Утверждена стратегия безопасного развития Армении: интервью председателя Межведомственной комиссии Сержа Саркисяна
7 февраля 2007 года президент Армении утвердил Стратегию национальной безопасности Республики Армения, разработанную в результате годичной деятельности Межведомственной комиссии, возглавляемой Секретарем Совета национальной безопасности при президенте Армении, министром обороны
Господин министр, какова оценка факта утверждения Стратегии национальной безопасности президентом Армении?
Сам факт введения в действие президентом Армении первой в истории армянской государственности Стратегии национальной безопасности является политическим событием как национального, так и регионального значения. Важен успешный опыт самостоятельной межведомственной разработки армянскими специалистами Стратегии национальной безопасности Республики Армения с соблюдением современных требований к процессу всестороннего согласования межведомственного продукта как в Армении, так и в ведущих профессиональных центрах мира. Считаю долгом поблагодарить Секретаря Совбеза РФ, Секретаря по Обороне США, а также экспертов
Как бы вы кратко изложили суть утвержденного документа?
Данный документ определяет систему внутренних и внешних угроз безопасности Армении и средств их эффективного парирования, а также стратегию жизнедеятельности Республики Армения по обеспечению безопасного, устойчивого, демократического развития армянского общества.
Почему был выбран такой сложный формат апробаций проекта стратегии в ведущих профессиональных центрах Москвы-Вашингтона-Брюсселя? Не проще было бы ограничиться обсуждениями в Армении?
Нам нужна была авторитетная профессиональная среда, в которой можно было бы системно обсудить все аспекты безопасного и устойчивого развития Армении в контексте формирования региональной архитектуры безопасности. Реальность же такова, что в нашей стране научная школа в области безопасности находится на стадии формирования. В этих условиях мы захотели получить гарантии соответствия своего труда мировым профессиональным стандартам. Важно было также обеспечить благоприятные условия для уравновешенного обмена политическими мессиджами и идеями по всему кругу чувствительных аспектов национальных интересов Армении и наших партнеров в сфере безопасности.
Именно данные соображения легли в основу выбора нетривиального формата апробаций "Ереван-Москва-Вашингтон-Брюссель" с целью взвешенного отражения в документе сути многовекторности и баланса стратегических безопасностных ориентаций Республики Армения.
Пожалуйста, оцените итоги апробации...
В целом, положительные итоги апробации проекта Стратегии в академическом сообществе Армении были подведены на открытом обсуждении в Национальном собрании. Межведомственная комиссия, подытожив более 700 предложений, в том числе в результате обмена мнениями в ЕГУ и НАН, создала надпартийный системный продукт, выдержавший достойное профессиональное испытание в Вашингтоне, Москве и Брюсселе. О международном признании итогов открытого парламентского обсуждения проекта данного документа свидетельствуют: публикация продукта Межведомственной комиссии Программой безопасности авторитетной Школы государствоведения Гарвардского Университета, а также отзывы по проекту документа Национального Университета Обороны США, Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, Советнической группы в области международной безопасности европейских стран-членов СЕАП.
Будьте добры отметить, в чем новизна межведомственной политтехнологии разработки Стратегии национальной безопасности?
С точки зрения политической практики новизна заключается во внедрении в Армении прогрессивной политтехнологической культуры подготовки стратегических решений не традиционным для постсоветских стран аппаратным путем, а методом межведомственной подготовки системного междисциплинарного продукта. Притом, как отмечают наши внешние партнеры, с беспрецедентным для постсоветских государств соблюдением современных профессиональных стандартов открытости.
Как бы вы охарактеризовали руководимую вами комиссию?
Мне довелось руководить группой экспертов из 28 человек, в своем большинстве специализировавшихся в области стратегического планирования. В целом замминистры и эквивалентные по статусу руководители из 19 ведомств, а также депутаты Национального собрания в течение года совместной интенсивной работы продемонстрировали ответственность и профессионализм. Следует отметить высокую как практическую, так и научную квалификацию членов Комиссии. В ее составе более половины имели степени кандидатов и докторов наук, два действительных члена НАН Армении и Российской Академии военных наук, четыре генерала, два дипломата с рангами Посла и Полномочного Министра. В достижении методологической совместимости представителей разных ведомств нам оказали неоценимую помощь российские и американские специалисты. Для меня представляла особый интерес возможность управления процессом подготовки коллективного продукта путем делегирования полномочий членам Комиссии и их заинтересованного вовлечения в профессиональное соавторство.
Считаю необходимым отметить вклад Института национальных стратегических исследований Минобороны Республики Армения в уверенное научное руководство разработкой документа на всех этапах деятельности Межведомственной комиссии. Именно Институт Минобороны, выполняя роль Секретариата Комиссии, проводил на первый взгляд невидную, однако исключительно важную работу по консолидации усилий всех участников коллективного творчества, координации непрерывных взаимных консультаций. Руководителю нашего Института и Секретарю Комиссии доктору политологии, генералу Гайку Котанджяну было доверено в качестве докладчика представлять интересы Армении на защитах проекта Стратегии национальной безопасности Армении во время профессиональных апробаций в Вашингтоне, Москве и Брюсселе. По итогам всех апробаций в авторитетных профессиональных центрах я получил письменные подтверждения соответствия продукта Межведомственной комиссии современным стандартам.
Как будет доведена Стратегия национальной безопасности до профессионалов и общественности?
Утвержденный текст Стратегии национальной безопасности уже размещен на сайте министерства обороны - там же, где в течение последнего года представлялись программа и результаты деятельности Межведомственной комиссии. В ближайшее время трехъязычный текст Стратегии будет опубликован редакцией военно-научного журнала Минобороны Армении "Айкакан банак", в свое время издавшего на армянском, русском и английском языках мой доклад "Основные направления Стратегии национальной безопасности РА", а также проект Стратегии, разработанный Межведомственной комиссией. Тираж будет рассчитан на широкую аудиторию профессиональных пользователей и читателей.
Именно по вашему предложению введение в действие Стратегии произошло не путем ее трансформирования в закон, а решением президента. Пожалуйста, объясните демократическую инициативу силового министра.
На старте межведомственного процесса разработки нас ориентировали на парламентское утверждение Стратегии национальной безопасности путем принятия Закона. Однако изучение мирового опыта экспертами Межведомственной комиссии показало, что трансформирование Стратегии национальной безопасности в законодательный акт в соответствии с требованиями Закона "О нормативных актах" могло бы стать "смирительной рубашкой" для становления гражданского общества, демократизации Армении в целом. Вместе с тем опыт утверждения подобных главных политических документов государств их президентами оправдал себя в РФ, США и ряде других стран мира. Короче, мое предложение и в данном случае исходило из реального политического расчета интересов нашей национальной безопасности.
Ряд зарубежных экспертов отмечают, что задержка азербайджанского документа обусловлена несовместимостью деспотической сути Бакинских властей с демократичностью и прозрачностью политтехнологий неаппаратной межведомственной подготовки стратегических решений. Как бы вы прокомментировали эти оценки?
Вполне возможно, что зарубежные эксперты правы. Вместе с тем это дело Азербайджана, когда и как разрабатывать свой главный политический документ. Позвольте в комментариях этим ограничиться.