Итоги армянской внешней политики за 2006 год: Отчет МИД Армении
Азербайджан, 10 января, 2007, 03:51 — ИА Регнум. Закавказская шеф-редакция ИА REGNUM представляет полную версию отчета МИД Армении о внешней политике страны в 2006 году и деятельности внешнеполитического ведомства.
Тезисы
2006 год ознаменовался общенациональным празднованием 15-летия независимости Республики Армения. В течение этого года продолжался заметный прогресс в таких важных для развития нашей страны сферах как экономика, безопасность, укрепление демократии и реформы, международная деятельность.
Армения осуществляла свою внешнюю политику, в частности, в контексте развития следующих международных процессов, оказавших прямое или косвенное влияние на страну:
напряженность в российско-грузинских отношениях, закрытие транспортных артерий, ведущих в Россию;
проблема нераспространения ядерного оружия, позиция международного сообщества в отношении ядерных программ Ирана и создавшаяся в связи с этим напряженность;
отсутствие армяно-турецких отношений и закрытые границы;
продолжающаяся борьба против международного терроризма;
политическая и военная нестабильность в географически соседних регионах (Ирак, Афганистан, Ливан);
вопросы энергетической безопасности, конкуренция различных сил за установление контроля над источниками энергии, энергетическими трубопроводами, а также транспортными коммуникациями;
процессы модификации систем безопасности и сотрудничества на постсоветском пространстве;
процессы структурного реформирования и общей деятельности международных организаций;
расширение рамок европейской интеграции;
развитие конфликтов как региональных, так и вне региона (в частности Косовский конфликт) и в данном контексте активизация
переговорный процесс по Нагорному Карабаху и развития вокруг него.
С учетом вышеизложенного, и принимая во внимание интересы своих союзников и партнеров, государств, активно вовлеченных в регион, а также региональные развития, Армения преследовала свои интересы, продолжая проводить политику комплементаризма.
В частности, мы придаем важное значение следующим достигнутым результатам: несмотря на продолжающуюся блокаду, ограничения и сложности в эксплуатации транспортных коммуникаций в регионе, удалось обеспечить работу жизненно важных коммуникационных путей;
продолжались целевые работы по привлечению инвестиций и поиску новых рынков экспорта;
был обеспечен бесперебойный поток энергоносителей, и мы близки к диверсификации путей импорта энергоносителей;
внешняя политика оказала содействие также усилиям, направленным на демократизацию страны;
в вопросе урегулирования проблемы Нагорного Карабаха сохранились позитивные тенденции, в переговорном документе закреплено право нации на самоопределение;
на качественно новый уровень поставлен процесс интеграции в европейскую семью, с Европейским Союзом (ЕС) подписана Программа действий в рамках политики "Нового соседства", которая предусматривает интенсивные политические, экономические и культурные отношения с ЕС;
эффективно развивались сотрудничество в рамках
в естественном русле развивались наши отношения с соседними странами, супердержавами и международными организациями. Мы были активно вовлечены в работу международных организаций и участвовали в актуальных международных процессах, в том числе, в борьбе против терроризма и миротворческих миссиях;
эффективными и действенными были предпринятые шаги и с точки зрения укрепления связей между Родиной и Диаспорой. Был успешно проведен 3-й форум Армения-Диаспора.
Одной из главных задач внешней политики было обеспечение благоприятных внешних условий для развития экономики и экономической безопасности страны. Были проведены работы для установления взаимовыгодных торгово-экономических связей, привлечения в экономику иностранных инвестиций, обеспечения участия страны в разнообразных и долгосрочных экономических программах, бесперебойного задействования энергоносителей и коммуникаций и их диверсификации. К числу важных достижений можно отнести строительство
Целенаправленная работа была проведена также для обеспечения внешних составляющих безопасности страны. Постоянно развивалось и углублялось наше военное сотрудничество с ОДКБ и НАТО в рамках соответствующих международных договоров, а также на уровне военно-политических отношений, в том числе, с Российской Федерацией, США, Грецией и другими странами.
С целью урегулирования нагорно-карабахского конфликта продолжались интенсивные переговоры под эгидой
Ощутимый прогресс зафиксирован в отношениях с ЕС. Подписание Программы действий в рамках программы "Нового соседства", открывает новые перспективы и возможности для развития Армении. Принятие документа предоставляет возможность осуществления целостного пакета реформ по предложению европейской стороны, вплоть до заключения соглашения нового поколения, имеющего более высокий статус. В результате реализации документа, социальная, политическая, экономическая системы Армении больше приблизятся к европейским. В программе уделяется особое внимание также экономическому сотрудничеству Армении и ЕС, вплоть до оказания финансовой поддержки со стороны ЕС, что будет содействовать инвестициям, увеличению экспорта и экономическому росту.
На двухстороннем уровне было развернуто активное взаимодействие с нашими непосредственными соседями Российской Федерацией, США, странами-членами ЕС и другими. Осуществлены взаимные визиты на разных уровнях, культурные и разнообразные иные мероприятия. Был проведен Год Армении в России, во Франции он все еще продолжается. Началось осуществление программы "Вызовы тысячелетия" вместе с США.
Мы с особым вниманием следили за региональными развитиями, осуществляли работы по противостоянию различным вызовам, в том числе, по предотвращению шагов, направленных на изолирование Армении, или программ, игнорирующих ее интересы.
Закрытие транспортной дороги в Россию создало дополнительные проблемы для экономики Армении, в частности, для возможностей экспорта, в связи с чем, продолжаются дипломатические усилия по направлению открытия и диверсификации коммуникаций.
Мы продолжали активную региональную политику и по возможности были вовлечены в соответствующие процессы и программы. Параллельно, мы прилагали усилия для осуществления регионального сотрудничества и укрепления стабильности. Особое значение уделялось развитию отношений с соседними странами. И если отношения с Грузией и Ираном развивались в естественном русле, а в некоторых сферах зарегистрирован прогресс, то в случае с Турцией и Азербайджаном проблемы все еще не решены и являются препятствием на пути расширения регионального сотрудничества.
Мы были активно вовлечены также в работу международных организаций, полноценно участвовали в обсуждениях и принятии решений по вопросам, волнующим международную общественность, в том числе, оказывали нашу непосредственную и постоянную поддержку ряду международных организаций (
Дипломатический год был также полон международными событиями. Ситуация в Ираке и Ливане, проблема нераспространения ядерного оружия, нерешенные конфликты в различных уголках мира, конкуренция за сферы влияния создали напряженную ситуацию в международных отношениях. Все это оказывает прямое или косвенное влияние также на южно-кавказский регион и Армению и требует от нас соответствующих усилий для противостояния возможным отрицательным последствиям.
Нагорно-карабахский конфликт
В последние несколько лет переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта протекают в рамках "Пражского процесса". За этот период состоялись различные встречи, как президентов, так на уровне министров иностранных дел, в течение которых обсуждались пути урегулирования проблемы.
Развитие переговорного процесса по нагорно-карабахскому конфликту в 2006 году можно оценить как положительное, он обеспечил определенный прогресс. 2006 год в очередной раз подтвердил, что основа урегулирования конфликта - в поиске мирного пути компромиссов. Право народа Нагорного Карабаха на самоопределение лежит в основе переговоров по мирному урегулированию конфликта, что нашло отражение в обсуждаемом документе вокруг принципов урегулирования конфликта, представленном на столе переговоров.
В течение одного года сопредседатели Минской группы ОБСЕ посетили регион семь раз, четыре из них при участии всех сопредседателей. Кроме этого, сопредседатели неоднократно встречались с представителями сторон также за пределами региона.
Состоялись переговоры между президентами Армении и Азербайджана в феврале в Рамбуйе (Франция) и в июне в Бухаресте (Румыния). В июне в Париже состоялись переговоры министров иностранных дел Армении и Азербайджана, которые можно считать первым шагом на пути сближения позиций после Бухареста.
В июне, в Вене сопредседатели Минской группы ОБСЕ представили Постоянному Совету ОБСЕ доклад с оценкой состояния переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, который включал встречи президентов и министров иностранных Армении и Азербайджана в течение последних двух лет.
В октябре под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ состоялись две встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана (Москва, Париж). Во время переговоров были обсуждены предложенные сопредседателями новые идеи и подходы.
Согласно приобретенным договоренностям для дополнительного уточнения позиций сторон, министры иностранных дел Армении и Азербайджана провели еще одну встречу в ноябре в Брюсселе, за которой последовал визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион.
Переговоры, состоявшиеся между двумя президентами в ноябре в рамках саммита СНГ в Минске, были оценены обеими сторонами как позитивные и конструктивные с точки зрения и обстановки, и подходов сторон. Были обсуждены некоторые принципы, касающиеся урегулирования и все еще находящиеся в стадии согласования. Было решено, после проведения анализа позиций сторон, дать конкретные поручения министрам иностранных дел в связи с предстоящими планами.
