По чью сторону российско-латвийской границы останется Пыталово? Латвия за неделю
В Латвии новый виток дискуссии по поводу договора о границе с Россией. Премьер-министр спешит подчинить себе спецслужбы страны. "Многие жители Латвии Новый год встречают по московскому времени и своим президентом считают Путина". Влиятельные рижские друзья Ксении Собчак. Новый год принёс жителям Латвии повышение тарифов.
Новый виток дискуссии по поводу договора о границе с Россией. Примерно через две недели в Латвии планируют созвать внеочередное заседание Сейма для внешнеполитических дебатов о российско-латвийском пограничном договоре, во время которых депутатов попросят дать правительству мандат на подписание договора, а после подписания его пошлют на ратификацию в парламент. Как 4 января сообщает LETA, это подтвердили несколько связанных с Сеймом Латвии и правительством должностных лиц. Напомним, как уже сообщало ИА REGNUM, договор о границе не был подписан из-за односторонней разъяснительной декларации латвийской стороны, необходимость которой официальная Рига объяснила "конституционными противоречиями", возникающими в противном случае в отношении "территории Абрене" - Пыталово Псковской области, входившего в состав Латвии до 1940 года. МИД РФ упомянутую декларацию сочло территориальными претензиями к России. В свою очередь, по информации LETA, теперь латвийская сторона в процессе ратификации пограничного договора планирует взять за основу второе приложение договора о вступлении Латвии в Европейский союз, где упоминается сухопутная граница республики с Россией, согласно которой Пыталово находится на территории РФ. "Если бы мы приняли какую-то другую границу Латвии, то возник бы юридический спор, технические ли это поправки или же всем странам ЕС нужно пересмотреть договоры с Латвией о её вступлении в ЕС", - пояснил один из источников. LETA напоминает, что на референдуме 20 сентября 2003 года 66,97% граждан Латвии (от принявших участие в голосовании или 676 700 человек, - ИА REGNUM) поддержали вступление в ЕС, включая договор о присоединении со всеми его приложениями. Казалось бы, выход найден, однако, со ссылками на референдум отнюдь не всё однозначно.
Рижская газета "Час" 6 января цитирует ту же LETA: "Итоги голосования на референдуме о вступлении страны в ЕС в 2003 году вряд ли могут трактоваться как официальный отказ Латвии от Абрене в пользу России, полагают эксперты в области правоведения. (...) Согласно Конституции Латвийской республики, за изменение границ государства должна проголосовать, по крайней мере, половина граждан, имеющих право голоса, а в ходе референдума о вступлении Латвии в ЕС для этого не хватило чуть более 14,25 тыс. голосов, заявил эксперт, пожелавший сохранить анонимность". В этом же номере "Часа" интервью с депутатом Сейма от объединения "За права человека в единой Латвии" (
Интервью с ним по этому поводу 5 января публикуют сразу две рижских газеты - "Час" и "Телеграф". "Часу" политик подчеркнул: "Существует только один вариант решения этой проблемы: нужно изменить Конституцию. Все же остальное, что сегодня предлагается, - это, извините, просто "от мертвого осла уши". (...) Слова о том, что референдум определил границы, - это просто ерунда! И надо очень не уважать избирателей, которые участвовали в этом референдуме, чтобы говорить такую ерунду! Если хотели выяснить мнение избирателей о нынешней границе, надо было вынести этот вопрос на референдум. А как иначе?" В свою очередь "Телеграфу" Юрканс заметил, что "Россия не подпишет договор со страной, которая считает ее оккупантом": "Мне очень трудно предположить, что российский МИД, правительство России и Госдума согласятся подписывать договор с государством, которое через полгода может представить им счет за оккупацию". Экс-министр также обращает внимание на следующее: "С одной стороны, есть люди (в Латвии, - ИА REGNUM), которые, возможно, и плюнули бы на все эти декларации. Но Пабрикс (министр иностранных дел от
