Эстония, 23 ноября, 2006, 14:08 — ИА Регнум. Принятые парламентом Эстонии 9 и 15 ноября в первом чтении законопроекты, связанные с судьбой памятников и военных захоронений советского периода, позволяют государственным структурам принимать решения о переносе либо демонтаже памятников в одностороннем порядке, исходя лишь из собственных интересов или интересов политического момента, считает юрист-эксперт Сергей Середенко. Такое мнение сегодня, 23 ноября, эстонский юрист высказал корреспонденту ИА REGNUM, комментируя ситуацию с принятием законов о переносе памятников. "Первое, что бросается в глаза - это то обстоятельство, что данным законом военные захоронения фактически объявляются государственной собственностью. Никакой компетенции, например, местных самоуправлений, законопроект не предусматривает", - сказал Середенко. Юрист отметил, что вмешательство третьего сектора и общественности в процесс принятия решений законом практически исключен.
Анализируя текст первого из двух законопроектов - проекта Закона "О сносе запрещенных сооружений", Середенко заявил корреспонденту ИА REGNUM, что "законопроект переполнен правовыми неопределенностями, и анализировать его бессмысленно": "Так, например, совершенно неясно, как монумент может "призывать к совершению преступления" (статья 1 проекта). Или что такое "запрещенный способ экспонирования предмета?". Он также не исключил, что введение в законопроект положения о роли министра юстиции было продиктовано политическими соображениями (Министр юстиции Эстонии Рейн Ланг - однопартиец одного из инициаторов законопроектов, лидера Реформистской партии и премьер-министра Эстонии Андруса Ансипа - прим. ИА REGNUM).
По мнению Середенко, проект Закона "О сносе запрещенных сооружений" не предназначен для прохождения в парламенте: "В противном случае, его, в соответствии с политической традицией последних лет, сопровождала бы пространная преамбула". Поэтому юрист назвал этот проект "жертвенным". По его словам, закон быть провален в парламенте, чтобы принять второй законопроект, непосредственно касающийся судьбы таллинского памятника "Бронзовый солдат".
Анализируя проект Закона "Об охране военных захоронений", Середенко подчеркнул, что, согласно законопроекту, решением о сносе таллинского памятника "Бронзовый солдат" будет заниматься комиссия по военным захоронениям Министерства обороны Эстонии. Юрист указал на невозможность своевременного обжалования такого решения: "С учетом того, что такое решение не подлежит публикации в официальном издании правовых актов Эстонии Riigi Teataja, общественности оно, скорее всего, будет подано только после того, как истечет срок его обжалования - один месяц". Именно поэтому Середенко считает путь судебного обжалования этого решения "совершенно бесперспективным". Он также подчеркнул, что по тексту нового законопроекта в случае, если Министерство обороны не установит в месте нового захоронения прежнего или нового монумента, никто, исходя из буквы закона, не вправе будет потребовать от министерства этого. Подобный пункт в законопроекте Середенко охарактеризовал как "страховочный вариант" для тех, кто желает во что бы то ни стало расправиться с памятниками советского периода. Середенко обратил внимание, что исключения при принятии решения предусматриваются только для тех захоронений, в отношении которых заключены международные договоры. Поэтому он выразил надежду, что страны, заинтересованные в сохранении военных захоронений и памятников в их нынешнем виде, могут использовать этот аспект.