Аукцион по продаже имущества обанкротившегося АЗЛК "Москвич" грозит обернуться скандалом. Московский стройкомплекс и недвижимость в СМИ
Столичные власти продолжают прикладывать усилия для максимально полной реализации приоритетного нацпроекта "Доступное жилье" в Москве - что, с учетом специфики рынка недвижимости столичного региона представляется делом весьма непростым. На днях правительство Москвы обсуждало проект постановления "О среднесрочной жилищной программе "Москвичам - доступное жилье" на период 2007 - 2009 годы и задании на 2010 год"", - сообщает "Московская правда" в номере от 27 ноября. "Не секрет, что цены на жилье сегодня в столице бьют все рекорды. Ажиотажный спрос на городскую недвижимость делает ее предложение практически "золотым"... Выход из создавшейся ситуации, по мнению мэра Москвы, только один - строить больше и активней внедрять ипотеку. И столице здесь есть чем похвастаться. Во-первых, социального жилья в городе строится больше, чем в остальных регионах страны. <...> Во-вторых, по словам главного столичного архитектора
"Столичное жилье устало дорожать", - отмечает, в свою очередь, "Бизнес" в номере от 29 ноября. "После 8-10% ежемесячного роста цены с последней декады сентября c учетом инфляции роста цен не происходит вовсе. Одновременно с этим увеличивается объем выставленных на продажу квартир. <...> По данным генерального директора консалтинговой компании
Тем не менее, уровень стабильности на столичном рынке недвижимости сейчас значительно выше, чем, например, в апреле этого года. "Когда ситуация на рынке стабильна, всегда возникает желание заглянуть в будущее. Не вызывает сомнений, что рост цен когда-нибудь возобновится, вновь появится повод напомнить о таких понятиях, как "ажиотажный спрос", "рекордные темпы роста" и "дефицит предложений". Правда, сегодня никто не знает ответа на вопрос, когда это произойдет: неизвестно, как изменится в следующем году расклад политических сил на федеральном и московском уровне", в связи с этим справедливо отмечает газета "М2 = Квадратный метр" в выпуске от 13 - 19 ноября. Но престижность жилья в зависимости от места расположения мало зависит от расстановки политических сил; в этом выпуске "М2" публикует анализ жилья в Северо-Восточном округе Москвы. Транспортная ситуация в СВАО, по мнению аналитиков, долгое время считалась главным недостатком округа, но все же три магитстрали - Ярославское, Дмитровское и Алтуфьевское шоссе - не дают ей стать совсем уж критичной, констатирует автор материала Наталья Мартынова. В то же время "все остальное очень даже неплохо: прекрасные парковые зоны, обилие новой инфраструктуры, включающей огромное количество развлекательных и торговых центров. Да и сами новостройки в округе возводятся интересные. Заметим также, что среди строящихся здесь домов все меньшую долю занимают панельные новостройки, застройщики начинают делать основной упор на монолитные жилые комплексы". Кроме того, строятся в СВАО и новые офисные центры. "Все это говорит лишь об одном: новые жилые комплексы в СВАО будут пользоваться хорошим спросом. Причем подобное высказывание относится к разряду долгосрочных прогнозов, поскольку планы по строительству жилых, офисных и торговых комплексов на Северо-Востоке самые масштабные", считают специалисты; в частности, по словам маркетолога корпорации "
Ожидается крупное строительство и на юге столицы, причем силами не столичных деввелоперов: "Крупнейший девелопер Петербурга группа ЛСР начинает активную экспансию на московский рынок. Компания приобрела участок земли в Южном Бутове, где построит 410 тыс. кв. м жилья экономкласса. Эксперты рынка оценивают планы ЛСР осторожно: ожидаемая коррекция цен на панельное жилье снизит доходность строительства в экономклассе", - пишет "Коммерсантъ" в номере от 27 ноября. ""Дочка" ЛСР - ЗАО "Мосстройреконструкция" приобрело участок земли площадью 52 га в Южном Бутове, где до 2010 года будет построено 410 тыс. кв. м жилья экономкласса, сообщил Ъ представитель компании. Управляющий директор по строительству ЛСР Евгений Яцышин и представитель префектуры Бутова это подтвердили". По данным Ъ, "ЛСР вышла на столичный рынок в 2001 году.
Сейчас "Мосстройреконструкция" сдала госкомиссии свой первый объект - жилой комплекс на Давыдковской улице (общая площадь 42 тыс. кв. м). В 2005 году "Мосстройреконструкция" приступила к строительству элитного квартала "Грюнвальд" около МКАД общей площадью 61,8 тыс. кв. м. Также сейчас компания занимается расселением трех строений на Садовнической улице, на месте которых появится бизнес-центр "Новый Балчуг" общей площадью около 25 тыс. кв. м. "Но сейчас для ЛСР важно закрепиться в Москве, а сделать это можно только с большими объемами",- считает директор по развитию Becar Realty Игорь Горский".
