Обзор СМИ за 13-19 февраля 2007 года.

Армения-Россия. Армения-Турция. Вардан Осканян о внешней политике Армении. Кадровые перестановки у силовиков. Выборы.

Армения-Россия

Оборона

Смена министра обороны России не повлияет на уровень армяно-российского взаимодействия в сфере обороны. Об этом заявил ИА REGNUM пресс-секретарь министра обороны Армении Сейран Шахсуварян. Комментируя назначение Анатолия Сердюкова министром обороны России, он отметил, что отношения между оборонными ведомствами России и Армении находятся на хорошем уровне и не претерпят изменений в результате смены министра. "Созданные веками отношения не меняются людьми", - заключил он.

14 февраля в Ереван прибыла делегация, возглавляемая председателем координационной комиссии по вопросам единой системы ПВО государств-членов СНГ генералом армии Владимиром Михайловым, которая примет участие в заседании координационной комиссии по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств-членов СНГ и в учебно-методическом сборе. Михайлов сообщил, что заседания координационной комиссии по вопросам системы ПВО проводятся два раза в год в странах-членах системы ПВО. В рамках ереванского заседания состоится мониторинг боевых позиций в Армении, в том числе и 102-й российской базы, будут обсуждены программы на 2007 год и результаты проведенной во второй половине 2006 года работы. Отвечая на вопрос корреспондента "Ноян Тапан", Михайлов отметил, что постепенно осуществляется техническое переоснащение 102-й военной базы, проводится работа по ремонту техники и уже есть перспектива приобретения нового оборудования.

Как пишет газета "Аравот", по завершении заседания Координационного совета объединенной системы ПВО при Совете министров обороны стран-членов СНГ председатель совета, командующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов сообщил журналистам, что совместная система ПВО Армении и России может защитить воздушные границы Армении от любого возможного вторжения, и не только из Турции или Азербайджана. По его словам, две страны несут совместное боевое дежурство и защищают интересы Армении. "Кроме того, есть 102-я совместная бригада ПВО, в состав которой включена зенитно-ракетная установка С-300, которая также обеспечивает защиту всей территории Республики Армения", - добавил Михайлов. Он также сообщил, что радиолокационный контроль всей территории Армении осуществляют и силы ПВО, дислоцированные в РФ. В этом принимают участие также силы 4-й армии, расположенные в Ростове-на-Дону.

Заседание координационной рабочей группы по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров стран-членов СНГ, начавшееся 14 февраля в Ереване, стало началом формирования триединой системы защиты воздушных границ стран-членов ОДКБ. Как сообщает газета "Айоц Ашхар", система будет состоять из трех отдельных подсистем: западной - российско-белорусской, южной - российско-армянской и среднеазиатской, которые накрепко закроют воздушное пространство стран СНГ - от границы с Польшей до Афганистана. Если учесть то, что формирование новой и модернизированной российско-армянской совместной системы ПВО будет происходить посредством усиления ПВО Армении и 102-й российской базы, то, считает газета, становится очевидным, что этим ставится под сомнение заявление генсека НАТО о принятии Грузии в члены этой организации в 2009 г. Будучи вооруженной ракетами типа С-300, а также ракетами типа "земля-воздух" и "куб", уверяет "Айоц Ашхар", российско-армянская система ПВО "накрепко закроет воздушные границы Южного и Северного Кавказа с юга и запада". "Можно лишь представить, что произойдет, если НАТО примет решение о членстве Грузии и система ПВО НАТО накроет Грузию и Азербайджан". По словам командующего ВВС РФ генерала армии Владимира Михайлова, пишет газета, оснащенная новейшими техническими средствами 102-я российская базы в Гюмри с помощью модернизированной системы ПВО одновременно может легко осуществлять слежение за всеми замеченными летающими объектами на небольшой территории от Армении до российских границ. "Это значит, что, выведя свои войска из Грузии, Россия не намерена игнорировать возможные угрозы, исходящие из нашего региона, которые могут материализоваться в случае продвижения НАТО". Статья завершается патетическим прогнозом: "Под воздействием реальных холодных ветров, очевидных в отношениях Россия-США и Россия-НАТО, в ближайшем будущем нашему региону грозит превратиться в большую пороховую бочку, вокруг которой будут кружить самолеты и иные составляющие систем ПВО противостоящих военно-политических блоков".

Экономика

Все меры, предпринимаемые Москвой против недружественного Тбилиси и становящегося все менее дружественным Баку, бьют в итоге по Еревану, пишет газета "Голос Армении". Блокада Грузии на деле обернулась блокадой Армении, для которой Грузия остается главными воротами в мир. Касаясь газовой проблемы, газета пишет, что, когда газопровод из России окончательно перестанет быть для Грузии критической необходимостью, в самом печальном положении окажется Ереван. "Во-первых, для Грузии отпадает необходимость регулярно чинить свою вечно лопающуюся трубу. А во-вторых, Тбилиси, который Энергетическую хартию не ратифицировал, может торговаться по поводу транзита газа в Армению с вполне белорусской увлеченностью".

