуальнее всего эта проблема стоит перед центром столицы. Дело в том, что, по его глубокому убеждению, Москва не может пойти по пути Токио и обрасти эстакадами, потеряв при этом свою красоту и исторический облик. Если же не делать ничего, то она просто задохнется в пробках. Поэтому, как сообщил Королевский, решено начать эту работу все-таки с усиленного сооружения паркингов, которые позволят хотя бы убрать машины с проезжей части. В частности, уже с будущего года начнется строительство подземных гаражей под улицей Тверская, на участке прямо от Манежной площади до Камергерского переулка, а также под Пушкинской и Триумфальной площадями". Директор института Геоэкогологии
По данным "Московского Комсомольца" (номер от 7 марта), "горадминистрация уже наметила перечень из 25 участков, под которыми планируется построить многофункциональные комплексы, аналогичные тому, что действует сейчас под Манежной площадью. В него, в частности, вошли: Новый Арбат, площадь между гостиницами "Москва" и "
Как отмечает "Время новостей" в номере от 7 марта, "неминуемый рост автомобильного парка... потребовал от чиновников тут же обсудить и концепцию подземного строительства в центре Москвы. Причем если раньше в мэрии говорили преимущественно о подземных стоянках, то теперь вглубь столицы собираются убирать и объекты соцкультбыта. По данным первого заместителя руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Константина Королевского, сейчас только 8% от общих объемов городского строительства сосредоточены под землей, тогда как мировая практика показывает, что оптимальная доля подземных строений в мегаполисах составляет не менее 20-25%. И до 30% подземных сооружений может приходиться на сферу обслуживания. Как г-н Королевский пояснил "Времени новостей", "мест, где нельзя строить под землей, в Москве нет, а рыночная стоимость площадей позволит возместить любые затраты, связанные со сложностями строительства".
"Несложно представить и реакцию общественности на принятое решение", - замечают "Известия" (номер от 7 марта). "Достаточно вспомнить провал в Столешниковом переулке, произошедший оттого, что проектировщики не удосужились заглянуть в имеющиеся исторические карты этого места, где раньше протекала река. Соседняя Большая Дмитровка проваливается с пугающей периодичностью. Проваливаются Песчаные улицы в районе "Сокола" и "Ленинградка". Ведя подземные работы, строители то и дело повреждают трубы, телефонные кабели и фундаменты домов". "Однако есть шанс, что масштабное подземное строительство еще долго останется утопией. Первый заместитель председателя
Также газета приводит перечень возможных участков под подземное строительство: "Крымский Вал, Новый Арбат, Воскресенская площадь (между гостиницами "Метрополь" и "Москва"), проспект Академика Сахарова, Водоотводный канал (вдоль так называемого "Золотого острова"), Старая площадь, Сухаревская площадь, Триумфальная площадь, Пушкинская площадь, Тургеневская площадь, Бульварное кольцо, Яузская площадь, ВВЦ. А также в зонах станций метро: "Сокол", "Петровско-Разумовская", "Рижская", "Шоссе Энтузиастов", "Текстильщики", "Варшавская", "Нагатинская"; и у железнодорожных станций: Москворечье, Кунцево, Тестовская. По предложению префекта Евтихиева в список добавят зону у метро "Сокольники"".
Несмотря на то, что Москва в сфере строительства идет по пути мировых мегаполисов, уделяется внимание и архитектурным традициям. "До 1917 года Москву называли городом "сорока сороков" церквей. Сейчас их чуть более 200. Но путь к храму вскоре может сократиться. В отдаленных районах возведут несколько больших храмовых комплексов", - пишет "Московский Комсомолец" в номере от 9 марта. О первых двух из них - в Черемушках и Строгине - "МК" рассказал руководитель Мастерских товарищества реставраторов Андрей Анисимов. По словам специалиста, храм на ул. Гарибальди "вознесется к небу на 51 м. <...> Внутри храма разместятся крестильная с раздевалками, фойе, трапезная, кабинеты, кухня-доготовочная, иконная и свечная лавки. В стилобате звонницы оборудуют санузлы и бытовые помещения. Интерьеры и фасады украсят мозаика, керамика и настенная роспись. По соседству появится небольшая открытая часовня Св. Георгия Победоносца, а рядом с ней - небольшой каменный курган. На его вершине установят 3-метровый поминальный крест в византийском стиле, характерном для периода крещения Руси, высеченный из каменной глыбы". <...> Не менее масштабный проект будет осуществлен в Строгине. Здесь напротив строящейся станции метро возведут храм Новомучеников и Исповедников Российских. У его центрального входа появится двухэтажный дом-причта с мансардными этажами, где разместятся библиотека и служебные помещения. Рядом взметнется ввысь 46-метровая колокольня с крестильным храмом, службы в котором впервые в Москве предполагается проводить до 24.00". При этом, отмечает "МК", "оценить архитектуру новых древних храмов москвичи и гости столицы смогут не ранее 2010 года. Обоим проектам еще предстоит пройти все необходимые стадии согласования".
Вероника Шарова