За счет чего сегодня удается изыскивать новые площади под строительство? Не в последнюю очередь, за счет сноса старых построек - прежде всего "хрущевских" пятиэтажек. И это, видимо, не последняя возможность: "Столичные власти еще не отрапортовали о завершении программы сноса пятиэтажек, а их уже пытаются подвигнуть на куда более грандиозные затеи. Из стен Московской городской Думы раздаются призывы немедленно приступить к разработке программы сноса девятиэтажных панельных домов 40-50-летнего возраста, иначе они сами обрушатся на головы жильцов", -отмечают "Известия" в номере от 24 ноября. По данным газеты, "на днях председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству
Публикуя материал на ту же тему в номере от 27 ноября, "Вечерняя Москва" приводит комментарии представителей столичного правительства и законодательной власти: "Программы сноса девятиэтажек в Москве пока нет, - сказал корреспонденту "ВМ" председатель Комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы
В то время как Россию "трясли" скандалы вокруг недостроенных домов, квартиры в которых должны были получить граждане - соинвесторы строительства, Москва долгое время была более благополучным регионом в этом плане. Есть ли опасность того, что ситуация изменится в худшую сторону? "Префектура Восточного административного округа (ВАО) столицы советует гражданам не покупать квартиры у компании "Юниформстрой". Об этом "Газете" сообщил сотрудник пресс-службы префектуры Андрей Иванов. По его словам, компания задолжала городскому бюджету более $5,6 млн.", -пишет "Газета" в номере от 28 ноября. "Андрей Иванов рассказал, что 11 декабря 2003 года правительство Москвы и "Юниформстрой" подписали инвестиционный контракт № ДЖП.03.ВАО.00572 на строительство коммерческого жилья по адресу ул. Суворовская, 10-12. К четвертому кварталу 2005 года компания должна была сдать объект и выплатить городскому бюджету компенсацию за инженерно-коммунальную инфраструктуру. "Этого не случилось", - сообщил Иванов. В том же 2005 году "Юниформстрой" начал продажу квартир в строящемся доме. "Мы не хотим повторения ситуации с обманутыми дольщиками в нашем округе, поэтому просим воздержаться от покупки недвижимости у этой компании", - сказал Андрей Иванов. Он добавил, что префектура ВАО сейчас пытается решить вопрос мирным путем. Хотя невыполнение условий инвестиционного контракта - достаточное основание для его расторжения". В самой компании "Юниформстрой" от комментариев отказались, констатирует "Газета".
Есть у москвичей поводы обижаться и на сами столичные власти. "В четверг процесс политизации строительных конфликтов продолжился - общественная организация борьбы за гражданские права "Справедливость" провела в здании администрации президента на Ильинке конференцию на тему "Актуальные проблемы городского населения", собравшую самых решительных борцов с незаконной застройкой", пишут "Известия" в номере от 24 ноября. В частности, "тезисов конференции: "под влиянием высоких цен на жилье в Москве сложилась ситуация, "попирающая основы конституционного строя". В результате любой владелец московской квартиры может быть в любой момент лишен своей собственности. При этом городские власти ослабляют механизмы юридической защиты - например, оформить землю в собственность обитателям многоэтажек практически невозможно, что делает возможным продажу дома инвестору вместе с жильцами. Создатели организации считают своей главной целью оказание юридической помощи людям, попавшим в ситуацию строительного конфликта. "Известия" публикуют список самых "горячих" проблемных точек Москвы - по версии общественной организации "Справедливость"". В приведенном списке - около 20 адресов.
