"У России нет особых заслуг, чтобы дарить ей свою территорию": Латвия за неделю
Договор о границе: "просто так территории не дарятся". Госбезопасность - "тихое жульничество" правительства с большими последствиями. Первая партия может прирасти "Центром согласия" и оставить "отчизновцев" не у дел. Темпы натурализации пошли на убыль. Инфляция в Латвии превышает депозитные ставки, "съедая" денежные вклады.
Договор о границе: "просто так территории не дарятся". Проект договора о границе с Россией будет направлен на рассмотрение Сейма Латвии только после того, как правящая коалиция придёт к единому мнению по поводу его заключения. Об этом 10 января напоминает газета "Час", поясняя, что единого мнения у правящих партий всё ещё нет, и ранее намеченное на 17 января внеочередное заседание Сейма, на котором предполагалось обсудить подготовленный министрами документ, откладывается на целую неделю. Продолжая представлять различные точки зрения по данному вопросу, издание публикует интервью с директором Института международных отношений Латвийского университета, профессором Юрисом Боярсом.
Как уже сообщало ИА REGNUM, он является доктором юридических наук, специалистом международного права. В далёком прошлом был офицером КГБ ЛССР, а в недавнем - председателем Латвийской социал-демократической рабочей партии. Сын Юриса Боярса - Гундарс во время прошлого созыва столичной мэрии был председателем Рижской думы.
"Границы государств устанавливаются согласно международным договорам, по обоюдному согласию сторон, - напомнил "Часу" профессор. - (...) А силовая политика имеет отношение к международному праву только относительно 7-й главы Устава
По словам Боярса, с точки зрения международного права Абрене (нынешнее Пыталово Псковской области, - ИА REGNUM) является территорией Латвии: "Да, это территория Латвии, так как другого договора о границе просто нет. А поскольку Латвия является небольшим государством, то в Конституции закреплено, что изменение территории государства может происходить только с согласия всего народа. (...) Я понимаю еще, если бы эта территория была крайне важна для России, если бы у нее было мало места... Тогда она могла бы у нас эту территорию купить. Но тогда придется платить". На вопрос: "А если Латвия просто подарит России кусок своей бывшей территории?", директор института пояснил: "Подарить, конечно, можно, такие прецеденты бывали. Но пока я не вижу для этого оснований! Россия - не беднейшая страна мира, и я не усматриваю каких-то ее особых заслуг перед Латвией, за которые надо было бы дарить территорию! Просто так территории не дарятся".
Появившееся в СМИ экспертное утверждение о том, что, голосуя за вступление в ЕС, граждане Латвии фактически проголосовали и за её нынешние границы, Боярс назвал чепухой: "Нас задним числом подводят под какое-то голосование. Это просто блеф". Насчёт возможности подправить статью Конституции, гласящую, что для изменения границ государства требуется референдум, юрист заметил: "Мы небольшая страна с небольшой территорией, и поэтому такая статья в Конституции есть. И это совершенно справедливо - нельзя менять государственный строй и территорию без согласия народа. Не думаю, что правительство пойдет на этот шаг, потому что тогда на следующих выборах правящие партии потеряют много голосов. (...) Давайте проведем референдум, и если народ согласится, что Абрене надо отдать, то ничего не поделаешь - "глас народа - глас Божий". Но, как я понимаю, никто не собирается организовывать референдум, потому что все знают или, по крайней мере, предполагают, каким будет его итог. (...) Правительство почему-то не хочет консультироваться с народом. На эту тему не проводился даже опрос! Мне это кажется некрасивым. И возникает ощущение, что правительство хочет совершить какую-то сделку".