Но и это не все. Согласно газете, Турция, отказавшись от части своей газовой квоты месторождения "Шахдениз" в пользу Грузии, поставила перед последней условие: Тбилиси должен принять окончательное решение по поводу строительства железной дороги из Турции в Азербайджан через Грузию. "То есть повторяется история начала 90-х, когда все понимали, что самый экономичный нефтяной путь из Баку в Джейхан пролегал через Армению. Но последняя, идя навстречу пожеланиям Москвы, союзнические обязательства предпочла интеграции в перспективные региональные проекты. Теперь Армения, не скрывавшая своей заинтересованности в этой железной дороге, снова упускает шанс на внешнеэкономический прорыв". Еще одним таким шансом, продолжает "ГА", выглядел газопровод из Ирана: "Со временем Армения могла теоретически использовать разработанные инфраструктуры как для собственного использования, так и для транзита, хотя бы в Грузию. Но, похоже, и этим надеждам не суждено сбыться: стратегический союзник жестко требует передачи газопровода в собственность "Газпрома". Иран своего раздражения не скрывает и явно дает понять: в строительстве настоящего большого газопровода, к разработке которого приступает, он тоже намерен Армении предпочесть все ту же Грузию". В заключение "Голос Армении" отмечает, что в Армении уже отнюдь не только оппозиционеры не скрывают своего недоумения: "Получается, что верность союзническим обязательствам обрекает страну на усиливающуюся самоизоляцию, делая ее к тому же заложником непредсказуемых отношений России с соседями".

Власти Армении виновны в изоляции республики от региональных политико-экономических проектов. Об этом в ходе пресс-конференции заявил лидер Либерально-прогрессивной партии Армении Ованес Ованнисян. Как передает корреспондент ИА REGNUM, по его словам, в результате безответственной политики властей страны резко упал курс доллара, что, по его соображениям, обусловлено отмыванием криминальных денег в сфере капитального строительства, поступающих из России. Как отмечает Ованисян, нынешние власти Армении "подарили страну России" с целью обеспечить свое дальнейшее пребывание у власти. Между тем как Армения для России не представляет особой ценности, в силу неспособности обеспечить геополитические амбиции Москвы, считает он. Ованнисян отметил необходимость интеграции Армении в ЕС и НАТО, поскольку грядущие геополитические изменения в мире, обусловленные вызовом России Западу, не могу оставить в стороне Армению.

На вопросы PanARMENIAN.Net ответил заведующий отделом межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук Сергей Маркедонов:

"Действительно ли ухудшаются отношения России и Азербайджана и как это может сказаться на общей ситуации в регионе?

Ухудшение двусторонних отношений между Россией и Азербайджаном, начавшееся в конце 2006 года, получило свое логическое продолжение в 2007 году. К сожалению, это направление российской внешней политики до сих пор оставалось в тени на фоне сложной динамики взаимоотношений РФ с государствами СНГ, а именно с Грузией и Белоруссией, а также с США и государствами ЕС. Между тем серьезное ослабление российских позиций на "азербайджанском направлении" чревато серьезным изменением всей геополитической картины на Южном Кавказе. "Охлаждение" между Баку и Москвой объективно способствует сближению позиций между Азербайджаном и Грузией. Баку и Тбилиси объединяет проблема "территориальной целостности" и расхождения с Москвой во взглядах на непризнанные государства. Формирование оси Тбилиси-Баку работает на ослабление позиций стратегического союзника России на Южном Кавказе - Армении и повышает заинтересованность последней в расширении контактов с США и ЕС. Таким образом, от конструктивных взаимоотношений между Россией и Азербайджаном во многом зависит, как бы парадоксально это не звучало, развитие российско-армянского стратегического партнерства.

Разногласия начались из-за газа, а закончились региональным саммитом в Тбилиси. Ожидался ли такой итог "охлаждения"?

Да, действительно, резкое охлаждение российско-азербайджанских отношений в конце 2006 года началось формально по внешним причинам. Сначала Москва обратилась к Баку с дружеской просьбой не поставлять газ Грузии. После того как в Баку не захотели образовать антигрузинский газовый альянс, "Газпром" увеличил цену на газ не только для Грузии, но и для Азербайджана. Вместо прежних $110 за тысячу кубометров Азербайджан должен был платить $235. В свою очередь президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что такая цена "диссонирует с духом и сущностью российско-азербайджанских отношений". Более того, Алиев-младший не исключил, что в "нефтегазовых отношениях между Москвой и Баку существует политический подтекст". И результат - власти Азербайджана и "Газпром" не подписали соглашение о поставке в Азербайджан российского газа в 2007 году. В феврале 2007 года история о том, как поссорились Баку и Москва, получила свое продолжение. 7 февраля в Тбилиси состоялся региональный саммит с участием трех государств - самой Грузии, Азербайджана и Турции на высшем уровне. Турцию представлял премьер-министр Реджеп Эрдоган, Азербайджан - президент Ильхам Алиев. Итогом саммита стало подписание соглашения о строительстве стратегически важной железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку (КАТБ). Некоторые эксперты уже заговорили о "железнодорожном Баку-Джейхане". Подобное сравнение, конечно же, является эмоциональным перехлестом. Однако необходимо отметить, что данный проект планируется завершить к 2009 году и без российского участия. В принципе такой вариант развития событий изначально подразумевался, однако 7 февраля 2007 года стало ясно, что железнодорожный проект стартует в обход Армении. Этот проект укрепил и экономическую связку Тбилиси-Баку. Азербайджан предоставил Грузии маленькую "услугу" в виде кредита в размере $200 млн.

Так все-таки что важнее - экономика или все же политика, конкретно - изоляция Армении. И как это скажется на регионе в целом?