Из международных откликов относительно переговорного процесса по Нагорному Карабаху можно выделить заявление
В Программах действий, подписанных в ноябре в Брюсселе между Европейским Союзом, Арменией и Азербайджаном в рамках политики "Нового соседства", мирное урегулирование нагорно-карабахской проблемы отмечено как первоочередное направление, а содействие ЕС этому процессу предусмотрено посредством реализации ряда мероприятий.
В декабре, народ Нагорного Карабаха как проявление свободного выражения своей воли проголосовал за принятие Конституции Нагорного Карабаха на всенародном референдуме. Обязательство всего народа Нагорного Карабаха укреплять основы независимого государства еще раз доказало, что народ Нагорного Карабаха и в будущем будет руководствоваться демократическими принципами и ценностями, оставаясь преданным стремлению мирного урегулирования конфликта согласно принципам международного права.
Несмотря на позитивные тенденции и обязательства сторон по продолжению переговоров в рамках "пражского процесса", Азербайджан в течение 2006 года продолжал усилия по переносу проблемы Нагорного Карабаха в другие международные структуры (в частности, включение по инициативе ГУАМ в повестку 61-ой Генеральной Ассамблеи ООН вопроса о замороженных конфликтах), спекуляции в связи с пожарами в Нагорном Карабахе и прилегающих районах в ООН и на Парламентской Ассамблее Совета Европы, а также воинственные и противоречащие духу переговоров заявления.
Непосредственные соседи
Грузия
2006 год в армяно-грузинских отношениях был ознаменован эффективным сотрудничеством, особенно в таких сферах экономики как энергетика, транспорт, сельское хозяйство, промышленность и туризм. Между Арменией и Грузией состоялись многочисленные визиты и встречи на высоком уровне. В частности, было проведено пятое заседание межправительственной комиссии по армяно-грузинскому экономическому сотрудничеству (Тбилиси, июль 2006 года).
В сфере энергетики продолжаются работы по строительству новой ЛЭП мощностью 400 кВт, что предоставит возможность энергосистемам двух стран перейти на режим параллельной работы в дальнейшем. В сфере транспортного сотрудничества мы придаем важное значение договоренностям о скидках, которые установлены для армянских грузоперевозчиков на 2007 год. Согласно пунктам подписанного в апреле 2006 года в Тбилиси соглашения о транспортном сообщении, граждане Армении и Грузии при пресечении государственной границы освобождаются от сбора пошлин и налогов, установленных в прошлом для автомобилей.
В ходе встреч Комиссий по демаркации и делимитации государственной границы между Арменией и Грузией (председатели заместители министров иностранных дел
Между МИД двух стран продолжался диалог по политической повестке двустороннего сотрудничества. В ходе проходивших в январе и июне взаимных визитов министров иностранных дел были обсуждены возможности сотрудничества в международных организациях, сопоставления позиций по региональным конфликтам, углубления сотрудничества в направлении Европейской интеграции и были предначертаны предстоящие шаги.
В течение года в центре внимания внешнеполитического ведомства Армении были работы, проводимые для осуществления строительства
Иран
Отчетный год был периодом восходящего развития армяно-иранских отношений. Двусторонние отношения постоянно находились в центре внимания президентов и правительств двух стран. Активно протекали взаимные визиты и встречи на разных уровнях. В июле состоялся рабочий визит президента Армении в Тегеран.
Успешно развиваются двусторонние экономические отношения, которые охватывают самые различные сферы, особое внимание уделяется энергетике и транспорту. Прогресс зафиксирован в области сельского хозяйства и торговли, а также в научно-культурной и спортивной сфере.
Армяно-иранские экономические связи включают элементы, относящиеся к сфере регионального сотрудничества. В этой связи важно присоединение Армении в 2006 году к Соглашению о международном транспортном коридоре "Север-Юг". Договоренности, приобретенные в итоге проходившей осенью в Ереване трехсторонней встречи между министрами энергетики Ирана, Армении и Грузии можно отнести к важнейшим достижениям года.
В деле стимулирования двусторонних отношений значительная роль принадлежит армяно-иранской межгосударственной комиссии, 6-ое заседание которой состоялось в январе в Тегеране. Важнейшими программами, находящимися в центре внимания данной комиссии, являются:
строительство
строительство третьей высоковольтной ЛЭП Иран-Армения;
совместное строительство гидроэлектростанций на реке Аракс;
эксплуатация нового благоустроенного участка трассы Иран-Армения;
проектирование строительства железной дороги между Арменией и Ираном.
Благодаря предпринятым армянской стороной мероприятиям значительно улучшены работы на Мегринском пропускном пункте. Активизировалось межобластное сотрудничество между провинциями Восточный и Западный Атрпатакан, Ардебил, Мазандаран, Ормозгани с одной стороны и областями Армении - Сюник, Арарат и Армавир с другой стороны. На повестке дня вопрос открытия в Тебризе Генерального консульства Армении.
Активизировались также межпарламентские связи. В июле состоялся визит группы межпарламентской дружбы Иран-Армения в Тегеран, а в сентябре Ереван посетила делегация во главе с председателем Меджлиса ИРИ
Турция
В армяно-турецких отношениях в отчетном году не наблюдалось ощутимого прогресса в силу политики, которой продолжает придерживаться Анкара в отношении Армении. Турция все еще обуславливает улучшение армяно-турецких отношений рядом предварительных условий, в то время как Армения является сторонником установления отношений без каких-либо предусловий. Армения неоднократно выражала свою готовность к переговорам по существующим между двумя странами проблемам и урегулированию разногласий.
Турция вместе с Азербайджаном продолжает свою неконструктивную политику по изолированию Армении и ее исключению из программ регионального сотрудничества. Двусторонние встречи Армения-Турция проходили в основном в рамках международных организаций (ОЧЭС, СЕ, ЮНЕСКО и др.).
В Турции продолжались обсуждения темы Геноцида армян, как в политической, так и общественной плоскостях. Этот процесс достиг кульминации в октябре после принятия Национальным Собранием Франции законопроекта, который предусматривает наказание за отрицание Геноцида армян. В двусторонних отношениях активность проявляют неправительственные организации.
Азербайджан
Отношения с Азербайджаном имели ограниченный характер и в основном проходили в рамках переговорного процесса по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Состоялись некоторые встречи и в рамках международных организаций, а также на уровне представителей общественных организаций и СМИ.
Все еще вызывает озабоченность вопрос уничтожения памятников на армянском кладбище Старая Джульфа в Нахичевани азербайджанскими властями, что вызвало осуждение Европейского парламента, ЮНЕСКО, Парламентской Ассамблеи Совета Европы. В настоящее время азербайджанская сторона противостоит визиту какой-либо международной миссии в Нахичевань с целью оценки состояния хачкаров (крест-камней).
Российская Федерация
В ряду приоритетов внешней политики Армении - развитие отношений c Россией в военно-политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах.
В 2006 году состоялись многочисленные взаимные визиты высших делегаций двух стран. Активизации двусторонних отношений весьма содействовало проведение в 2006 году Года Армении в России. В течение года состоялся ряд визитов на высоком уровне в том числе:
в январе, июле, октябре рабочие визиты президента Армении в РФ
в январе официальный визит заместителя председателя правительства, министра обороны РФ
в апреле визит министра иностранных дел Армении
в ноябре официальный визит председателя Национального собрания Армении
в декабре рабочий визит премьер-министра Армении
в октябре в Москве состоялось очередное, восьмое заседание межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству
в августе в Ереване состоялось второе заседание межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству
в марте в Москве и в октябре в Ереване состоялись 10 и 11 заседания комиссии межпарламентского сотрудничества
состоялись визиты высокопоставленных лиц Армении в Самарскую, Ростовскую, Астраханскую и Свердловскую области России.
В ходе встреч стороны обсуждали вопросы развития взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной сферах, процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта, тематику региональной стабильности и развития, сотрудничества в энергетической сфере и иные разноплановые вопросы.
В ходе состоявшегося в Москве восьмого заседания межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству стороны, в частности, обсуждены пути нормального функционирования железнодорожно-паромной переправы Какваз-Поти, а также возможности организации транспортно-паромной переправы Новороссийск-Поти. Армения, подчеркивая жизненно важное значение этого проекта для страны, ожидает, что в ближайшем будущем он будет реализован во всем потенциале и объеме, а работы на КПП Верхний Ларс завершатся в возможно сжатые сроки.
Россия продолжает оставаться одним из крупнейших торгово-экономических партнеров Армении. В течение января-ноября 2006 г. объем двустороннего товарооборота составил $376,9 млн. (2005 г. - $300 млн.). Одна из крупнейших программ двустороннего экономического сотрудничества - модернизация завода "АрменАл" была завершена в 2006 году.
В январе в ходе официального визита в Армению заместителя председателя правительства России, министра обороны
В 2006 г. внешнеполитические ведомства Армении и России провели ряд консультаций, в повестке которых были вопросы, связанные с двусторонним сотрудничеством, а также со взаимосотрудничеством в рамках международных организаций.
