Новой жилищной программой "Москвичам - доступное жилье" заинтересовалась ФАС. Московский стройкомплекс и недвижимость в СМИ
Новая инициатива столичного правительства, озабоченного тем, что москвичам становится все труднее приобрести собственное жилье, вызвала на этой неделе большой резонанс в СМИ. "Как стало известно "Ведомостям", идея предоставить москвичам преимущество при покупке жилья в столичных новостройках вовсе не умерла. Несмотря на опровержения столичных чиновников, сегодня правительство Москвы рассмотрит проект такого постановления", - писали "Ведомости" в день заседания правительства Москвы (номер от 21 ноября). По данным газеты, "проект постановления правительства Москвы "О среднесрочной жилищной программе "Москвичам - доступное жилье" на период 2007-2009 гг. и задании на 2010 г."... предлагал разделить покупателей жилья на тех, кто прожил в Москве "на законных основаниях" не менее 10 лет, и всех прочих. <...> В результате жилье для москвичей станет доступнее, а цены на недвижимость стабилизируются, сказано в документе". В то же время, отмечает газета, "один из заместителей столичного мэра на условиях анонимности признался "Ведомостям", что самого документа до сих пор не видел и не знает, "каким образом он может быть реализован". Заместитель директора компании "Трест 1991" Татьяна Пальчикова считает, что эта инициатива столичной мэрии приведет к спекуляциям с зарезервированными для москвичей квартирами. Непонятно, как в этих условиях просчитывать технико-экономическую обоснованность проектов, - добавила она".
О том, каким образом может быть реализован новый проект, на заседании столичного правительства сообщил руководитель департамента жилищной политики и жилищного фонда столицы
"Чиновники хотят, чтобы коммерческие застройщики резервировали не менее 80% квартир в новостройках для продажи коренным москвичам. При этом 30% этих квартир должны быть реализованы по фиксированным ценам, согласованным с городом (предполагается, что цена продажи будет минимум вдвое ниже рыночной.) Еще 50% инвестор сможет продать на своих условиях. Немосквичи, а также жители города, не соответствующие 10-летнему "цензу оседлости", смогут претендовать лишь на 20% строящегося жилья", - поясняет "Московский Комсомолец" (номер от 22 ноября). "Инвесторы от инициативы чиновников, понятное дело, не в восторге. А юристы вообще сомневаются в ее законности. Сортировать покупателей жилья на "своих" и "чужих" - это уж слишком. Даже
"Впервые столичные чиновники столь жестко прописали протекционистские меры по отношению именно к москвичам. По сути, иногородних, если они не олигархи, лишают возможности приобрести квартиру в столице. Однако, по мнению аналитиков, новая жилищная политика мэрии выйдет боком и для москвичей: жесткие меры могут привести к "серым схемам" и коррупции, а стабилизации цен на жилье так и не будет", - констатирует "Газета" в номере от 22 ноября. "Нововведениями столичных чиновников уже заинтересовались в
Но, по-видимому, столичные власти настроены весьма решительно. ""Программа не вызвала отторжения, есть все основания принять ее за основу", - заявил мэр Юрий Лужков", - сообщают "Ведомости" в номере от 22 ноября. "Правда, градоначальник дал разработчикам проекта две недели на доработку и оценку финансовой составляющей. Политика города при реализации этой программы будет направлена на расширение использования ипотеки, строительство муниципального жилья и строительство муниципальных доходных домов (для сдачи в аренду по низким расценкам), резюмировал мэр. Обновленное постановление может вступить в силу уже 1 января 2007 г.". А вот застройщики отнеслись к этой инициативе неоднозначно: ""Мы понимаем социальную задачу и согласимся, если эти предложения будут укладываться в рамки существующей у нас нормы прибыли", - говорит Федор Сарокваша, пресс-секретарь "
Представители политической оппозиции также встретили инициативу правительства города в штыки: как отмечают "Новые Известия" в номере от 22 ноября, "депутат Мосгордумы, председатель Комитета защиты москвичей
Как пишет по этому поводу "Время новостей" в номере от 22 ноября, "по мнению Юрия Лужкова, будущий 2007 год, объявленный Годом ребенка, должен оправдывать свое название и дать преимущества в улучшении жилищных условий ждущим пополнение молодым семьям. Финансовая поддержка в рамках московской программы "Молодой семье - доступное жилье" обеспечена для москвичей, ожидающих появления или усыновивших ребенка, воспитывающих малыша возрастом не более пяти лет, а также имеющих трех или более детей. А вот возраст 35 лет, которым столичные чиновники ограничивают эту категорию льготников, градоначальнику показался слишком мал. "Разве что считать его суммарно на пару", - заявил мэр. По мнению г-на Лужкова, "молодая семья" - это супруги, которые находятся в репродуктивном возрасте, а такой возрастной ценз ущемляет права пар, в которых муж значительно превосходит по возрасту жену". "Московская правда" в номере от 23 ноября также отмечает, что "программа начинает действовать в Год ребенка. Но меры по улучшению жилищных условий молодых семей рассчитаны не на один год. <...> В частности, семьи с тремя или более несовершеннолетними детьми будут освобождаться от оплаты выкупной стоимости 30 квадратных метров площади квартиры, покупаемой у города с рассрочкой платежа или с использованием социальной ипотеки".