Ожидаемое сближение позиций Баку и Тбилиси получило экономическое подтверждение. Этот проект более всего нужен Турции и Азербайджану, а не Грузии, т.к. реальной геополитической целью проекта является "обход" Армении. Напомним, что существующая железнодорожная ветка Карс-Гюмри не работает с первой половины 90-х гг. Чисто экономическая целесообразность этого проекта пока неясна, и она, скорее, нацелена на будущее, т.е. на то, что дорога станет одним из важнейших транспортных коридоров, связывающих Восток с Западом. Для реализации этого проекта неочевидной оказалась и помощь одного из главных "нерегиональных игроков" - США. Как вы знаете, в июле 2006 г. Палата представителей Конгресса США проголосовала за предоставление гарантий того, что никакие экспортные и импортные фонды не будут использованы для содействия проекту строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку в обход Армении. Именно американские конгрессмены выступили против изоляции Армении от масштабных региональных транспортных проектов. В резолюции H.R. 5068 говорится, что "деньги налогоплательщиков не будут использованы для большей изоляции Армении, которая уже страдает от двойной блокады со стороны Турции и Азербайджана". До построения "вертикали" американской власти еще далеко, и с мнением конгрессменов и влиятельного армянского лобби приходится считаться и в Госдепартаменте, и в Белом доме. Между тем позиция администрации также заявлена, и нет сомнений, что определенный "административный ресурс" для поддержки проекта будет задействован. Здесь далеко не все измеряется в денежном эквиваленте. Кое-чего стоят и информационная поддержка, и позиционирование в пользу "железнодорожного Баку-Джейхана". В любом случае, нельзя не заметить, что российская оплошность конца 2006 года, выразившаяся в энергетическом давлении на Азербайджан, привела к ускорению кооперации между Баку, Тбилиси, Анкарой и частью вашингтонского истеблишмента. Между тем такая кооперация еще в июле 2006 года не казалась очевидной. Тогдашнее решение конгрессменов, казалось, превращало Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку в виртуальный проект. Тем паче, что взаимоотношения между Анкарой и Вашингтоном вызывали много вопросов и в турецком, и в американском истеблишменте.

Так что же, строительством КАТБ мы обязаны России?

"Оживление" проекта стало возможным благодаря не слишком дальновидной политике РФ по транспортно-энергетическому "сдерживанию" строптивых государств СНГ. Речь идет, прежде всего, о Грузии. Действуя жестко против Тбилиси, Москва всегда надеялась на поддержку грузинских соседей. Сначала в ночь с 7 на 8 июля 2006 года произошло закрытие КПП "Верхний Ларс" на российско-грузинской границе. Но это вызвало неоднозначную реакцию в Ереване. В отношениях между Арменией и Москвой появилась если не напряженность, то много вопросов. Вице-спикер парламента РА Ваан Ованнисян связал закрытие КПП с обострившимися российско-грузинскими отношениями. По его словам, "российские коллеги должны понять, что направленные против Грузии шаги вредят и Армении и здесь следует проявить максимум гибкости". Весь фокус в том, что все важные для Армении коммуникации идут через Грузию. Но в недовольстве Еревана есть и политический подтекст. Ухудшение армяно-грузинских отношений не слишком выгодно Армении. Ситуация в армянонаселенной области Грузии Джавахети далека от стабильной, в то время как в Ереване прекрасно понимают, что "второй Карабах" со всеми вытекающими последствиями Армения не выдержит. Отсюда незаинтересованность Армении в политике Кремля по "сдерживанию" Грузии. В том, что касается Грузии, Ереван пытается сохранять максимальную корректность, даже где-то закрывая глаза на тревожную обстановку в Джавахке, по которому проходит участок дороги КАТБ.

Каков турецкий "след" во всех этих проектах? И в каком качестве здесь выступает Азербайджан - самая заинтересованная сторона в изоляции Армении?

Взгляды Баку и Москвы на развитие российско-армянского партнерства и Нагорный Карабах традиционно не были предметом двустороннего консенсуса. В этом плане надежды на присоединение Баку к "антитбилисскому пакту" были политически неоправданны. Стремление же к "сдерживанию Азербайджана" вызвали у Баку ответные действия - от активизации переговоров с НАТО до подписания трехстороннего соглашения. Между тем реализация железнодорожного проекта в "обход Армении" усиливает стратегические позиции не столько Турции, сколько Азербайджана. Фактически Баку получает еще один дополнительный козырь в своей игре на Южном Кавказе. С одной стороны, железнодорожная "ветка" пройдет в обход Армении, а с другой, Азербайджан с помощью кредита привяжет к себе Грузию. Более того, против этого не будут ни Турция, ни, по крайней мере действующая, администрация США. Таким образом, жесткие и не до конца просчитанные шаги Москвы по "сдерживанию Баку" создали России новые проблемы в Закавказье. Как говорится, целились в Баку, а попали в Ереван. А потому сегодня не должно вызывать удивление то, как Армения пытается реализовать план по подключению к Транскаспийскому газопроводу. И хотя в планах конструкторов трубопровода Армения пока не значится, само стремление республики найти "страхующие" источники, выйти из-под российской энергетической опеки символично. В Ереване давно уже устали быть "заложниками" Кремля и "Газпрома" и, скорее всего, не слишком готовы к роли геополитической пехоты в комбинациях против Тбилиси и Баку. Сегодня Москве необходимо серьезное переосмысление своей политики "энергетического империализма". Этот инструмент не слишком хорошо работает. По крайней мере, с его помощью не удалось еще никого поставить на колени. Зато привлечь в СНГ "нерегиональных игроков" и усилить прозападный крен во внешней политике постсоветских государств РФ удалось вполне. Сегодня многие экономисты и общественные деятели, рассуждая на темы внутренней политики, единодушно говорят об ограниченности "сырьевой модели" отечественного "народного хозяйства". Наверное, пришел черед признать такую же ограниченность "сырьевой внешней политики" и поскорее перейти к внешнеполитическому "hi-tech". Иначе потери неизбежны, и не только в СНГ". (PanARMENIAN.Net).

