Обзор СМИ за 31 октября-6 ноября 2006 года.

Визит президента Армении в Москву. Недовольство Freedom House. Бюджет-2007. Навстречу выборам.

Визит президента Армении в Москву

Экономическая экспансия или добровольная сдача?

Завершился рабочий визит президента Армении Роберта Кочаряна в Москву. Программа визита была не очень насыщенной, хотя разговоров и домыслов о целях визита было немало, особенно в российской прессе. Между тем, отмечает газета "Голос Армении", в реальности состоялись переговоры Роберта Кочаряна с президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром России Михаилом Фрадковым. Кочарян также принял участие в церемонии открытия в Москве памятника выдающемуся советскому композитору Араму Хачатуряну. В повестке дня переговоров президента Армении в Москве были вопросы экономического и политического сотрудничества Армении и России.

Нынешний визит Роберта Кочаряна в Москву еще до своего начала удостоился небывалого интереса со стороны российских политиков и СМИ, пишет газета "Новое время". Предварительная же оценка "ключевой компоненты" визита, считает газета, звучала так: Москве на сей раз придется кое о чем попросить Ереван. "Одержимость карательными акциями в отношении "непокорного" грузинского государства настолько затуманила аналитическую мысль, что некоторые особо рьяные грузинофобы предположили: Путин попросит Кочаряна оказать давление на Грузию. Были и такие предположения: дескать, Ереван претендует на роль посредника в урегулировании российско-грузинского кризиса, однако Москва никогда не пойдет на это... "Кочарян примерил лавры миротворца" - заголовок статьи в "Независимой газете", опубликованной до начала визита президента Республики Армения (РА). В целом если попытаться по российской прессе оценить "пакет" ожиданий от визита президента Кочаряна в Москву, то в осадок выпадают два главных принципа: что еще можно "урвать" у Армении и как использовать "стратегического союзника" в антигрузинских целях". К сожалению, отмечает газета, российские СМИ в погоне за "выгодой", будь то политической или экономической, начисто забыли о том, что связывает народы наших двух стран не только выхолощенный интерес, а нечто гораздо большее... "То духовное родство, проигнорировав и насмехавшись над которым, можно подставить под угрозу самую совершенную геополитическую схему и наиболее оптимальный бизнес-план".

Газета "Иравунк", обращая внимание на то, что сообщение о предстоящем визите Роберта Кочаряна в Москву распространила не пресс-служба президента РА, а посольство РФ в Армении, пишет, что, согласно дипломатическим источникам, Кочарян приложил много сил для встречи с президентом РФ. Как сообщает газета, посредником в этом вопросе стал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, которого Кочарян уверил, что он едет к Владимиру Путину, чтобы окончательно сказать тому, что он незаменимый друг России. Однако, пишет газета, исходя из принципов комплементаризма, Кочарян перед своей поездкой в Москву "еще одно признание подготовил для американцев". По сведениям газеты, президент РА попросил министра иностранных дел Грузии походатайствовать перед госсекретарем США Кондолизой Райс об организации встречи с Джорджем Бушем, для того чтобы и ему принести "клятву верности". Теперь, пишет газета, руководитель нашей страны ждет письма от Кондолизы Райс, в котором будет принято либо отвергнуто его предложение.

Рабочий визит президента Роберта Кочаряна в Москву внес определенную ясность в российско-армянские политические и экономические отношения и создал предпосылки для их дальнейшего восходящего развития, утверждает газета "Айоц Ашхар". Переговоры, состоявшиеся как с президентом РФ Владимиром Путиным, так и с премьером Фрадковым, показали, что обсуждения, развернувшиеся между руководителями дружественных стран, привели к желаемому результату и сторонам удалось найти взаимно приемлемые решения.

"Бывают встречи, когда переговорщики делают, кажется, все, чтобы угадать желания друг друга и немедленно исполнить их. Таковой была вчерашняя встреча Владимира Путина и Роберта Кочаряна", - пишет российская газета "Коммерсант". Комментируя слова Путина о том, что "российские инвестиции в Армении занимают постыдное третье место", газета пишет: "Впрочем, удивляться этому факту не стоило, как и понапрасну расстреливать такие заведомо привлекающие внимание благодарных телезрителей слова, как "постыдно" или, допустим, "некрасиво". На самом деле инвестиций постыдно мало, возможно, только по той причине, что Армения в последние годы сама отдает свои активы России в уплату за разнообразные услуги, в том числе и посреднические, так что и инвестировать в нее нет особой необходимости. "Большое спасибо за добрые слова, - благодарно улыбнулся Роберт Кочарян, внимательно выслушав последние слова Владимира Путина, - спасибо за приглашение...". Тут президент России посмотрел на него с каким-то детским недоумением. "На которое я сам напросился", - со вздохом закончил господин Кочарян". ("А1 плюс").

