Прошедшим парламентским выборам в Сербии многие придают особое значение, поскольку это первые выборы после того, как Сербия стала самостоятельным государством в результате распада государственного сообщества Сербии и Черногории, а также и потому, что будущему парламенту и правительству страны предстоит обеспечить решение таких важнейших проблем как определение статуса края Косово и вступление в Европейский союз и НАТО.

Итоги выборов

Для избрания 250 депутатов Народной скупщины - парламента Сербии на последующие четыре года в бюллетени для тайного голосования было внесено 20 политических партий и коалиций, в том числе шесть, выражающих интересы национальных меньшинств. Всего в республиканскую избирательную комиссию было представлено 3795 кандидатов в депутаты. Согласно официальным данным, в голосовании приняли участие 60,5% избирателей, что заметно больше, чем на предыдущих парламентских и президентских выборах. Право принять участие в выборах было предоставлено и сербским гражданам, живущим в 34 странах мира, такой широкой географии раньше не было.

Окончательные результаты подсчета голосов показали, что, как и ожидалось, наибольшее количество голосов получила Сербская радикальная партия во главе с В.Шешелем - 28,6%. Далее голоса распределились следующим образом: Демократическая партия, возглавляемая президентом Сербии Б.Тадичем, получила 22,7 %, коалиция Демократической партии Сербии во главе с председателем правительства В.Коштуницей и партии "Новая Сербия"- 16,6 %, партия "Г 17 плюс" - 6,8% и Социалистическая партия Сербии, лидером которой был С.Милошевич, - 5,6% и коалиция четырех партий во главе с Либерально-демократической партией - 5,3%. Все остальные партии и коалиции получили менее 5% голосов избирателей и согласно установленному цензу не будут представлены в скупщине. Однако этот ценз не применяется к партиям национальных меньшинств и в результате в скупщину избраны депутаты от "Союза венгров Воеводины", от коалиции партий "Список (кандидатов) Санджака", а также от впервые участвовавших в выборах двух партий цыган и коалиции албанцев из долины Прешево (прилегающий к Косово регион).

Выборы внесли определенные изменения в расстановку политических сил в Сербии, между тем настоящими победителями на выборах могут считаться те партии, представители которых войдут в правительство. Избиратели вновь продемонстрировали, что Сербская радикальная партия является самой популярной в народе, что, между прочим, очень беспокоит определенные круги на Западе, знающие о негативном отношении радикалов к планам предоставления независимости Косово и к вступлению Сербии в НАТО. Однако участвовать радикалам в формировании правительства вряд ли удастся, поскольку их позиции не находят поддержки солидных политических сил. Демократический блок, получив почти две трети голосов избирателей, подтвердил свое ведущее положение в обществе. Демократическая партия вернула себе первое место в этом блоке, как это было в первое время после падения режима С.Милошевича. Снижение популярности Демократической партии Сербии вместе с ее союзниками в правительстве, по всей видимости, связано с нерешенностью ряда социальных проблем, с осложнением взаимоотношений Сербии с Европейским союзом, с Гаагским трибуналом и безрезультатностью решения вопроса о статусе Косово, хотя занимаемое партией положение позволяет рассчитывать, что к сотрудничеству с ней в формировании новой правящей коалиции будут стремиться все политические силы.

По тем же внешнеполитическим причинам, вероятно, самое большое поражение потерпело Сербское движение обновления, отождествлявшееся нередко с его лидером - министром иностранных дел В.Драшковичем. Если в 90-е годы это движение было самой массовой и влиятельнейшей партией оппозиции, то теперь ему даже не удалось преодолеть 5% барьер для избрания в скупщину республики. И тем не менее президиум движения 27 января не принял отставку В.Драшковича, который накануне выборов заявил, что в случае плохого результата он уйдет из политики и займется литературной деятельностью.

В ходе подготовки выборов в скупщину Сербии как никогда значительную роль играл внешний фактор. Не скрывая своей заинтересованности в победе демократических сил, непосредственное участие в предвыборной кампании в Сербии принимали участие представители западных стран высокого уровня, также как и их послы в Белграде. В течение двух недель перед выборами Сербию посетили министры иностранных дел Австрии, Греции, Швеции, Словении, Словакии, председатель правительства Греции и президент Румынии. Британский премьер Т.Блер в интервью белградской прессе заявил, что он надеется, что Сербия получит сильное и стабильное правительство, которое будет стремиться присединиться к европейскому союзу. За неделю до выборов, "которые решают о будущем руководстве в критический момент истории Сербии", сенат США единогласно принял резолюцию о "поддержке демократических сил Сербии и ободрении народа Сербии остаться на демократическом пути". Такое проявление "заботы" о результатах выборов очень напоминало вмешательство во внутренние дела, однако теперь это преподносилось как забота о судьбах демократии в Сербии. За тем, как пройдут выборы в Сербии, следили более 450 иностранных наблюдателей.

