Игорь Мурадян: Железная дорога Карс - Ахалкалаки или доктрина "обхода"
Проектируемая железная дорога Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - это всего лишь один перегон, но сколько в этом проекте содержится значительного и обобщенного. 90-е годы характеризовались не только формированием новой геополитической конструкции, но и политико-идеологической парадигмы, которая представлялась в качестве новой эпохи, нового мышления, а мировая общественная дискуссия находилась под обаянием скоропалительного тезиса о "конце истории". Эта пропагандистская доктрина продержалась менее 10 лет, так как стало ясно, что благие пожелания стали всего лишь прикрытием очередного этапа борьбы за передел мира. Либеральная демократия из общественного идеала стала одним из величайших заблуждений человечества, и эта пропагандистская бодяга завершилась величайшим конфузом бюджетной и дотационной интеллигенции. Одним из ощутимых результатов этого "переходного" периода благих ожиданий стало применение приема коммуникационных обходов в общей доктрине раздела мира и экономических ресурсов.
Понятие "ОБХОД" не получило права на гражданство, применение его на респектабельной политической арене не стало корректным, но данное понятие стало важнейшим геополитическим и геоэкономическим приемом. Ведущие державы, региональные макродержавы, небольшие страны, а также экспортеры энергоресурсов и другого универсального сырья, совершенно не замечая каких-либо принципов международного сотрудничества, бросились сооружать нефте- и газопроводы, железные дороги, автодороги, линии электропередач, причем имеющих, чаще всего, международное значение. Началась "война" за коммуникации между мировыми центрами силы, которая выявила подлинные интересы всех участников. Данная коммуникационная "война" сопровождается утратой интереса к "чистой политике" и радикальной экономизации политики. Эта тенденция очень быстро похоронила все то, что высокопарно называлось либеральной демократией, западной системой ценностей, а также, международным правом. Но погоня за ресурсами привела и к противоположным результатам - неимоверное увеличение общих и удельных затрат на сооружение коммуникаций, которые должны обеспечить независимость одних центров силы от других, а также надежность и безопасность товаропотоков. Геоэкономическая борьба практически нивелирует то, что ранее стали называть борьбой цивилизаций. Цивилизации приобрели не культурно-исторический, а геоэкономический характер. Следует понимать, что данные процессы - всего лишь пролог таких глобальных ожидаемых явлений, как регламентация ресурсопотребления, и связанное с этим ограничение рыночных отношений. Именно такая чудовищная перспектива приводит крупнейшие демократии к полному игнорированию декларированных правил демократии в мировой политике.
Восточная Европа, включая Южный Кавказ, тесно связаны с доктриной "ОБХОДА". Нефтепроводы Баку - Тбилиси - Джейхан и Бургас - Андринополус, предполагаемый Транскаспийский газопровод, газопровод "Голубой поток", Балтийский газопровод и многие другие коммуникации - классические примеры доктрины "ОБХОДА". Менее локальным проектом "обхода" является планируемая к сооружению железная дорога Карс - Ахалкалаки, в который включены Турция, Грузия, Азербайджан и сделали заявки Казахстан и Китай. Не исключено, что со временем этим коммуникационным направлением будет пользоваться Россия и другие государства Евразии, так как для всех возможных участников проекта представляет интерес не столько сама идея "ОБХОДА", сколько транспортная артерия сама по себе.
Данная железная дорога не является проектом "обхода" и для Грузии, а политическую составляющую проектируют Азербайджан и Турция.
США и Европейский Союз выразили недовольство и неодобрение намерениями сооружения железной дороги Карс - Ахалкалаки, хотя особого давления на инициаторов данного проекта так и не произошло. Оба политических центра Западного сообщества не стали настаивать на пересмотре данных намерений не только из-за значимости Турции в их геостратегии, а Азербайджана в их энергобалансе. Видимо, не было желания демонстрировать свои кардинальные интересы, так как, совершенно ясно, что данная железная дорога является "обходом" в отношении всего Западного сообщества. Во-первых, мощность нефтепроводов Тенгиз-Новороссийск и Баку-Тбилиси-Джейхан, при активности Китая в Каспийском нефтеносном бассейне, вполне позволяет транспортировать нефть из Азербайджана и Казахстана. США задумали переориентировать энергетические и сырьевые ресурсы Центральной Азии на Южную Азию, что девальвирует значимость "Евразийского коридора", но данное направление все же остается актуальным, причем не только для экономических ресурсов, но и для осуществления военного транзита. Германия и индустриальные государства континентальной Европы, заинтересованные в рудных ресурсах Казахстана и Центральной Азии, предпочитают использовать российские коммуникации, хотя и демонстрируют России "Евразийский коридор", как альтернативу. Еще более распылять грузопотоки "Евразийского коридора" ни США, ни Великобритания не заинтересованы.
Турция не является более надежным партнером и связывать с ее коммуникациями транспортировку ресурсов Евразии американцы и европейцы не хотят. Если бы идея сооружения нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан зародилась сегодня, то этот проект вряд ли был бы реализован. США стремятся к установлению контроля над Черным морем, без чего все усилия в Евразии тщетны. Кроме того, любая заявка Китая на геоэкономическое (и соответственно политическое) присутствие в каком-либо регионе, тем более на Ближнем Востоке, неизменно вызывает раздражение и опасение США. Этих факторов вполне достаточно, чтобы определить отношение Западного сообщества к проекту Карс - Ахалкалаки, как умеренно-отрицательное. США и Европейский Союз столкнулись с проектом, который невозможно признать легитимным, исходя из декларированных принципов и системы ценностей, и это очень важно для Армении, так как фронт псевдо-легитимности прорван, и Армения может надеяться на аналогичные решения в отношении ее самой, апеллируя к той же самой доктрине "ОБХОДА", которая включает далеко не только коммуникации, но и многое другое.
Одним из возможных направлений преодоления блокады, является развитие атомной энергетики, которая позволит отказаться от масштабных перевозок органического топлива. Вторая атомная станция в Армении и есть главный проект "обхода". Развитие экономических и политических отношений с Ираном и государствами, которые находятся не в милости у США и Европейского сообщества, что позволит Армении обеспечить себя газом и моторным топливом. Важным фактором "обхода" является пересмотр Армении в одностороннем порядке ДОВСЕ (Договора об обычных вооружениях). Поэтому, политическим кругам в Ереване хорошо бы не ограничиваться бессмысленным обсуждением политики Турции и Азербайджана, а осмыслить новую геополитическую ситуацию, в которой есть много преимуществ. В СМИ возникают публикации некоторых, с позволения сказать, авторов, ответственных за разрушение армянской экономики, в которых осуждаются попытки выстроить некую схему, в которой железная дорога Карс - Ахалкалаки используется, как весьма эффективный аргумент, что может стать "новым словом" во внешней политики Армении. Вопрос в том, не обнаруживается ли при этом двусмысленность в действиях МИД Армении, и не становится ли политика Армении функцией от международного имиджа политического руководства. Как известно, "Настоящие герои всегда идут в обход".