Что касается ипотеки, то, отмечает "Независимая газета" в номере от 20 ноября, "последние несколько лет рынок ипотеки переживает подъем. По данным Ассоциации региональных банков России, только за прошлый год объем выданных кредитов вырос вдвое. 414 банков работают сегодня с ипотечными программами. "Ипотека в рамках Москвы уже является доступным инструментом, который клиенты рассматривают как удобный и приемлемый для себя", - считает директор департамента риелторских услуг корпорации "
В Москве же по-прежнему ставка делается на так называемую социальную ипотеку. Как пишут "Новые Известия" в номере от 21 ноября, "в очереди на жилье стоят сегодня еще около 200 тыс. московских семей. <...> Столичные власти говорят, что бросить их на произвол судьбы они не хотят, а "раздать всем сестрам по серьгам" просто не могут. Поэтому город уповает на новые экономические механизмы, в частности, на ипотеку. Однако в ее классическом виде для большинства очередников она неприемлема, поэтому появилась ипотека социальная. Рассчитана она на москвичей из очереди на жилье, то есть тех, кто ждет бесплатных квартир. <...> Социальная ипотека дает возможность очередникам воспользоваться одной из двух схем. Первая предусматривает продажу квартир, построенных по городскому заказу, непосредственно по инвестиционной стоимости строительства, то есть без всяких "накруток". По второй субсидируется первоначальный взнос на приобретение жилья. Но в этом случае придется заплатить рыночную цену квартиры. На эти цели в бюджете города на 2007 год заложено 5,8 млрд. руб. <...> В будущем году в Москве для реализации программы социальной ипотеки будет введено в эксплуатацию около 370 тыс. кв. м жилья. "Правительство города активно развивает программу социальной ипотеки, так как она дает реальную возможность тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, приобрести квартиру по себестоимости", - заявил первый заместитель мэра в правительстве города
"Аргументы и факты" в выпуске от 22 ноября поясняют: "Теперь, покупая квартиру у города, можно сдать в зачёт стоимости имеющуюся у вас в собственности жилплощадь (постановление 874-ПП от 7.11.06). При этом стоимость 1 м2 общей площади квартиры, имеющейся в собственности у человека, будет равняться стоимости 1 м2 квартиры, продаваемой городом. Рассчитывать стоимость "городских" квартир в домах-новостройках должно МосгорБТИ, процесс оценки для граждан бесплатный. Оформляется такая сделка с взаимозачётом договором мены. У граждан есть три варианта оплаты недостающей суммы: внесение всех средств целиком и сразу (за счёт собственных сбережений); в рассрочку (в таких случаях заключается договор купли-продажи с рассрочкой платежа); в кредит (если заключённый договор мены не предусматривает рассрочку, а у человека не хватает денег для покупки квартиры, он может взять ипотечный кредит)".
Стоит также отметить, что эксперты советуют для приобретения жилья пользоваться затишьем перед новым витком цен на недвижимость. Как пишут "Известия" в номере от 20 ноября, "по словам независимого аналитика рынка недвижимости Геннадия Стерника, говорить о стагнации несколько преждевременно. "Забудьте об обвалах рынка, кризисах, пузырях, - призывает он. - Рост цен на недвижимость идет за ростом темпов нашей экономики, и обвала не будет даже в случае значительного снижения цен на нефть. Год-полтора может царить относительная стабильность, но в конце 2007 г все начнется по-новой". Стерник добавил, что темпы роста действительно могут и упасть. "Именно темпы роста, а не сами цены". В то же время риэлторы и строители полагают, что уже в начале следующего года (начиная с февраля) цены опять начнут расти, объясняя это выплатой бонусов по итогам года: чаще всего эти деньги вкладываются в жилье. К тому же нарастающие темпы ипотеки, программы социального жилья, дотирование малоимущих семей государством будут только подогревать спрос на недвижимость, а, следовательно, вести к очередному повышению. <...> В ближайшие два года цена квадратного метра в Москве, согласно заверениям многих экспертов в СМИ, возрастет в 2 раза".
