Секты как социальная инфекция: интервью новосибирского протоиерея Александра Новопашина
В России сложилась крайне опасная ситуация в отношении действующих на территории страны сект. Их представители активно добиваются власти, в то время как в российском законодательстве отсутствует правовая база, направленная на ограничение деятельности сектантов. В интервью ИА REGNUM руководитель Информационного центра по вопросам сектантства (Новосибирск) протоиерей Александр Новопашин рассказал о том, какой вред наносят секты и что может произойти, если в стране не будут приняты соответствующие законы.
ИА REGNUM: Отец Александр, какие секты существуют на сегодняшнем религиозном пространстве?
Мы предлагаем делить все секты на две группы: классические и тоталитарные, деструктивные. Мы занимаемся тоталитарными (они же деструктивные) сектами. С классическими сектами, к примеру, баптистами, у нас идет богословский и мировоззренческий спор. Неверующему человеку достаточно сложно объяснить разницу именно между классической сектой и традиционной религией с помощью только лишь богословского языка. Мы можем говорить о богословской ущербности таких сект, об их культурной неполноценности, но социальной опасности они не представляют. Наши с ними отношения вмешательства государства не требуют. Что касается тоталитарных сект, то тут речь идет об организациях совершено другого рода. С ними богословского диалога быть не может. Какой может быть диалог, ну, например, с сайентологами! Ведь нельзя на равных разговаривать с шулерами и обманщиками. Нельзя садиться за стол переговоров с мафией. Тоталитарные секты - это социально опасные, антисистемные организации, несущие несомненный вред.
ИА REGNUM: Чем именно они опасны?
Тоталитарные секты опасны на четырех уровнях: на уровне государства, на уровне общества, на уровне семьи и на уровне личности. На уровне государства - потому что каждая из них живет по собственным законам, часто противоречащим государственным, и по собственным морально-этическим принципам, противоречащим традиционным общечеловеческим. На уровне общества - потому что, в отличие от традиционных конфессий, между которыми и обществом идет постоянный взаимообмен, тоталитарные секты ничего не производят и существуют исключительно паразитическим образом, оттягивая от общества людские, финансовые и прочие ресурсы. На уровне личности - потому что они лишают человека свободы, порабощают его и жестоко эксплуатируют. Разрушаются человеческие жизни, ломаются судьбы, наносится тяжелый, а, зачастую, и непоправимый урон здоровью, как психическому, так и физическому. И, наконец, на уровне семьи - потому что каждая тоталитарная секта являет собой некую эрзац-семью, претендующую на то, чтобы заменить подлинную, настоящую семью человека, вытесняет семейные привязанности и разрушает семейные узы.
ИА REGNUM: Как можно распознать - тоталитарная секта или нет?
По ряду свойств: обман при вербовке, контроль сознания адептов, регламентация всех аспектов их жизни, обожествление лидера либо самой организации. Если продолжать говорить о классификации сект, то в Бельгии и во Франции ввели еще термин "криминальные секты". В марте 2006 года я принимал участие во всеевропейской конференции в Бельгии. Она называлась "Интернационализация культов. Угроза правам человека". Как во Франции, так и в Бельгии создана межминистерская комиссия по сектантским преступлениям. Эта парламентская структура отслеживает разрушительную деятельность сект, и та секта, которая совершила некое преступление, и судом это было доказано, попадает в разряд криминальных сект.
ИА REGNUM: Все настолько серьезно?
Да, и, в отличие от России, Европа этими проблемами занимается на государственном уровне. В России же государство от этой проблемы самоустранилось, потому сектам здесь так вольготно. Почему с таким интересом и желанием тоталитарные секты гуляют по нашей стране? Они чувствуют, что их невозможно привлечь к ответу, ограничить их деятельность, как это сделано во Франции, Австрии, Испании, Бельгии, Германии. Во Франции и Австрии даже существует специальный список социально опасных групп. Это не значит, что эти структуры официально запрещены, но, входя с ними в контакт, представители, скажем, образовательных учреждений уже знают, что могут быть опасные последствия. В обществе знают, какую социальную инфекцию несут эти люди.
