Председатель комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров на днях выступил с резким заявлением в СМИ в связи с инициативой властей Татарстана не направлять призывников из республики в неблагополучные части страны. "Если чиновник из Татарстана забыл, что в России экстерриториальный принцип формирования Вооруженных сил, то ему не место на госслужбе. Кого и куда направлять cлужить - это прерогатива федерального центра", - заявил Озеров в ответ на позицию, озвученную первым вице-премьером Татарстана, главой республиканской призывной комиссии Равилем Муратовым.

5 марта о полном нежелании служить в других регионах заявили вышедшие на митинг призывники Чеченской Республики. Их поддержали представители аппарата уполномоченного по правам человека в Чечне.

Анализ сложившейся проблемы взаимоотношений регионов и федерального центра на примере Татарстана для ИА REGNUM провел председатель межрегиональной правозащитной ассоциации "АГОРА", кандидат юридических наук Павел Чиков:

"Анализ ситуации с правами человека в республике в последние два года явно свидетельствует о том, что основной угрозой им в Татарстане стали федеральные органы власти.

Концепция прав человека предлагает смотреть на жизнь с позиции отношений человек-власть. Как правило, речь идет о власти государства. Дает ли она возможность человеку развиваться свободно? Родиться и дышать без заклеенного заботливой нянечкой в роддоме рта. Не быть избитым в милиции. Не идти на военную службу, если нет такого желания. Или идти с желанием и вернуться живым, без ампутированных конечностей и жизненно важных органов, с нормальным весом и не в состоянии комы? Дает ли нынешняя власть гарантии каждому получить эффективную правовую защиту при обращении к любому чиновнику? Есть ли уверенность в том, что власть вдруг не решит отобрать имущество и собственное дело у человека, когда ей придет это в голову? Или не дать собственности, которая человеку положена по закону?

Гарантирует ли эта власть, что после своей ошибки она принесет извинения человеку, зазря упеченному в колонию на 15 лет за убийство, которого не совершал? Или этому человеку нужно пройти еще три суда и два года добиваться выплаты по закону и по суду причитающегося? А каковы вообще шансы человека добиться фактического исполнения решения суда?

Есть ли хоть минимальные гарантии у заболевшего не попасть по нож халатного носителя белого халата? Что вызванная "скорая помощь" приедет не для констатации смерти?

Могут ли близкие каждого осужденного рассчитывать, что не столкнутся с вымогательством в колонии? Общее почти у всех этих проблем в Татарстане одно - это представители федеральной власти.

Уголовное преследование в Татарстане, как и во всех регионах федерации, осуществляется от имени России и за счет федерального бюджета. Все следователи, прокуроры и судьи, кроме мировых судей, являются представителями федеральной власти. Сотни людей в Татарстане ежегодно незаконно подвергаются уголовному преследованию, задерживаются по подозрению в совершении тяжких преступлений, содержатся в следственных изоляторах, в колониях. Каждый такой случай - сломанная человеческая судьба, часто разбитые семьи. Каждый случай - чрезвычайное происшествие, требующее тщательного расследования, анализа, выявления и устранения причин. Каждый пострадавший должен получить адекватную понесенным страданиям денежную компенсацию, а параллельно необходимо ставить вопрос о юридической ответственности руководства федеральных органов власти за ненадлежащий надзор на законностью на стадии предварительного следствия. Незаконно судить татарстанцев для России должно дорого стоить. Так, как стоило незаконное осуждение на 15 лет за заказное убийство жителя Альметьевска Евгения Веденина, который получил с Минфина России 1 миллион рублей компенсации.

Статистика сообщений о нарушениях прав человека милицией, имеющаяся в Правозащитном центре города Казани, явно свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев насилие над людьми совершают оперативники - тоже представители федеральной власти, поскольку, как и прокуроры, финансируются за счет российского бюджета. Патрульные, дорожные службы, участковые и другие сотрудники милиции общественной безопасности бьют и убивают нас с вами значительно реже. Почему? Потому что они, в отличие от оперов, план по раскрываемости не выполняют. А кому нужен этот пресловутый план? МВД России.

А поскольку республиканское министерство от Москвы сильно зависит, оно вынуждено подчиняться. Хотя у него приоритеты должны быть другие - обеспечение правопорядка, а не погоня за показателями. По материалам общественных расследований казанских правозащитников, из 14 сотрудников милиции Татарстана, обвиняющихся либо осужденных за последний год за пытки и причинение смерти жителям Татарстана, было 12 оперативников, содержащихся за счет федерального бюджета.