Подготовка и особенно ход самих выборов широко освещались мировыми средствами массовой информации. Во многих комментариях западной печати отмечалась достаточно высокая активность избирателей, значительная поддержка ими проводимых в стране демократических реформ, хотя и делались оговорки, что Сербия пока остается проблемной страной, поскольку позиции радикалов все еще остаются довольно сильными. Успех радикалов на выборах был встречен в Хорватии, например, настороженно, имея в виду возможность их участия в формировании правительства, а по мнению словенской газеты "Дело", "В.Коштуница и его политические партнеры ближе к радикалам, чем к демократам" и поэтому вновь возникает вопрос об обеспечении политической стабильности в Сербии.

Министры иностранных дел ЕС 22 января приветствовали итоги выборов и призвали незамедлительно сформировать "стабильное, демократическое и проевропейское правительство", от которого ожидается быстрое устранение препятствий сотрудничества с Гаагским трибуналом, что позволило бы возобновить переговоры о присоединении Сербии к ЕС, а также конструктивное отношение к поиску "справедливого" решения о статусе Косово. ЕС в сою очередь обещал поддержать Сербию в ее стремлении к "интеграции в структуры ЕС". Комиссар ЕС О.Рен заявил, что он с нетерпением ждет встречу с "новыми, проевропейскими лидерами Сербии", выразив надежду, что новое правительство предпримет "конкретные и убедительные действия", которые приведут к аресту и выдачи Гаагскому трибуналу бывшего командующего армией боснийских сербов Р.Младича. МИД Великобритании, выразив надежду, что Сербия станет членом ЕС, также подчеркнул, что никакие серьезные переговоры не возможны без установления сотрудничества с Гаагским трибуналом в полном объеме, т.е. без выдачи всех, кого требует этот трибунал.

Госдепартамент США, отметив "достаточно хороший" результат, полученный демократическими партиями на выборах, полагает, что еще рано делать прогнозы, какая партия будет формировать правительство Сербии. Считая, что победу на выборах одержали демократические силы, высокий представитель ЕС Х.Солана высказал надежду, что в Сербии будет сформировано "проевропейское и демократическое" правительство. Председатель Европейской комиссии М.Баррозо выразил надежду, что с формированием нового правительства будет получено подтверждение о продолжении проведения реформ, об осуществлении новых шагов по установлению полного сотрудничества с Гаагским трибуналом, что позволит продолжить процесс присоединения Сербии к ЕС. По словам генерального секретаря НАТО, он очень ждет формирования нового правительства Сербии, которое будет стремиться к дальнейшему участию в евроатлантической интеграции.

Итоги выборов в Сербии приветствовал и министр иностранных дел ФРГ Ф-В. Штайнмайер, подчеркнув, что получение демократическими силами двух третей голосов избирателей создает "благоприятные предпосылки для формирования правительства, которое поведет Сербию европейским путем". Председатель ПАСЕ Рене Ван дер Линден подчеркнул важность скорейшего создания стабильного правительства, имея в виду, что в мае Сербия должна возглавить комитет министров Совета Европы. Посол США в Сербии М.Полт поздравил народ Сербии с результатами выборов, отметив, что большинство избирателей высказалось за "надежное и процветающее будущее в евроатлантическом сообществе".

Продолжение следует...

Итак, выборы завершены, их окончательные результаты сообщены и теперь предстоит формирование законодательной и исполнительной власти. В соответствии с конституцией Сербии скупщина должна быть сформирована в течение 30 дней после объявления окончательных результатов выборов. А затем, в течение 90 дней должно быть образовано правительство республики, но если это не удастся, то скупщина будет распущена и будут назначены новые выборы. По мнению возможного кандидата в премьеры Б.Джелича, не следует затягивать с формированием правительства, поскольку существуют и другие сроки: необходимо своевременно принять бюджет страны, чтобы избежать временного финансирования после 31 марта, нужно использовать председательствование Германии в Европейском союзе и надо быть готовым к срокам определения статуса Косово. А президиум Демократической партии предупредил нынешнее правительство Сербии, что в соответствии с законом о правительстве оно в данный период может заниматься лишь текущими вопросами...