Газета "Айк", отмечая, что в концессионном управлении Армянской железной дорогой заинтересованы российская, французская, украинская и казахстанская компании, пишет: "Нетрудно предположить, что в тендере победит какая-нибудь российская компания. Независимые эксперты утверждают, что тактически передача железной дороги русским направлена на окончательную нейтрализацию угрозы революции в Армении. Есть мнение, что для окончательного достижения своей цели власти Армении после передачи железной дороги передадут русским также мосты, почту, телеграф, а в самом конце и прачечные".

Армения-Турция

Как сообщает армянская служба радио "Свобода", британская газета "Экономист" в статье, озаглавленной "Новый спор по армянскому вопросу может испортить турецко-американские отношения", пишет, что возможным выходом из клубка, связанного с представленным в Конгресс США проектом резолюции о признании Геноцида армян в Османской Турции, может стать отказ последней от злополучной 301-й статьи УК [статья предусматривает уголовное наказание за оскорбление турецкой нации, страны и органов власти. - прим. ИА REGNUM]. "Одна за другой американские администрации предотвращали принятие резолюции о Геноциде, обосновывая это тем, что Турция слишком дорогой союзник, чтобы терять его. В этом им помогали еврейские организации, благодарные Турции за ее теплые отношения с Израилем. Однако ситуация изменилась", - подчеркивает "Экономист". В статье перечислены причины такого изменения: отказ Турции предоставить свою территорию для вхождения американских войск в Ирак в марте 2003 года, переговоры Турции с Ираном, Сирией и группировкой ХАМАС и, наконец, угрозы Турции собственными силами бороться с курдскими террористами на севере Ирака. Автор статьи отмечает, что новоизбранный спикер Палаты представителей Конгресса Нэнси Пэлоси отказалась принять министра иностранных дел Турции Абдуллу Гюля.

Самым эффективным способом борьбы Турции со стоящими перед ней вызовами является экономическое развитие населенных курдами районов. Подобное убеждение высказали аналитики исследовательского центра Jane's, предложив, в качестве рецепта, открыть армяно-турецкую границу. По оценке американских аналитиков, действующее при фактическом правительстве Турции "теневое правительство" - военные, теперь сильно озабочено также нестабильностью Ирака и призывает Соединенные Штаты осуществить на севере Ирака совместные военные действия против курдских сепаратистов: "Разведывательные службы и военный потенциал Турции теперь рассматривают воображаемое курдское государство как серьезную угрозу безопасности и стабильности Турции". В случае открытия армяно-турецкой границы, по мнению аналитиков Jane's, от приграничной торговли в первую очередь выиграют курдские районы восточной Турции. "Так как военная элита Турции в настоящее время рассматривает открытие армяно-турецкой границы не столько как угрозу, сколько как средство достижения собственных целей в восточной Турции, то возможно, что даже консервативные круги отдадут предпочтение открытию армяно-турецкой границы", - подчеркивают эксперты Jane's. ("Ноян Тапан").

Как сообщает газета "Азг", начальник Генштаба Вооруженных сил (ВС) Турции генерал армии Яшар Буюканит после встречи с вице-президентом США Диком Чейни и советником по вопросам безопасности Стивеном Хедли сказал журналистам: "Я заметил, что американская администрация полна решимости в вопросе провала резолюции по Геноциду армян в Конгрессе США". Буюканит такой подход администрации Буша оценил как "положительный", а на заседании турецко-американского совета, обратившись к американским предпринимателям, призвал противостоять "армянской резолюции". Вместе с тем, сообщает газета, в номере от 15 февраля турецкая "Хюррийет" пишет, что в обмен на решительную борьбу с резолюцией по Геноциду Вашингтон потребовал от Турции урегулировать отношения с Арменией, прекратить блокаду и открыть армяно-турецкую границу. Хотя эти требования и не новы, однако ново их обоснование. Согласно "Хюррийет", представляя Турции вышеупомянутые требования, Вашингтон уведомил турецкую сторону о том, что, пока она не урегулирует отношения с Арменией, не прекратит блокаду и не откроет армяно-турецкую границу, невозможно убедить армянскую диаспору, чтобы она смягчила свою позицию в вопросе Геноцида. В то же время Вашингтон посоветовал Турции, чтобы последняя попыталась разработать отличную от предыдущих конструктивную политику для преодоления этого вопроса, так как Геноцид армян признали в парламентах около 20 стран и Анкаре не удается предотвратить развитие процесса признания Геноцида.

Мишенью номер один для турецких националистов стал греческий патриарх Стамбула Бартоломеос. Об этом, сообщает газета "Еркир", пишет греческая "Катимерини" со ссылкой на данные одного из стратегических центров США. Об этом же пишет и турецкая газета Milliyet в статье "Патриархи находятся под угрозой смерти". Как сообщает NTV, целью националистов является также и Константинопольский патриарх Армянской апостольской церкви (ААЦ) архиепископ Месроп Мутафян.

