Чувствуют ли себя в безопасности жители Санкт-Петербурга и Твери - исследование Фонда ИНДЕМ
Санкт-Петербург, 20 ноября, 2006, 22:55 — ИА Регнум. Результаты социологического исследования "Безопасность граждан", проведенного
По словам Георгия Сатарова, проект преследовал цель изучения спроса на личную безопасность как на услугу, которую оказывают гражданам органы правоохранительные охраны.
Среди причин неудовлетворенности жителей Санкт-Петербурга от обращения в органы милиции лидирует медленность обслуживания, на втором месте невнимательное отношение сотрудников к ним самим и их обращению; жители Твери выбрали те же ответы, только поменяв их местами рейтинге. Зато нежелание милиционеров бескорыстно исполнять свои обязанности тверичи поставили на третье место, а петербуржцы - только на седьмое из восьми. Интересно, что такие причины неудовлетворенности обращением в милицию как то, что справедливость в результате этого обращения не была восстановлена, преступники не были найдены и наказаны, жители обоих городов поставили на самые последние места.
Это свидетельствует о том, что для жителей обоих городов "важнее, как к ним относятся, чем результат решения той проблемы, с которой они пришли", отметил Сатаров. По его словам, этот важный момент во взаимоотношениях населения с бюрократическими структурами понимали еще в древности, и до сих пор он не утратил своей актуальности, хотя явно недостаточно учитывается в работе государственных органов.
В ходе исследования респондентам также был задан ряд вопросов, направленных на изучение социальной рефлексии жителей обоих городов. Их целью было выявить общие представления населения двух городов о проблемах, которые их беспокоят и об уровне безопасности разных категорий населения. В результате, отметил Георгий Сатаров, выяснилось, что те проблемы, которые наиболее активно обсуждаются в прессе, фактически не входят в приоритеты граждан. Так на первые места среди беспокоящих их проблем жители обоих городов поставили социальные проблемы: высокие цены на услуги ЖКХ (первое место в обоих городах), рост цен и инфляцию (второе место в Твери и третье - в Санкт-Петербурге), бедность и низкая зарплата (третье место в Твери и четвертое в Санкт-Петербурге), высокие цены на продукты питания (пятое место в обоих городах). При этом на второе место в северной столице вырвалась проблема наркомании.
Жители Санкт-Петербурга также достаточно серьезно обеспокоены кризисом морали, культуры и нравственности; эту проблему они поставили на шестое место, тогда как тверичи отодвинули ее вдвое ниже - на двенадцатое место.
Интересно, что при этом первую проблему криминального характера - уличную преступность и кражи, жители обоих городов поместили в своем рейтинге только на седьмое место. Такие проблемы как организованная преступность и бандитизм, квартирные кражи волнуют население еще меньше.
Еще слабее ощущение угрозы, исходящее от проблем политического характера: уход от идеалов демократии петербуржцы поместили на 31-е место, а тверичи - на 30-е, уход от идеалов социализма - соответственно на 33-е и 31-е места, а угрозу диктатуры - на 36-е и 33-е места в рейтинге.
Достаточно неожиданным оказалось низкое место в рейтинге, которое опрошенные горожане отдали проблемам, которые создают мигранты и приезжие. Вопреки ожиданиям исследователей, жители Санкт-Петербурга поставили их на 28-е, а жители Твери - на 27-е место.
Интересная картина открылась и при анализе ответов на вопрос "для каких категорий постоянных или временных жителей города жизнь в нем представляет наибольшую опасность". Первые три места петербуржцы и тверичи единодушно отдали пенсионерам, школьникам и молодым женщинам. Но далее наметились показательные расхождения. На четвертое место среди самых угрожаемых категорий населения жители Санкт-Петербурга поставили выходцев из стран Азии и Африки; для Твери эта проблема, в связи с меньшим количеством темнокожих граждан, стоит только на 12-м месте, зато на шестое место там вышла угроза для кавказцев. Криминально-коррупционную атмосферу в городе характеризует и то, что жители Твери поставили на четвертое и пятое места по степени угрозы предпринимателей - работников малого бизнеса и руководителей крупных предприятий. В Санкт-Петербурге малым бизнесменам тоже живется не очень уютно - по уровню угрозы они поставлены на шестое место, а руководители крупных предприятий, по мнению петербуржцев, находятся в гораздо большей безопасности - они получили только 11-е место в рейтинге.
Еще более существенные расхождения между Санкт-Петербургом и Тверью выявились при оценке их жителями тех угроз, которым они лично подвергаются. Если петербуржцы больше всего опасаются стать жертвой насилия на улице в темное время, то для тверичей эта угроза - лишь вторая. Больше всего жители этого города боятся квартирной кражи. В целом для Санкт-Петербурга как более богатого города более существенны опасения, связанные с угрозой собственности (уличное ограбление, угон автомобиля, "подстава" на дороге), а для Твери - с угрозой жизни и здоровью, в особенности это касается угрозы вовлечения в наркоманию детей и возможного насилия со стороны лица, находящегося в состоянии наркотического опьянения. Как отметил Георгий Сатаров, это является отражением напряженной наркоситуации в Твери.
Оценивая степень эффективности органов милиции при попадании в опасные ситуации, жители Санкт-Петербурга чувствуют себя наиболее защищенными от теракта в общественном транспорте и при попадании в ДТП. Тверичи с ними в целом согласны, только поменяв эти ситуации местами в рейтинге. Высоко оценивают горожане и деятельность милиции по защите их и от других проявлений терроризма. В то же время низкие места в рейтинге получили действия милиции по защите граждан от краж в общественном транспорте и уличного мошенничества (лотереи, фокусы, гадания и т.п.): Санкт-Петербург - 29-е и 30-е места соответственно, Тверь - 30-е и 28-е места.