По поводу того, что всё уже якобы решено в ходе референдума по вступлению Латвии в ЕС, газета Neatkarīgā;; (Независимая) 4 января пишет: "Почему в Сатверсме (Конституцию Латвии, - ИА REGNUM) в связи с результатами референдума о вступлении не были внесены коррекции оперативно? Тогда не было бы необходимости писать односторонние декларации, и не было бы головной боли в связи с договором о границе с Россией. (...) Почему в таком случае вообще речь о пограничном договоре между Латвией и Россией, а не между ЕС и Россией? Путь Брюссель этим занимается. (...) В связи с чем мы голосовали за вступление в ЕС? В связи со своей Сатверсме или чёрт знает с чем? Если в связи с Сатверсме, то тогда нечего пустословить, что мы одновременно голосовали за её изменение. Это отдельное дело". 5 января Neatkarīgā продолжает тему: "Единственное корректное правовое решение заключения российско-латвийского договора о границе, которое к тому же на все времена могло бы прекратить политические спекуляции на тему Абрене, на взгляд экспертов правоведения, заключается в проведении референдума об изменении ст. 3 Сатверсме. (...) Эксперты указывают, что существуют два правовых решения проведения необходимых изменений в Сатверсме. Согласно первому, Сейм может проголосовать за новую редакцию ст. 3, после чего не ранее чем через месяц и не позже чем через два месяца, как это определяет закон, передать эти поправки на референдум. По второму варианту Сейм уполномочивает правительство заключить пограничный договор без разъяснительной декларации, которая была задумана для предотвращения конституционных противоречий, после чего этот международный договор передаётся на оценку Суда Сатверсме, который скажет окончательное слово, а именно, если договор будет признан отвечающим Сатверсме, Сейм его ратифицирует без проблем. А если договор будет признан несоответствующим Сатверсме, то Сейм изменит ст. 3 Сатверсме и передаст это решение на утверждение путём референдума".
Премьер-министр спешит подчинить себе спецслужбы страны. На это 5 января обращает внимание газета Diena (День): "Во вторник (2 января, - ИА REGNUM) правительство концептуально поддержало и на будущей неделе готовится принять в порядке ст. 81 Сатверсме (предусматривающей право во время между сессиями Сейма, если этого требует "безотлагательная необходимость", издавать правила с силой закона, которые, правда, Сейму затем нужно утвердить) поправки к нескольким законам, которые значительно увеличивают влияние премьер-министра на службы безопасности и уменьшают их политическую независимость".
Как пишет Diena, поправки к законам, по крайней мере, их изначальный вариант, предварительно не были ни согласованы с учреждениями, к чьей работе они относятся, ни обсуждены экспертами и в более широком кругу. Между тем, речь идёт о ликвидации предыдущего Совета учреждений государственной безопасности, который формируют руководители Бюро по защите Сатверсме (SAB), Полиции безопасности и Службы военной разведки и безопасности, и замену его чисто политическим формированием - руководимым премьер-министром советом, в котором были бы ещё и министры финансов, обороны, внутренних дел, иностранных дел и юстиции. "Упомянутых руководителей структур безопасности и Бюро по борьбе с коррупцией и её предотвращению в этот суперсовет можно было бы приглашать (или не приглашать) на свои заседания только как советчиков без права голоса, - поясняет газета. - Зато у премьер-министра было бы право давать задания службам безопасности и руководимому им совету политиков, а также последнего слова в случаях, когда какое-то должностное лицо было бы не удовлетворено отказом SAB в присвоении допуска к секретной информации".
