С 1 января в России начинают действовать новые Лесной и Водный кодексы, вступают в силу законы, предусматривающие новые требования по капитализации банков, новые правила в сфере строительства, увеличение размеров "детских" пособий, возвращение в российскую армию дисциплинарной ответственности в виде ареста на гауптвахте, возможность создания нового типа государственного или муниципального учреждения - автономных учреждений (АУ). С 15 января вступают в силу сразу несколько законов, регулирующих миграционные процессы, в конце месяца - закон "О персональных данных".

Согласно Лесному кодексу, все лесные участки, находящиеся на землях лесного фонда (они распределяются между лесничествами и лесопарками), принадлежат Российской Федерации, при этом формы собственности на лесные участки на землях иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Договоры аренды и безвозмездного пользования лесными участками должны быть приведены в соответствие с новым законом. Исполнительные органы власти субъектов РФ вправе выдавать новые лесорубочные и лесные билеты, но со сроком действия до 1 января 2008 г. До 1 июля 2007 года РФ должна передать в собственность регионов имущественные комплексы лесхозов.

При этом регионы получают некоторые полномочия РФ в области лесных отношений с финансированием из федерального бюджета в виде субвенций. Среди этих полномочий - разработка и утверждение лесных планов, на основании которых региональные власти планируют использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов; предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование; организация и обеспечение на землях лесного фонда использования лесов, их охраны, в том числе тушения лесных пожаров, защиты и воспроизводства лесов; осуществление государственного лесного контроля и надзора. Эти полномочия могут не передаваться регионам, плотность населения в которых превышает среднероссийскую в 15 раз. Правительство РФ должно утвердить перечень лесопарков и лесничеств, в отношении которых будет действовать данная норма.

Новый Водный кодекс предполагает, что все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных на земельных участках в частной собственности, принадлежат Российской Федерации. В общем пользовании находится береговая полоса, ширина которой составляет 20 м, за исключением береговой полосы вдоль каналов, рек и ручьев протяженностью менее 10 км - в этом случае она составляет 5 м. Стоит заметить, что поправки членов Совета Федерации в Водный кодекс, без которых сенаторы были готовы отклонить закон, Госдума приняла пока только в первом чтении. Верхняя палата парламента настаивала на том, чтобы дать право региональным властям ограничить размеры прудов и обводненных карьеров, запретить отчуждение в частную собственность тех объектов, которые используются для питьевого водоснабжения, запретить забор воды из водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

С 1 января 2007 г. по-новому будет исчисляться размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет: право на получение пособия получают на равных мать, отец, другие родственники, опекун, а также неработающие родители. Для застрахованных (работающих) оно будет составлять 40% среднего заработка, но не меньше 1500 руб. при уходе за первым ребенком и 3000 руб. при уходе за вторым и последующими детьми, при этом максимальный размер пособия - 6000 руб. Для неработающих детское пособие будет выплачиваться в размере 1500 руб. по уходу за первым ребенком, 3000 руб. - за вторым и последующими детьми. Вводится новый вид государственного пособия - единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью усыновителя, опекуна (попечителя) и приемного родителя в размере 8 тыс. руб. Часть родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (детских садах) будет компенсироваться: на первого ребенка - в размере 20% родительской платы, на второго - 50%, а на третьего и последующих детей - в размере 70% этой платы. Максимальный размер платы не может превышать 20% затрат на содержание ребенка в данном образовательном учреждении. Если в семье трое и более несовершеннолетних детей, то плата не должна быть выше 10% этих затрат. А если у ребенка отклонения в развитии или туберкулезная интоксикация, то плата с родителей взиматься не будет.

С 1 января вступил в силу закон о материнском (семейном) капитале, который дает право на государственную поддержку при рождении (усыновлении) второго, третьего или последующих детей. Ее размер составляет 250 тыс. руб., однако этими средствами можно будет воспользоваться, начиная с 2010 г. Предусмотрен ограниченный перечень статей расходования материнского капитала - это приобретение (строительство) жилья, получение платного образования, вложение в накопительную часть трудовой пенсии матери.