При этом, как, в свою очередь, отмечает "Коммерсантъ" в номере от 21 ноября, "бурный рост цен на жилье экономкласса в Москве остановился впервые за два последних года. Согласно последнему исследованию аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости" (IRN.ru), средняя цена квадратного метра панельного жилья на вторичном рынке на прошлой неделе зафиксировалась на уровне $3950. Уже к концу года на рынке жилья экономкласса ожидается стагнация или даже коррекция цен, а жилье бизнес-класса продолжит дорожать на 30-40% в год, уверены эксперты". По данным газеты, "за последние два года цены на московскую недвижимость выросли на 100%, наиболее сильный скачок пришелся на конец 2005 - начало 2006 года, когда квартиры дорожали примерно на 2% в неделю. "Год назад рост цен и ситуация с обманутыми вкладчиками сместили покупательский спрос в сторону вторичного жилья, к старым панельным домам. Кроме того, принятие закона о долевом строительстве сократило объемы нового строительства. В результате цены на вторичном рынке стали расти, а предложение сокращаться", - говорит коммерческий директор "Капитал груп" Алексей Белоусов". "Сейчас рост цен на жилье экономкласса достиг потолка, впереди - стагнация или снижение, говорят эксперты. "Выплаты по ипотечному кредиту достигли $1,5 тыс. в месяц, что автоматически отсекает от числа покупателей квартир семьи даже с доходом в $3 тыс.", - рассказывал ранее Ъ представитель крупной девелоперской компании. "Учитывая, что цены уже на пике, их рост в сегменте типовых площадей закономерно остановился и будет снижаться в первую очередь", - уверен гендиректор "
Вышеперечисленные тенденции относятся к жилью эконом-класса, а как обстоит дело на рынке элитной недвижимости? "Заденет ли элитные квартиры кризис на столичном рынке жилья? Сегодня этим вопросом задается большинство экспертов: в том, что цены в сегменте бизнес-класса "застыли", уже никто не сомневается, а дешевым квартирам и вовсе предрекают падение стоимости. Что в этих условиях стоит ждать от рынка наиболее престижной недвижимости? Создается впечатление, что рынок элитного жилья пребывает в состоянии летаргического сна", - отмечает "М2 = Квадратный метр" (выпуск №45(305), 6 ноября - 12 ноября). "Предложение действительно хороших и ликвидных квартир стремится к нулю, новые объекты на рынок практически не выходят, а покупатели все внимательнее присматриваются к рынку дорогого загородного жилья, считая его вполне адекватной заменой псевдоэлитным квартирам невысокого качества". "Кстати говоря, и ценовая политика застройщиков на рынке элитной недвижимости вызывает в последнее время все больше едких ухмылок даже у непосвященных людей. По сути, мы имеем сегодня "виртуальный" рынок наиболее престижного и дорогого жилья в столице. Риэлторы "виртуально" торгуют квартирами в несуществующих домах на несуществующем "Золотом острове", который еще непонятно когда и чем станет, по $30 тыс. за 1 кв. м", констатирует "М2". В связи с этим, приходят к выводу аналитики, "если ранее клиенты действовали по формуле "основная квартира - в Москве, второй дом - в Подмосковье", то теперь их предпочтения кардинальным образом изменились: главный дом - в Подмосковье, а вспомогательная квартира - в городе. Если следовать ей, можно и не особенно озабочиваться поисками настоящего элитного жилья, а приобрести квартиру в одном из новомодных "муравейников". И если ситуация продолжит развиваться подобным образом, то вскоре мы придем не к английскому варианту концентрации наиболее богатых людей в историческом центре города, в полузакрытых для посторонних кварталах, а к американскому варианту, предполагающему создание элитных поселений за чертой города".