В ноябре с официальным визитом в России находился председатель НС Армении
В течение 2006 года ощутимо активизировались также прямые связи между областями Армении и субъектами Российской Федерации. Состоялся ряд взаимных визитов.
Текущий год стимулировал развитие двустороннего сотрудничества в сферах науки и техники, образования, культуры и спорта. В столице России, а также в субъектах РФ прошло около 350 культурных мероприятий. С целью обеспечения продолжения отношений в этой сфере, в декабре в Санкт-Петербурге между министерством культуры и по делам молодежи Армении и Федеральным агентством по культуре и кинематографии РФ была подписана Программа сотрудничества на 2007-2009 гг.
Продолжает развиваться и сотрудничество в сфере образования. В 2006 году гражданам Армении было выделено около 100 мест в вузах России для бесплатного обучения. Развитию сотрудничества в этой области способствует и деятельность Армяно-Российского (Славянского) университета. Развиваются и межвузовские связи с Дипломатической академией при МИД РФ.
Армянская община России вносит ощутимый вклад в дело углубления армяно-российских отношений.
2006 г. был омрачен рядом убийств армян в России на этнической почве. В ходе армяно-российских встреч на высшем уровне армянская сторона многократно подчеркивала необходимость исключения подобных проявлений национальной нетерпимости. С целью обсуждения вопроса насилия в отношении армян в России, в июне в Москве состоялись межмидовские консультации с участием заместителя главы МИД Армении
В отчетном году Армения продолжала поддерживать активное сотрудничество с США в политической, торгово-экономической, военной и других сферах.
Армению посетили заместитель Госсекретаря США
В ходе визита в марте 2006 года министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна в США состоялись встречи с Госсекретарем
Прямое содействие США Армении составило $76 млн., а Нагорному Карабаху - $3 млн. США придерживались принципа паритета в вопросе военного содействия Армении и Азербайджану и в этом году, выделив каждой стране по $3,5 млн.
Важнейшим событием прошедшего года явилось подписание в Вашингтоне с корпорацией "Вызовы тысячелетия" соглашения, согласно которому Армении будет предоставлено $236 млн. на реализацию программ содействия экономическому развитию, а также программ, направленных на сокращение бедности. Реализация программы рассчитана на 5 лет. В декабре правительство США передало правительству Армении первый транш в размере $1,4 млн. Программа направлена на реконструкцию и строительство дорог и ирригационной системы в сельских местностях Армении, а также на оказание содействия развитию агробизнеса.
В мае 2006 г. в Ереване состоялась встреча армяно-американской рабочей группы по экономическим вопросам. Обсуждались вопросы антикоррупционной стратегии, судебной системы, интеллектуальной собственности, проблема финансирования терроризма, таможенных и приграничных задач, а также вопросы энергетики и инфраструктуры и др.
В июле 2006 года Палатой представителей США была принята резолюция № 5068, согласно которой Банку "Экспорт-Импорт" было запрещено предоставление финансового содействия для строительства железной дороги Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - Тбилиси - Баку в обход Армении.
Развиваются также торгово-экономические отношения Армения-США. Как и в предыдущие годы, в наименованиях продуктов, экспортируемых из Армении в США, превалирует готовая несырьевая продукция. В аспекте максимальной координации армяно-американских торгово-экономических отношений подчеркивается важность соглашения об избежании двойного налогообложения, а также расширения списка импортируемых товаров в Армению в рамках общей системы льгот. В течение года поддерживалось политика по совмещению процесса проведения семинаров и учебных программ, организованных США в целях переподготовки сотрудников органов безопасности Армении.
Евроинтеграция
Интеграция в европейские структуры, углубления отношений с ЕС остается для Армении приоритетным вопросом во внешней политике. Сотрудничество с европейскими структурами способствует процессу укрепления демократии в Армении, верховенства закона, снижения бедности, а также установления современных экономических, политических и правовых систем.
Евросоюз
Основным документом, регулирующим отношения Армения-ЕС, является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (
Политический диалог поддерживается также посредством взаимных визитов на высшем уровне. В рамках регионального визита, 17 февраля Армению посетила Комиссар ЕС по внешним связям и по вопросам европейской политики соседства
20 апреля Ереван посетила делегация "евротройки", возглавляемая генеральным секретарем министерства иностранных дел Австрии
Особую роль в углублении диалога Армения-ЕС играет спецпредставитель ЕС на Южном Кавказе. В 2006 г. на этот пост был назначен шведский дипломат
В ходе двусторонних контактов в различных форматах, ЕС отмечает важность мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Спецпредставитель ЕС Питер Семнеби многократно заявлял о своей готовности содействовать мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта в рамках МГ ОБСЕ. ЕС выразил готовность участвовать в процессе постконфликтной реабилитации, вплоть до размещения миротворцев. В ходе последнего визита в Армению Спецпредставитель ЕС Питер Семнеби заявил о своей готовности содействовать углублению непосредственных связей ЕС с Нагорным Карабахом.
2006 г. ознаменовался установлением качественно новых отношений с ЕС. 14 ноября на 7 заседании Армения-ЕС - после трех этапов переговорного процесса, имевших место в 2005-2006 гг.- была утверждена и вступила в силу Программа действий Армения-ЕС "Европейской политики соседства". Этим документом Армении предлагается интенсификация политических, экономических, культурных отношений с ЕС, в области безопасности, а также регионального и приграничного сотрудничества, ответственности в деле предотвращения и урегулирования конфликтов. Программа действий предоставляет беспрецедентную возможность продолжить реформы при содействии европейской стороны, установить более тесные отношения с ЕС, вплоть до постепенной интеграции во внутренний рынок ЕС. В ряде различных сфер сотрудничества присутствует возможность заключения соглашений о свободной торговле, создания в Армении пресс-центра ЕС и т.д. В вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта особо отмечен принцип права нации на самоопределение.
В отношениях Армения - ЕС особо отмечается важность таких межгосударственных программ регионального сотрудничества, как TRACECA, INOGATE, Региональный Центр Охраны природы. На сегодняшний день, ЕС оказывает содействие Армении посредством проекта ТАСИС, Программ продовольственного обеспечения и ядерной безопасности. В 2007 г. ТАСИС заменит новая программа содействия - "Программа европейского соседства и партнерства". В Армении действуют также программы технического содействия, а именно Twining, TAIEX, а также программы Заграничного сотрудничества. Предусматривается, что в 2007 г. полномочия Банка Европейских инвестиций распространятся также на Армению.
В отношениях Армения-ЕС важное значение имеет сотрудничество в сферах энергетики и транспорта. Обсуждаются различные вопросы в этих областях. Продолжается работа двусторонней рабочей группы по вопросу Мецаморской АЭС. Вопрос возможного закрытия ААЭС остается в повестке переговоров Армения- ЕС. Обсуждаются также возможности интеграции Армении в трансевропейские транспортные коридоры. Европейская сторона уверяет, что ЕС не будет оказывать ни политического, ни финансового содействия программам, которые огибают Армению, в частности, строительству железной дороги Карс-Ахалкалаки.
Доклад Европарламента о Турции призывает Анкару открыть границы с Арменией, а в принятой Резолюции осуждается блокада Армении.
16 февраля, в ходе заседания Европарламента в полном составе была принята Резолюция "О культурных памятниках в Азербайджане", которая осуждает уничтожение хачкаров в Джульфе. Важной частью отношений ЕС-Армения является и двусторонняя торговля. ЕС является крупнейшим торговым партнером Армении. За период январь-сентябрь 2006 г. торговый оборот между Арменией и ЕС составил более чем $766 млн., что в сравнении с предыдущим годом больше на 12%. Совет Европы
Армения за 5-ый год членства в СЕ внесла ощутимый вклад в работу организации - как своими инициативами относительно стоящих перед организацией приоритетов, так и в плане проведения в Армении ряда важных мероприятий СЕ. В частности, 12-13 октября в Ереване была проведена 27-ая сессия министров юстиции стран-членов Совета Европы на тему "Роль, права и помощь пострадавшим". Это первая в Армении конференция СЕ на уровне министров. В связи с конференцией Армению посетил Комиссар СЕ по правам человека
В 2006 г. важными событиями явились проведение 16 октября сессии мониторинговой комиссии
В связи с 5-летием членства Армении в СЕ в мае 2006 г. в Ереване прошла конференция, в ходе которой были обсуждены достижения Армении в области демократии и защиты прав человека, а также текущие задачи. 18-19 мая глава МИД Армении принял участие в 116-й сессии Комитета министров Совета Европы в Страсбурге.