Большое количество поправок было внесено в прошлом году в Градостроительный кодекс и еще в порядка 40 законов с целью снятия административных барьеров в строительстве и увеличения объемов жилья. Вводится понятие территории, подлежащей развитию для целей жилищного строительства. Право на заключение договора о развитии территории инвестор получает по результатам аукциона. Без аукциона земельные участки предоставляются органам государственной и муниципальной власти для выполнения обязательств по выселению граждан, сносу зданий, строительству объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и инвесторам, которые до 1 октября 2005 г. получили решение о согласовании места застройки. Вместо десятка экспертиз проектной документации на строительство (как жилищного, так и других объектов, например, автодорог федерального значения, гидротехнических сооружений, объектов атомной энергетики) и различных видов государственного надзора за строительством вводится единая государственная экспертиза и единый государственный строительный надзор.

Поправки в законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном Банке РФ" установили минимальный размер собственных средств (капитала) для банка, равно как и для небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, в размере 5 млн. евро, и 500 тыс. евро для небанковской кредитной организации. Если размер капитала банка на 1 января 2007 г. ниже 5 млн. евро, он может продолжить работу при условии, что его собственные средства не будут уменьшатся по сравнению с уровнем, достигнутым на начало этого года. При снижении размера капитала вследствие изменения методики определения размера собственных средств банк в течение 12 месяцев должен достичь либо установленного законом минимального размера, либо того уровня, который у него был на 1 января 2007 г. Если банк допускает снижение размера капитала в течение трех месяцев подряд не по причине изменения методики определения размера собственных средств, либо, при изменении этого показателя вследствие изменения методики, за год банк не смог восстановить прежний объем капитализации, Центробанк обязан отозвать у него лицензию на банковские услуги. При наличии у кредитной организации генеральной лицензии (право осуществлять операции с рублями и иностранной валютой, привлекать вклады физических и юридических лиц) и собственных средств в размере рублевого эквивалента не ниже 5 млн. евро возможно получить разрешение ЦБ на открытие иностранных филиалов, а после уведомления ЦБ - создавать представительства за рубежом.

Закон "Об автономных учреждениях" предполагает создание нового типа некоммерческой организации с целью оказания услуг, выполнения работ в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры, спорта. Автономное учреждение (АУ) использует полученные от своей деятельности доходы самостоятельно. Оно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств собственника. Все имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления, собственником же является РФ, субъект или муниципальное образование. Если имущество принадлежит РФ, то решение о создании АУ принимается правительством по предложениям федеральных министерств и ведомств, если собственник - субъект РФ или муниципальное образование, то решение принимается органами власти соответствующего уровня. При этом правительством могут быть установлены дополнительные условия для принятия решения о создании АУ. Вопросы совершения сделок по распоряжению недвижимым и особо ценным движимым имуществом, которым АУ не вправе самостоятельно распоряжаться, участия в других организациях, например, через внесение денежных средств или иного имущества в их уставной капитал, совершения крупных сделок по предложению руководителя АУ подлежат обязательному рассмотрению наблюдательным советом, который создается при автономном учреждении в составе представителей органов власти, общественности и трудового коллектива. Отметим, что лечебные организации пока не будут преобразовываться в АУ, однако в Минздравсоцразвития полагают, что это вопрос времени, и не исключают появление первых автономных учреждений в сфере здравоохранения в 2008 г.

Изменения, внесенные в прошлом году в закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ", не отличались последовательностью. Вступающий в силу с 15 января закон предусматривает для всех иностранцев, въезжающих в Россию в безвизовом порядке, получение разрешения на временное проживание без учета квот, устанавливаемых правительством. Однако одобренный 27 декабря Советом Федерации закон предполагает сохранить эту норму лишь в отношении участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей. Согласно подписанному президентом закону, разрешение на работу будет выдаваться с учетом квот, если они установлены правительством. Квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специализации, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения. С учетом региональных особенностей рынка труда и приоритета для российских граждан ежегодно устанавливается допустимая доля иностранных работников в различных отраслях экономики. Правительство вправе разрешить осуществление трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого иностранцу выдано разрешение на временное пребывание или временное проживание. Кроме того, срок временного пребывания может быть увеличен с 90 суток до 180 либо сокращен в зависимости от ситуации на региональном рынке труда. Разрешение на привлечение работодателем трудовых мигрантов будет заменено уведомлением территориального управления Федеральной миграционной службы (ФМС) и службы занятости субъекта РФ. За нарушение правил привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина и лица без гражданства вводятся следующие штрафы: для граждан 50 МРОТ, для должностных лиц 500 МРОТ, для юридических лиц 10 тыс. МРОТ.