Европейский суд по правам человека в Страсбурге направил Российской Федерации Меморандум, в котором содержатся девять вопросов по событиям в Кабардино-Балкарии 13-14 октября 2005 года и последовавшим за ними действиям властей, силовых и правоохранительных структур.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, Меморандум стал реакцией на жалобу пятидесяти жителей Кабардино-Балкарии против России, которая была подана 26 октября и 15 ноября 2005 года.

В жалобе заявители оспаривают право государства на монопольное владение телами их родственников, погибших в ходе событий октября 2005 года. Они также подвергают сомнению соответствие нормам международного права и гуманности статьи 14 Федерального закона РФ "О погребении и похоронном деле", ставшей основанием для невыдачи тел лиц, признанных государством террористами.

К жалобе прилагается стенограмма заседания Государственной Думы РФ, на которой был принят этот закон. В ходе обсуждения депутаты приводили свои доводы в пользу принятия нового закона, по их мнению, способного обезопасить Россию от терактов. В частности, один из депутатов рассказал историю о том, как в сталинские годы тела убитых "врагов народа" сначала выставляли на публичное обозрение, а потом "волокли как мусор". Это, по мнению депутата, обеспечивало порядок в обществе.

В приложении к жалобе в Страсбургский суд были направлены фотографии и видео ролики, на которых запечатлены условия содержания тел.

Кроме вопросов, касающихся выдачи тел для захоронения, в жалобе содержатся и факты нарушения прав родственников погибших.

Ниже ИА REGNUM публикует полный список вопросов, содержащихся в Меморандуме Европейского суда по правам человека:

1. Сохраняют ли власти Российской Федерации монополию на владение телами родственников заявителей, описанных в обстоятельствах дела?

2. Смогли ли власти идентифицировать тело Тимура Махтиевича Мамаева, мужа двенадцатой заявительницы?

3. Имеет ли Жанна Федоровна Ифраимова (девятнадцатый заявитель) по смыслу статьи 34 Конвенции право подавать данную жалобу по поводу смерти Руслана Борисовича Тамазова в Суд?

4. Каков был результат официального расследования по фактам событий 13-14 октября 2005 г. в отношении каждого из заявителей? Получили ли заявители последний официальный ответ на их запрос о возвращении тел их родственников?

5. Решение властей не выдавать заявителям трупы их родственников, в части, описывающих их террористами, которые умерли в результате пресечения террористической деятельности, влечет ли определение уголовного обвинения против этих людей по смыслу статьи 6 Конвенции? Если так, могут ли заявители жаловаться на это от имени своих родственников?

6. В зависимости от ответа на выше поставленный вопрос, был ли соблюден принцип презумпции невиновности родственников заявителей по смыслу статьи 6 п. 2 Конвенции?

7. Правительству предлагается прокомментировать заявления заявителей по поводу условий содержания тел их родственников и видео ролик, присланный заявителями.

8. Ввиду ответа на выше поставленный вопрос и, принимая во внимание обстоятельства дела, являются ли решения властей не выдавать заявителям трупы их родственников бесчеловечным обращением по смыслу статьи 3 Конвенции? Являлись ли эти решения вмешательством в их права, предусмотренные статьями 8 и 9 Конвенции? Если так, то преследовали ли они законную цель, и была ли она законной и пропорциональной?

9. Имели ли заявители эффективное средство правовой защиты по смыслу статьи 13 Конвенции по отношению к нарушениям статей 8 и 9 Конвенции?

Ответы на вопросы Европейского суда Российская Федерация должна предоставить в срок до 7 марта 2007 года.

Напомним, власти РФ отказывают в выдаче для традиционного погребения тел 95 жителей Кабардино-Балкарии, которых Генеральная прокуратура обвинила в терроризме. От родственников скрывается место их содержания.