В вопросе вступления Азербайджана в НАТО в последнее время разгорается широкая полемика о намерениях официального Баку интегрироваться в евроатлантический альянс, а также скорости течения этого процесса. Так, начальник управления прессы и информационной политики МИД Азербайджана Таир Тагизаде в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил, что Азербайджан ставит перед собой цель максимально широкой интеграции в европейские и евроатлантические структуры, но при этом у страны нет каких-либо лимитов по времени завершения этого процесса. Особенно это касается вопроса вступления в НАТО.

В свою очередь, бывший государственный советник президента Азербайджана по вопросам внешней политики, независимый политолог Вафа Гулузаде замечает, что расширение НАТО - это большой геополитический процесс, начавшийся после распада СССР, оставившего США в новом качестве единственной супердержавы. Крупнейшая военная организация мира, где США играют первую скрипку, сначала расширилась на восток, охватив государства Восточной Европы, а потом открыла двери для трех стран Прибалтики. Следующими членами альянса, как очевидно, станут Украина, Грузия и Азербайджан. "Причем, я не вижу какой-либо силы, которая могла бы остановить этот исторический процесс. Россия, конечно, против этого, но что она может сделать? С Москвой не считаются, потому что ей нужно решить сначала свои многочисленные экономические проблемы. И только после того, как она с ними справится, Россия сможет в отношениях с США на чем-то твердо настаивать", - считает он.

Вместе с тем, Вафа Гулузаде отмечает, что не следует рассматривать в последних заявлениях Сената и президента США в отношении Грузии реакцию на резкое ухудшение отношений между Москвой и Тбилиси. "Просто Грузия и США договорились о ее принятии в НАТО, а Россия к этому процессу не могла и не может иметь никакого правового отношения. Требование к Грузии не вступать в альянс явилось бы прямым вмешательством во внутренние дела южно-кавказского государства. Поэтому Москва выбирает такие источники давления на Тбилиси, как экономические санкции, изгнание граждан грузинской национальности", - заявил политолог. "Для справедливости нужно отметить и другой момент. Россия, будучи верной своим международным обязательствам, выводит свои базы из Грузии. Москве хотелось бы препятствовать вступлению Грузии в НАТО руками самих грузин, но грузинская оппозиция не оправдала ее надежды. Я уверен, что Грузия с помощью США, стран НАТО и Евросоюза выдержит мощное давление России", - отмечает он.

"Что же касается Азербайджана, то он занимает правильную позицию. Грузия является на Кавказе авангардом движения в НАТО и на нее сыплются все шишки от России. А Азербайджан на более умеренном пути. Пока он сотрудничает, как и другие страны СНГ, включая саму Россию, с НАТО", - заметил Вафа Гулузаде и добавил, что, однако, процесс вступления Азербайджана в НАТО резко ускорится после вступления в этот блок Грузии. "Можно предсказать, что тогда Россия будет не так болезненно, как сейчас, относиться к расширению присутствия альянса на Южном Кавказе. И депортация азербайджанцев из России будет тогда просто угрозой. Даже сейчас оттуда можно пытаться депортировать не более двухсот тысяч азербайджанцев. Но, учитывая степень коррумпированности исполнительных структур, легко предположить, что наши соотечественники заплатят "кому надо", те, в свою очередь, отстегнут наверх, и процесс начнет буксовать. Возвращаясь к вступлению Азербайджана в НАТО, хочу подчеркнуть, что это процесс объективный, неотвратимый, и его не стоит искусственно ускорять или замедлять", - считает политолог.

Лидер же крупнейшей азербайджанской оппозиционной партии "Мусават" Иса Гамбар отмечает, что грузинские лидеры делают то, что считают необходимым для обеспечения безопасности своего народа. "Руководство НАТО может рассмотреть вопрос вступления Азербайджана в эту структуру только после официального обращения руководства данной страны. Но, как мы знаем, такого обращения пока не последовало. С нынешним руководством даже гипотетическое начало этого процесса столь неявно, что не имеет смысла рассматривать реакцию нынешнего руководства России на то, чего в ближайшем будущем заведомо не будет", - подчеркнул он.