ИА REGNUM: В России в отношении ограничения деятельности сект ничего не предпринимается?
Начнем с отсутствия в России юридического термина "секта"! Но прежде, чем вводить юридическое понятие секты, нужно принять совершенно иной закон о религиозных организациях и свободе совести. Нужно дать определение, что такое религия, религиозная организация, чтобы новый закон заработал. И только после этого нужно законодательно закреплять понятие секты в юридическом плане, пояснять, какого рода организации являются сектантскими. То есть прежде чем определять секту, нужно определить все остальное.
Это говорит не только о нашем дырявом законодательстве. Европа же, к примеру, такой термин имеет, кроме того, Европарламент еще на заседании 12 февраля 1996 года выпустил постановление о сектах, в котором призвал государства-члены активно сотрудничать между собой для того, чтобы противостоять нарушениям основных прав, ответственность за которые несут секты. В этом же постановлении Европарламент призвал проверить действующие законы, чтобы с их помощью было можно предотвратить совершение сектами противоправных действий, и усилить взаимный обмен информацией, для того, чтобы объединить сведения о феномене сектантства. Видите, призывают даже менять законы.
ИА REGNUM: Существуют какие-то исторические предпосылки, выражаясь вашими словами, "дырявого" российского законодательства?
Это все последствия нашего атеистического воспитания в атеистическом государстве. Тогда нас эти проблемы не интересовали, хотя определенные структуры, которые имели информацию о сектах, существовали. В то время определенная государственная позиция заключалась в том, чтобы подтачивать Русскую Православную Церковь, допуская сюда различные секты. Например, с 1971 года к нам стали проникать и относительно свободно действовать кришнаиты. Железный занавес был, конечно, железным, но до земли не доставал. Поэтому мутная жижа к нам подтекала. Но когда он рухнул и придавил нас, в Россию хлынул поток лжеучений.
ИА REGNUM: Активность сект - это одно, но почему люди оказываются втянутыми в секты?
Во-первых, людей обманывают. Во-вторых, как правило, в секту попадают те, кто испытывает стрессовое состояние. При стрессе вам легче что-либо внушить. А когда вы уже в секте - это состояние в вас искусственно поддерживается. Иной раз, чтобы вытащить человека из секты, достаточно сделать так, чтобы он отоспался, отъелся и на несколько дней просто остался один.
Кроме того, не стоит забывать и о человеческих слабостях. Люди ищут над собой твердой руки. По мнению психиатров, есть определенная категория людей - людей, которые боятся принимать собственные решения, если те могут привести к каким-либо последствиям. Поэтому они предпочитают, чтобы эти решения принимал кто-то и готовы отдаться в руки любой сильной личности.
Опять же, следует сделать поправку на особенности нашей страны - мы долгое время жили в тоталитарном обществе, в котором людей отучали брать ответственность за свою жизнь. Кроме того, нельзя не учитывать отсутствие духовного воспитания. Религия в советской России преследовалась, но человека от религиозной жизни отлучить нельзя. Он по своей природе ищет Бога, если не находит, то заменяет его каким-то суррогатом - наркотиками, алкоголем, блудом - чем угодно, лишь бы заглушить духовный голод. Когда занавес упал, а сюда хлынули секты, люди начали хватать их открытым ртом, без разбора. Церковь же была серьезно разрушена, чем не преминули воспользоваться зарубежные "проповедники".
ИА REGNUM: Это случилось в начале 90-х?
Да, именно тогда началась агрессивная "евангелизация" России. На территорию нашей державы были направлены десятки тысяч "миссионеров": корейские, американские, европейские проповедники...
Дело в том, что система школьного образования после 1991 серьезно привлекла внимание многих иностранных миссионерских центров. В период с 1991 по 1995 годы сектами было проведено более 50 региональных и федеральных образовательных конференций, в которых приняли участие свыше 25 тысяч учителей и руководителей образовательных учреждений. Тем более что чиновники не могли отличить вербовку в секту от простого образовательного семинара.