Вардан Осканян о внешней политике Армении

Как сообщает газета "Азг", 11 февраля в первопрестольном храме Св. Саака-Месропа Кельна министр иностранных дел Республики Армения (РА) Вардан Осканян встретился с проживающими в Германии армянами. Говоря о внешних угрозах, министр отметил, что после реализации проекта Баку-Джейхан роль Азербайджана еще более возросла, "благодаря нефтепроводу голос Азербайджана бывает более слышим, а турецко-азербайджанские отношения еще больше углубляются". "Турция отрицает факт Геноцида армян, и это ее государственная политика. ООН ставит жесткие ограничения в отношении Ирана, и от этого будет страдать Армения. На Армению также влияют и грузино-российские отношения. Все это позволяет сказать, что, возможно, создадутся разделительные линии, - сказал министр иностранных дел Армении. - Нам сегодня необходимо правильно определиться, вести гибкую политику, чтобы свести к минимуму их отрицательные последствия для Армении". "Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку воспринимается как средство политического давления, и оно будет продолжаться. Конечно, эта политика не нова", - сказал Осканян. "Думаю, что сможем справиться с новыми вызовами", - выразил надежду министр. Говоря об урегулировании карабахской проблемы, Осканян сказал: "Этого тоже достигнем, однако сколько на это потребуется времени, затрудняюсь сказать". Но положительно то, что "если несколько лет назад разговор о самоопределении Нагорного Карабаха для международного сообщества был неприемлемым, то сейчас понятен". О взаимоотношениях с Турцией: "После убийства Гранта Динка [редактор издающейся в Турции армянской газеты "Акос". - прим. ИА REGNUM] появилась надежда, что Турция, чувствуя свою политическую ошибку, сможет использовать этот момент для того, чтобы внести некоторые поправки в свою политику. Но этого не произошло. Турция прикладывает еще больше усилий для отрицания Геноцида армян. И это остается самым большим выпадом против нас. Нам остается укреплять свою экономику. Это как раз тот случай, когда еще более важны отношения Диаспора-Армения". По словам министра, в истории еще не было такого момента, чтобы настолько совпадали интересы Диаспоры и Армении.

После этого, пишет "Азг", аудитории была дана возможность задать вопросы министру. Первый вопрос был о строительстве нефтеперерабатывающего завода в Армении, на который Осканян ответил, что министр энергетики РА сейчас находится в Иране и есть намерение построить НПЗ прямо на границе. Такая идея есть, но на уровне экспертов должно быть уточнено, оправданы ли экономические ожидания. Отвечая на вопрос об отношениях Армения-Грузия, министр отметил, что они достаточно хороши. "Грузия для нас - страна, имеющая стратегическое значение, и с Грузией у нас есть общие интересы. Азербайджан, с одной стороны, а с другой - Турция пытаются изолировать Грузию от Армении. Грузия это понимает". По поводу открытия границы с Турцией, Осканян сказал, что, "вопреки сложностям, по большому счету для открытия границы преимуществ больше, а другие проблемы можно решить законодательным путем. Будем продолжать процесс по признанию Геноцида армян". На вопрос, что предпримет Армения, если США признают Геноцид, а Турция нет, будет ли Армения обращаться в связи с этим в ООН, Международный суд или другие инстанции, министр ответил, что, по его мнению, после признания Геноцида Америкой Турция еще более акцентирует свою отрицательную позицию. Но признание Геноцида множеством других стран, которые последуют за США, еще более усилит давление на нее, давая Армении повод обратиться в международные инстанции. Турция будет вынуждена в процессе членства в Евросоюзе под внутренним давлением занять другую позицию. Далее Осканян подчеркнул важность выборов: "На прошлых выборах мы допустили ошибку, сейчас - не имеем права, - сказал он. - Думаю, что эти выборы для Армении будут очень важны: кого должны избрать, какую задачу надо поставить? Мы должны всем народом сформировать регламент, потом посмотреть, какие политические силы могут разрешить проблемы". Что касается обесценивания доллара, то, по мнению министра, главная причина - поступление в Армению больших объемов этой инвалюты.

На вопросы газеты "Азг" ответил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян:

"На Мюнхенской конференции была выражена обеспокоенность по поводу возможности возвращения к холодной войне. Комплементарная политика Армении может противостоять таким вызовам?

Несмотря на различные выступления и определенные попытки "уколоть" друг друга, стороны - как Россия, так и США - подчеркивали, что холодная война закончилась, ситуация изменилась. Скорее всего, речь сегодня идет о новой конкуренции, но она, по своей сути, качеству и глубине отличается от конкуренции эпохи холодной войны, которая была более политизированной, идеологизированной и чреватой опасностями. Сегодняшняя конкуренция - это попытка сторон подтвердить свои роль и место, она не носит идеологического характера, и, в случае ее обострения, последствия не будут такими, какими могли быть в эпоху холодной войны. Думаю, что в данной ситуации, несмотря на обострение риторики, наша комплементарная политика остается действенной, и думаю, что мы продолжим ее эффективно проводить.

Возможно ли, что в противовес железной дороге Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку будет построена альтернативная железная дорога Армения-Иран?

Об этом говорилось всегда. Думаю, что для осуществления подобных проектов недостаточно одного политического решения, необходимы экономические обоснования. Осуществление данного проекта довольно дорого и сложно, но его никогда не следует исключать".