В 2006 г. важное место в сфере сотрудничества с СЕ по-прежнему занимали работы, связанные с выполнением Арменией взятых на себя обязательств. С 2006 г. начался процесс внесения изменений в законы и принятие новых законов в рамках проводимых в республике конституционных реформ. Была сформулирована и представлена в СЕ "Рабочая программа" по законотворческой деятельности, состоящая из 51 пункта. Большая часть предусмотренных работ прямо или косвенно вытекают из обязательств Армении. В этом году часть законодательных изменений уже осуществлена. В их числе, в частности, важно отметить изменения в законах о
СЕ продолжает следить за процессом выполнения обязательств посредством двух своих мониторинговых механизмов - группы "Аго" и мониторинговой комиссии ПАСЕ. После визита в Армению 9-10 января группа "Аго" представила очередной доклад Комитету министров Совета Европы. Содокладчики мониторинговой комиссии ПАСЕ посетили Армению в сентябре, и соответствующий доклад будет представлен Ассамблее в январе 2007 года.
В связи с сотрудничеством с Советом Европы и выполнением Арменией обязательств важно отметить также утверждение в марте 2006 г. Программы деятельности Армения-СЕ на 2006-2007 гг., которая, дополняя Программы действий Европейского Союза и НАТО, предоставляет возможность в течение ближайших двух лет осуществлять в Армении скоординированную работу в направлении защиты прав человека и укрепления правового государства, реформирования социальной сферы и др.
В контактах Армении с Советом Европы важно напомнить также работу по защите памятников армянской культуры в Нахичевани. Делегация подкомиссии Парламентской Ассамблеи по вопросам культурного наследия несколько раз откладывала запланированный визит в Старую Джульфу из-за того, что власти Азербайджана под разным предлогом не давали разрешения на визит. Генеральный секретарь СЕ выразил готовность направить в Джульфу миссию по сбору фактов с целью оценить состояние памятников культуры, однако, вместе с тем, провел неприемлемые для Армении параллели между организованным азербайджанскими властями в мирное время уничтожением памятников культуры в Нахичевани и памятниками, пострадавшими в ходе боевых действий в Нагорном Карабахе и прилегающих районах.
6 декабря глава МИД Армении с рабочим визитом находился в Страсбурге и принял участие в открытии выставки, посвященной армянским памятникам в Нахичевани и хачкарам (крест-камни). В ходе визита министр также встретился с Генеральным секретарем Совета Европы
Европейские страны
В осуществляемой в европейском направлении политике Армения в большей степени придает важность развитию и углублению разноплановых двусторонних взаимоотношений с европейскими странами.
2006 год был исключительным для развития, как политического, так и экономического, культурного сотрудничества в сфере армяно-французских отношений, равно как и укрепления тесного диалога между высшим руководством двух стран.
29 сентября - 1 октября состоялся государственный визит в Армению президента Франции
Визит президента Франции имеет исключительное значение, как для дальнейшего развития двусторонних отношений, так и с точки зрения углубления взаимоотношений ЕС-Армения, повышения международного авторитета Армении в целом. Это не только визит главы Франции, но и первый визит в Армению руководителя страны члена СБ ООН и Большой восьмерки (за исключением России). Визит не носил регионального характера. Это свидетельство дружественных отношений между нашими двумя народами, оценки со стороны французских властей хорошо интегрированной армянской общины, а также высокого уровня сотрудничества между двумя государствами и тесного диалога, установленного между высшим руководством.
Жак Ширак единственный руководитель страны-члена ЕС, который публично заявил о необходимости признания Геноцида армян Турцией для вступления в Евросоюз. Эта позиция была вновь подтверждена в Ереване, на совместной с президентом Армении пресс-конференции.
Президента Франции сопровождала делегация из 400 человек, в состав которой входили министры иностранных дел
30 сентября при участии президентов двух стран в Ереване состоялась торжественная церемония открытия площади Франции, вечером на площади Республики состоялся концерт "
Организация Года Армении во Франции свидетельствует о высоком уровне политического диалога и обозначает новые перспективы развития дипломатических и политических взаимоотношений. Они устремлены на придание нового импульса двустороннему армяно-французскому сотрудничеству во всех сферах, стимулированию двустороннего политического диалога как на уровне центральных властей, так и органов местного самоуправления, в рамках децентрализованного сотрудничества.
12 сентября с рабочим визитом во Францию отбыл министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. В рамках визита он встретился с министром иностранных дел Франции
12 октября Национальное Собрание Франции приняло в первом чтении Проект закона об установлении уголовного наказания в отношении лиц, отрицающих Геноцид армян.
16-19 октября состоялся трехдневный рабочий визит в Париж премьер-министра Армении, главы госкомиссии по координации подготовительных работ Года Армении во Франции
В 2006 году укрепилось французское экономическое присутствие в Армении. Кроме традиционной сферы пищевой промышленности, присутствие французских компаний особенно значимо в водном хозяйстве, имеющем стратегическое значение для Армении. С 1 июня 2006 года основанное французской компанией Веолиа-Дженерал дес О ( Veoloa - General des Eaux) ЗАО "Ереван джур" будет обслуживать водные хозяйства Еревана и прилегающих 30 населенных пунктов сроком на 10 лет. Французская компания в течение 5 лет будет реализовывать также кредитную программу
Успешную деятельность в сфере телекоммуникаций осуществляет компания АЛКАТЕЛ. Ведутся переговоры для появления на армянском рынке ведущей фармацевтической компании Санофи-Авентис. 21 ноября в Торгово-промышленной палате Парижа состоялся армяно-французский бизнес форум, на котором принимали участие армянская делегация во главе с министром торговли и экономического развития
23 ноября во Всемирном Торговом центре Марселя состоялся еще один бизнес форум с участием порядка шести десятка компаний и предприятий юга Франции.
В феврале президент Армении совершил рабочий визит во Францию, где встретился с президентом Шираком, а также с главами ряда крупных французских компаний. В дни визита в Рамбуйе состоялась встреча
В течение года Францию посетили также председатель Национального Собрания, Католикос Всех Армян, министры финансов и экономики, сельского хозяйства, труда и по социальным вопросам.
С точки зрения политического диалога с Объединенным Королевством (ОК) Великобритании и Северной Ирландии 2006 год можно охарактеризовать как активный и разноплановый.
18 января министр иностранных дел Вардан Осканян встретился в Лондоне с министром по делам Европы Объединенного Королевства
6-10 ноября в Ереване впервые на постсоветском пространстве была проведена конференция организации "Уилтон Парк" по теме "Южный Кавказ: Восприятие региона и вызовы". Мероприятие было организовано МИД Армении совместно с учреждением "Уилтон Парк" при содействии Форин офиса ОК.
В марте 2006 года состоялся визит министра иностранных дел Вардана Осканяна в Германию. 8-12 октября в Ереване прошел армяно-германский бизнес-форум. Ереван посетили делегации представителей 22 крупнейших организаций. В конце сентября состоялся визит в Германию министра образования Армении
15-17 ноября состоялся визит в ФРГ президента Армении
С германской стороной ведутся переговоры для открытия в Ереване филиала банка
2 марта состоялся визит министра иностранных дел Вардана Осканяна в Австрию. 7-9 декабря Армению посетила австрийская экономическая делегация.
Отношения Армении со
В 2006 году активными были также отношения между Арменией и Норвегией. 11-13 мая с рабочим визитом в Армении находилась делегация, возглавляемая заместителем министра иностранных дел Норвегии. В июле в Осло парафировано соглашение "О реадмиссии граждан собственной страны и третьих стран".
В естественном русле развивались армяно-финские отношения. 16 октября в МИД Армении министр В.Осканян и посол Финляндии в Армении Тери Хакала подписали соглашение "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество между правительствами Армении и Финляндии ".
24-25 января 2006 г. Армению посетил действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии
13-14 июня с официальным визитом Бельгию посетил министр обороны Армении
2 марта в Гааге состоялся бзнес-форум, посвященный Армении и организованный агентством по международным программам министерства экономических вопросов (EVD) и федерацией армянской организации Нидерландов. 27-29 апреля с рабочим визитом в Армении находилась делегация министерства иностранных дел Нидерландов, которую приняли министр финансов и экономики
17-18 июня Армению посетила делегация, возглавляемая вице-премьером, министром финансов Нидерландов Геритом Залми для участия в собрании государств-членов "Голландской группы" Всемирного Банка. В 2006 Армения была включена в список стран, которые уполномочены сотрудничать с Нидерландами - с Центром по стимулированию импорта из развивающихся стран. (CBI)
11-13 июня с официальным визитом в Армении находилась швейцарская делегация во главе с членом федерального совета Швейцарии, министром иностранных дел Мишелем Кальми-Рейем. 12-13 июня, армянская делегация, возглавляемая министром торговли и экономического развития
В рамках регионального визита 17-18 октября в Армении находился заместитель министра иностранных дел Италии Фамиано Кручанелли. В сентябре 2006 г. при содействии Посольства Армении в Италии в Римском Университете Торвегато открылась кафедра арменоведения. В ноябре Италию посетил спикер парламента Армении
В 2006 г. власти Испании приняли политическое решение об открытии в Армении Посольства Испании.
В 2006 г. установились дипломатические отношения между Арменией и Сан Марино.
В отчетном году двусторонние отношения с Польшей носили регулярный, продолжающийся характер. 3-6 октября в Варшаве находились представители ВС Армении, с целью участия в форуме содействия коалиционным многонациональным силам в Ираке.
