Комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендовал палате принять в первом чтении президентский законопроект "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр". На пленарное заседание он может быть вынесен в среду, 15 ноября - такое решение было принято на президиуме фракции "Единая Россия" сегодня, 13 ноября, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Напомним, что законопроект предусматривает, что с 2009 г. вся деятельность игорного бизнеса будет сосредоточена в четырех зонах двух видов (две в европейской части России, одна в Сибири и одна на Дальнем Востоке) - игорных зонах поселений и особых игорных зонах вне земель поселений. К организаторам устанавливаются требования по объему чистых капиталов (не менее 600 млн руб.), по внешнему виду игорных заведений, их площади, количеству игровых столов и автоматов. С 1 июля 2007 г. все игорные заведения, не соответствующие требованиям закона, должны быть закрыты. Предложенный законопроект - в исключительном ведении РФ; регионы могут участвовать в управлении, но не в регулировании создаваемых зон. Решение о создании и ликвидации игорных зон принимается правительством. Уполномоченный орган федеральной власти, который, по словам представителя президента в Госдуме Александра Косопкина, "будет самостоятельным, хотя и будет замыкаться на некоторые министерства", согласно проекту выдает разрешения на осуществление деятельности в этих зонах. Закон должен вступить в силу с 1 января 2007 г.

Косопкин отметил, что ко второму чтению текст будет улучшен, и депутаты смогут "убрать некоторые двоякие понимания, которые, не отрицаем, присутствуют". Директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин и президент Ассоциации игорного бизнеса в интернете Олег Журавский выразили общую обеспокоенность в отношении букмекерских контор и тотализаторов, которые должны размещаться в игорных зонах. По словам Саватюгина, эта позиция "требует как минимум обсуждения". Чрезмерной представляется также норма об обязательном для них объеме активов не ниже 600 млн руб. По его словам, существует опасность, что под закон могут подпасть фьючерсные биржи. Журавский подчеркнул, что букмекерство не является игорным бизнесом и не несет социального вреда, а законопроект "убивает" этот бизнес. "У нас нет чистых активов. Все наши активы - это наши мозги, компьютер", - сказал он. По его словам, к букмекерским конторам и тотализаторам должны приниматься особые требования - отдельное лицензирование, а пункты приема ставок не должны оказаться в обособленных игорных зонах. Кроме того, он считает нереализуемым требование законопроекта запретить организацию азартных игр в интернете, с помощью средств связи. Соответствующие поправки он обещал подготовить ко второму чтению.

Впрочем, Косопкин, отвечая на пожелание представителя профессионального сообщества, заявил, что законодательство других стран, в которых не запрещают, а регулируют деятельность организаций по азартным играм в интернете, "свежее", не имеет большого опыта, и ориентироваться только на него неправильно. Возможно, что эти проблемы придется решать отдельными законопроектами, сказал он, добавив, что возможности ограничить интернет в этой сфере у государства нет.

В связи с принятием закона возникают сложности с налогом на игорный бизнес. Как сообщил Саватюгин, его фактически будут получать только 4 субъекта РФ, а если зоны будут располагаться на стыке нескольких субъектов РФ, то непонятно как его расщеплять между ними. При этом доля этого налога, поступающего в региональные бюджеты достаточно существенна: в 2005 г. сборы от налога по стране составили более 20 млрд руб., хотя лидируют, конечно, Москва и Подмосковье. В то же время, по его мнению, выпадающие доходы от этого налога не станут "катастрофой" для регионов. В Минфине не исключают поддержку инициативы депутатов комитета по бюджету и налогам отменить налог на игорный бизнес и заменить его налогом на прибыль организаций.

Саватюгин подчеркнул, что необходимо внести поправки в КоАП, а возможно в УК за нарушение закона. "Существует подозрение, что многие игорные заведения смогут уйти в тень, подвалы, не туда, куда надо", - заметил он. Мнение о том, что большинство игорных заведений уйдут в тень с 2009 г. "сбрасывать со счетов нельзя", считает руководитель комиссии правительства по игорному бизнесу Москвы Валерий Иванов. Он также отметил, что законопроект не дает четкого механизма создания зон, ликвидации заведений игорного бизнеса (кто это будет контролировать). "В принципе мы не возражаем против законопроекта", - заявил он, комментируя позицию правительства Москвы. Иванов рассказал, что в ожидании этого законопроекта в Москве новые игровые залы и автоматы стали "расти как грибы".