Газета "Иравунк", отмечая, что визит Роберта Кочаряна в Москву вызвал большой интерес как в Армении, так и за ее пределами, пишет, что "венцом энергетической составляющей" этого визита можно считать то, что Россия будет контролировать газопровод Иран-Армения, а имевшийся у российских компаний "контрольный пакет" энергетики Армении перерастет в "решающий пакет". Одновременно газета обращает внимание и на визит министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, в ходе которого он встретился с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и министром иностранных дел Грузии Гелой Бежуашвили. Осканян обсудил с ними "двусторонние армяно-российские отношения, влияние российско-грузинского конфликта на регионы и возможности сглаживания существующей напряженности". Ссылаясь на осведомленные источники, газета пишет, что в ходе этих встреч были обсуждены вопросы, касающиеся железнодорожного сообщения. И хотя, пишет "Иравунк", сдвигов в вопросе важного для Армении запуска абхазской железной дороги не произошло, сдвинулся с места вопрос железной дороги Карс-Ахалкалаки: "Похоже, что достигнуто соглашение о том, что грузины откажутся от этого проекта".

Газета "168 Жам", также касаясь замечания Владимира Путина о том, что "российские инвестиции в Армении занимают постыдное третье место", пишет: "Возможно, для президента России это является вопросом чести. Однако тревожится ему не о чем: взамен его страна получила в дар от своего стратегического партнера 80% энергетической системы, являющейся хребтом экономики Армении, и множество других структур. А может, русским будет дана возможность сделать "инвестиции" в газопровод Иран-Армения? В конце концов, не можем же мы позволить, чтобы наш стратегический партнер чувствовал себя ущемленным. Это вопрос чести и для нас!"

Газета "Лрагир" считает, что Москва больше не доверяет клятвам верности и требует конкретных гарантий в виде обретения контроля над конкретными стратегическими сферами экономики Армении. Так, слова Владимира Путина об усилении российского экономического присутствия в Армении газета трактует как намек на то, что сделки на манер "Имущество взамен долга" будут продолжаться и умножаться.

Газета "Айк", анализируя возможные последствия передачи России армянского участка газопровода Иран-Армения, отмечает: "Уступая наш участок газопровода Иран-Армения российской стороне, Армения нанесла своему соседу и партнеру серьезный удар со спины. Вкладывая достаточно большую сумму в строительство газопровода, иранская сторона преследовала также далеко идущие внешнеполитические цели - посредством Армении и других соседей выйти на европейский рынок, став альтернативой проникновения российского газа и занять доминирующую позицию в регионе, благодаря более низкой цене и качеству услуг". В действительности, пишет газета, все получилось с точностью до наоборот: "Мы поставили Иран перед фактом, чего амбициозные руководители этой страны нам не простят".

Как сообщает армянская служба радио "Свобода", сообщая о том, что "Газпром" будет контролировать участок газопровода Иран-Армения, российский "Коммерсант" пишет: "Осмелюсь сказать, что за последние годы это самая большая, если не единственная геополитическая победа господина Путина в этом регионе".

