С января 2007 года в Санкт-Петербургском театре Сатиры на Васильевском началась реорганизация. В программе технических изменений - полная трансформация большой сцены театра, а главным событием творческой "перестройки" стало приглашение из Польши нового главного режиссера Анджея Бубеня. По мнению многих специалистов, в том числе представителя комитета по культуре Владимира Богуша, "приобретение такого именитого и опытного режиссера-иностранца - знаковое явление и для театра Сатиры и для всего Санкт-Петербурга". С приходом Анджея Бубеня связывают кардинальные преобразования. Подробнее о них режиссер рассказал в интервью ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Судя по первому впечатлению, в каком состоянии находится сейчас театр Сатиры?

Все говорят: театр в кризисе. Ничего подобного. Весь театр приблизительно две тысячи лет находится в кризисе, еще со времен Христа, и постоянно мы пытаемся из этого кризиса вырваться. Театр Сатиры работает нормально. Просто настал момент, когда стало понятно: необходимо куда-то повернуть. Это понятно любому творческому человеку. Потребность взглянуть внутрь себя, что-то изменить, вобрать новый опыт. Поэтому меня и пригласили поработать здесь. Я воспользовался интересным предложением, решив, что тоже могу начать новый период в жизни. Конечно, перемены для театра - ход рискованный. Но актерский потенциал в этой труппе и в городе в целом настолько высокий, что есть большой шанс создать нечто интересное.

ИА REGNUM: После встречи с труппой театра уже стало понятно, над чем главным образом придется работать?

Ближайшее время будет посвящено современной европейской драматургии разных стран. На днях мы приступим к репетициям. Одновременно будем работать над двумя спектаклями: "Саранча" по пьесе Биляны Срблянович и инсценировка по одному из романов Юрия Полякова, которую поставит Алексей Утеганов. Оба произведения впервые появятся на российской сцене. Принцип всех ближайших постановок - тексты, которые прежде никогда не ставились в России. Необходимо много осознанно заниматься, приводить себя в порядок. С этим связано и все, что касается театрального зала, оборудования и техники. Жизненно надо обогащать театр аппаратурой. Сегодня современный европейский театр хотя бы без хорошего освещения трудно представить. Однако тут все зависит не от меня, а от финансовых возможностей театра. Надеюсь, мои планы будут осуществляться. Тогда есть шанс, что через некоторое время вы сможете увидеть здесь достаточно интересные спектакли.

ИА REGNUM: Что будет представлять собой преобразованный театр Сатиры?

Разрабатывается система проектов, совместных с международными фестивалями. Возможны варианты продюсерского сотрудничества и проката спектаклей. Главное - мы не будем разбрасываться на очень разные в эстетическом плане спектакли. В Санкт-Петербурге мало современной драматургии - на ней мы и сосредоточимся. Я бы хотел, чтобы театр Сатиры стал местом, где можно узнать: какие самые интересные события происходят в европейской театральной культуре. Речь идет не только о спектаклях, но и о читках, показах кино и видео, о разных мультимедийных мероприятиях.

ИА REGNUM: Это больше походит на модель культурного центра, так?

В какой-то степени, да. Хотя здесь однозначно останется нормальный стабильный репертуарный театр, но включающий в себя разные действа. Так работают многие европейские театральные центры: во-первых, хороший репертуар, спектакли, во-вторых - события, происходящие вокруг, например встречи с артистами. Начиная с ближайших премьер, мы вводим принцип студенческих премьерных спектаклей - это специальные показы, на которые приходят студенты и педагоги и устраивается большая встреча с постановочной группой и артистами. Студенты с преподавателями имеют уникальную возможность поговорить и поспорить не только о спектакле, но и том, что нужно им и зрителям, что нравится, что нет. Тогда и мы начнем понимать, для кого работаем.

ИА REGNUM: Режиссеры, которые прежде ставили спектакли в театре Сатиры, продолжат свое сотрудничество?

Как я уже говорил, есть творческий план постановки с Алексеем Утегаевым. Будут привлекаться любопытные молодые режиссеры. Пока больше ничего конкретного - их имен или названий пьес сказать не могу. Идут переговоры о репертуарной политике на ближайшие полтора-два года. Я постараюсь приглашать из Европы не только артистов, но и других участников постановочного процесса. Что касается перестановок в актерской труппе: когда узнали, что я пришел в театр Сатиры, артистов, желающих попасть сюда появилось достаточно много. Это приятно, конечно. Уже ведем переговоры, пересматриваем спектакли. В самом театре Сатиры много сильных артистов. Невероятная суета на телевидении: мол, приехал какой-то сумасшедший поляк и увольняет всю труппу. Это будоражит и пусть. Интрига. Некоторые изменения в актерском штате будут несомненно, но не радикальные. Новаторство скорее проявится на афише - в репертуарной политике.

ИА REGNUM: Что привлекает вас в сегодняшнем петербургском театре?

Я изучаю, посмотрел пока немного петербургских спектаклей, чтобы понять среду, на каком фоне надо работать, с кем соперничать и творчески бороться, чтобы все было плодотворно, чтобы не открывать уже открытое и не изобретать уже созданное. Кое-что уже начинаю соображать. Хороших постановок сегодня не мало, но о них спрашивайте у критиков и театроведов. Важно, что у Санкт-Петербурга есть своя эстетика и атмосфера. Сейчас я как раз пытаюсь понять, как нам в нее "вписаться".