5-7 ноября с официальным визитом Армению посетил маршал Сената Польши
В двусторонних отношениях с Чехией наметился определенный прогресс. 28-31 марта в Праге находилась делегация во главе с заместителем министра торговли и экономического развития Армении
1-4 апреля Прагу посетил заместитель министра иностранных дел Армении
Политический диалог с Литвой находится на высоком уровне. В течение 2006 г. имели место многочисленные визиты на разном уровне, из коих особенно важен состоявшийся 25-26 апреля официальный визит в Армению президента Литвы
С 31 января по 2 февраля прошедшего года в Ереване находилась делегация МИД Литвы с целью проведения политических консультаций. 7-8 февраля на встрече директоров по политической линии МИД стран Центральной и Восточной Европы и Южного Кавказа в Вильнюсе, по приглашению МИД Литвы принимал участие заместитель министра иностранных дел Армении
4-5 мая по инициативе президента Литвы в Вильнюсе проходил саммит руководителей стран Прибалтики и Черноморского региона, в котором принял участие и министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. 14-16 июня состоялся официальный визит министра обороны Армении Сержа Саркисяна в Литву. 22 июня в Сейме Литвы была сформирована группа по межпарламентским отношениям с Арменией, которую возглавил председатель комиссии по национальной безопасности и обороне Литвы
15 мая Кястутис Станкевичус назначен посланником-министром посольства Литвы в России и Армении (резиденция в Ереване).
В отношениях с Латвией не зафиксировано особого прогресса. Определенные шаги предприняты с целью укрепления и развития межведомственных связей. 25-29 апреля в Риге находился Генпрокурор Армении
В 2006 году армяно-греческие традиционно дружественные отношения продолжали динамично развиваться. 29-30 марта в Ереване состоялось четвертое заседание межправительственной комиссии по экономическому, промышленному, техническому и научному сотрудничеству. В начале ноября вице-спикер парламента Армении
2-5 октября в Греции с рабочим визитом находился министр обороны Армении Серж Саркисян. В ходе встречи с министром национальной обороны Греции Эвангелосом Меймаркисом обсуждались нынешний этап и перспективы развития армяно-греческого двустороннего военного сотрудничества, достигнут ряд договоренностей по расширению сотрудничества в сферах военного образования и миротворческой деятельности.
6-9 декабря министр сельского хозяйства, сопредседатель армяно-греческой межправительственной комиссии
В первом полугодии 2007 года ожидается визит президента Греции
В 2006 году армяно-кипрские отношения развивались в естественном русле. Для дальнейшего развитии дружеских отношений большое значение имел состоявшийся 22-25 ноября государственный визит в Республику Кипр президента Армении Роберта Кочаряна. В рамках визита состоялись встречи с президентом Кипра
В аспекте развития армяно-румынских отношений важным событием стал официальный визит в Армению 4-5 октября президента Румынии
5 июня президент Армении Роберт Кочарян в Бухаресте принял участие в работе саммита "Диалог и Партнерство Черноморского Форума".
В 2006 году армяно-болгарские отношения носили активный и продуктивный характер. 12-14 февраля в Армении с официальным визитом находился председатель Народного собрания Болгарии Георги Пирински. 19-22 июня с официальным визитом в Болгарии находился министр здравоохранения Армении
11-13 сентября Болгарию с официальным визитом посетил министр обороны Армении Серж Саркисян. В рамках визита обсуждались вопросы подготовки военных кадров, миротворческой деятельности, оборонного законодательства, реформирования вооруженных сил и другие вопросы сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес. Министры обороны подписали совместную декларацию.
26-29 сентября в Болгарии находился министр градостроительства Армении
27-28 августа 2006 года министр иностранных дел Армении Вардан Осканян принял участие в работе международного форума "Каспийская перспектива-2008" в городе Блед Словении.
Страны-участницы СНГ
Сотрудничество в рамках СНГ является одним из важных направлений внешней политики Армении. В связи в 15-летием создания СНГ в странах-участницах в 2006 году были проведены многочисленные мероприятия, в которых Армения приняла активное участие. В Армении также состоялся ряд мероприятий. В Цахкадзоре была проведена научная конференция на тему "СНГ как новая структура сотрудничества государств: перспективы и достижения".
В мае встретились главы правительств стран-участниц СНГ, в октябре - министры иностранных дел. В ноябре состоялись заседания Советов глав государств, глав правительств и министров иностранных дел стран-участниц СНГ. В 2006 году Армения подписалась под 17 документами, принятыми главами государств и всеми документами, принятыми главами правительств государств Содружества.
В 2006 году достигнуто соглашение о создании Совета гуманитарного сотрудничества и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества. В связи с этим процессом Армения выполнила все внутригосударственные договоренности. В декабре в Ереване состоялось совещание по вопросам гуманитарного сотрудничества специальных представителей глав государств СНГ.
В прошлом году были предприняты дополнительные шаги, направленные на усовершенствование деятельности органов СНГ. Совету МИД СНГ поручено создать межгосударственную рабочую группу, которая до 1 июня 2007 года на основе доклада "Группы мудрецов" должна подготовить проект концепции дальнейшего развития СНГ. Представители Армении в качестве международных наблюдателей приняли активное участие в работах наблюдательских миссий СНГ в ходе электоральных процессов в государствах Содружества.
Продолжаются интеграционные процессы с целью создания свободной торговой зоны.
В торгово-экономической сфере между Арменией и Украиной был зафиксирован рост объемов товарооборота, который составил 141%. Среди стран СНГ Украина после России является самым крупным торговым партнером Армении. 18-20 июня состоялся официальный визит министра иностранных дел Вардана Осканяна на Украину. Были обсуждены вопросы сотрудничества в энергетической, транспортной сферах, а также взаимодействия в рамках международных организаций. Была достигнута договоренность, относительно проведения консультаций и Недель культуры в 2007 году.
Между Арменией и Белоруссией состоялись взаимные визиты на разных уровнях, достигнуты новые договоренности о сотрудничестве. В октябре состоялся официальный визит премьер-министра Белоруссии
В связи с политическими процессами в Киргизии в 2006 году в двусторонних отношениях между Арменией и Киргизией не было зафиксировано подвижек. Новые власти высказали желание иметь тесные политические и экономические связи с Арменией.
Туркмения традиционно являлась одним из главных торгово-экономических партнеров Армении в регионе. Армения представила предложение о начале сотрудничества в сфере газового комплекса, которое предполагается обсудить в ходе заседания армяно-туркменской межправительственной экономической комиссии. В 2006 году состоялся визит замминистра иностранных дел Армении Гегама Гарибджаняна в Туркмению, в ходе которого состоялось открытие нового здания посольства Армении.
В траурной церемонии похорон президента Туркмении
В 2006 году некоторый сдвиг был зафиксирован в армяно-таджикских отношениях. Между сторонами развернулось активное взаимодействие по расширению договорно-правового поля. В марте премьер-министр Андраник Маргарян принял участие в очередной встрече глав правительств стран СНГ, которая прошла в Душанбе. Члены
Азия, Океания, Африка
За отчетный год продолжилось взаимовыгодное сотрудничество со странами азиатского региона.
Индию посетил спикер парламента Армении. В ходе визита стороны договорились об углублении межпарламентского сотрудничества, обсуждались вопросы взаимопомощи на международном уровне. С Индией достигнут ряд договоренностей в сферах информационных технологий, воздушных перевозок и т.д. В Армению доставлена предоставленная безвозмездно правительством Индии сельскохозяйственная техника. Несколько групп предпринимателей Индии посетили Армению. В ходе визита предприниматели достигли ряда деловых договоренностей с армянскими компаниями.
С целью проведения консультаций с Китаем состоялся визит делегации возглавляемой замминистром иностранных дел Армении Арменом Байбурдяном в КНР. В ходе консультаций стороны подробно обсудили вопросы укрепления взаимодействия на разных международных уровнях и ряд пунктов, касающийся региональных интересов двух стран. Достигнута договоренность о придании нового импульса культурно-образовательному сотрудничеству. В частности, была подчеркнута важность проведения в 2007 году мероприятий посвященных 15-летию установления армяно-китайских дипломатических отношений, включая проведение Дней культуры Армении в Китае и Дней культуры Китая в Армении. Совместно с министерством образования Китая началась программа, направленная на расширение обучения китайского языка в Армении. Продолжается удачное сотрудничество между министерствами обороны Армении и Китая.
Совместно с правительством Южной Кореи и агентством KOICA осуществлена программа технического содействия органам управления Армении.
За отчетный период армяно-японское двустороннее сотрудничество, в основном, проходило в рамках предоставляемой официальной помощи (ODA) Армении. Стране предоставлен очередной грант, направленный на оказание содействия сельскому хозяйству, а также 4 малых гранта для преодоления экономических трудностей в разных областях страны. При участии японских специалистов в ноябре в четырех областях Армении началась исследовательская программа, направленная на улучшение системы водоснабжения.