"Элите в Москве негде жить", - заключают, в свою очередь, "Известия" (номер от 21 ноября). По мнению многих аналитиков, сегодня "качество предложенного жилья на "класс люкс" не тянет". "Наибольшие трудности испытывают продавцы квартир в жилых комплексах бизнес-класса, то есть в многоквартирных и многоэтажных "городках". Зачастую качество строительства таких домов ничем не лучше, чем обычного серийного "монолита", но цена близка к элитной, а среди многочисленного соседства попадаются люди, способные вместо шикарной жизни ввергнуть в воспоминания о юности, проведенной в хрущевке. На рынке загородной недвижимости ближнего Подмосковья похожая картина. По данным компании Vesco Group, в готовых к заселению коттеджных поселках заявленному классу соответствуют всего 620 тысяч кв. метров от объема предложения. И свыше 1 млн кв. метров продается по цене, неадекватной качеству. По информации компании, 80% клиентов в первую очередь отмечают завышенную стоимость".
Тем не менее, не все возможности по строительству жилья бизнес-класса в Москве исчерпаны; в частности, как пишет "Ъ" в номере от 23 ноября, "
Масштабное строительство планируется и в центре; речь, правда, в этом случае идет не о жилье. "Российскому парламенту тесно в сегодняшних стенах. Об этом свидетельствует распоряжение правительства РФ N 1193-Р под грифом "ДСП" (для служебного пользования). В нем указано место для новой резиденции российских депутатов и сенаторов: "Обе палаты
Итак, стадион "Красная Пресня" может быть принесен в жертву масштабному строительству; но столичные власти заверяют, что работают над развитием спортивной инфраструктуры города. "В самое ближайшее время в городе появятся десятки бассейнов, катков, стадионов и физкультурно-оздоровительных центров. Кроме того, в столице полным ходом идет реализация сразу нескольких больших спортивных программ, согласно которым спортивные площадки должны появиться в каждом дворе", - сообщают "Известия" в номере от 17 ноября. "В целом же согласно среднесрочной городской целевой программе развития объектов физической культуры и спорта в Москве до 2008 года предполагается построить и реконструировать целый ряд объектов физической культуры и спорта. Среди них - 376 спортивных дворовых площадок, 262 здания для занятий физической культурой и спортом в микрорайонах, 80 крупных объектов городского назначения, 50 спортивных клубов, 6 универсальных комплексов для учебных тренировок и зрелищ, 55 детских школ, училищ олимпийского резерва, экспериментальных школ высшего спортивного мастерства. И, наконец, 4 объекта Московской федерации профсоюзов".
Ряд материалов на этой неделе были посвящены дорожному строительству. "Завершена проходка второго тоннеля под Серебряным Бором", - сообщает "Московский Комсомолец" от 20 ноября. По сведениям газеты, "в верхнем ярусе тоннеля, являющегося частью будущего Звенигородского проспекта, пройдет автомобильная трасса по три полосы движения, а на нижнем уровне разместятся пути метро от станции "Крылатское" до станции "Строгино". Тоннель проходит через Лыковский проезд до Крылатской улицы с выходом на строящийся Живописный мост и на проспект Маршала Жукова. Длина двух тоннелей, а также сервисного тоннеля составляет 1,5 км, при общей протяженности будущего Звенигородского проспекта 7 км. В субботу с участием Юрия Лужкова прошла церемония завершения проходки. А все работы по строительству тоннелей под Серебряным Бором планируется завершить в IV квартале следующего года". "Новый тоннель, отметил мэр, лишь часть большой работы по созданию в Москве новой скоростной вылетной Краснопресненской магистрали длиной семь километров, которая соединит между собой Новорижское шоссе, проспект Маршала Жукова и Звенигородское шоссе. По ее верхнему ярусу пустят в три ряда машины, а по нижнему - поезда от станции "Крылатская" до "Строгино". Тоннель проходит через Лыковский проезд до улицы Крылатской с выходом на строящийся живописный мост через Москву-реку на проспект Маршала Жукова. Ниже автомобильного и метротоннеля пройдет третий, так называемый сервисный тоннель - для аварийных и спасательных работ - диаметром чуть больше шести метров. Планируется, что все работы завершатся в четвертом квартале 2007 года", сообщает, в свою очередь, "Российская газета" в номере от 20 ноября. "Строящийся Краснопресненский проспект позволит снять нагрузку с Рублевского и Можайского шоссе, а также частично разгрузить Ленинградский проспект. "Это не дублер, а полноценная магистраль, обеспечивающая удобный выход на Новорижское шоссе", - рассказал корреспонденту "РГ"
Получила продолжение и история с другим тоннелем - правда, не строящимся, а разрушенным. Как пишет "МК" в номере от 18 ноября, "поставлена точка в деле о самой крупной московской техногенной катастрофе последних лет. 19 марта этого года строители, забивая сваи под будущую автостоянку, так увлеклись, что продырявили... поезд метро на перегоне между станциями "Войковская" и "Сокол". Лишь чудом никто не погиб в тот день. Виновником ЧП назвали гендиректора столичной строительной фирмы "Полюс М" Радислава Лыбу. <...> В отношении его было возбуждено уголовное дело за нарушение правил безопасности при ведении строительных работ. <...> Сторона гособвинения запросила для Лыбы два года лишения свободы условно с испытательным сроком три года. Между тем Лыба в последнем слове сказал: "Я в силу своей неопытности допустил происшедшее. Хочу попросить прощения у всех пострадавших. Я никому не хотел причинить зла. Не судите меня строго". Cлужители Фемиды поняли, что несчастный строитель - лишь стрелочник. Ему дали 2 года условно с испытательным сроком 4 года. А значит, нерадивые бурильщики могут и дальше по приказу свыше буравить метро. Их строго не накажут, а высокие покровители всегда выйдут сухими из воды", - иронизирует "МК".