Согласно данным республиканской избирательной комиссии, в скупщине Сербии радикалы будут иметь 81 депутата, Демократическая партия - 64, Демократическая партия Сербии и партия "Новая Сербия"- 47, партия "Г 17 плюс" - 19, Социалистическая партия Сербии - 16, коалиция партий во главе с Либерально-демократической партией - 15 и партии национальных меньшинств - 8 депутатов.

Исходя из результатов голосования, сформировать правительство, которое должны поддержать не менее 126 депутатов, будет не просто, ни одна партия не имеет в скупщине абсолютного большинства и поэтому будет необходимо создание коалиции партий. Разработкой платформы для предстоящих об этом переговоров и заняты сейчас многие партии. Решение этой задачи осложняется и предстоящим представлением предложения М.Ахтисаари о статусе Косово, поскольку реакция на его содержание потенциальных членов правящей коалиции может быть весьма различной.

Объективно все складывается так, что демократические силы должны были бы объединиться для формирования правительства, однако это может и не случиться из-за существующих между ними противоречий. И тем не менее многие обозреватели считают, что правительство будет формировать Демократическая партия Б.Тадича в коалиции с такими партиями как Демократическая партия Сербии, партия "Новая Сербия" и партия "Г 17 плюс". Такую коалицию готовы поддержать и партии национальных меньшинств. Все ждут инициативу Демократической партии, получившей больше других демократов голосов, и результатов состоявшихся 29 января - 1 февраля консультаций президента Сербии с представителями политических партий для определения кандидатуры председателя правительства. Партия "Г 17 плюс" уже выступила за создание правительства демократического единства и готова поддержать договоренность Демократической партии и Демократической партии Сербии. А Б.Тадич уже выразил готовность к сотрудничеству со всеми партиями "демократического и проевропейского направления".

Многое будет зависеть от того, как смогут согласовать свои позиции в данном вопросе Б.Тадич и В.Коштуница. Конечно же самые большие проблемы будут с выбором кандидата в премьеры: обе ведущие демократические партии хотят видеть своего представителя на этом посту. По мнению лидера партии "Новая Сербии" В.Илича, коалиция Демократической партии Сербии и партии "Новая Сербия" будет "костяком нового правительства, она даст премьера и ключевых членов правительства, несмотря на то, что она третья". Демократическая партия в свою очередь рассчитывает, что как самая сильная партия демократического блока она имеет право предложить кандидата в премьеры и им будет Б.Джелич, который, кстати, уже прямо заявляет, что он будет председателем правительства. В Демократической партии уже сейчас готовы возложить на В.Коштуницу вину за не достижение договоренности о формировании правительства из-за его желания остаться премьером. Однако по некоторым данным, В.Коштуница не согласен с тем, что и президент республики, и премьер будут из одной партии. Есть предположения, что В.Коштуница может уступить требованиям Демократической партии, если ему будет гарантирована поддержка на будущих выборах президента Сербии, но это означает, что в том случае премьером должен стать Б.Тадич. Определенные трудности могут возникнуть и при распределении министерских портфелей, поскольку в новой коалиции Демократическая партия, с одной стороны, и остальные партии, входящие в нынешнюю правящую коалицию, с другой стороны, будут иметь в скупщине примерно равное количество депутатов.

Не исключаются и другие варианты коалиций: президиум Демократической партии выступил за формирование правительства демократического блока, в котором участвовали бы представители как указанных четырех партий, так и Либерально-демократической партии вместе с ее коалицией и партий национальных меньшинств. Размышляют и о создании правительства Демократической партией Сербии вместе с Сербской радикальной партией и возможно Социалистической партией Сербии. Однако такие коалиции, как представляется, мало вероятны в силу принципиальных различий в позициях их участников: например, лидер Либерально-демократической партии Ч.Йованович неоднократно заявлял о невозможности сотрудничества с В.Коштуницей, а в Демократической партии Сербии заявляют, что они не будут в правительстве с теми, кто отказывается от Косово (Ч.Йованович соглашался подписаться под независимостью Косово). Что же касается взаимодействия с радикалами, то отсутствие конструктивности в их позициях и проявляемый ими подчас экстремизм отталкивают от них возможных политических союзников, да и на Западе такой альянс не получил бы поддержки. К тому же и сам генеральный секретарь Сербской радикальной партии А.Вучич заявил, что радикалы не примут возможное предложение принять участие в коалиционном правительстве демократов.

Как только завершится формирование законодательной и исполнительной власти Сербии, перед общественностью республики встанет новая задача - подготовка к выборам местных органов власти, которые должны состояться осенью этого года и которые, исходя из итогов парламентских выборов по отдельным регионам, предвещают не менее напряженную борьбу.

Л.Никифоров