С резкой критикой внешней политики Армении выступили газеты "168 Жам" и "Айкакан жаманак". Поводом к тому послужила статья министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, опубликованная 10 февраля в газете "Азг" [см. "Армения готова нанести удар по экономическим интересам Москвы": Армения за неделю. - ИА REGNUM], в которой он откликнулся на публикации в прессе, касающиеся его заявлений в парламенте о том, что дорога Карс-Ахалкалак "никоим образом не ведет к изоляции Армении и не может нанести вреда экономике РА". "168 Жам" пишет, что ответ министра вызывает недоумение. Так, отмечая слова Осканяна о том, что "критика была бы приемлемой, если бы армяно-турецкая граница была закрыта из-за Армении, а железная дорога Карс-Гюмри-Тбилиси не действовала из-за Армении" и что "граница сегодня закрыта из-за Турции", "168 Жам" пишет, что когда "наша ментальная особенность сваливать причины на других" кладется в основу внешней политики, то это уже становится опасным. "Если мы действительно поставили перед собой задачу, например, открыть армяно-турецкую границу, но нам это не удается, то вместо того, чтобы валить вину на другого, следует признать, что либо мы неверно сформулировали задачу, либо проводимая нами внешняя политика не служит достижению цели". По мнению газеты, министр "пытается скрыть поражения нашей внешней политики, стараясь представить действительность в следующем свете: либо мы отдаем Карабах, и нефтепровод или железная дорога проходит через Армению, либо мы не отдаем Карабах и остаемся без них". Приводя в пример то, что в начале 1990-х годов, когда Армения и Карабах были еще в состоянии войны с Азербайджаном, а армянские войска продолжали свое победное наступление на фронтах, Армения именно через территорию Турции получала зерно, газета отмечает, что дипломатия способна находить выход даже из самых трудных и запутанных ситуаций.

"Айкакан жаманак", комментируя слова Осканяна: "Где изоляция? Пора положить конец самообману!", пишет: "А и вправду, где изоляция? Достаточно лишь бросить мимолетный взгляд на повестку любого дня министра иностранных дел, а тем паче президента РА, чтобы убедиться, насколько отстали от нас наши соседи. Нет, все это и вправду смешно. Да, было время, когда Армения была активной в международных отношениях и по ряду факторов была впереди своих соседей. Однако все это с каждым днем, с каждой новой программой уходит в далекое прошлое". Но почему, почему министр иностранных дел Армении пытается морочить головы своим согражданам? - спрашивает газета.

"Строительство железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку является не экономическим проектом, а политическим, и для оказания противодействия этой программе мы уже довольно опоздали, нужно было четко изложить собственные подходы к региональному сотрудничеству". Подобное мнение высказал бывший премьер-министр, председатель Христианско-демократической партии Армении Хосров Арутюнян. По мнению председателя партии "Свобода", другого бывшего премьер-министра РА Гранта Багратяна, строительство этой железной дороги является как политическим, так и экономическим вопросом и "позорным поражением внешней политики Армении". По его наблюдениям, в настоящее время Грузия считает Турцию и Азербайджан более дружественными странами, чем Армения. Это, по словам Багратяна, обусловлено наличием в Джавахке армянского фактора и неверной политикой Армении в этом вопросе. ("Ноян Тапан").

Кадровые перестановки у силовиков

Как сообщает газета "168 Жам", 14 февраля президент Армении Роберт Кочарян подписал указ об освобождении генерал-майора Сейрана Сарояна от должности командующего 4-м армейским корпусом. Сароян подал в отставку сам, а причиной его решения стало желание принять участие в предстоящих парламентских выборах. По всей видимости, он выдвинет свою кандидатуру в мажоритарном округе Гегаркуника или Армавира. Недавно с просьбой ходатайствовать перед президентом об увольнении из армии обратился к министру обороны Сержу Саркисяну и замминистра обороны Артур Агабекян. Как известно, последний также собирается баллотироваться в депутаты Национального Собрания (НС) по списку партии "Дашнакцутюн".

Слухи об отставке начальника полиции Армении генерал-полковника Айка Арутюняна муссируются давно. И хотя его уход с этой должности ожидался после предстоящих в мае выборов в Национальное Собрание РА, однако, как сообщили близкие к полиции источники газеты "Аравот", не исключено, что Арутюнян уже в ближайшие дни может покинуть свой пост в связи с назначением советником президента РА и главным военным инспектором вместо смещенного недавно генерал-полковника Гургена Далибалтаяна. Согласно тем же источникам, в вопросе назначения главы полиции президент Роберт Кочарян и министр обороны Серж Саркисян придерживаются разных позиций. Глава Минобороны хочет видеть в должности руководителя полиции министра внутренних дел Нагорного Карабаха Артура Исагулова, а президент - начальника военной полиции Вову Гаспаряна. Как отмечает газета, странный, на первый взгляд, выбор Кочаряна (напомним, что Гаспарян играл активную роль в событиях, последовавших за терактом в армянском парламенте 27 октября 1999 г.) понятен некоторым политическим кругам, однако они пока никаких разъяснений не дают, пишет газета.

Как сообщает газета "168 Жам", по некоторым сведениям замминистра обороны РА генерал-лейтенант Манвел Григорян будет назначен советником президента РА по обороне, заменив на этой должности генерал-полковника Гургена Далибалтаяна.

