"Карта гласности", составленная Фондом защиты гласности (ФЗГ) на основе мониторгинга ситуации в регионах России с марта по август 2006 года и опроса около 40 экспертов, была представлена журналистам в Москве 14 ноября, передает корреспондент ИА REGNUM. Как сообщил президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, побудительной причиной для того, чтобы выполнить это исследование стало обнародование ежегодного доклада о состоянии свободы слова в мире, подготовленного международной организацией "Репортеры без границ".

"Лично для меня 147-е место из 168-ми показалось оскорбительным", - заявил Симонов.

Однако, по его словам, исследование ФЗГ отличается от исследования "Репортеров без границ", так как направлено на изучение ситуации не со свободой слова, со свободой средств массовой информации. С точки зрения Фонда защиты гласности, в России вообще нет свободы слова как общественного института, складывающегося из определенных традиций, навыков и внутреннего законодательства. Что касается свободы СМИ, то под этим понятием эксперты Фонда понимают свободу производства информации, свободу получения информации и свободу распространения информации.

При составлении "Карты гласности" субъекты Федерации были распределены по следующим качественным категориям, с точки зрения свободы СМИ: свободна, относительно свободна, относительно несвободна, несвободна.

При этом, ни одного субъекта, полностью соответствующего критериям свободы СМИ, экспертам ФЗГ назвать не удалось.

В категорию относительно свободных попал 21 регион: Москва, Санкт-Петербург, Республика Алтай, Чувашия, Алтайский край, Московская, Пермская, Нижегородская, Свердловская, Мурманская, Ленинградская, Смоленская, Тверская, Новгородская, Иркутская, Новосибирская, Ярославская, Кировская, Камчатская, Сахалинская и Томская области.

Наиболее массовой (43 региона) оказалась группа субъектов Федерации, относительно несвободных, с точки зрения свободы СМИ: Республика Тува, Чеченская республика, Северная Осетия, Бурятия, Удмуртия, Хакасия, Якутия, Республика Адыгея, Республика Коми, Приморский, Краснодарский, Ставропольский и Красноярский края, Архангельская, Калининградская, Воронежская, Омская, Волгоградская, Саратовская, Ивановская, Владимирская, Вологодская, Астраханская, Челябинская, Ростовская, Тюменская, Ульяновская, Брянская, Костромская, Липецкая, Орловская, Белгородская, Самарская, Курганская, Курская, Оренбургская, Тульская, Читинская, Магаданская, Тамбовская и Рязанская области, Ханты-Мансийский и Ненецкий автономные округа.

Несвободных, с точки зрения свободы средств массовой информации, по оценке экспертов ФЗГ, оказалось 17. Это, прежде всего, республики - Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Ингушетия, Дагестан, Калмыкия, Башкирия, Татарстан, Марий Эл, Мордовия, Карелия, а также Кемеровская, Пензенская, Калужская, Псковская и Амурская области, Хабаровский край и Еврейская автономная область.

По восьми субъектам Федерации у Фонда защиты гласности не оказалось данных. Это автономные округа: Усть-Ордынский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Таймырский, Агинский Бурятский, Корякский и Чукотский.

Наиболее благополучной, по оценке президента ФЗГ, является ситуация в сибирских регионах - прежде всего в Томской и Новосибирской областях, а самой тяжелой - ситуация в Башкирии и Республике Марий Эл.

Как пояснил Алексей Симонов, уровень свободы СМИ в том или ином регионе в значительной степени зависит от уровня компетентности руководителя региона: если губернатор считает себя достаточно компетентным и уверенно управляет регионом, он не боится критики. Но завышенная самооценка руководителя отрицательно сказывается на положении прессы. "Очень тревожно положение в Красноярском крае, где господин Хлопонин очень озабочен тем, как о нем пишут", - отметил Симонов.

На карте также обозначены места гибели журналистов, отмеченной за время исследования. По данным Генеральной прокуратуры РФ, из пяти убийств к моменту составления "Карты гласности" было расследовано три - необычайно высокий процент, отметил Симонов. В связи с этим он подчеркнул важность выявления причин гибели журналистов, в том числе и вызванной причинами бытового характера, в отличие от убийств на профессиональной почве, для формирования реальной картины положения журналистов в обществе.

Комментируя активность правоохранительных органов в защите свободы СМИ в России, глава ФЗГ также с удовлетворением отметил, что в последние три года начала работать статья 144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов). В настоящее время, по данным Фонда защиты гласности, по данной статье возбужедено около десятка уголовных дел, среди которых, впрочем, пока нет ни одного, возбужденного против действующего чиновника.

Характеризуя общую ситуацию со свободой средств массовой информации в России, Алексей Симонов отметил, что примерно две пятых российской прессы так или иначе зависят от государства - либо напрямую принадлежат ему, либо контролируются им, либо представляют собой вообще государственные учреждения - МУПы и ГУПы. О том, чтобы подобные СМИ занимали независимую позицию, нечего и думать, констатировал он.

Примерно столько же российских средств массовой информации принадлежит бизнесу. Здесь, по словам Симонова, также существуют проблемы со свободой СМИ. Когда СМИ является для его владельца непрофильным активом, прикупленным "на всякий случай", журналисты зачастую находятся в двойной зависимости - от стороны власти, и от владельца, который, в свою очередь, также нередко подвергается давлению власти.

И, наконец, одну пятую отечественной прессы составляют СМИ, входящие в профессиональные холдинги, объединяющие обычно несколько газет и радиостанций. Очень многие из таких реально независимых СМИ "желтеют", следуя за потребностями массовой аудитории, однако "именно в этом секторе сохраняются понятия профессиональной чести профессиональной репутации, и именно здесь находятся очаги свободы СМИ", отметил Симонов. К числу таких холдингов он отнес "Алтапресс", "Челябинский рабочий" и др. К этой же части прессы он отнес такие издания как "Новая газета", "Новые Известия", "Коммерсант".

"Но это не означает потери в остальных четырех пятых достойной журналистики", - подчеркнул президент ФЗГ. - Есть несвободные СМИ, где держат трех-четырех свободных журналистов".

Подобное картирование впервые было выполнено Фондом защиты гласности десять лет назад и производилось ежегодно, сообщил Алексей Симонов. Выпуск очередной "Карты гласности" означает возвращение к этому проекту после пятилетнего перерыва.