События в Кондопоге, столкновения в Астраханской области, Краснодарском крае, Ставрополье, нападения на иностранных туристов в Санкт-Петербурге, Москве, Воронеже заставили общество и государственные структуры серьезно обсуждать проблемы регулирования отношений между людьми различной национальности. Об этом говорится в статье доктора исторических наук, руководителя Центра исследований межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадии Дробижевой "Штрихи к этносоциальному портрету москвичей", опубликованной в выпуске N10 Вестника Института Кеннана в России.

"В такой ситуации, конечно, нужна реакция гражданского общества и государства. Нельзя сказать, чтобы этой реакции совсем не было. И СМИ, и Общественная палата, и депутаты Госдумы высказываются по поводу происходящих событий. Но молчит Комитет по делам национальностей Госдумы, правительство", - пишет Леокадия Дробижева и подчеркивает, что "именно лидеры власти должны, хотя бы, декларировать политику государства в этой сложной сфере".

В Вестнике Леокадия Дробижева представляет также с результатами проекта, реализованного Центром исследований межнациональных отношений Института социологии РАН, в рамках программы московской мэрии "Москва многонациональная - формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия" в 2005-2006 гг.

ИА REGNUM публикует статью Леокадии Дробижевой и приведенные в ней данные с незначительными сокращениями.

Опрашивались только легально живущие в Москве. Из 10 млн. москвичей 85% - русские, а дальше в порядке убывания следуют украинцы (2,5%), татары (1,7%), азербайджанцы (0,9%), белорусы (0,6%), грузины (0,5%) и др. За период между последними переписями группа азербайджанцев выросла в 4,8 раза, армян - в 2,8, грузин - в 2,7, чеченцев - в 7 раз, а евреев уменьшилась с 2% до 0,8%.

Среди сегодняшних жителей столицы пропорции родившихся в Москве и приезжих распределяются так. 60% русских - уроженцы столицы и 40% - приезжие (в том числе 15% - так называемые "новомигранты", осевшие в городе за последние 19 лет). 45% татар родились в Москве, 55% - приезжие, "новых" - 10%. Среди украинских мигрантов 22% живут в столице с 1986 года и позже. Армян - уроженцев Москвы - 24%, мигрантов - 76% (26% - новые), у азербайджанцев цифры соответственно 14, 86, 50. 22% грузин родились в Москве, а из 78 грузин-приезжих 34% - новоселы.

Русские переселенцы 18-29 лет составляют в своей группе мигрантов 23%. 30-49 лет 39%, от 50 и старше - 38%. Среди азербайджанцев преобладают люди молодые (52% из них от 30 до 49 лет)), причем в основном это мужчины.

Людей с высшим образованием среди русских мигрантов 36% (это даже выше среднемосковского 31% жителей, имеющих вузовский диплом). Среди мигрантов-украинцев таких людей 29%, татар - 20%, армян - 36%, грузин - 32%, азербайджанцев - 13%.

В каких профессиональных сферах заняты московские мигранты?

Среди русских, живущих в Москве менее 10 лет, 44% заняты физическим трудом (во втором и третьем поколении москвичей этой национальности - 32%). По 23% относят себя к специалистам высшей и средней квалификации, 10% - руководители и предприниматели. Среди коренных русских москвичей физическим трудом заняты лишь 28%, зато чем-то руководят 15%. Русские - "самые типичные москвичи", этносоциальное большинство. 20% это части жителей Москвы в целом довольны своей жизнью, 50% - "жить трудно, но можно терпеть", а для 24% положение - "бедственное". Большинство русских москвичей уверенно чувствуют себя россиянами.

Социальное положение этнических украинцев в столице очень сходно с положением русских. "Этнической дистанции" между ними практически не просматривается. Да и 76% столичных украинцев считают русский родным языком, три четверти владеют им лучше, нежели украинским, а две трети их детей по-украински практически не говорят. Только 23% на вопрос "Кто вы? Отвечают "Украинцы!", остальные причисляют себя к россиянам.

63% татар, переселившихся в Москву более 20 лет назад, занято физическим трудом. Из приехавших в столицу после 1986 года физическим трудом заняты лишь 32%, а специалистов почти две трети. Татары живут в Москве на правах "своих", неприязни к ним не высказывали даже самые экстремистски настроенные молодежные группы, не говоря уже о более мирном населении. Русский язык для большинства татар родной, а в жизненном укладе переплетаются этнокультурные традиции и принятые в Москве стандарты поведения. Более половины татар полагают, что у них "все весьма неплохо", 4% более или менее довольны жизнью, крайне недовольны жизнью лишь 5%. При этом лучше всего себя чувствует молодежь до 30 лет - в этой группе благополучных почти две трети.