Ряд материалов на этой неделе был посвящен разгорающемуся конфликту вокруг продажи объектов недвижимости ОАО "Москвич" - в конкурсе по и продаже намерено участвовать правительство Москвы. "В Департаменте науки и промышленной политики сообщили, что власти предлагают создать на территории бывшего автозавода новые производственные мощности СП "Автофрамос", а также организовать индустриально-инновационный парк по созданию новых материалов и производству автокомпонентов. Напомним, на торги, которые состоятся 4 декабря, будет выставлено 54 объекта недвижимости", -пишет "Вечерняя Москва" в номере от 29 ноября. "Скорее всего, мы подадим заявку на участие в аукционе 4 декабря", - заявил "МК" глава Департамента имущества
При этом не исключено, что "аукцион по продаже имущества обанкротившегося АЗЛК "Москвич" может закончиться скандалом. Вчера стало известно о намерениях столичных властей оспорить условия торгов в судебном порядке. А корпорация Mirax Group готова подать иск в отношении организаторов аукциона, из-за чьих действий девелопер не смог подать заявку", - сообщает, в свою очередь, "Бизнес" в номере от 30 ноября. По данным газеты, "совет кредиторов принял решение продать имущество завода единым лотом с начальной ценой в 5,5 млрд руб. Участвовать в торгах намеревалось и московское правительство, планировавшее разместить на базе обанкротившегося "Москвича" производственные площадки "Автофрамоса" - совместного предприятия мэрии и французской Renault. Однако вчера мэрия отказалась принимать участие в аукционе. Более того, власти обжалуют условия торгов в суде. Как заявил первый замруководителя департамента имущества Москвы
Связаться с г-ном Ивановым не удалось и газете "Ведомости". В номере от 29 ноября газета отмечает: "Несколько участников рынка сообщили "Ведомостям", что участвовать в аукционе намерены также УК "
"Скандал вокруг назначенного на ближайший понедельник аукциона по продаже имущества ОАО "Москвич" разгорается все сильнее", - констатрует "Время новостей" в номере от 1 декабря. "Руководство корпорации Mirax Group вчера на пресс-конференции сообщило, что готово через суд добиваться перенесения сроков аукциона. Mirax Group опасается, что может быть не допущена к торгам, поскольку руководству корпорации не удалось до истечения срока подачи документов на участие в аукционе встретиться с конкурсным управляющим "Москвича" Александром Ивановым и получить его подпись под соглашением о получении задатка на участие в аукционе. "Мы две недели пытались отыскать г-на Иванова, - говорит председатель правления Mirax Group Максим Темников, - но нам этого так и не удалось: телефоны не отвечали, сотрудники утверждали, что их руководитель в командировке, и не знали, где его можно найти".
"Отсутствие на рабочем месте конкурсного управляющего стало причиной того, что пакет документов от Mirax Group был подан в последний момент. <...> Из-за опасений, что при отсутствии подписи конкурсного управляющего корпорация может лишиться внесенного задатка (более 1 млрд руб.), корпорация отозвала его", - отмечает "Время новостей". "Чтобы обезопасить себя от возможного отстранения от участия в аукционе на имущество "Москвича", Mirax Group намерена в дни, оставшиеся до проведения конкурса, через суд добиться переноса его даты на более поздний срок. Если это осуществится, то компания все-таки рассчитывает встретиться с г-ном Ивановым и получить его подпись под договором о задатке. Кроме того, Mirax не исключает возможности подать иск в суд в отношении организаторов аукциона, из-за чьих действий не смогла подать заявку в полном соответствии с требованиями условий объявленного конкурса. В том же случае, если компания не будет допущена к участию в аукционе, она будет через суд добиваться отмены его результатов. <...> Mirax поддерживает глава
Мосгордума выступила против парламента России, сообщает "Московский Комсомолец" в номере от 30 ноября: депутаты Мосгордумы обратились к премьеру
На прошлой неделе в прессе появилась информация, согласно которой москвичи, владеющие более чем одной квартирой, возможно, должны будут нести за это своеобразную ответственность: даже если им не придется, например, вынужденно сдавать жилье нуждающимся, подтвердить наличие одной квартиры им придется - такова инициатива столичных чиновников. В связи с этим, "публикация "Новых Известий", в которой, в частности, говорилось, что москвичам предстоит подтвердить государству наличие в их собственности всего одной квартиры, всполошила горожан. На редакцию обрушился шквал звонков. Наши читатели просили объяснить, кто, где и какие справки должен получать", - пишут "НИ" в номере от 30 ноября, пытаясь прояснить ситуацию горожанам. "В первую очередь, как рассказал нам источник в городском правительстве, под подозрением те, кто в последние годы приобрел или поменял квартиры. Но, заметим, не только они, а вообще собственники жилья. В прошлом году Москва построила 5,2 млн. кв. метров жилья. Треть отдали очередникам, остальные пошли на рынок. В предыдущие годы порядок цифр был примерно таким же. Плюс так называемый вторичный рынок, на котором люди покупают не новостройки, а уже построенное какое-то время назад жилье. Сделок, по экспертным оценкам, на нем не меньше. Даже весьма приблизительные расчеты говорят о том, что жилье поменяли в последние годы несколько сотен тысяч московских семей, или миллионы граждан. Так вот, если владелец квартиры по каким-то причинам не подтвердил, что она у него одна, то коммунальные службы без лишних предупреждений выставляют новые, более высокие тарифы по оплате услуг. При этом сам гражданин даже не подозревает о том, что он внесен в "черный список" обладателей второго жилья. <...> Александр Варев, генеральный директор ГУП "Московский городской информационно-аналитический центр", объяснил "НИ" ситуацию так: "Правительство Москвы использует различные методы социальной поддержки горожан - льготные скидки, субсидии малоимущим, дотационные тарифы для нескольких групп населения. В частности, наниматель по договору социального найма либо владелец единственного жилья, зарегистрированный в нем, пользуется правом оплачивать две позиции - содержание и ремонт жилого помещения и отопление - по невысоким дотационным ценам. Остальную сумму доплачивает городской бюджет. Однако если у гражданина имеется в наличии 2-3 квартиры, то такая помощь была бы лишена экономического и социального смысла" <...> Правда, как успокоил "НИ" Александр Варев, "беспокоиться и срочно бежать за справками москвичам, имеющим единственное жилье, наверное, не стоит. Сейчас разрабатываются механизмы, позволяющие получать такую информацию без необходимости участия москвичей".