К примеру, с декабря 1993 года в соответствии с протоколом намерений между министерством образования РФ и исполкомом так называемого "христианского общественного проекта "КоМиссия" (США) в ряде регионов России, в том числе и на Дальнем Востоке (Хабаровский край, Амурская и Магаданская области), в учреждениях народного образования работали американские сектантские волонтеры.
В случае с "КоМиссией" изначально, несмотря на декларации, главная цель деятельности организации была очевидна. Еще в январе 1993 года популярный еженедельный американский журнал "Newsweek" следующим образом охарактеризовал деятельность "КоМиссии" в сфере образования в России: "60 американских миссионерских, просвещенческих и других евангельских организаций объединились под эгидой "КоМиссии"... Со своими, где-то 35 миллионами школьников, Россия представляет собой огромный рынок для предприимчивых американцев и, за отсутствием других, он достался им. По теории приезжающие американцы должны готовить учителей к преподаванию христианской этики, а не доктрины... Но фактически педагогические учебники "КоМиссии" почти ничего не говорят о нравственности...
Инициированная из-за рубежа миссионерская деятельность в России привела к значительному росту новых религиозных движений, тоталитарных сект и экстремистских группировок. Об этом еще в прошлом году заявил секретарь Совета безопасности РФ Игорь Иванов. По его словам, за последние десять лет число незарегистрированных "религиозных объединений" выросло в России, причем очень часто действия этих объединений носят откровенно экстремистский характер.
ИА REGNUM: Что же получается, секты - это религиозное оружие, которое используют против России?
Ослабление нашей страны - это определенный план некоторых стран, которые не хотят сильной России. И поэтому разделение по религиозному признаку - очень серьезный удар по национальной безопасности. Потому что если в семье один баптист, второй - кришнаит, третий - иеговист, то семья развалится. Они не понимают друг друга и живут разными жизнями. Так и общество, разделившись между собой, не устоит.
В 2004 году я с профессором Александром Дворкиным был приглашен в аппарат премьер-министра Франции в Париже, где между руководством "Межминистерской миссии по сектантским преступлениям" и нами состоялась долгая беседа. Во время этой беседы французы сетовали на то давление, которому французское правительство подвергается со стороны США - за ограничение деятельности деструктивных культов. Видите, насколько важно импортирование разрушительных организаций США в страны третьего мира, которыми, по их мнению, сегодня мы являемся? Идет своеобразная война. И религия в этой войне - в войне за мировое господство - рассматривается как очень серьезное оружие. Есть определенные цитаты американских и европейских политиков, которые четко на это указывают.
Мы любим часто ссылаться на опыт европейских стран, многое нам там нравится. Но почему-то мы не принимаем меры в отношении защиты наших сограждан от различных деструктивных сект так, как это делается в Европе. И, вновь повторюсь, необходимо внести изменения в закон о свободе совести в религиозных объединениях.
ИА REGNUM: Каковы основные цели сектантов?
У некоторых людей всегда есть желание поживиться за счет других. Задача любой секты - власть и деньги.
ИА REGNUM: Какова численность сект на территории России и Новосибирской области? Есть какие-то цифры о количестве их членов?
Специальной статистикой никто не занимался. Мы можем перечислять только наиболее крупные секты, которые попадали в поле нашего внимания. А секты ведь могут быть из 2-10 человек, действовать закрыто, тайно. По России около 300 наименований групп, проявивших себя как сектантские структуры. В Новосибирской области около 150 наименований. Численность членов сект по всей России оценивается примерно в 700-800 тысяч.
Но численность тоже постоянно меняется. Как правило, в секте человек никогда не остается на всю жизнь. Он находится в ней ровно до той поры, пока может ей что-то дать. Потом его просто выбрасывают, или он сам уходит, если у него хватает критического восприятия оценить ту ситуацию, в которой он оказался. Поэтому членство может падать, потом активность по наращиванию членства снова может проявляться - до оптимального количества членов, которое секта может контролировать и держать в подчинении.