"Поскольку для России "энергетическая дипломатия" на данный момент исторического времени является одной из основных составляющих внешней политики, думается, что в реализации своих интересов Россия должна "отводить" определенную роль и функцию и для Армении, а Армения в свою очередь, имея в качестве стратегического союзника энергетическую сверхдержаву, имеет полное право рассчитывать не только на понимание своих энергетических проблем, но и активное участие России в реализации армянских энергетических интересов в регионе", - заявил в ходе прочитанной в Российско-Армянском университете (РАУ) лекции экс-премьер-министр Армении, ректор РАУ Армен Дарбинян. Пока же, добавил Дарбинян, к сожалению, наблюдается только лишь вялотекущая энергетическая экспансия России, и увеличение доли "Газпрома" в акционерном капитале армянского оператора "АрмРосгазпром" путем дополнительной эмиссии акций надо рассматривать именно в этом контексте. "Мне бы представлялось разумным, если бы правительство Армении, владеющее до вышеозначенной эмиссии 45 процентами акций "АрмРосгазпрома", обусловило бы свое согласие на допэмиссию рядом существенных, с точки зрения превращения Армении в полноценного игрока на региональном энергетическом рынке, обстоятельств, как то: расширение возможностей экспорта электроэнергии в Грузию путем строительства новой высоковольтной ЛЭП; политическая и экономическая поддержка стратегического партнера в задействовании существующих ЛЭП на Турцию мощностью в 400 МВт; политическая поддержка в отстаивании Арменией права на производство атомной энергии; согласование позиции сторон по поводу реализации стратегического интереса Армении в вопросе транзита иранского газа", - заявил экс-премьер РА. "Именно в этом, с моей точки зрения, заключалась бы реализация стратегического союзничества с Россией, а пока этого нет, при каждом движении в сторону от "генеральной линии" стратегического союзничества армянские политики всякий раз будут демонстрировать детскую наивность в глазах, а русские политики будут называть нас котами Леопольдами...", - подчеркнул Армен Дарбинян. (PanARMENIAN.Net).

"Россия уже присвоила газопровод Иран-Армения и Разданскую теплоэлектростанцию. Сейчас Россия стремится присвоить железнодорожную сеть Армении. Ереван намерен объявить тендер на передачу во владение железнодорожной сети на 40 лет, но президент РФ Владимир Путин попытается убедить своего армянского коллегу Роберта Кочаряна в том, что проводить данный тендер не нужно, а о железной дороге Армении позаботится Россия", - пишет "Прайм-Hьюс". ("Ноян Тапан").

Комментируя подписание договора между греческой компанией OTE и ОАО "Вымпелком" о приобретении последним 90% акций армянской телекоммуникационной компании "АрменТел", генеральный директор ОАО "Вымпелком" Александр Изосимов заявил: "Мы рады объявить о подписании данного соглашения, которое позволит нам начать операции в Армении - шестой стране СНГ, где наша компания будет предоставлять услуги связи. Занимая около 40% рынка сотовой связи Армении, компания "АрменТел" имеет достаточно сильные позиции, которые мы планируем еще более упрочить". Согласно размещенному на сайте ОАО "Вымпелком" сообщению, стоимость 90% пакета акций "АрменТела" составляет 341,9 млн. евро плюс около 40 млн. евро в виде чистой задолженности и обязательств компании. Закрытие сделки будет зависеть от выполнения ряда условий, включая получение согласия правительства Армении. Закрытие сделки планируется осуществить до конца 2006 года. (PanARMENIAN.Net).

Армения в российско-грузинском конфликте

Касательно обсуждавшихся президентами РФ и РА политических вопросов газета "Голос Армении" пишет: "Не секрет, что Россия была бы далеко не прочь увидеть жесткость позиции своего стратегического союзника по отношению к Грузии, в то время когда Армения, наоборот, стремится вести взвешенную политику в вопросе российско-грузинского кризиса и предлагает свои услуги в качестве посредника. Другое дело - нуждается ли в этом Россия?"

Российская газета "Коммерсант" считает, что Москва, возможно, задействует давление Армении на Грузию. В статье, опубликованной накануне встречи президентов России и Армении, газета пишет, что в ходе встречи речь пойдет о Грузии. "В Кремле ищут методы воздействия на президента Грузии Михаила Саакашвили. Разрабатываются различные варианты. В Тбилиси боятся, что одним из этих вариантов может стать прекращение поставок электроэнергии в Грузию из России и Армении. В этом допустимом случае Грузия окажется в катастрофическом положении", - пишет "Коммерсант". В статье не исключается, что Москва попросит Армению организовать "маленькие беспорядки" в южном регионе Грузии Самцхе-Джавахети, где компактно проживает армянское население - около 200 тысяч человек. Грузинские эксперты считают, что развитие событий по этому пути не исключается, так как Армения во многом зависит от России в политическом и экономическом плане. В то же время Армения не может пойти на конфронтацию с Грузией, так как единственный путь, который ее связывает с Россией и европейскими странами, проходит через Грузию. ("Ноян Тапан").

Газета "Айкакан жаманак", обращаясь к теме московского визита Роберта Кочаряна, пишет, что между ним и президентом РФ состоялся довольно тяжелый разговор, "к которому Владимир Путин подготовился чрезвычайно серьезно". Подчеркивая, что Кремль ищет пути для того, чтобы "задавить" самоуверенного руководителя Грузии, газета пишет: "... "Просьбы" Путина поставят Армению перед сложнейшими вопросами, поскольку если Армении удастся испортить отношения еще с одним соседом, то о последствиях даже не стоит говорить. С другой стороны, у России нет недостатка в возможностях заставить Армению пойти на тот или иной шаг".