Как полагает Diena, изменения в законах преследуют и цель создать "крышевое" учреждение разведки и безопасности, присвоив дополнительные функции недавно созданной и находящейся под юрисдикцией премьер-министра Службе анализа информации (IAD). Если до сих пор она обрабатывала информацию, полученную другими спецслужбами, то теперь будет вправе заниматься "стратегической разведкой" и по заданию премьер-министра проверять другие учреждения государственной безопасности. "Очевидно, выношенная в узком кругу идея быстро и радикально изменить законы, чтобы фактически подчинить все государственные службы безопасности премьер-министру, выдаёт, во-первых, явную неуверенность политиков правящей коалиции в своей способности удержать власть, во-вторых, готовность использовать для её удержания спецслужбы, в-третьих, желание успеть использовать нынешнюю политическую конъюнктуру - возможность коалиционных партий договориться хотя бы о том, что всем выгодно остаться у власти, - предполагает Diena. - Преобразования чересчур широки и серьёзны, чтобы быть случайностью, а желание их ввести тайно и поспешно (например, Министерство юстиции проект поправок получило только 29 декабря после обеда) вызывает опасения, что они могут быть частью большого плана истинных руководителей этой коалиции, заключающегося в приватизации в Латвии и судебной власти".
Ещё об одном готовящемся нововведении 5 января пишет Latvijas avīze (Латвийская газета): "По инициативе руководства IAD и премьера появились широкие и достойные внимания поправки к Закону об оперативной деятельности. Они определяют, что мероприятия оперативной деятельности в отношении президента страны, депутатов Сейма, премьер-министра, членов правительства, должностных лиц учреждений государственной безопасности, а также должностных лиц, у которых есть доступ к особо секретным государственным объектам, могут проводиться лишь по согласованию с генеральным прокурором. Здесь речь не о подслушивании телефонных разговоров и других особо важных оперативных действиях, а об элементарных. Например, таких, как осмотр места происшествия, опросы и других, которые до сих пор в процессуальном порядке разрешалось проводить правоохранительным структурам".
В публикации за 6 января Latvijas avīze сообщает, что президент страны
"Многие жители Латвии Новый год встречают по московскому времени и своим президентом считают Путина". Во время празднования Нового года больше всего зрителей в Латвии - 358 600 - приникло к экранам телевизоров 31 декабря в 23 часа по местному времени, отстающего от московского на один час, когда Первый Балтийский канал (ПБК) транслировал новогоднее обращение президента России
В свою очередь Latvijas avīze в номере за 5 января поделилась с читателями таким наблюдением: "Когда 31 декабря в 23.00 (в это время в Москве зазвучали новогодние Кремлёвские куранты, - ИА REGNUM) во дворе вдруг раздались хлопки ракет и громкие крики, в первый момент мы усмехнулись, что кто-то спутал время. Однако, когда такой же фейерверк начался в соседнем и других дворах, быстро стала ясна истинная причина: "Они же встречают Новый год по московскому времени..." Позже в разговорах с друзьями и знакомыми выяснилось, что такое московское празднование происходило и во многих других местах, то есть у этого явления был массовый характер". Дополнив личные наблюдения статистикой количества телезрителей, опубликованной накануне газетой "Час", Latvijas avīze вспомнила об общественной интеграции: "Удивляет притворство интеграторов Латвии, что всё в лучшем порядке, что латышский язык больше не под угрозой и русские Латвии ни в коем случае не хотели бы видеть Латвию в составе России. Но может быть Латвия является именно такой, какой её хотят видеть нынешние интеграторы?" В этой связи газета напоминает слова, прозвучавшие накануне парламентских выборов осени прошлого года из уст тогдашнего министра общественной интеграции
Влиятельные рижские друзья Ксении Собчак. С размахом Новый 2007 год встретил один из ведущих латвийских банков - Parex banka, потратив на корпоративную предновогоднюю вечеринку 200 000 латов (9,9 млн. рублей). Подробности 4 января сообщает газета "Вести Сегодня". По информации издания, на устроенный банком новогодний бал в многофункциональном развлекательно-спортивном комплексе Arēna Rīga собралось около 3 000 человек. В числе ведущих вечеринки была "одна из самых известных девушек России"
Новый год принёс жителям Латвии повышение тарифов. Об их изменениях 1 января сообщила LETA. Так, в этот день вступили в силу новые тарифы АО