ИА REGNUM: Назовите, пожалуйста, самые многочисленные тоталитарные секты?
По численности членов в России лидируют неопятидесятническое "Движение веры", "Свидетели Иеговы". Например, когда в Новосибирске проходит конгресс членов секты "Свидетели Иеговы", то там собирается до 3 тысяч человек. Они съезжаются со всего региона, а 3 тысячи человек для региона - это не мало. Можно назвать секту корейского проповедника Муна. У этой секты масса наименований, что, кстати, является одним из признаков тоталитарных сект. Так, секта, скомпрометировав себя под одним названием, тут же создает структуру, которая действует под другим названием, так сказать, филиал. И мы их называем фронтовыми организациями. Допустим, Церковь объединения Муна, она же всемирная межвузовская организация "Карп", она же "Молодежная инициативная группа", она же Ассоциация женщин "За мир во всем мире", ассоциация движения "За объединение мирового христианства" - более 20 названий. Как рецидивист, у которого масса кличек, названий и фамилий. А поскольку секты мимикрируют, то неискушенные и неграмотные в этом вопросе граждане, конечно, попадаются в эти ловушки.
ИА REGNUM: Недавняя история о том, как мэрия Новосибирска наградила сектантов-сайентологов дипломами за социальную деятельность... На ваш взгляд, почему это произошло?
Кстати, областная администрация "успела" сделать это на год раньше. Это происходит, во-первых, по причине неграмотности в соответствующих вопросах. Во-вторых, отсутствие как таковой работы с молодежью в современном обществе используют в своих целях секты. И чиновник, которому нечем похвалиться перед своим руководством в этом плане, с радостью идет на контакт, а затем рапортует своему начальству о "проделанной работе", тем более, если он не разбирается в религиозных, псевдо-религиозных и сектантских вопросах. Приведу вам пример с сектой "Христианская Миссия "Семья".
Старое ее название "Дети бога". Основана она была американским проповедником Дэвидом Бергом. Секта порноцентричная, практикует ритуальную проституцию, педофилию и инцест. Российским центром этой секты до недавнего времени был Новосибирск, а именно Академгородок.
Когда в наши руки попали документы этой секты, среди них была масса благодарственных отзывов из детских домов, от ученых Академгородка, от различных общественных организаций. Получить благодарственное письмо очень просто. Достаточно прийти в детский дом, сказать: "Какие-то проблемы? Денег нет? Мы вам купим одеяла, или продукты, или денежки перечислим, но вы, пожалуйста, отметьте - нам важно для отчетности". Руководство радо, потому что детские дома всегда нуждаются в помощи. А тогда ведь были 90-е годы, разруха. И писали руководители детских домов на официальном бланке благодарности за работу с детьми.
Так формируется пакет верительных грамот, с которым можно прийти в любую организацию и сказать: "Здравствуйте, мы организация, которая работает с детьми, мы занимаемся социальной работой, воспитанием, готовы помогать. Но чтобы вас не смущало то, что вы о нас не слышали, вот, пожалуйста, за нас скажут вот эти отзывы". Естественно, открываются и дальнейшие двери.
ИА REGNUM: Что сейчас стало с этой сектой?
Многолетняя информационная война с ними привела к тому, что они переместились в Красноярск. В Новосибирске сектой руководила дочь Дэвида Берга, Фэйт Фишер - американка, жившая по многократной визе в Академгородке. В 90-ых годах между министерством сельского хозяйства США и правительством России был заключен договор о поставке гуманитарных грузов. Секта "Семья" очень умело заявила себя посредником в этой работе. Они тут же создали организацию "Проджект Эйд Сибирь" и стали посредником по поставке гуманитарных грузов. Кроме того, правительство США выделяло на распространение этих грузов крупные суммы ежегодно. Эта работа была выгодной. Представители "организации" приходили в детские дома, выдавали помощь и говорили, что любят детей и готовы с ними работать. Таков был механизм внедрения сектантов в детские учреждения.