Выборы

Миссия наблюдателей ОБСЕ будет следить за ходом парламентских выборов в Армении. Как сообщает "АрмИнфо", посол Армении в ОБСЕ Дживан Табибян на заседании Постоянного совета ОБСЕ официально пригласил наблюдателей от ОБСЕ участвовать в выборах.

Генеральный секретарь Межпарламентской ассамблеи (МА) СНГ Михаил Кротов на встрече 12 февраля с заместителем министра иностранных дел РА Гегамом Гарибджаняном сообщил, что в начале марте в Ереване откроется офис МА СНГ, который будет иметь наблюдательные миссии во всех областях Армении. Как передает ИА REGNUM, по словам генсека МА СНГ, это позволит дать максимально реалистичную оценку ходу и результатам выборов в Национальное Собрание Армении.

Комментируя слова генсека МА СНГ Михаила Кротова, редактор газеты "Аравот" Арам Абраамян пишет: "Ну, значит, за прозрачность выборов можно не волноваться. Они будут такими же прозрачными, как и самогон, который преподнесут наблюдателям СНГ во всех областях Армении. Не стоит сомневаться и в чрезвычайной насыщенности рабочего графика миссии Содружества - Гарни, Гегард, Эчмиадзин, Ереванский коньячный завод... Последний пункт будет особенно способствовать трезвым и объективным оценкам наблюдателей".

По сведениям газеты "Жаманак-Ереван", Роберт Кочарян провел встречу со всеми аккредитованными в Армении послами и, в связи с предстоящими выборами, поставил перед ними два условия. "Он потребовал, чтобы руководитель наблюдательной миссии не был бы представителем Великобритании или США. На вопрос растерявшихся послов, "а откуда бы Вы хотели", Кочарян сказал: "Либо из Франции, либо из России". Вторым требованием Кочаряна было то, чтобы в процессе составления заключения о результатах выборов принимали участие также его представители". Согласно газете, послы были ошарашены такими диктаторскими амбициями и не смогли скрыть свои впечатления.

Предвыборные страсти разгорелись до такой степени, что сцепились даже всегда с осторожностью относившиеся друг к другу Серж Саркисян и лидер Национально-демократического союза (НДС) Вазген Манукян, пишет газета "Тарегир". Это еще одно доказательство того, что для многих, а тем более для Сержа Саркисяна и Вазгена Манукяна, эта предвыборная кампания является не парламентской, а, скорее, президентской кампанией, и в лице Манукяна и Саркисяна столкнулись будущие кандидаты в президенты.

Парламентские выборы 2007 года в Армении не будут в массовом порядке сфальсифицированы властями, поскольку для сохранения власти у обладающих ею политических партий и других провластных сил в этом не будет необходимости, считает "Голос Армении". Практика всех президентских и парламентских выборных кампаний в постсоветской Армении показала, что власти обладают абсолютным влиянием на избирательный процесс на уровне избирательных комиссий. Это влияние таково, что они всегда получают необходимый им результат, пишет газета. В общем, пока что за 15 лет еще ни разу не произошла смена власти путем выборов. Тем более нет никаких оснований считать, что это произойдет на этот раз, поскольку власть остается все еще привлекательной как средство обогащения за счет коррупции, резюмирует издание.

По мнению газеты "Айоц Ашхар", большая часть лидеров оппозиции пока еще не сориентировались в той принципиально новой и достаточно сложной ситуации, которую создает откровенный вызов, брошенный Соединенным Штатам главным стратегическим союзником Армении. В отличие от "центра тяжести", созданного властями, пишет газета, предстоящее объединение оппозиционных сил будет носить подчеркнуто прозападный характер. "Это неизбежно прежде всего в силу политической конъюнктуры, а не идейной направленности отдельных сил или политиков". Фактически, отмечает газета, конфронтация еще более поляризованных внешних сил делает неизбежным двухполюсное противостояние основных политических сил Армении 12 мая и после.

Мажоритарии

Газета "Айкакан жаманак" сообщает, что экс-командующий армией обороны Карабаха, председатель партии "Дашинк" Самвел Бабаян будет баллотироваться в избирательном округе № 37 села Тех Сюникской области. В том же округе будет баллотироваться депутат НС Александр Саркисян, брат министра обороны Сержа Саркисяна. "Если учесть, что "Дашинк" считается кочаряновским проектом, то, фактически, в округе № 37 столкнутся Роберт Кочарян и Серж Саркисян", - заключает газета.

Губернатор области Вайоц дзор Самвел Саркисян, в прошлом член партии "Оринац Еркир", намерен отказаться от занимаемой должности и баллотироваться в Национальное Собрание РА в одномандатном округе Сюника. Ну, а в области Вайоц дзор, по всей видимости, скоро появится новый губернатор. ("Аравот").

Председатель правления Армянского общенационального движения (АОД) Арарат Зурабян будет баллотироваться в одном из одномандатных округов общины Кентрон Еревана. В Тавушском марзе [район. - прим. ИА REGNUM] - либо в Ноемберяне, либо в Иджеване - будет баллотироваться зампредседателя правления АОД Хачатур Кокобелян. В Ереване или в своем родном Лори будет баллотироваться член правления АОД Арам Манукян. ("Айкакан жаманак").

Председатель Демократической партии Армении Арам Саркисян заявил о приемлемости для себя предложения партии "Республика" выдвинуть оппозиционных лидеров кандидатами в депутаты в 41 одномандатном округе страны, но при одном условии: "если оппозиционные партии согласятся с тем, чтобы во всех избирательных округах у нас было по одному представителю". "Я готов баллотироваться по мажоритарной системе, если мы придем к согласию вокруг этого принципа. Но если такое согласие не будет достигнуто, вопрос моего выдвижения решится на ближайшем заседании демпартии", - сказал Арам Саркисян. ("Аравот").