Тему 13 января на страницах "Часа" продолжает председатель третьей по численности парламентской фракции - оппозиционного объединения "Центр согласия"
Например, эксперты "Центра согласия" нашли сразу несколько способов обойти препятствия, связанные с референдумом: "Сейм вправе изменить 73-ю статью Сатверсме (Конституции, - ИА REGNUM), гласящую, что международные договоры не выносятся на всенародное голосование. И разрешить таким образом голосовать на референдуме по договору о границе. Сейм вправе изменить 79-ю статью Сатверсме, понизив кворум для референдума по 3-й статье Сатверсме. Благо прецедент есть: в 2003 году Сейм уже менял правила игры для принятия политического решения о вступлении Латвии в ЕС. Но все технические уловки разбиваются об один аргумент: а что если та незначительная часть граждан, которая придет на референдум (а явка вряд ли будет большой), решит, что Абрене должно принадлежать Латвии? В еще больший тупик зайдут не только отношения с Россией. Может появиться и повод для выхода Латвии из ЕС! Ведь в приложении к договору о вступлении Латвии в ЕС отмечено, что Абрене в территорию Латвии не входит. Если же народ решит, что Абрене Латвии принадлежит, то можно поставить под сомнение и сам договор о присоединении Латвии к ЕС!" Поэтому, по словам Урбановича, с политической точки зрения позиция "Центра согласия" по отношению к любым референдумам по договору о границе крайне отрицательная: "Парламент должен выдать правительству мандат на подписание договора. Естественно, без права выдвигать какие-либо дополнительные односторонние декларации, которые Россия может расценить как территориальные претензии. После парламент опять же без каких-либо деклараций должен ратифицировать этот договор. А если понадобится, то и защищать его в
Между тем, национал-радикальные силы в Латвии настаивают на своём, в том числе и на односторонней разъяснительной декларации, из-за которой было сорвано подписание договора в 2005 году. Как 11 января сообщает "Час", представители входящего в правительственную коалицию объединения "Отечеству и Свободе/Движение за национальную независимость Латвии" (TB/LNNK) уже заявили, что подписание договора без декларации может противоречить Конституции: "Ни у правительства, ни у Сейма нет законодательного права менять территориальные границы Латвии". Что означает: подписание и ратификация договора могут быть оспорены в Конституционном суде.
Ожидая такого поворота событий, пишет издание, правящая
Не столь оптимистична в подсчёте потенциальных голосов правящих партий газета "Вести Сегодня". В публикации за 10 января издание ссылается на сообщение председателя парламентской фракции СЗК
Как подсчитала газета, без поддержки "зеленых крестьян" и "отчизновцев" у премьера Калвитиса в Сейме остается всего 33 голоса из 100 Сейма: собственная фракция плюс "Первая партия/Латвийский путь": "Очевидно, что репшисты ("Новое время", - ИА REGNUM), дабы усугубить кризис в правящей коалиции, будут категорически против подписания договора о границе. И тогда всё решат 23 русскоязычных голоса. По большому счету, премьер тактически ничем не рискует - едва ли "отчизновцы" и "зеленые крестьяне" в знак протеста покинут правительство, вызвав кризис". Добавим, судя по развернувшейся дискуссии, судьба пограничного договора между Латвией и Россией, даже в случае его подписания и ратификации Сеймом, по-прежнему остаётся весьма неясной. Чего не скажешь об официальной позиции Латвии. Например, приведённый выше "конституционный ликбез" Яниса Урбановича можно дополнить выдержкой из учебного пособия для претендентов на гражданство Латвийской Республики "Основные вопросы истории Латвии и конституционные принципы государства". В посвящённом Конституции комментарии "Территория и границы" здесь, в частности, говорится: "Ст. 3 Сатверсме определяет, что территория Латвии в признанных международными договорами границах состоит из Видземе, Латгале, Курземе и Земгале. Статья определяет четыре культурно-исторические области Латвии. Договоры, о которых идёт речь в статье, являются договорами Латвии о границах с её соседями. Так, к примеру, границу Латвии и России по-прежнему определяет мирный договор от 11 августа 1920-го года, который недвусмысленно и "на вечные времена" признал Абрене и его окрестности территорией Латвии. Так как это единственный документ, который определяет государственную границу, Латвии нелегко смириться с фактическим контролем России над Абрене".
Госбезопасность - "тихое жульничество" правительства с большими последствиями. СМИ продолжают обсуждать законодательную инициативу правительства, в результате которой существенно увеличилось влияние премьер-министра на спецслужбы страны. Как уже сообщало ИА REGNUM, 8 января в ряд связанных с государственной безопасностью законов были внесены изменения в порядке 81-й статьи Конституции, позволяющей Кабинету министров в период между сессиями парламента принимать решения с силой закона. В частности, "Совет учреждений государственной безопасности", ранее состоявший из руководителей спецслужб и руководимый одним из них по принципу ротации, теперь возглавил премьер-министр, а в его состав будут входить министры обороны, иностранных дел, финансов, внутренних дел и юстиции. Правительство наделило Совет дополнительной функцией в виде согласования проектов бюджетов структур государственной безопасности, а также правом возбуждать в упомянутых структурах проверки.