Я лежал в больнице, когда мне принесли газету о том, что организация "Проджект Эйд Сибирь" готовится к подписанию долгосрочных договоров по социальным программам с областной администрацией. Я тут же сообщил редакциям газет и рассказал, что из себя представляет данная организация. Когда секта педофилов, незаконная даже в Штатах, преследуется Интерполом во всем мире, а у нас в России с легкостью идет на контакт с областной администрацией... это нонсенс!
После случившегося от одного из лидеров "Проджект Эйд Сибирь" ко мне пришел человек, который настойчиво попросил прекратить публиковать эти материалы, потому что мне придется за это платить. Я сказал, что - пожалуйста, если у них есть претензии на предмет того, что я клевещу на их организацию, могут подавать в суд. Я в свою очередь готов предоставить документы. В дальнейшем Фэйт Фишер уехала в Штаты, где опубликовала в прессе заявление о том, что была вынуждена уехать из Сибири в результате опасной деятельности исламских террористов и из-за преследований одного православного священника, который угрожал ее жизни.
Это живой пример того, что отсутствие сведений у наших чиновников об организациях, которые мы называем тоталитарными сектами, может привести к очень неприятным скандалам. Это же компромат для администрации.
ИА REGNUM: Что можно сделать, чтобы просветить чиновников?
Со своей стороны, мы проводим регулярные семинары фактически во всех районах области - для педагогов, чиновников. Договариваемся с районными администрациями, приезжаем и проводим беседы на эти темы. Раздаем итоговые документы конференций с наименованиями сект, другие материалы. Эффект определенный есть. Но это зависит от гражданской позиции человека. Если ему все равно, если он заинтересован в том, чтобы его отблагодарили, он пустит секты - и в школы, и куда угодно.
ИА REGNUM: А что секты в школах делают? Как работают? Уроки ведут?
Уроки... На сайте секты "Криминон-Новосибирск" с восторгом написано о том, что в одной из школ Октябрьского района Новосибирска они будут преподавать основы безопасности жизнедеятельности. ОБЖ. Вот это вызывает тревогу. Они пишут "как замечательно, что руководители их организации теперь будут преподавать ОБЖ". Члены структуры, основатель которой - Рон Хаббард - заявивший, что они "открыли ряд новых способов, как превращать людей в рабов" будут преподавать ОБЖ?
Другая новосибирская организация - "Церковь Христа" - регулярно проводит свои встречи в детских домах в летних лагерях. На лето детский дом или интернат, как правило, ремонтируется. Детей надо куда-то вывезти. Такая структура может предложить вывезти детей в свой детский лагерь. Возможно, даже бесплатно. Детей отдают в летний лагерь, а там они подвергаются очень серьезной обработке. Вот технология.
ИА REGNUM: Вы много рассказали о сектах, зародившихся за границей. А есть какие-то "исконно русские" секты?
В советское время все это серьезно пресекалось государством, также как и пресекалась социальная деятельность Православной церкви. Но сейчас есть структуры, которые родились не только в России, но и в Сибири, и даже в Новосибирске. Если раньше сектантские идеи импортировались из-за рубежа, то теперь мы становимся экспортерами псевдо-религиозных идей в Европу. В мае этого года по просьбе совета министров Болгарии мы провели в Бургасе конференцию "Опасность из Сибири: новые религиозные движения стремятся в болгарское духовное пространство". Нас пригласили поделиться информацией о сектах сибирского происхождения, одной из которых является секта "Звенящие кедры России". Другое название "Анастасия". Секта, созданная по бредовым книгам Владимира Мегре (Пузакова) "Анастасия или звенящие кедры". Ее представители уже действуют в Болгарии, более того, они попытались создать политическую партию "Родная партия Болгарии" и занять места в парламенте. Но их не зарегистрировали и не пустили.