Как сообщает газета "Чоррорд Ишханутюн", одной из причин приобретения Россией газопровода Иран-Армения российские СМИ называют "обеспокоенность России судьбой своего стратегического партнера Армении". То есть, пишет газета, как только иранский газ поступит в Армению, они смогут "со спокойной совестью" перекрыть газ Грузии. Газ так и так поступил бы в Армению, отмечает газета, "только дело в том, что если бы газопровод принадлежал Армении, то мы смогли бы поставлять газ и в Грузию, но в таком случае "газовая блокада" не была бы эффективной". То есть, считает "Чоррорд Ишханутюн", российская сторона озабочена не судьбой своего "стратегического партнера", а тем, чтобы "полноценно заблокировать Грузию": "Независимая газета" даже приводит расчеты: до сдачи в эксплуатацию газопровода Иран-Армения осталось меньше двух месяцев, и у Армении есть запасы на такой срок. Следовательно, грузинский газопровод можно перекрыть прямо сейчас.

Касаясь места Армении в российско-грузинском конфликте, газета "Айоц Ашхар" пишет, что после "перевода режима "холодной войны" из области политики в плоскость торгово-экономической блокады Россию сейчас главным образом интересует вопрос применения "газовой дипломатии" в отношении Грузии". Учитывая ускоренное строительство газопровода Иран-Армения и перспективу передачи контрольного пакета акций "АрмРосгазпрома" "Газпрому", а также притязания последнего на газопровод Иран-Армения, нетрудно придти к выводу, что российская сторона стремится применить вариант "функциональной рокировки" газопроводов, входящих в Южный Кавказ. Т.е. Армения получит газ из Ирана, а Грузии, по всей вероятности, Россия предложит платить двойную цену. Таким образом, заключает "Айоц Ашхар", в условиях нового ухудшения российско-грузинских отношений Армения сможет застраховаться от газовой блокады и одновременно уравновесить факт своей транспортной зависимости от Грузии перспективой увеличения энергетической зависимости этой страны от себя. "Это значит, что в ближайшие месяцы Армения может быть более откровенной со своим северным соседом в плане отмены строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки, начать которое намечено в январе 2007 г. Несмотря на перманентные серьезные импульсы, исходящие из России, Армения смогла вывести фактор Джавахка из поля российско-грузинского противостояния. И сейчас, с началом строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки, не Армения, а сама Грузия встанет перед дилеммой "пробуждения" фактора Джавахка и его использования против нее самой".

Скандал среди начальников Генштабов ОДКБ

Как сообщает "Ноян Тапан", для участия в заседании начальников генеральных штабов стран СНГ и совещании начальников Генштабов вооруженных сил (ВС) государств Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) 1 ноября в Москву отбыла делегация, возглавляемая начальником Генштаба ВС РА - первым заместителем министра обороны генерал-полковником Микаелом Арутюняном. В ходе совещания начальников генеральных штабов ВС стран-членов ОДКБ планировалось обсудить: проект коалиционного строительства армии ОДКБ до 2010 года и в дальнейшей перспективе; формирование механизмов сотрудничества генеральных штабов стран-членов и объединенного штаба ОДКБ; вопросы военно-технического сотрудничества и совместной подготовки кадров и специалистов для вооруженных сил стран-членов ОДКБ; результаты военных оперативно-тактических учений совместного комплекса "Рубеж-2006".

"Армянский генерал поднял в Москве скандал". Как сообщает газета "Лрагир", информацию с таким заголовком разместили на своем сайте Grani.ru. Российское издание сообщает, что 2 ноября в ходе заседания начальников Генштабов ВС государств ОДКБ разгорелся скандал, "виновником" которого стал начальник армянского Генштаба. Генерал-полковник Микаел Арутюнян, первый заместитель министра обороны Армении, обвинил Таджикистан в том, что тот "выстраивает союзнические отношения в военной области с возможными противниками своего союзника". Речь идет о недавнем соглашении между Таджикистаном и Азербайджаном о военно-техническом сотрудничестве. Как рассказал "Граням" один из участников совещания, Арутюнян адресовал свои претензии не только Душанбе, но и Москве. "Всем известно, - сказал генерал, - что Азербайджан является вероятным противником Армении, однако некоторые члены ОДКБ считают возможным военное сотрудничество с Азербайджаном". Помимо Таджикистана с Азербайджаном на договорной основе поддерживает военно-технические отношения и Россия. Арутюнян дал понять, что в Ереване крайне негативно воспринимают такого рода контакты.

