Сегодня, 27 ноября, около 15.20 мск в аэропорту Риги приземлился самолёт с генеральным секретарём НАТО Яапом де Хооп Схеффером, прибывшим на саммит альянса, который пройдёт в столице Латвии 28 и 29 ноября. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, господина Яапа де Хооп Схеффера с супругой Жаниной де Хооп Схеффер в здании аэропорта встретила президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга с супругом Имантом Фрейбергсом. После непродолжительных приветствий президент с генсеком в сопровождении журналистов осмотрели военно-транспортный самолёт производства концерна Boeing - "С-17": данные летательные аппараты страны НАТО собираются в складчину закупить у американской фирмы.

Как уже сообщало ИА REGNUM, в сентябре 2006 года 13 стран-участниц альянса, включая Латвию, подписали протокол о намерениях по многонациональной инициативе, цель которой - приобретение трёх "С-17" для обеспечения стратегических перевозок НАТО. Кроме Латвийской республики в проекте участвуют Литва, Эстония, Дания, Нидерланды, Италия, Чехия, Словакия, Словения, Польша, Болгария, Румыния и США. Комментируя происходившее в аэропорту, первый канал Латвийского телевидения дал такую справку: "Есть некоторые разногласия по поводу этих самолётов среди стран-участниц НАТО. Например, Германия, Франция, Великобритания и Испания считают, что транспортные самолёты следует заказывать не у американцев, а выбирать европейский товар - авиастроительного концерна Airbus. В свою очередь Латвия в этом плане встала на сторону США". По информации телеканала, первые "С-17" у Boeing планируют закупить в середине будущего года, что очень важно для обеспечения операций НАТО на различных континентах. Средняя цена одного самолёта - около 20 млн. долларов, но заказанные НАТО могут стоить ещё дороже, так как у них будут мощные дополнительные устройства ночного видения и предусмотрена возможность дозаправки в воздухе. Ещё одна справка ЛТВ: "Последние миссии в Африке и Пакистане по ликвидации последствий землетрясений показали, что у НАТО серьёзные проблемы с транспортировкой своей техники и сил. В свою очередь в Афганистане располагаются несколько тысяч военных США, которых нужно перемещать и неоднократно признавалось, что транспортных самолётов для этих нужд в НАТО катастрофически не хватает". В свою очередь Яап де Хооп Схеффер, осмотрев самолёт, напомнил журналистам, что "С-17" могут летать на дальние дистанции и что очень важно - дозаправляться в воздухе и приземляться на короткие посадочные полосы, а также перевозить крупногабаритную военную технику, включая танки.