Газете "Айк" стало известно, что "для получения разрешения баллотироваться в одномандатных округах кандидаты от Республиканской партии должны внести в "общаг" 1,5 млн. долларов". Согласно газете, данная сумма включает в себя все расходы штабов РПА в данном избирательном округе, начиная с арендной платы и заканчивая ежедневными посиделками и кофе. "Столь высокий тариф депутатского мандата наши источники в РПА обуславливают падением курса доллара", - сообщает газета.

Республиканская партия

"В РПА уже смирились с мыслью о том, что после парламентских выборов 2007 года пост премьер-министра РА отойдет председателю совета партии Сержу Саркисяну", пишет газета "Жаманак-Ереван". При этом, пишет газета, лидер партии Андраник Маргарян был уверен, что в качестве компенсации он получит должность спикера парламента, "однако еще за несколько дней до вступления в РПА Давида Арутюняна распространились слухи о том, что должность председателя Национального Собрания Роберт Кочарян обещал именно ему".

"Процветающая Армения"

"Роберт Кочарян, для сохранения своего влияния, всю ставку сделал на "Процветающую Армению", лишив своей милости даже "Дашнакцутюн". Постепенно Кочарян забывает и о существовании Объединенной трудовой партии", - пишет газета "Айк" и заключает: "Во время выборов мы станем свидетелями бескомпромиссной борьбы двух противоположных ветвей власти, самым серьезным аргументом которой будут деньги".

"Оринац Еркир"

Председатель партии "Оринац Еркир" Артур Багдасарян, выступая 15 февраля в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований, заявил: "Мы должны бороться за проведение справедливых выборов. Но международному сообществу необходимо объективно оценивать происходящее. Если будут осуществлены широкомасштабные фальсификации, народ выйдет на улицу. Это однозначно". ("Аравот").

Представитель партии "Оринац Еркир" в избирательной комиссии № 24 Мартунинского района Джульетта Аветисян, ранее выполнявшая обязанности заместителя председателя комиссии, подала заявление о выходе из состава избиркома. Газета "Аравот" напоминает, что до этого представители "ОЕ" были исключены из руководящих органов избирательных комиссий в Сисиане, Горисе, Масисе и Артике.

Компартия

Выступая на пресс-конференции, лидер Коммунистической партии Армении Рубен Товмасян выразил недовольство тем, что "Армения превратилась в страну, живущую за счет благотворительности, за счет милостыни". "Ни одна из действующих сегодня 74 партий не предлагает вести идеологическую борьбу, все они превратились как будто в филиалы Центробанка и говорят только о денежном обороте. Предвыборная агитация превратилась в денежно-финансовую кампанию", - заявил Товмасян. ("Аравот").

"Альтернатива"

Газета "Айкакан жаманак" сообщает, что телекомпании "АЛМ", "Кентрон", "Еркир-медиа", "Шант", H1 и H2 отказались разместить платный видеоролик с приглашением на митинг общественно-политической инициативы "Альтернатива". Причем "Еркир-медиа" и Н2 деньги были уже уплачены, но через какое-то время оттуда позвонили и попросили забрать деньги, сказав, что видеоролик показан не будет. Информация озаглавлена "Что, девочки, испугались?".

"Новые времена"

Партия "Новые времена" распространила заявление, в котором призвала оппозиционные силы составить общий пропорциональный список из влиятельных политиков, в том числе лидеров партий, членов Форума интеллигенции и отдельных лиц. Помимо этого, "политические лидеры оппозиции, пользующиеся абсолютным доверием общества", должны баллотироваться по мажоритарной системе, отдавая при этом предпочтение Еревану. В противном случае партия пригрозила участвовать в выборах отдельным списком. ("Айоц Ашхар").

"Дашинк"

Коснувшись на днях вопроса гражданства лидера партии "Дашинк", экс-командующего Армией обороны Карабаха Самвела Бабаяна, член политсовета партии Андраник Теванян напомнил, что существует до сих пор никем не отмененное решение Верховного Совета АрмССР, которым Нагорный Карабах признается частью Армении. Именно этим фактом оправдывает Теванян участие Бабаяна в предстоящих в Армении выборах. Газета "168 Жам" отмечает, что довод этот не оригинален - именно такое обоснование было выдвинуто при регистрации Роберта Кочаряна кандидатом в президенты РА в 1998 году: "Однако ни тогда, ни сейчас никто так и не дал убедительного ответа на вопрос, почему на основании решения от 1 декабря 1989 года в общегосударственных выборах в Армении могут участвовать лишь отдельные личности родом из Карабаха, но никак не все остальное население края? Кроме того, непонятно, как с точки зрения международного права и вообще права соотносятся друг с другом принятое еще в 1989 году (и, как оказалось, до сих пор действующее) решение и провозглашение независимости Нагорно-Карабахской Республики?"

"Республика"

Как сообщает радио "Свобода", председатель политсовета партии "Республика" Арам Саркисян 10 февраля отбыл в США, где планируется его встреча с представителями законодательной и исполнительной власти этой страны. Согласно пресс-службе партии, передает "Свобода", Саркисян встретится также с представителями влиятельных общественных организаций и аналитических центров.