Согласно совместной программе действий, подписанной правительствами Армении и Таиланда, в Таиланде создано представительство торгово-промышленной палаты Армении. В рамках вышеуказанной программы, в декабре Таиланд посетила делегация министерства сельского хозяйства Армении. На данный момент разрабатывается соглашение о сотрудничестве в разных сферах.
В октябре состоялся визит делегации МИД Индонезии в Армению, в ходе которого была подтверждена готовность взаимовыгодного армяно-индонезийского сотрудничества в рамках международных организациях, обсужден проект соглашения о поощрении инвестиций и их взаимозащите, достигнуты договоренности о начале работ по разработке программы действий между правительствами Армении и Индонезии.
Продолжены работы по налаживанию дипломатических отношений со странами африканского континента. За отчетный период налажены дипломатические отношения с Республикой Сейшельских островов, Намибией. В одной из экономически сильных стран Африки - Южно-Африканской Республике, был назначен Чрезвычайный и Полномочный посол Армении (резиденция Каир).
Канада и Южная Америка
В 2006 году в армяно-канадских отношениях во всех направлениях был зафиксирован значимый прогресс. В ходе рабочего визита в Канаду в октябре замминистра иностранных дел Армении встретился с главой МИД Канады Питером МакКейем, с членами группы парламентской дружбы Армения-Канада. С точки зрения межпарламентского сотрудничества придается важность задействованию группы парламентской дружбы Армения-Канада, имеющей в июне 40 членов.
Продолжилось сотрудничество с канадским агентством международного развития (CIDA), которое на данном этапе осуществляет в Армении восемь программ, в частности в сфере информационных технологий (ИТ) и здравоохранения. В апреле в рамках развития промышленности ИТ Армении в Канаде был подписан первый договор между канадской компанией "LARS Computer Systems Inc." и армянской New Age Trust Corporation. Активным было сотрудничество с канадским бюро международного образования (CBIE), которое сотрудничает с академией общественного управления Армении, а в октябре с ознакомительным визитов в Канаде находилась делегация представителей Академии и экономического университета.
Армяно-канадское деловое сотрудничество в основном развивалось в сферах строительства, энергетики, златоделия, высоких технологий, легкой промышленности. В апреле в Монреале создан комитет дружбы Монреаль-Ереван, деятельность которого направлена на стимулирование дальнейшего сотрудничества городов-побратимов.
В апреле премьер-министр Канады
Со странами Южной Америки Армения продолжила плодотворный диалог и сотрудничество. За отчетный период в Ереване открылось посольство Бразилии, послом был назначен Ренате Стилле. Тем самым Бразилия - единственная страна Латинской Америки, которая открыла свое дипломатическое представительство в регионе Южного Кавказа. В 2007 году планируется открытие посольства Армении в Бразилии. В марте состоялся визит в Бразилию армянской делегации, возглавляемой министром территориального управления Армении
По инициативе министерства культуры Армении и секретариата культуры штата Сан-Пауло в Центре искусств Сан-Пауло прошла неделя армянских фильмов, посвященных 15-летию Независимости Армении. В ноябре в Рио-де-Жанейро для участия в конференции "Международная сеть культурной политики" находилась министр культуры и по вопросам молодежи Армении Асмик Погосян.
С целью использование потенциала армяно-аргентинской торговой палаты в вопросе развития торгово-экономических отношений, между двумя странами состоялись консультации, в ходе которых были достигнуты деловые договоренности. На сегодняшний день обсуждается вопрос возможности проведения в 2007 году в Буэнос-Айресе армяно-аргентинского бизнес-форума. Правительство Аргентины подтвердило свое намерение открыть посольство в Армении.
В ноябре в Армении находился посол Кубы Хорзе Марти Мартинес, который встретился со спикером парламента Армении, с главой МИД, а также с председателем государственного комитета физической культуры и спорта. В сентябре Армению посетил спецпредставитель президента Боливарской Республики Венесуэла Мануэл Монкадо, который вручил министру иностранных дел Вардану Осканяну послание президента Венесуэлы президенту Армении.
Арабские страны
В течение 2006 года целью сотрудничества со странами Ближнего Востока было сохранение и углубление существующего уровня политического диалога, обеспечение взаимной поддержки в международных организациях, а также стимулирование торгово-экономического и научно-культурного сотрудничества.
В течение года армяно-египетские отношения сохранили высокий политический и научно-культурный уровень. С целью проведения политических консультаций Армению посетили замминистра иностранных дел Египта и Генеральный секретарь фонда технического сотрудничества со странами СНГ. В прошедшей в феврале в Каире 10-ой международной выставке ИТ впервые приняли участие армянские компании. В связи с 1600-летием создания армянской письменности в библиотеке Каира прошла выставка армянских средневековых рукописей, хранящихся в Матенадаране.
С целью развития отношений с Тунисом, Алжиром и Марокко на повестке дня визит министра иностранных дел Армении в эти страны. Проводятся работы по созданию соответствующего правового поля для торгово-экономических отношений с Марокко.
Велись последовательные работы по углублению отношений с Объединенными Арабскими Эмиратами, Катаром, Кувейтом, Бахрейном, Оманом.
В практический этап вступил процесс финансирования фондом развития Абу Даби (ОАЭ) туннеля "Арпа-Севан", стартовали переговоры относительно финансирования эмирством Шаржи реконструкции церковного комплекса Агартсин и проведения системы водоснабжения. В течение года на рынок Армении вступил национальный авиаперевозчик эмирства Шаржи Air Arabia. Делегация, возглавляемая замминистром иностранных дел Гегамом Гарибджаняном, приняла участие в двух международных конференциях, прошедших в Дубайе.
С Ливаном сохранились традиционно теплые отношения, несмотря на наличие политической напряженности в регионе. Процесс сотрудничества замедлился из-за вспыхнувшей войны в этой стране. Решением правительства Армении Ливану была оказана гуманитарная помощь. В Бейрут было доставлено порядка 7,5 тонн медикаментов и медицинское оборудование на сумму 27 млн. драмов. В дни военных действий из Ливана и Израиля рейсами "Армавиа" в Армению было эвакуировано 850 человек.
С Сирией отношения развивались в естественном русле. Глава МИД Армении совершил официальный визит в Дамаск. По приглашению Католикоса Всех армян
Армения вовлечена в работы по восстановлению Ирака. Согласно принятому решению парламента батальон миротворцев ВС Армении, состоящий из саперов, водителей, врачей продолжит свою миссию в Ираке и в 2007 году. Багдад посетил министр обороны Армении.
Международные организации
Организация Объединенных Наций
В отчетном году первичными задачами ООН были реформа органов организации, расширения Совбеза, международная борьба с терроризмом, вопросы безопасности и прав человека. Министр иностранных дел Армении принял участие в работах 61-го заседания генеральной Ассамблее ООН под девизом "Осуществление всеобщего партнерства, направленного на развитие".
Особым прогрессом явилось создание Миротворческой комиссии, что увеличивает ответственность ООН в деле содействия восстановлению стран и обществ в поствоенный период.
В ходе 98 заседания 60 сессии Генассамблеи ООН под пунктом "ситуация на оккупированных территориях Азербайджана" обсуждалась представленная Азербайджаном резолюция, которая принялась консенсусом. Армения дала свое согласие по вопросам содержания и формулировок в конечном варианте резолюции.
В августе 2006 г. представители стран ГУАМ предложили Генсекретарю ООН включить в повестку 61 сессии пункт о "Продолжающихся конфликтах на территории ГУАМ и их воздействие на мир, международную безопасность и развитие". Обсуждение вопроса предполагается в первом квартале 2007 г.
Армения имела активное участие в работах новосозданной структуры Совета прав человека (СПЧ). Целью СПЧ является углубление и защита прав человека, своевременный и быстрый отклик на факты попирания прав человека, эффективная координация вопроса прав человека в системе ООН и другие. Совет состоит из 47 стран-членов, в которые входят также избранные в 2006 году Россия, Польша, Чехия и Азербайджан.
В рамках 61 сессии Генассамблеи состоялся диалог на тему Международная миграция и вопросы развития, в котором принимала участие Армения в лице главы управления миграции
В 2006 г. Армения продолжила сотрудничество с различными специализированными агентствами и программами ООН. В мае Армению посетил глава московского офиса, координатор восточной Европы и центральной Азии МОТ Вернер Конрад Бленк, где с представителями заинтересованных структур обсудил перспективы сотрудничества МОТ-Армения в контексте программы "Достойный труд", в мае в Женеве состоялась 95 конференция МОТ, в которой приняла участие армянская делегация.
Ощутимые работы были проведены в Армении также в рамках Комиссии по координации средств в борьбе с ВИЧ/СПИД-ом, туберкулезом и малярией.
