Михаил Демурин: Эстония может быть признана "вражеским государством" по Уставу ООН
О возможных политических и правовых аспектах развития ситуации c попыткой эстонских властей подвести юридическую базу под запрет советской символики корреспондент ИА REGNUM побеседовал с руководителем Международного управления Партии "Справедливая Россия" Михаилом Демуриным.
ИА REGNUM: В российском экспертном сообществе последние "мемориально-символические" инициативы эстонской стороны рассматриваются чаще всего как враждебные. Может ли апологетика действий эстонских частей Ваффен СС, с одной стороны, и применение репрессивных мер к советским символам, с другой стороны, иметь какие-то международно-правовые квалификации действий официального Таллина?
Юристы-международники сообщили мне на днях, что враждебность инициатив эстонских правящих кругов по раскручиванию тематики "советской оккупации", за которую должна "расплатиться" современная Россия, и восхвалению нацкадров из числа пособников Гитлера как "борцов за независимость" может получить не только политическую оценку. Важнейшим ориентиром и даже источником современного международного права, при всех "покушениях" на него отдельных государств и военно-политических группировок, остается комплекс документов, провозглашающих и регламентирующих деятельность Объединенных Наций. Напомню, что само их возникновение стало моральным и политическим результатом
Всем известны попытки эстонского политического руководства отрицать, преуменьшать или даже оправдывать "советской оккупацией" участие эстонцев из числа военизированных организаций и госаппарата довоенной Эстонии в Холокосте, уничтожении военнопленных, политических противников и русского населения на территории республики, а также карательные рейды в составе германских оккупационных сил в различных районах России, Украины, Латвии, Литвы, Польши. Вбрасывается даже тезис, что эстонские "борцы за независимость" в годы Второй мировой войны не были противниками Антигитлеровской коалиции, а воевали только против СССР. Таким образом, Эстония, присоединившаяся к
ИА REGNUM: Какой международно-правовой документ Вы имеете в виду?
Устав ООН. Статья 107 гласит: "Настоящий устав ни в коей мере не лишает юридической силы действия, предпринятые или санкционированные в результате Второй мировой войны несущими ответственность за такие действия правительствами, в отношении любого государства, которое в течение Второй мировой войны было врагом любого из государств, подписавших настоящий Устав, а также не препятствует таким действиям". Причем "принудительные действия" в отношении такого "вражеского государства", согласно статье 53, можно предпринять и без получения полномочий от Совета Безопасности ООН. Таким образом, тезис официального Таллина о том, что Эстонская Республика - не новое независимое государство, а продолжение старого, де-юре существовавшего и в 1941-44 годах, может обернуться для него серьезными последствиями. В сочетании с оправданием действий бывших эстонских военных, полицейских и чиновников, дававших присягу Гитлеру, установлением памятников нацистским пособникам, повышенных пенсий и льгот бывшим легионерам 20-ой добровольческой дивизии Ваффен СС, подведением юридической базы к сносу мемориалов советским воинам и запрету символики страны-победительницы тезис эстонцев о континуитете их государственности дает все основания России воспользоваться своим правом соучредителя ООН для рассмотрения вопроса о приравнивании Эстонии к "вражескому государству" со всеми вытекающими отсюда последствиями.
ИА REGNUM: Какие еще меры воздействия на Эстонию в этой связи могла бы предпринять Россия?
О дипломатических и экономических аспектах нашего возможного реагирования на эстонские демарши я уже отмечал в комментарии ИА REGNUM. Сложилась абсурдная ситуация: чем активнее развиваются торгово-экономические отношения с Эстонией, тем больше политических провокаций и оскорблений позволяют себе правящие круги Эстонии, рассчитывающие на вашингтонский и брюссельский "зонтики безопасности". Пора положить конец оскорбительной для России двусмысленности отношений с соседним государством, пытающимся и заработать на транзите, и "довоевать" с Советским Союзом и нашими предками, павшими в боях с нацизмом.
ИА REGNUM: Каковы препятствия для активных шагов в этом направлении?
Их можно насчитать немало. Есть экономические интересы отдельных влиятельных групп по обе стороны границы, есть политические шарахания, есть боязнь и даже неспособность отстаивать наши национальные интересы путем обострения, но в правовом поле, что в мировой политике скорее не редкость, а правило. Посмотрите на вялую реакцию нашего парламента на оскорбительные инициативы эстонских властей!
Более того, на недавнем съезде "