Рейтинг дотационности регионов РФ - ожидает ли Россию изменение политики межбюджетных отношений?
Адыгея, 23 января, 2007, 16:54 — ИА Регнум. Министерство регионального развития России представило рейтинг регионов по степени дотационности их бюджетов. Данные проанализированы в преддверии обсуждения проводимой в настоящее время политики межбюджетных отношений в рамках Всероссийской конференции "Стратегия регионального развития России", которая состоится 2 февраля.
По данным Минрегионразвития РФ, объем финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета в январе-октябре 2006 года достиг почти 440 млрд. рублей. Эта сумма в среднем по стране составляет 14,61% в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
"Тем не менее, анализ социально-экономических показателей в текущем году показывает, что неравномерность в развитии субъектов Российской Федерации продолжает сохраняться, а проводимая политика межбюджетных отношений не обеспечивает в должной степени снижения дифференциации в социально-экономическом развитии регионов", - отмечается в сообщении министерства.
Только 16 субъектов Российской Федерации из 87 могут в ближайшее время уйти от дотационности. Это г. Москва и г. Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Агинский Бурятский, Ханты-Мансийский автономные округа, Пермский край, Республика Коми, Тюменская, Самарская, Липецкая, Вологодская, Свердловская, Ленинградская, Ярославская, Челябинская, Оренбургская области. В 2006 году они имели в консолидированных доходах своих бюджетов менее 10% федеральных средств.
Еще 37 субъектов получили финансовую помощь в виде дотаций из федерального бюджета, которые составляли от 10% до 30%.
Более 30% составили средства федерального бюджета в консолидированных бюджетах Приморского и Ставропольского краев, Чувашской Республики и Республики Саха (Якутия), Псковской, Ульяновской, Амурской, Ивановской, Брянской, Тамбовской областей.
В Алтайском крае, Республиках Марий Эл и Бурятия, Чукотском АО, Пензенской, Курганской, Магаданской, Читинской областях и Республике Калмыкия, Камчатской области, Еврейской АО финансовая помощь из федерального бюджета составила от 40% до 60%.
В Республиках Северная Осетия-Алания, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и Корякском АО - более 60%.
Более 70% - в Республике Тыва, Республике Дагестан, Республике Алтай, Усть-Ордынском Бурятском АО.
В Чеченской Республике и Республике Ингушетия объем дотаций составил более 80%.
За 10 месяцев 2006 года межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставлялись как в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, так и в виде дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение сбалансированности бюджетов и др.
Основной формой предоставления финансовой помощи по-прежнему остаются дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Это самый крупный фонд; согласно федеральному бюджету на 2006 год, Фонд финансовой поддержки был утвержден в размере 228,2 млрд. рублей. За период январь-октябрь 2006 года из этого Фонда субъектам перечислено дотаций в объеме 201,7 млрд. рублей (88,4%).
При этом самые большие дотации (более 80% от общей суммы перечисленной Фондом финансовой поддержки) поступают в бюджеты Республик Саха (Якутия) и Тыва, Камчатской области, Чукотского автономного округа.
Значительный объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности также присутствует в консолидированных доходах бюджетов Пермского края (50,8%), Чеченской Республики (54,15%), Республики Алтай (54,74%), Республики Дагестан (59,41%), Республики Тыва (64,73%), Республики Ингушетия (65,81%).
Регионы-доноры помощи из этого фонда не получают.
Как отмечают в Министерстве регионального развития РФ, высокая доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в консолидированном бюджете свидетельствует о низком налоговом потенциале и высоком удельном весе бюджетных расходов в субъекте.