Другая секта, которая также активно действует не только в Болгарии, но и, например, в Германии, - секта лжехриста Виссариона, "Церковь последнего завета". Виссарион - это бывший сержант милиции Сергей Тороп, уволенный из правоохранительных органов за пьянку и объявивший себя Христом. Теперь в красноярской тайге строит так называемый "город Солнца". Кстати, зарегистрирована в качестве экологической организации. Вот, еще один из характерных признаков - многие секты, создавая свои структуры, регистрируют их не только как религиозные. Ведь тоталитарная секта - это авторитарная организация, лидеры которой, стремясь к власти над своими последователями и их дальнейшей эксплуатацией, скрывают свои намерения под разными прикрытиями - религиозными, политико-религиозными, образовательными, оздоровительными, экологическими. Тоталитарная секта - не обязательно религиозная организация. Это могут быть различные психосеминары, коммерческие культы - такие как "Гербалайф". Это многочисленные сетевые пирамиды. Во всем сетевом маркетинге много признаков сектантства, а ряд сетевых компаний являют собой полностью сформировавшиеся секты.
Есть в Новосибирске и псевдомедицинская секта "АЯТ" с обожествлением некого Фархата-Ата. Существует также новосибирская секта "Академия фронтальных проблем" Бориса Золотова. Это такая мерзость. О нем в свое время нидерландская телекомпания сняла фильм под названием "Новый Распутин". Секта действует в Академгородке. Вообще, у нас Академгородок очень серьезный рассадник сект. Это печально. Есть еще несколько сект, которые родились в Новосибирске и экспортируют свое учение на другие регионы России и даже за рубеж.
ИА REGNUM: Как можно распознать сектантов?
Единственный способ контролировать людей - это лгать им, сказал основатель секты сайентологов Рон Хаббард. Поэтому, во-первых, надо быть крайне осмотрительными. Когда вам предлагают сразу все, много и бесплатно - нужно насторожиться. Опять же, каждому человеку, нужно иметь трезвомыслие, здоровое недоверие в отношении различных зазывал. Наверняка, нет ни одного человека, который бы не слышал слово "секта". Но не следует ожидать, что когда вы откроете дверь и увидите сектантов, у них на голове будут рога, изо рта - торчать клыки, и они сразу будут говорить: "Все, бросай семью, бросай работу, будешь пахать на нас, отдавай деньги". Нет, конечно. Все это очень мило, белозубые улыбки, ласковые слова, убедительные, уважительные речи.
Разговор они начинают по-разному. В разных сектах есть свои технологии, методики вербовки. Самое главное не пускать их в свою квартиру и в эти разговоры не вступать. Потому что технологии отработаны, ведение дискуссии также отработано. Причем, сектанты не ходят по одному. Когда они заводят с вами разговор, это похоже на перекрестный допрос.
Сектанты также играют на тактичности многих наших граждан. Не каждый человек может перед чьим-то носом захлопнуть дверь. Если ему мило улыбаются, склоняются чуть не в пояс и в глаза заглядывают с такой "любовью", человек не может сказать "уходите отсюда", он вынужден выслушивать. Это религиозный маркетинг, самый настоящий. Вам "втирают" никчемный товар. Но отдача - на все сто процентов. При этом, получая вас, они получают все, что у вас есть. Даже если вы не богаты, вы отдадите им все свое время и здоровье, чтобы пропагандировать, вербовать все новых и новых адептов. Поэтому нужна крайняя осмотрительность и религиозная грамотность. Религиозные люди никогда в секту не пойдут, дешевая подделка их не привлекает, когда они знают подлинник.
Справка ИА REGNUM:
Александр Новопашин родился в городе Ирбит Свердловской области в 1962 году. Окончил среднюю школу и пошел служить в армию. После армии поступил в московскую духовную семинарию. В 1993 году стал настоятелем собора им. Александра Невского в Новосибирске, а в 1994 году получил благословение правящего архиерея на занятие вопросами, касающимися деятельности деструктивных тоталитарных культов и сект. В 2005 году было зарегистрировано новосибирское отделение "Центра религиоведческих исследований", директором которого стал протоиерей Александр Новопашин. С января 2006 года, когда все центры, действующие на территории России и занимающиеся изучением деятельности сект, объединились в российскую организацию изучения религии и сект, стал вице-президентом этой организации.