Наиболее показательна ситуация с армейским произволом. Большой общественный резонанс в Татарстане за последние полгода получило дело попавшего в кому в воинской части Оренбургской области жителя Казани Радика Хабирова, который по неизвестным доселе причинам потерял 50 килограммов своего веса. Не меньше шокировали обстоятельства гибели уроженца Чистополя солдата-срочника Раиля Бикмухаметова, которого на Сахалине избивали старослужащие, а после смерти бросили на перроне Казанского вокзала, не доставив родителям. Каждый житель республики вправе задать вопрос - почему наши молодые ребята должны неизвестно где, неизвестно что и кого защищать и гибнуть в мирное время по вине безответственных командиров?

Очень похвальна быстрая, жесткая и безапелляционная реакция президента Татарстана на обстоятельства дела Бикмухаметова, который обратился с просьбой разобраться к министру обороны России. Серьезно настроенным показало себя и правительство республики в лице первого вице-премьера Равиля Муратова, который обнадеживающе заявил, что татарстанцы не будут служить в "плохих" российских частях.

В сфере предоставления жилья татарстанцы также внезапно стали жертвами российских политических игрищ. Уникальная программа ликвидации ветхого жилья, благодаря которой 50 тысяч семей в республике получили в собственность благоустроенные квартиры, была в спешном порядке свернута в угоду президентским амбициям первого вице-премьера России Дмитрия Медведева. В рамках проекта "Доступное жилье" россиянам предлагается участвовать в социальной ипотеке, оплачивая 400-500 тысяч рублей за среднюю квартиру. У многих ли татарстанцев скопилось полмиллиона? Почему те, кто должен был получить жилье бесплатно, вдруг стал должен государству сотни тысяч рублей? Тысячи жителей республики лишились жилья, вернулись в свои трущобы, хотя уже знали номера и домов, и квартир, в которых должны будут жить. Само важное, республика в состоянии продолжать реализацию программы ликвидации ветхого жилья, и средства, и политическая воля руководства на это имеются. Прокуратура Татарстана, по закону также обязанная защищать права человека, находится в сложном положении. С одной стороны, она обязана реагировать на нарушения закона, а с другой, четко и последовательно выполнять указания из Москвы, так как прокуратура, по тому же закону, - единая централизованная система органов, основанная на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим. Отсюда и персональное участие прокурора Татарстана в исправлении Конституции Татарстана, так нужное каждому жителю республики. Когда тебя опера бьют по голове и по почкам, когда приходит гроб с сыном из армии, когда на операционном столе погибают молодые девушки из-за халатности, в общем все равно, какие там нестыковки в Конституции. Прокуратуру, несмотря на все ее квалифицированные кадры и мощную деятельность, раздирают конфликты интересов, заложенные в ее основе. В силу этих противоречий прокуратура не может одна, без поддержки эффективно защищать права человека в Татарстане, нарушаемые представителями федеральной власти.

В Татарстане должна быть создана республиканская система защиты прав человека от нарушений со стороны представителей федеральной власти. Элементами этой системы могут служить уже созданные общественные советы при МВД Татарстана, Главном управлении федеральной службы исполнения наказаний в Татарстане, Антикоррупционный совет при президенте Татарстана, прокуратура, уполномоченный по правам человека и Общественная палата Татарстана.

Для координации совместных усилий и совместной деятельности в республике необходимо создать комиссию (совет, группу). Эта структура может быть создана под эгидой администрации президента Татарстана и быть схожей с советом при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Отличаться от него он должен паритетным (50 на 50) представительством государственных органов, действующих на территории республики, и представителей общественности.

Комиссия должна анализировать обобщенную практику нарушений прав человека в понимании их Европейским судом по правам человека и Конституцией Татарстана, совершаемых представителями федеральных органов власти. На основе анализа ситуации комиссия будет готовить предложения, направленные на ее улучшение, а затем на правительстве Татарстана будет лежать ответственность на реализацию этих предложений на практике.

В числе первых подлежащих анализу тем и принятых решений должны быть:

1) анализ фактов армейского произвола на территории России с последующим запретом направлять призывников из Татарстана в воинские части, имеющие дурную репутацию. Это требование основано на Конституции Татарстана и России, согласно которым республики (государства) несут ответственность за ситуацию с правами человека на своей территории. Согласно республиканской конституции, Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта тема тем более важна в преддверии начинающегося в ближайшее время весеннего призыва;

2) анализ фактов судебных ошибок на территории Татарстана, совершаемых органами следствия и суда федерального подчинения, с последующей организацией эффективной системы возмещения вреда для татарстанцев, ставших жертвами таких ошибок;

3) анализ фактов незаконного насилия и причинения смерти, совершаемых сотрудниками силовых структур федерального подчинения в отношении жителей республики, с последующей разработкой механизма дополнительных гарантий защиты от такого произвола и эффективной системы возмещения вреда пострадавшим и их родственникам.

Правительством Татарстана может быть создан специальный фонд поддержки жителей республики, пострадавших от незаконных действий представителей федеральной власти. Это позволит существенно повысить гарантии прав человека в рамках отдельно взятого российского региона".