В феврале в Женеве состоялась первая встреча стран-участниц рамочной конвенции ВОЗ по вопросам контроля за табачными изделиями. В мае в Женеве состоялась 59-я ежегодная конференция Всемирной организации здравоохранения, в которой участвовал министр здравоохранения Армении. Делегация министерства здравоохранения Армении также приняла участие в состоявшейся в сентябре в Копенгагене 56-й сессии регионального комитета европейского бюро ВОЗ, а в ноябре в Стамбуле - в европейской министерской научной конференции, посвященной проводимой ВОЗ борьбе с ожирением.
В августе в Нью-Йорке Армения приняла участие в работе 46-й сессии Комитета ООН по программам и координации (СРС).
В ноябре в Анталии Армения приняла участие в полномочной сессии Международного коммуникационного союза (проводится раз в четыре года), основная цель которой - выборы генерального секретаря Союза, его заместителей и других органов.
В комитетах и комиссиях ООН Армения сегодня представлена в следующих исполнительных органах:
Экономический и социальный совет (2004-2006 гг.);
Комиссия по населению и развитию (2004-2007 гг.);
Комиссия по правам человека (2005-2007 гг.);
Комиссия по вопросам положения женщин (2003-2007 гг.);
Комитет по планированию и координации (2006-2008 гг.);
Административный совет Всемирного почтового союза (2004-2009 гг.);
Член Комиссии по предотвращению преступности и криминального правосудия (2006-2008 гг.);
Исполнительный совет Продовольственной и сельскохозяйственной организации (2003-2006 гг.).
В течение 2006 г. продолжались работы в направлении привлечения внимания международной общественности к фактам умышленного уничтожения со стороны Азербайджана в Джульфе армянских хачкаров (крест-камней). Национальная комиссия Армении по делам ЮНЕСКО направила письма в соответствующие структуры, занимающиеся защитой культурного наследия, такие как ЮНЕСКО и ИККРОМ (Международный центр по изучению реставрации и сохранения культурной собственности). О проблеме хачкаров Джульфы делались заявления во время различных встреч и мероприятий ЮНЕСКО.
В феврале председатель Национальной комиссии, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян провел официальную встречу с Генеральным директором ЮНЕСКО
В августе Армению посетил президент Международного Комитета Красного Креста Якоб Келенбергер. В ходе встреч с президентом Армении и главой МИД обсуждались деятельность МККК в Армении, вопросы возвращения военнопленных и без вести пропавших лиц, а также вопросы реализации программ помощи в приграничных районах.
ОБСЕ
За отчетный год произошла активизация отношений Армения-ОБСЕ. ОБСЕ продолжает играть положительную роль в установлении стабильности и всеобъемлющей безопасности в регионе, в предотвращении и урегулировании конфликтов, чрезвычайном управлении, а также в утверждении прав человека и процессов демократического развития.
24-25 января Ереван с официальным визитом посетил Действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Бельгии Карел де Гухт. Действующего председателя сопровождали представители "тройки" ОБСЕ, высокопоставленные представители МИД Бельгии, личный представитель Действующего председателя ОБСЕ, посол
12-14 мая Ереван посетил Генеральный секретарь ОБСЕ
В июле по инициативе Ереванского офиса ОБСЕ в Сюникской области Армении открылся офис по реализации программ ОБСЕ.
Делегация Армении приняла участие в состоявшемся 23-24 января в Вене Экономическом форуме ОБСЕ, посвященном транспортным путям и региональному экономическому сотрудничеству. 19-21 июня состоялся визит в Армению представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Миклоша Харашти. Цель его визита - оценить текущее положение со свободой СМИ в Армении в рамках осуществляемых по итогам референдума по конституционным изменениям в Армении изменений в законодательном поле республики.
В период с 3 по 12 октября состоялся визит действующей под эгидой ОБСЕ экологической миссии с целью оценить ущерб, нанесенный пожарами на всей протяженности линии соприкосновения НКР-Азербайджан. Вместе с экспертами ОБСЕ в состав миссии были включены также и эксперты Нагорного Карабаха и Азербайджана. Организаторы провели встречу-обсуждение в МИД Армении и с официальными лицами НКР. Миссия подтвердила, что пожары являются следствием стихийного бедствия, а не результатом умышленного поджога.
4-5 декабря в Брюсселе состоялась очередная, 14-я встреча глав МИД стран-членов ОБСЕ. В результате приняты решения, касающиеся реформирования ОБСЕ, транспорта, энергетической безопасности, экологии, борьбы против дискриминации, организованной преступности, терроризма и трафикинга, а также прав человека. В ходе сессий Совета министров участники обсудили также вопросы урегулирования существующих на постсоветском пространстве "замороженных" конфликтов - Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии и Нагорного Карабаха.
Международное экономическое сотрудничество
В 2006 году Армения активно участвовала в работе Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и действующих в ее рамках органов (Черноморский банк торговли и развития, Международный центр черноморских исследований, Фонд развития проектов). Делегация Армении приняла участие в более чем 35 встречах рабочих групп ОЧЭС.
Важность стимулирования регионального сотрудничества отмечается с целью создания грузоперевозок и коммуникаций, восстановления действующей и необходимости создания новой инфраструктуры. В этой связи важны переговоры по договоренностям, имевшим место в рамках Меморандума о взаимопонимании "Координированное развитие Черноморской кольцевой дороги" (Сочи, сентябрь; Стамбул, октябрь).
Армения придает огромную важность работам, осуществляемым в рамках межправительственной комиссии TRACECA. По части правовых, институциональных и финансовых вопросов программы сотрудничества особенно важной была состоявшаяся в мае в Софии ежегодная министерская встреча Межправительственной комиссии TRACECA.
В 2006 г. продолжилось сотрудничество Армении с Комиссией ООН по экономическому и социальному сотрудничеству стран Азии и Тихоокеанского региона (UNESCAP). В апреле делегация Армении во главе с заместителем министра иностранных дел Арманом Киракосяном приняла участие в прошедшей в Индонезии 62-й сессии UNESCAP на тему "Проблемы финансирования развития инфраструктур, сокращения бедности, развития торговли и предотвращение бедствий". В июле в Ереване Комиссия по экономическому и социальному сотрудничеству стран Азии и Тихоокеанского региона организовала семинар на тему "Программы доходов и создания рабочих мест, их совместное планирование, контроль и развитие в Армении". В ноябре в Южной Корее в рамках Комиссии по экономическому и социальному сотрудничеству стран Азии и Тихоокеанского региона состоялись встреча представителей правительств по подготовке конференции министров по вопросам транспорта и сама конференция, в которой принял участие первый заместитель министра транспорта и связи Армении Грант Бегларян. В ходе министерской конференции был подписан межправительственный договор о Трансазиатских железнодорожных коммуникациях.
Создались новые перспективы сотрудничества с Экономической европейской конференцией ООН (UNECE). В частности после структурных и финансовых реформ осуществленных в Конференции, Армения в исполнительном комитете экономической европейской конференцией представлена статусом зампредседателя. Делегации ведомств Армении активно участвовали в рабочих встречах, организованных Конференцией.
В мае замминистра финансов и экономики Армении Давид Аветисян принял участие в 39 годовом заседании Азиатского банка развития (ADB), которое прошло в Индии. В ноябре Банк с министерством транспорта и связи Армении подписал договор об осуществлении кредитной программы по восстановлению сельских автодорог.
Продолжилось сотрудничество с организацией продовольствия и сельского хозяйства ООН (UN FAO) и организацией развития промышленности (UNIDO). С целью стимулирования международного сотрудничества в сфере сельского хозяйства в сентябре при содействии программы развития ООН, FAO, Всемирного банка, международного агентства развития США (USADI) в Ереване была проведена третья международная конференция "Армагрофорум". В июне в офисе ООН представитель UNIDO совместно с министерством торговли и экономического развития Армении организовали Круглый стол на тему "Инновационная деятельность в Армении: Реалии и перспектива".
От имени Армении в марте министр иностранных дел Армении подписал декларацию о присоединении к межправительственному соглашению "О транспортном международном коридоре Север-Юг". Представители Армении приняли участие во всех заседаниях интеграционного комитета
Военно-политическое сотрудничество
Организация о договоре коллективной безопасности (ОДКБ)
Армения продолжала активно участвовать в работах Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В марте состоялся очередной рабочий визит в Армению Генерального секретаря ОДКБ
НАТО
В отчетном году начался первый двухлетний этап Программы действий индивидуального партнерства с НАТО (IPAP). Комиссия IPAP, ответственная за реализацию программы, провела в течение года восемь заседаний. В мае состоялся первый визит по промежуточной оценке процесса реализации IPAP Армении. В июне, в формате 26+1 состоялось совместное заседание Североатлантический совет - Армения, на котором принимал участие министр обороны Армении. В течение года в рамках реализации IPAP, Армению посетили многочисленные делегации НАТО, в том числе, состоялось два визита специального представителя Генерального секретаря НАТО на Южном Кавказе. В Ереване открылся и уже действует Информационный центр НАТО. Сформированная НАТО международная консультативная группа содействовала разработке проекта Концепции национальной безопасности Армении. В декабре министр обороны Армении подписал в штаб-квартире НАТО Меморандум взаимопонимания об облегчении границ для жизненно необходимого гражданского транзитного транспорта, который направлен на улучшение эффективности и скорости предоставления гуманитарной помощи во время техногенных и природных катастроф. Развивается также сотрудничество в направлении обеспечения безопасности границ и борьбы с терроризмом.