Между тем, объем межбюджетных трансфертов на 2007 год увеличивается по сравнению с 2006 годом на 187,4 млрд. рублей (на 31,4%). Впервые из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации выделяется 9 млрд. рублей на стимулирование регионов, развивающих собственную доходную базу. Идея такого поощрения содержится в Бюджетном послании президента Российской Федерации
"Для того чтобы бюджет Российской Федерации стал реальным инструментом государственной политики по реализации поставленных государством целей и задач, необходима долгосрочная стратегия или программа социально-экономического развития, с едиными приоритетными и национальными целями, в соответствии с которыми в дальнейшем действуют различные ведомства, - подчеркивается в сообщении Минрегионразвития. - В настоящее время, отдельные ведомства сами себе формулируют цели своей деятельности. Главные распорядители бюджетных средств не всегда понимают и правильно оценивают истинную задачу своей деятельности. Среднесрочные финансовые планы составляются субъектами Российской Федерации отдельно от собственных стратегий социально-экономического развития. На федеральном уровне также нет примера, который показал бы, каким образом это должно быть взаимосвязано. Решить эту проблему можно за счет установления минимального уровня бюджетной обеспеченности. Во многих государствах именно этот уровень является законодательно установленной целью межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов".
"В тоже время, - отмечают в министерстве, - крайне важно соблюсти социальные гарантии, предусмотренные Конституцией России, которые относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Вопрос о межбюджетных отношениях - один из самых острых на сегодняшний день. Его невозможно решить, не учитывая и не согласовывая с собственно регионами, ведущими экспертами, бизнесом, вовлеченным в этот процесс, всеми заинтересованными группами общественности.
Ямало-Ненецкий АО - 0,97%
Тюменская область - 1,15%
Ненецкий АО - 1,42%
г. Москва - 2,39%
Самарская область - 4,31%
Пермский край - 5,03%
г. Санкт-Петербург - 5,30%
Республика Коми - 5,32%
Липецкая область - 5,49%
Вологодская область - 5,52%
Свердловская область - 6,27%
Агинский Бурятский АО - 6,43%
Ленинградская область - 6,48%
Ярославская область - 7,93%
Челябинская область - 9,40%
Оренбургская область - 9,83%
Московская область - 10,00%
Кемеровская область - 10,53%
Удмуртская Республика - 10,76%
Нижегородская область - 11,59%
Томская область - 12,89%
Новосибирская область - 13,14%
Красноярский край - 14,50%
Республика Татарстан - 15,34%
Белгородская область - 15,35%
Волгоградская область - 16,17%
Иркутская область - 16,21%
Республика Карелия - 17,21%
Республика Хакасия - 17,28%
Смоленская область - 17,39%
Республика Башкортостан - 17,66%
Калининградская область - 17,71%
Краснодарский край - 17,78%
Тульская область - 17,85%
Рязанская область - 18,07%
Омская область - 18,31%
Сахалинская область - 18,64%
Хабаровский край - 18,84%
Калужская область - 19,63%
Астраханская область - 19,99%
Тверская область - 20,07%
Новгородская область - 20,12%
Владимирская область - 21,60%
Мурманская область - 22,24%
Курская область - 22,87%
Воронежская область - 24,19%
Орловская область - 25,04%
Ростовская область - 26,16%
Саратовская область - 26,52%
Архангельская область - 26,89%
Костромская область - 28,08%
Республика Мордовия - 28,39%
Кировская область - 29,80%
Приморский край - 30,13%
Ставропольский край - 31,00%
Чувашская Республика - 31,84%
Псковская область - 33,62%
Ульяновская область - 33,80%
Республика Саха (Якутия) - 35,20%
Амурская область - 35,91%
Ивановская область - 37,16%
Брянская область - 39,53%
Тамбовская область - 39,70%
Чукотский АО - 40,82%
Республика Марий Эл - 41,17%
Пензенская область - 42,67%
Курганская область - 42,99%
Магаданская область - 44,01%
Читинская область - 44,96%
Республика Бурятия - 46,47%
Алтайский край - 48,43%
Республика Калмыкия - 50,14%
Камчатская область - 51,42%
Еврейская АО - 51,87%
Республика Северная Осетия - Алания - 60,16%
Республика Адыгея - 60,68%
Карачаево-Черкесская Республика - 67,16%
Кабардино-Балкарская Республика - 67,38%
Корякский АО - 68,03%
Республика Алтай - 74,43%
Усть-Ордынский Бурятский АО - 76,48%
Республика Тува - 77,95%
Республика Дагестан - 78,82%
Чеченская республика - 84,21%
Республика Ингушетия - 89,24%