Одна из быстрорастущих и достаточно легко адаптирующихся этнических групп столиц - армянская. Между переписями 1989 и 2002 гг. число армян-москвичей выросло втрое (сыграли свою роль землетрясение и война с Азербайджаном). В Москву приехали в основном молодые люди (до 80% - моложе 30 лет), и чаще это были мужчины. По сравнению с коренными москвичами-русскими, украинцами, татарами - их оказалось немного в системе управления, но зато большая доля занята в сфере культуры, в "квалифицированных группах умственного труда". Армяне-мигранты относительно легко вливались в московскую жизнь. Большая часть из них приехала в столицу из Азербайджана и Грузии, где они учились не в "национальных", а в русских школах, свободно владели русским языком (половина считала его родным) и чувствовали себя "гражданами Союза". Тесной связи с Арменией у них, по сути, не было: две трети из них там никогда не бывали и 90% не имели никакого желания менять Москву на Ереван.

Много сходства с армянами в социально-демографических чертах московских грузин. Правда, грузинская диаспора в столице существенно меньше, чем армяне, - 54 тыс. человек. Подавляющая часть - новые, "постсоветские" мигранты. Большинство грузин оценивают свою жизнь в столице положительно, особенно по сравнению с той ситуацией, которая была в Грузии. Но по родине они скучают достаточно сильно, хоть и не все хотят вернуться туда. Большинство грузин-москвичей свободно говорят и думают на русском языке, но две трети сохранили хорошее знание грузинского. Правда, в отличие от старших, лишь треть молодежи свободно говорит и размышляет по-грузински. Как и армяне, московские грузины вполне терпимо относятся к смешанным бракам: у трех четвертей опрошенных грузин и трети грузинок супруги русские.

Самая сложная в Москве - азербайджанская диаспора, опередившая по численности евреев, белорусов и грузин. По переписи 1989 года она насчитывала лишь 21 тыс. человек, сейчас - около 100 тыс., то есть примерно 1% населения столицы. При наличии сильной, но довольно малочисленной прослойки интеллигенции в массе своей азербайджанцы-мигранты принадлежат к менее образованной части столичного населения. Только 13% из них имеют высшее образование. Верующих мусульман среди них даже больше, чем среди татар, - 71%. Эта этническая группа как никакая другая ревностно хранит свои традиции. В частности, больше половины женщин не работают - ведут домашнее хозяйство, не поощряются межнациональные браки и т.п. Значительная часть представителей этой диаспоры сохраняет тесную связь с Азербайджаном и мечтает туда вернуться. Заметно больше людей, чем в других этнических группах, не отказались от азербайджанского гражданства.

Как можно представить, позиции азербайджанцев в Москве в ближайшем будущем должны измениться. Молодежь получает высшее образование в российских школах и вузах, уже 85% столичных азербайджанцев считают, что свободно владеют русским языком. Представители этой диаспоры постепенно начинают преодолевать даже застарелые традиционалистские предубеждения: большинство опрошенных считают, что необходимо "воспитание уважения между народами Азербайджана и Армении".

Среди азербайджанцев, которые хотят остаться в Москве, почти половина (48%) имеет постоянную работу, 34% завели собственное дело. Лишь 6% работают от случая к случаю и 11% - временные наемные работники. Совершенно иначе обстоят дела у тех, кто рассматривает Москву как своего рода Клондайк или перевалочный пункт. 44% имеют временную работу, и только 28% - постоянную. Собственное дело есть у 22%, а 6% перебиваются случайными заработками.

Был проведен и опрос коренных жителей Москвы с тем, чтобы разобраться насколько четко они себе представляют этнографические или культурные тонкости. Участникам фокус-групп прочли отрывки из статей в прессе, где описывались обычаи и традиции азербайджанцев, и предложили угадать, о какой национальности речь. Стенограмма обсуждений пестрит редкостными по степени несуразности, но очень узнаваемыми перлами. "По-моему, они все одинаковые, я их не различаю". "Разница между армянами и грузинами - чё-то в отношении с родственниками". "Те фамилии, что на "-ян" - это армяне, а на "-идзе" - грузины". "А Джафаров?" "На "-ов". Русская фамилия". "Грузины - они с достоинством Они песни поют. А армяне все как один врачи, для них в институтах даже группы специальные создают". И так далее...