Но не всегда разрушения являются неприятной случайностью; в ряде на то есть предписание городских властей. Об одном из таких случаев пишет "Вечерняя Москва" в номере от 17 ноября. "Сколько метров высотой - 25 или 35? Именно этот вопрос встал во главу угла после того, как в центре Москвы появилось новое административное здание. ООО "Контус", которое его возводило, мягко говоря, слукавило: вместо пяти этажей возвело восемь. <...> Вопрос о незаконном строительстве обсуждался на заседании правительства Москвы и получил весьма жесткую оценку Юрия Лужкова. В ноябре прошлого года префектура Центрального округа, выступая от имени столичного правительства, обратилась в суд с требованием признать постройку незаконной и обязать самовольщиков демонтировать лишние этажи". Как прокомментировал "Вечерке" префект ЦАО
А вот сразу за пределами исторической части города - за Садовым кольцом - Москву, похоже, ждут новые масштабные преобразования. "Кутузовский проспект и его естественное "спальное" продолжение - Можайское шоссе в будущем могут стать русским аналогом нью-йоркской Уолл-стрит или лондонского Вест-энда. Пейзаж, открывающийся из окон автомобиля, не просто будет другим, а примет поистине футуристические формы", - пишет "МК" в номере от 21 ноября. Как прокомментировал газете вице-президент Российского союза архитекторов Павел Андреев, "концепция развития района призвана оживить невзрачные окрестности Кутузовского и Можайки, создав при этом архитектуру, достойную элитной репутации этого уголка столицы. Вся трасса будет как бы поделена на семь участков, большая часть которых станет своеобразными эпицентрами городской жизни на пересечениях Кутузовского проспекта и Можайского шоссе с поперечными улицами и магистралями (Рябиновая улица, Аминьевское шоссе, Минская улица и т.д.). Эти транспортные узлы и развязки будут задавать тон всему облику района. Здесь появится сеть бульваров с выходами к Москве-реке и Сетуни, будут разбиты парки и скверы, через главную магистраль вытянутся несколько пешеходных мостов и подземные переходы". По словам архитектора, "средоточие небоскребов на этих перекрестках приобретет плавную волнообразную амплитуду высотности от 5 до 55 этажей... Часть высоток будет использована для заселения жильцами из сносимых домов. Но все жилые здания будут перенесены в глубь кварталов".