ДОВСЕ
Согласно требованиям Договора об обычных вооружениях в Европе и Венского Пакта 1999 года, была синтезирована и представлена Европейскому центру конфликтов ежегодная военная информация по Армении. Страны-члены договора были информированы посредством соответствующих уведомлений также об изменениях - структурных и типов вооружения в ВС Армении. В рамках ДОВСЕ и Венского Пакта были организованы визиты по оценке группы инспекторов из примерно восьми иностранных государств и ВП в Армению.
Процесс контроля над обычными вооружениями
В июне делегация Армении участвовала в Нью-Йорке в работе Конференции ООН по вопросам предотвращения всех проявлений нелегальной продажи стрелкового оружия и легкого вооружения и обобщения зафиксированного прогресса в программе реализации действий по борьбе с ними и их устранению. В сентябре, в Женеве Армения приняла участие в статусе наблюдателя в 7-ой встрече членов-государств Оттавской Конвенции о запрещении использования, производства, хранения и передачи другой стороне противотанковых мин.
Глобальная безопасность и не конвенциональные вопросы
В отчетном году продолжалось сотрудничество с Международным агентством по атомной энергетике (
В отчетном году были выполнены обязательства Армении по Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО). Продолжалось активное сотрудничество с КЗХО в сфере защиты против оружия массового поражения и борьбы с терроризмом. В ходе 11-ой сессии Конференции государств-членов КЗХО секретариату был представлен доклад о приведении в соответствие с требованиями Конвенции о запрещении химического оружия законодательства Армении. В сфере международного взаимодействия было обеспечено участие сотрудников заинтересованных ведомств Армении в ряде международных встреч и семинаров.
В сфере контроля над экспортом в 2006 году продолжалось сотрудничество с департаментами по энергетике, обороне США и Национальным управлением по ядерной безопасности. В Армении были организованы многочисленные семинары, рабочие встречи и тренинги. В октябре делегация Армении участвовала в Алма-Ате в саммите стран Центральной Азии и Южного Кавказа, посвященном резолюции 1540.
Вопрос армянских памятников в Нахичевани
Вопрос уничтожения армянских памятников в Нахичевани в 2006 году был в центре внимания армянской дипломатии.
Работы осуществлялись по следующим основным направлениям:
осведомление международной общественности;
освещение вопроса в соответствующих международных организациях;
осуществление международных миссий с целью оценки положения памятников;
Армения уделяет данному вопросу особое внимание не только в силу того, что азербайджанская сторона умышленно уничтожает армянское культурное наследие, но и потому, что происходящее не содействует созданию обстановки взаимного доверия между двумя народами и ставит под сомнение обязательства и стремление Азербайджана к мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
Процесс международного признания Геноцида армян
В течение года в процессе международного признания Геноцида армян были зафиксированы следующие развития:
на основании решений парламентов штатов и городов от 2-го июня и 17-го августа, впредь 24-ое апреля будет отмечаться в штате и столице Буэнос-Айрес как день памяти Геноцида армян. 6-го сентября аналогичное решение было принято и в штате Кордова;
12-го октября парламент Франции принял проект закона об установлении меры наказания сроком на 1 год и штрафа в размере 45 000 Евро за отрицание Геноцида армян;
26-го октября парламент итальянской провинции Милан (парламент города Милан признал Геноцид армян еще в 1997 году) признал Геноцид армян, призвав правительство, премьер-министра, все политические партии, общественность и, особенно, молодежь Италии, сделать признание Геноцида армян Турцией предусловием для вступления этой страны в ЕС;
29-го ноября Палата представителей Аргентины приняла законопроект по Геноциду армян, согласно которому 24-ое апреля будет отмечаться как "День толерантности и уважения между нациями", а для сотрудников, должностных лиц и учеников армянской национальности этот день был объявлен нерабочим. 14-го декабря Сенат Аргентины утвердил решение палаты представителей.
Положение о необходимости признания Геноцида армян, закрепленное Европейским парламентом 28-го сентября 2005 года в "Докладе по прогрессу Турции", нашло отражение также в докладе Комиссии ЕС по внешним связям о Турции от 4-го сентября 2006 года.
Интенсификация процесса международного признания Геноцида армян вызывает серьезную озабоченность в правящих и политических кругах Турции, вынуждая их осуществлять активную антипропагандистскую деятельность против признания Геноцида внутри страны и, в особенности, за рубежом.
Противодействие международному признанию Геноцида рассматривается в Турции как один из приоритетов государственной политики. Заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Турции
К усилиям Турции, направленным против международного признания Геноцида армян, присоединился также Азербайджан. В Турции и разных странах состоялись турецко-азербайджанские совместные обсуждения, государственные и общественные структуры двух стран осуществили скоординированные мероприятия и действия. По предложению Турции, в противовес Геноциду армян Азербайджан выдвигает так называемый вопрос "Геноцида азербайджанцев в начале XX века и 90-х гг.", акцентируя в основном события 1992 года в Ходжалы.
Армения предпринимает все необходимые шаги для нейтрализации антиармянских действий и пропаганды со стороны Турции и Азербайджана.
Армения-Диаспора
В 2006 году был проведен ряд общеармянских мероприятий с целью продолжения, углубления и развития отношений и взаимодействия Армения-Диаспора. Третий форум Армения-Диаспора является важнейшим из мероприятий и кардинально отличается от предыдущих. Он состоялся в преддверии празднования 15-летия Независимости Армении и зафиксировал факт гармоничных отношений на плоскости Армения-Диаспора в течение прошедшего периода, что создает крепкую основу для дальнейшего эффективного развития. На первом пленарном заседании Конгресса по общенациональным и общеармянским вопросам выступили президенты Армении и НКР, руководители и представители светских и духовных учреждений. На третьем форуме была обсуждена включенная в повестку дня программа содействия развитию сельских общин Армении. В итоге общих обсуждений была дана оценка относительно жизненно важного значения данной программы не только для сельских общин, но и для развития Армении в целом. Форум одобрил программу, а представители армянских общин выразили готовность активно участвовать в реализации программы. Одним из важнейших вопросов повестки Форума была тема "Новые ответы на старые вопросы", в обсуждениях которого участвовали специалисты из Армении, Диаспоры и соответствующие иностранные эксперты. На форуме состоялись эффективные дискуссии по различным вопросам.
В 2006 году был организован ряд других общеармянских мероприятий. В феврале состоялся общеармянский сбор студенчества и молодежи "Базе- Зима- 2006". Совместно с министерством культуры и по делам молодежи в июне был проведен второй общеармянский фестиваль "Один народ, одна культура". Министерствами образования и культуры Армении были организованы Общеармянский образовательный второй конгресс и курсы по переквалификации учителей из диаспоры.
В июле был организован международный кинофестиваль "Золотой абрикос", на который были приглашены многочисленные представители всемирного кинематографического искусства. Кинофестиваль предоставил возможность армянским искусствоведам участвовать в других международных фестивалях. В том же месяце также был проведен совместно с Общеармянским молодежным центром-фондом четвертый молодежный общеармянский конгресс.
В сентябре состоялись второй общеармянский Экономический форум, вторая международная конференция "Армагрофорум", а также были организованы выставки товаров, производимых в Армении.
Система МИД
Намеченные госбюджетом на 2006 г. суммы на обеспечение расходов деятельности внешней политики были выделены согласно установленному графику. Сфера деятельности внешней политики в 2006 г. профинансирована на 100%. В результате деятельности министерства иностранных дел Армении в 2006 не было накоплено сверхзатрат и задолженностей.
По сравнению с 2005 г. госбюджетом на 2006 г. увеличились финансовые выплаты. Повысились зарплаты сотрудников центрального аппарата. Армения участвует в порядка 60 международных организациях. Они разнообразны, как политически и финансово, так и по отраслевому, профессиональному признаку.
Министерство разрабатывает концептуальные подходы в связи с членством Армении в ряде международных организаций. В 2006 г. были осуществлены как плановые выплаты, так и перечислена часть долга, накопившегося за прошедшие годы различным организациям, которые не были включены в список 2006 г.
Относительно консульских пошлин МИД Армении перевыполнен показатель, предусмотренный госбюджетом на 2006 г.
В качестве собственности Армении, в Софии и Вене были приобретены здания для посольств Армении.
В 2006 г. в результате внешнего конкурса 6-м победителям была присуждена степень атташе. Было заявлено 5 конкурсов на замещение вакансий гражданского служащего, в результате которых четверо пополнили ряды системы МИД. В целях повышения профессиональной квалификации 28 армянских дипломатов стали участниками 19 различных учебных программ в 11 зарубежных странах.
В 2006 году прошли стажировку 51 человек. В различных вузах прошли практику около 70 студентов. Архивом МИД пользовались около 60 студентов и научных работников.