Интервью с генеральным директором строительной компании "Москапстрой" публикуют "Ведомости" в номере от 30 ноября. "Когда антимонопольная служба занялась расследованием ценового сговора строителей на рынке Москве, она первым делом стала проверять "Москапстрой". По данным официальной статистики, на долю этой компании приходится больше половины столичных строек", отмечает газета. В настоящее время, сообщил Моносов, в работе у "Москапстроя" примерно 1500 объектов, в том числе 2,5 млн кв. м жилья в Москве и области. Крупнейшие из них: здание мэрии в "
"Москве нужно прекратить строить жилье в таких масштабах", считает советник Российской академии архитектуры и строительных наук академик Анатолий Эпштейн; об этом он сообщил в интервью "Известиям" (номер от 24 ноября). "К сожалению, у власти, как местной, так и федеральной, нет комплексного подхода к городу как к совокупности взаимодействующих, но разнородных систем. К примеру, объявляется, что в Москве нужно ежегодно строить по 5 миллионов квадратных метров жилья. А насколько при этом вырастет потребление энергоресурсов, воды, не окажемся ли мы в связи с этим в тяжелой ситуации, сколько усилий и средств потребует ее ликвидация в экстренном порядке? Никто этого не анализирует. Во главу угла должны быть поставлены такие критерии, как минимальное потребление ресурсов и снижение социальной агрессивности населения", считает Эпштейн, академик Академии социальных технологий и местного самоуправления. Строительство высоток - лишь мнимый выход, считает он, в частности, потому, что "никто не говорит о затратах на эксплуатацию высоток, а ведь они огромны. Выстроить математическую модель, которая показывала бы, как меняются затраты на строительство и эксплуатацию зданий по мере набора высоты, вполне возможно. Было бы желание. Увы, власть сегодня напоминает мне хирурга, который берется оперировать на сердце при помощи саперной лопатки".
"При составлении планов на будущее нужно учитывать и демографическую ситуацию, и имущественную дифференциацию семей. Нынешним планам развития города этого явно не хватает. <...> Москве нужно прекратить строить жилье в таких масштабах, иначе мы не выберемся из замкнутого круга. Сегодня инвесторы строят дома, которые в большей степени занимают приезжие. По некоторым данным, среди покупателей столичных квартир их примерно 40%. А город получает прирост населения и перегрузку транспортных и инженерных сетей. Пора переориентироваться и серьезно взяться за капитальный ремонт. У нас же скоро начнется падеж домов. После сноса пятиэтажек придется решать, как быть с девятиэтажками. Конечно, ограничить рост города можно, прежде всего, с помощью экономических мер. Например, ввести очень чувствительные платежи за расширение "пятна" застройки, за увеличение объема стоков и твердых бытовых отходов, за привлечение мигрантов сверх установленных квот, за прирост потребления тепла, питьевой воды (в идеале Москва вообще должна избавиться от всех энерго- и водоемких производств)", - констатировал Эпштейн.
В том же номере "Известия" публикуют мнения читателей о застройке столицы: москвичи критикуют неуклюжую застройку привокзальных площадей громоздкими торговыми центрами, выражают беспокойство относительно проекта реконструкции Пушкинской площади, призывают обратить внимание на напряженную транспортную обстановку в густонаселенных окраинных районах, развивать инфраструктуру - поликлиники и автостоянки. Есть у горожан и предложения по внешнему виду новостроек: например, один из читателей предлагает "Взять за градостроительную политику в Москве правило, что верхняя часть высотных вновь возводимых зданий должна архитектурно заканчиваться не очередной "башенкой", а полукруглыми "золотыми куполами", возводимыми из желтого металла (или позолоты, если позволяет бюджет инвестора). Тогда через 20-30 лет Москва получит свою "изюминку" в череде европейских столиц и сможет вернуть себе название "златоглавой" в память о снесенных храмах".
Вероника Шарова