Уже на следующий день, 9 января, газета "Час" приводит ряд комментариев. Председатель парламентской фракции партии "Новое время" Атис Кампарс в разговоре с изданием высказал предположение, что принятие в короткие сроки столь важного решения связано с желанием "народников" повлиять на ход уголовного процесса в отношении
Любопытную параллель в интервью газете "Вести Сегодня" за 12 января провёл бывший заместитель председателя КГБ ЛССР, генерал-майор в отставке Янис Трубиньш: "По существу, нынешний премьер и его партнеры по коалиции просто перенимают... советский опыт, который, как показывает история, был не таким уж плохим. Если вспомнить, то в свое время КГБ был при Совете Министров СССР и соответственно - ЛССР. Потом комитет подчинили партийным органам, кроме того, законность наших действий проверял специальный прокурор. Так что и в советское время, и сейчас спецслужбы не действовали "в свободном полете", за ними надзирали политики и прокуроры". Всё это так, но зачем такая спешка?
Газета Diena (День) за 8 января, в день наделавшего шуму внеочередного заседания правительства, пишет, что у него нет оснований принимать широкомасштабные поправки к законам, регулирующим деятельность спецслужб, в порядки ст. 81 Конституции. Как поясняет издание, данная статья предусматривает принятие Кабинетом министров в межсессионный период правил с силой закона только, если этого требует "безотлагательная необходимость": "В аннотации проекта правил не сказано, что это за "безотлагательная необходимость" (если не считать таковой ни чем не обоснованное утверждение о "возрастании уровня угрозы государству"), поэтому возникает сомнение, отвечают ли они ст. 81". Газета явно намекает на то, что в случае принятия данных правил, их можно будет оспорить в Конституционном суде: "Поправки, которые фактически подчинили бы структуры безопасности руководимому премьер-министром совету из нескольких политиков, а подчинённую премьер-министру Службу анализа информации сделали бы разведслужбой, у которой было бы право проверять другие службы безопасности, их авторы пытаются претворить как тихое и быстрое жульничество (если не сказать - операцию по захвату власти). Министерство юстиции проект правил получило в последний рабочий день прошлого года, а уже в первый рабочий день нового года его поддержал комитет правительства, и уже в понедельник (8 января, - ИА REGNUM) правительство собирается его принять на внеочередном заседании. (Примечательно, что сам Айгар Калвитис во время этой операции отправился в отпуск). Для сравнения: по вопросу более строгих ограничений для частных лиц по приобретению пиротехники
Однако всё, чего опасалась Diena в публикации за 8 января, в тот же день и произошло: спорные правила Кабинета министров были приняты с силой закона. В свою очередь, как газете "Телеграф" за 9 января рассказала бывшая председатель упразднённой отдельной парламентской комиссии по надзору за борьбой с коррупцией, контрабандой и организованной преступностью Линда Мурниеце (Новое время), её партия намерена обратиться в Конституционный суд. Поскольку считает, что правящие намеренно форсировали события и необоснованно использовали статью Сатверсме, позволяющую отстранить Сейм от принятия решения. По словам Мурниеце, не исключено, что захват контроля над спецслужбами является составляющим звеном сложной политической интриги: "В лучшем случае принятое решение можно было бы списать на некомпетентность правительства. Но я боюсь, что это больше похоже на попытку демонстрации своего всемогущества по отношению к парламенту и, возможно, даже к президенту, поскольку президент предлагала обсудить проект поправок в нормальном, утвержденном законом порядке, а не так, как это сделало правительство. По сути, Совет государственных служб безопасности, который теперь возглавит Калвитис, ничем не отличается от Совета по национальной безопасности, действующего при президенте. За исключением одного: в нем не будет президента. Думаю, таким образом, премьер хотел показать главе государства, что её роль в системе спецслужб ничтожно мала".
