Игорь Мурадян: Договор по ПРО и карабахская проблема
Еще до прихода в Белый Дом,
Европейские государства считали Договор по ПРО важнейшим условием стратегической стабильности и настаивали на том, чтобы Россия и США нашли пути преодоления необходимости выхода из данного Договора. Следует отметить, что инициатива выхода США из Договора по ПРО принадлежит не Дж.Бушу, а его предшественнику
Другим обстоятельством, беспокоящим США и европейцев, является то, что Договор об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе от 1999 года (обычно сокращенно именуемый CFE-2) является изменением первоначального договора от 1990 года (CFE-1), который установил предельные уровни обычных систем оружия для военных блоков Организации Варшавского Договора (ОВД) и НАТО. После кардинального изменения стратегической ситуации, то есть развала Организации Варшавского Договора и расширения НАТО, лимиты обычных вооружений были определены для каждого из государств, в том числе и для Новых независимых государств. Данные лимиты были установлены для бронетранспортеров, боевых машин пехоты, танков и артиллерийских систем. Адаптированный Договор 1999 года, по мнению экспертов, в гораздо лучшей мере отвечает интересам России, но, так как он не ратифицирован ни Конгрессом, ни Госдумой, то в силе остается Договор от 1990 года, что совершенно не устраивает Россию. По мнению ряда экспертов США и Европы, одной и, возможно, главной причиной военной операции в Чечне 1994 года было стремление России увеличить количество вооружений на Северном Кавказе, считая, что на флангах ее позиции не достаточно сильны. Данные эксперты считают, что Россия превысила лимиты на Северном Кавказе на 500 боевых машин пехоты и 300 танков, кроме того, была сокращена фланговая зона, что также рассматривается уступкой России. Следует, также, отметить, что развертывание Россией систем ЗРК С-300, как одного из важнейших элементов ПВО, на Западе пытаются рассматривать в качестве средства ограничения действия авиации противника, поскольку этот комплекс являет сложную систему следящих устройств и ракет, способных перехватить до шести ракет и самолетов одновременно, хотя это выглядит весьма сомнительно.
Известно, что президент России
И третьим обстоятельством, беспокоящим Запад (и именно по этой части существует солидарность в подходах США и их европейских союзников), это российское военное базирование в Грузии и Молдавии, которое уже давно несет формальный характер. Россия в ускоренном режиме выполняет договоренности, достигнутые на Стамбульском саммите
Идея выхода США из Договора по ПРО и развертывание стратегической системы противоракетной обороны возникла задолго до событий 11 сентября и развития наиболее драматических событий, связанных с международным терроризмом. Стремление Дж.Буша любой ценой и за любую цену продвинуть данные планы, несомненно, связаны с супер-заказом военно-промышленного комплекса США, тем более, что любой политик в США предпочтет поддержку ВПК поддержке и дружбе нефтяных компаний. По мнению одного из ведущих экспертов США в сфере нефтяного консалтинга, альянс политиков с нефтяными компаниями, это самое уязвимое, что можно предположить в практике лоббинга и финансово-политической поддержки. Но далеко не только проблемы среднесрочной политики стали фактором проталкивания системы ПРО. Видимо, данная идея стала чем-то вроде виртуального страхового полиса в мировосприятии и мироощущениях американского истеблишмента. Администрация США действительно располагает поддержкой по данному вопросу не только в право-консервативных, но и в наиболее лево-либеральных кругах.
В настоящее время, когда возникла труднопреодолимая проблема в Ираке, перспектива создания ПРО стала спасительным аргументом не только для Дж.Буша и его клана, но и для широкого круга сторонников его политики в Республиканской партии и за ее пределами. ПРО, в нынешней ситуации, стало бы самым престижным, самым аргументированным проектом актуальной американской политики. Нужно иметь очень существенные причины, чтобы пойти на конфронтацию не только с Россией, но и партнерами по НАТО. Расширение состава НАТО, прием в альянс стран Восточной Европы, имело значение не только в плане приобретения в НАТО новых надежных партнеров для США, вопреки Западноевропейским партнерам, которые все более выражают нелояльность, но и создание площадок для размещения систем ПРО.
Придя к власти, в 2001 году Дж.Буш приступил к проведению многосторонней политики давления на Россию "по всему фронту", с целью принуждения ее к согласию по нивелированию Договора по ПРО, как наиболее жесткого условия глобальной стабильности. Конечно же, главным рычагом давления на Россию явилось расширение НАТО, а также дискуссия по вопросам о расширении функции и зоны ответственности НАТО. Данное направление стало не очень эффективным, так как ситуация развертывалась парадоксальным образом и этот рычаг давления не оставлял России возможности для уступок и вообще степени свободы.
Одновременно, администрация США предприняла усилия по осуществлению давления на Россию на флангах, прежде всего, на южном стратегическом направлении, где наиболее подготовленным рычагом оказалась карабахская проблема. Когда администрация бросила "клич" по выдвижению предложений на южном стратегическом направлении, стало ясным, что выдвижению карабахской проблемы в качестве рычага давления на Россию, способствовали объективные и субъективные факторы. В отличие от команды Клинтона, в новой администрации были несколько высокопоставленных функционеров, которые хорошо были знакомы с проблемами региона - первый заместитель Госсекретаря
Таким образом, проблема Договора по ПРО, которая является приоритетным курсом внешней политики США, пока далека от разрешения и вполне может затронуть интересы разных регионов и государств. К сожалению, политические элиты небольших государств пока не в состоянии даже осмыслить возможность воспользоваться этими политическими обстоятельствами. Когда-то, в самом начале возникновения независимых государств на Южном Кавказе, существовали неформальные вооруженные отряды, сыгравшие важную роль в безопасности и защите стран и народов. Данные новые государства не были в состоянии вести симметричные военные действия. Аналогичным образом, может стать актуальным возникновение неформального "министерства иностранных дел", иначе как же реагировать на глобальные вызовы, когда дипломатические службы заняты непрофильной деятельностью.
Игорь Мурадян - эксперт аналитического центра "Кавказ"