Среди предлагаемых респондентами мер по повышению эффективности работы милиции традиционно лидируют увольнение всех взяточников (Санкт-Петербург - первое место, Тверь - второе) и повышение заработной платы оперативным сотрудникам (Санкт-Петербург - второе место, Тверь - первое). Последнюю меру Георгий Сатаров связал с мифологическим представлением о прямой взаимосвязи между низкой зарплатой и коррупцией, которое ранее было опровергнуто другими исследованиями Фонда ИНДЕМ.
Он отметил также, что петербуржцы поставили на седьмое место такую меру как постоянный контроль деятельности милиции со стороны правозащитных организаций, гораздо меньше значения этому придают тверичи, поставившие эту меру на одиннадцатое место. Такое расхождение, пояснил Сатаров, вероятнее всего, связано с тем, что в Санкт-Петербурге действует несколько сильных правозащитных организаций, известных горожанам благодаря СМИ, активно работающих с милицией и доказавших свою эффективность.
Анализ практики личных обращений респондентов в милицию показал, что, не считая такой наиболее частой в обоих городах услуги как оформление или переоформление паспорта, петербуржцы чаще обращаются в милицию для розыска имущества, а тверичи - для защиты от хулиганов. При этом, отметил Сатаров, в Санкт-Петербурге при более низких ожиданиях эффективности обращения в милицию, общая оценка эффективности обращений оказалась выше, чем в Твери. "Реальная средняя эффективность милиции выше, чем мы ожидаем, исходя из информационного фона", - констатировал он. На вопрос: "Была ли в конце концов достигнута цель обращения?" "да" ответили 77,5% петербуржцев и 57,5% тверичей и "нет" - 14,3% и 30,1% соответственно.
Качество обслуживания граждан у петербургской милиции оказалось выше, чем у тверской. В Санкт-Петербурге обращавшиеся в милицию реже сталкивались с неуважением и грубостью. В обоих городах преобладает достаточно умеренная оценка - "безразлично, но обязанности выполнили", при этом уважительное и внимательное отношение к себе отметили более трети опрошенных.
Как следствие всего этого совершенное удовлетворение результатами своего обращения в милицию высказали 57% петербуржцев и лишь 25,7% жителей Твери. Количество совершенно неудовлетворенных и тех, кто ответил, что скорее не удовлетворен, в этом городе примерно вдвое выше, чем в Санкт-Петербурге.
Отдельный блок вопросов социологи посвятили изучению тех мер, которые жители двух городов принимают, чтобы самостоятельно обеспечивать свою безопасность. Среди мер с разовыми выплатами в Санкт-Петербурге лидирует установка домофона, тогда как в Твери предпочитают металлические двери. Среди мер с периодическими выплатами в северной столице на первом месте с очень большим отрывом от других мер стоит оплата эксплуатации домофона; такие меры как оплата охраны детского сада, автостоянки, гаража, найм консъержки или пользование услугами вневедомственной охраны гораздо менее распространены. Жители Твери пользуются платными услугами еще реже; наиболее распространены в этом городе оплата охраны школ и детских садов, где учатся дети опрошенных, и оплата эксплуатации кодовых замков на дверях подъездов. "Такие различия в стратегиях связаны с имущественными различиями жителей двух городов", - пояснил Георгий Сатаров.
Что касается беззатратных мер обеспечения собственной безопасности, то петербуржцы и тверичи практикуют в целом схожий набор действий - проявляют осмотрительность, выходя из дома, и проверяют, закрыты ли окна, выключено ли электричество и газ, полностью ли заперта дверь и т.п.; обходят стороной опасные места в городе и людей, находящихся в неадекватном состоянии, созваниваются с гостями, ушедшими от них, чтобы убедиться, что те благополучно добрались до дома, и т.п. Заметное различие наблюдается лишь по отношению к оружию - тверичи примерно в полтора раза чаще, чем петербуржцы носят при себе нож или другое холодное оружие, а также хранят дома газовое и огнестрельное оружие. Жители этого города также более склонны к самоорганизации для обеспечения безопасности и вдвое чаще, чем жители Санкт-Петербурга, участвуют в дежурствах по жилому комплексу, дому или подъезду.
Интенсивность затрат на собственную безопасность и безопасность своей семьи в обоих городах за последние два-три года выросла примерно вдвое, что отражает возросший спрос на обеспечение безопасности.
Подводя общие итоги исследования, Георгий Сатаров подчеркнул важность изучения спроса на обеспечение безопасности, предъявляемого населением, для совершенствования работы правоохранительных органов. "Нашей целью было, в частности, показать, что индивидуальные различия городов настолько велики, что их нужно учитывать в процессе управления", - отметил он. "Мы считаем, что милиция общественной безопасности должна быть выведена из системы МВД и муниципализирована, - продолжил президент ИНДЕМа. - Главное - разорвать вертикаль и привязать органы обеспечения безопасности к нижнему уровню управления". В связи с этим Сатаров не исключил возможности перейти к выборности руководителя милиции общественной безопасности населением наподобие того, выбираются населением шерифы в США. Также избираемыми, по его мнению, должны быть мировые судьи, а их число должно определяться в зависимости от потребности данного муниципального образования, а не нормироваться откуда-то свыше.
Как отметил эксперт Фонда "Индем" Константин Головщинский, в зарубежной практике оценка эффективности работы правоохранительных органов базируется не на одних формальных показателях преступности и раскрываемости, но в значительной степени на независимых социологических исследованиях подобного типа. Исследование ощущений граждан позволяет, в частности, более точно выстраивать систему приоритетов для правоохранительных структур, отметил он.
Результаты исследования доведены до сведения