Экс-председатель антикоррупционной комиссии затрудняется сказать, что премьер намерен делать с полученной властью: "Но очевидно, что он хочет подчинить себе в Латвии все, что можно подчинить. Если новые правила вступят в силу, то отменить их возможно будет только решением парламента. Но произойдет это по закону не раньше, чем через полгода. А значит, полгода в запасе у премьера точно есть. Можно предположить, что переполох со спецслужбами как-то связан с предстоящими президентскими выборами. Имея неограниченный доступ к информации, за шесть месяцев можно успеть что-нибудь организовать. (...) Мы подадим протест в Конституционный суд по поводу обоснованности применения 81-й статьи Сатверсме. В Сатверсме оговорено, что 81-я статья используется только в неотложных ситуациях. Но в данном случае "неотложность" вызвана тем, что премьеру просто очень сильно захотелось власти". Напомним, летом текущего года в Латвии будет избран новый президент страны, так как истекает предельный срок полномочий нынешней главы государства
Первая партия может прирасти "Центром согласия" и оставить "отчизновцев" не у дел. Латвийская первая партия (ЛПП) министра сообщений Айнара Шлесерса и союз "Латвийский путь" (ЛЦ) министра МВД Ивара Годманиса, формирующие входящее в правительство объединение ЛПП/ЛЦ, под такими названиями проводят последние дни, пишет 12 января Diena: "В нынешнем году на базе этих политических сил планируют создать новую партию с другим названием. Однако планы лидера ЛПП Айнара Шлесерса гораздо масштабнее и к создающейся партии он хотел бы присоединить и "Центр согласия". "Мы говорим о консолидации людей", - сказал Шленсерс, не расшифровывая значение данного слова. Между тем, 27 января на съезде его партии пойдёт речь и о том, что ЛПП как партия власти взяла на себя инициативу и привлекает к себе родственные политические силы, которые могут подписаться под предвыборной программой ЛППЛЦ". "За кулисами об этом много говорят, - подтвердил изданию зам. председателя фракции "Новое время"
То, что эта идея воцарилась не только в голове Шлесерса, а взвешивается и в "Центре согласия" (ЦС), Diena подтвердил лидер ЦС
Между тем Diena пытается разобраться в подоплёке происходящего: "Всем известно, что Шлесерс готов стать руководителем правительства, что было бы проще сделать с большим представительством в парламенте. Шлесерсу не очень нравится и желание TB/LNNK быть полноправными партнёрами по коалиции, поэтому нужно создать ситуацию, чтобы у правительства исчезла необходимость в TB/LNNK, например, с привлечением людей ЦС. Тогда больше не было бы целесообразным делиться с отчизновцами благами власти, указал один политик". Как отмечает Diena, ни с одной из этих версий Шлесерс не согласен: "Он утверждает, что Калвитис "является и будет премьером", а также обещает, что "никто не будет выброшен, с TB/LNNK мы сотрудничаем, и правительство стабильно"". Кстати, как уже сообщало ИА REGNUM, тот же Нил Ушаков неоднократно заявлял, что его "Центр согласия" не собирается отказываться от партнёров-социалистов и ни в каком виде не будет поддерживать правительство, в котором участвует TB/LNNK.
Темпы натурализации пошли на убыль. Возглавляемая "отчизновцем" Петерисом Табунсом (TB/LNNK) парламентская комиссия по исполнению Закона о гражданстве пригласила на своё заседание главу Управления натурализации Эйжению Алдермане, чтобы расспросить её о ходе натурализации и соответствии предъявляемых требований сегодняшней ситуации. Подробности 11 января сообщает газета "Час": "Табунс считает требования к претендентам на получение латвийского гражданства слишком низкими. "Люди, сдавшие экзамены по госязыку, не знают латышского языка или знают его очень плохо", - заявил он. Выступая перед депутатами, Эйжения Алдермане подчеркнула, что после распространения на латвийских неграждан безвизового режима при посещении ими большинства стран Евросоюза темпы натурализации снизятся. (...) Алдермане пояснила, что в связи с сокращением числа желающих натурализоваться в Управлении натурализации планируется ликвидировать одну экзаменационную комиссию и все дополнительные штатные места, которые появились для обслуживания большого числа жителей. По прогнозу Алдермане, число желающих натурализоваться в будущем может сократиться примерно до 800 человек в год. В прошлом году гражданство Латвии путем натурализации получили 11 тысяч (для сравнения в 2005 году - 19 169 человек, - ИА REGNUM), а в целом с 1998 года - более 100 тысяч человек".
На этом заседании побывала и Latvijas avīze (Латвийская газета): "Кроме прочего, Эйжения Алдермане поведала, что в Латвии одни из самых высоких требований по получению гражданства в мире. Это утверждение вызвало негодование депутата от Союза "зелёных" и крестьян Висвалдиса Лациса (бывшего легионера
Инфляция в Латвии превышает депозитные ставки, "съедая" денежные вклады. На фоне стремительного развития народного хозяйства Латвии у её экономики как минимум две напасти: высокая инфляция и дефицит текущего счёта. О том, что последний представляет угрозу для экономической стабильности, 8 января пишет Diena. Руководитель управления анализа рынка и отраслей банка