Высотное строительство, действительно, является на сегодняшний день одним и приоритетов в градостроительной политике Москвы, но и здесь не все идет гладко. "Аукцион на право завершения строительства высотки "Вертикаль", входящей в программу высотного строительства "Новое кольцо Москвы", перенесен. Организаторы торгов объясняют конфуз на фоне растущей инвестиционной привлекательности Москвы необходимостью доработки документации, а застройщики - большими обременениями объекта, который к тому же имеет далеко не идеальный имидж", - отмечает "Бизнес" в номере от 21 ноября. В материале приводятся подробности истории проекта, разногласий между его соинвесторами, вплоть до инцидентов уголовного характера, что в итоге привело к фактическому прекращению строительства. "В январе 2006 года вышло постановление правительства Москвы, по которому город расторг инвестиционный контракт со "Спецвысотстроем". Строительство было заморожено на уровне 14-го этажа, и, когда и какая компания возьмется за возведение еще 25 (всего должно быть 39), неизвестно. По данным газеты, "участники рынка предполагают, что причина кроется в отсутствии заявок. Девелоперы, занимающиеся строительством высотных зданий, банально проигнорировали торги. Например, в пресс-службе компании "
"Столица переживает невиданный автомобильный бум. Когда Юрий Лужков только восходил к вершинам городской власти, столичные улицы утюжило лишь около 800 тысяч авто", сообщает "Труд" в номере от 22 ноября. "К нынешнему ноябрю автостадо достигло уже 3,2 миллиона моторов. Всем им остро необходимо где-то парковаться, при том, что свободной земли в черте МКАД просто не осталось. Осталась вода". По данным газеты, "первая не только в Москве, но и в России подводная парковка на 860 машиномест должна появиться прямо в центре города под Обводным каналом. Осушать для этого сам канал не придется. Как рассказала "Труду" архитектор Татьяна Малявкина, автор проекта, глубина в этом месте небольшая - всего 1,8 метра. Строительство будет вестись ниже уровня воды. В результате вдоль Болотной набережной должен появиться транспортный двухуровневый тоннель длиной 450 метров и два пандуса для въезда на подводную парковку. <...> Разработчики проекта не скрывают, что удовольствие "приводнить" свой автомобиль пока будет по карману только состоятельным москвичам и гостям столицы", - констатирует газета.
Быстрыми темпами растет не только дорожная сеть, но и другие инженерные сооружения едва успевают за динамикой развития Москвы и области. "Строительство четырех городов в Подмосковье может обвалить инфраструктуру столичного региона", - предупреждает "Независимая газета" в номере от 22 ноября. По данным газеты, "инфраструктура Москвы и Подмосковья может не выдержать нынешних масштабов жилищного строительства. Вчера это открыто признал мэр Москвы Юрий Лужков. В ходе заседания правительства столицы он отметил, что дефицит электроэнергии в Москве может отразиться на объемах строительства нового жилья. По словам мэра, ежегодно в Москве строится порядка 5 млн. кв. м жилья, но "в настоящее время город испытывает огромный дефицит в тепло- и электроэнергии". К этому следует добавить, что примерно такое же количество жилья ежегодно возводится и в Подмосковье, которое использует те же инфраструктурные мощности, что и Москва. Между тем в ближайшие 10 лет рядом со столицей должны появиться сразу четыре новых города или адекватных им по размерам жилищных комплекса, планы возведения которых декларируют частные компании. От того, как в них будет решена проблема энерго-, тепло- и водоснабжения, во многом зависит благополучие прочих жителей Московского региона". Строительство в ближайшие десять лет четырех городов и крупных поселков в Подмосковье могут ввергнуть столичный регион в масштабный кризис, считают специалисты. "По действующему законодательству, отвечать за развитие инфраструктуры приходится самому застройщику и часто его сил на это не хватает. "Местные органы власти перекладывают эту задачу на плечи застройщиков, которым при возведении инфраструктуры все равно придется обращаться к чиновникам. В итоге за все платит потребитель, на которого девелоперы перекладывают расходы по облагораживанию территории", - отмечает руководитель проекта фонда Института экономики города Дмитрий Хомченко". В материале перечислен целый ряд крупных проектов, которые в случае реализации могут лечь неподъемным бременем на инфраструктуру столичного региона.
Между тем, в ближайшее время может поменяться сама система регулирования градостроительной деятельности в Москве. "В недрах столичной мэрии родился новый бюрократический "монстр". Это Мосинвестконтроль, который будет курировать градостроительную политику и инвестиционно-строительную деятельность в городе. А львиная доля полномочий нынешних заместителей мэра и профильных министров достанется его руководителю Александру Рябинину", сообщает "Московский Комсомолец" в номере от 24 ноября. "Похоже, на Тверской, 13, больше не будут спорить о том, кто является самым влиятельным чиновником в городе после Юрия Лужкова. <...> В ближайшее время Мосинвестконтроль планирует провести ревизию уже выделенных инвесторам земельных участков и экспертизу проектов, которые намечено на них реализовать. По итогам проверки договоры с отдельными неугодными застройщиками могут быть расторгнуты, а земельные участки выставлены на конкурс повторно. Кроме того, г-н Рябинин получил право вмешиваться в подготовку любых распорядительных актов, касающихся градостроительной деятельности на территории мегаполиса, а также земельных и инвестиционных конкурсов, вплоть до согласования стоимости лотов. До сих пор в структуре горадминистрации не было органа, обладающего столь широким спектром полномочий".
Вероника Шарова