Серж Саркисян разочаровал Россию?

Газета "Лрагир" обращает внимание на сказанные в Москве слова Роберта Кочаряна о том, что "серьезные соглашения с "Газпромом" вошли в стадию осуществления". Фактически, пишет газета, Армения на уровне президента признается, что с "Газпромом" ведутся не переговоры, как уверяли на протяжении месяцев премьер-министр и министр обороны РА, а достигнуты "серьезные соглашения". Следовательно, подчеркивает газета, власти Армении месяцами напролет обманывали своих граждан.

Газета "Иравунк" со ссылкой на дипломатические источники пишет, что в ходе московского визита Роберта Кочаряна был обсужден также вопрос нецелесообразности поддержки кандидатуры Сержа Саркисяна (министр обороны РА. - прим. ИА REGNUM) в качестве следующего президента РА. Отмечая некоторые последние события внутриполитической жизни Армении, газета пишет, что все это свидетельствует о том, что время "политического списания суперминистра" приближается и что "немалую роль в этом сыграл Владимир Владимирович". "У России в этом вопросе есть очень прагматичная причина: поскольку похоже на то, что последний московский визит Кочаряна становится началом конца комплементаризма, русским необходимо, с учетом сложности проблем нашего региона, иметь дело не с двумя, а с одним "хозяином" Армении, с которым можно будет обсуждать любой вопрос и быть уверенным, что договоренность не нарушится. И если Россия и обещала Кочаряну какую-либо поддержку, то лишь при условии соблюдения неких договоренностей, в которые "суперминистр", затеявший игры с НАТО, никак не вмещается".

Более подробно об "играх" Сержа Саркисяна с Западом сообщает газета "Чоррорд Ишханутюн". Согласно газете, Саркисян настолько увлечен своими президентскими амбициями, что не подумал о том, что некоторые из его "тайных" шагов могут стать известны властной элите России и стать причиной изменения отношения к нему. Так, пишет газета, согласно одной из версий, Саркисян в ходе одной из последних встреч с представителями стран ЕС попросил их помочь в вопросе углубления отношений Армении с НАТО и ЕС. Он также намекнул на то, что в случае продолжения взятого Арменией курса эта политика станет более интенсивной - читай, Кочаряна на посту президента заменит именно он. По другой версии, сообщает газета, в мае-июне сего года Саркисян встречался то ли с помощником, то ли с заместителем Кондолизы Райс, которому он в обмен на поддержку США в предвыборной кампании пообещал, что "Армения вступит в антииранскую коалицию, теснее станет сотрудничать с НАТО, станет носительницей западных и американских ценностей и понемногу выйдет из под каблука России".

Недовольство Freedom House

Международная правозащитная организация Freedom House (FH) призвала корпорацию "Вызовы тысячелетия", в связи с необеспечением политических прав и гражданских свобод, прекратить предоставление помощи ряду стран, в том числе и Армении. "8 ноября совет директоров корпорации "Вызовы тысячелетия" должен выбрать те правительства, которые могут обратиться за помощью в 2007 году. FH призывает корпорацию обойти те страны, которые имеют низкую оценку в сфере политических прав и гражданских свобод, хотя по другим показателям они отвечают нужным стандартам для участия в процессе выбора. Этими странами являются: Армения, Бутан, Египет, Иордания, Мальдивские острова, Тунис и Вьетнам", - говорится в распространенном FH заявлении от 3 ноября. FH призывает корпорацию внимательно следить за такими странами, как Армения, с которыми заключены соглашения, но которые не обеспечивают обещанные стандарты в сфере демократического управления. "Ноян Тапан" напоминает, что по программе "Вызовы тысячелетия" Соединенные Штаты выделят Армении в течение ближайших пяти лет 235 миллионов долларов для развития сельских районов страны.

"Армения не выполнила своих обещаний Корпорации по улучшению институциональной приверженности демократии и терпимости к оппозиции", - говорится в заявлении Freedom House. "Несмотря на призыв представителя корпорации посла Даниловича, не были расследованы нарушения, допущенные в ходе референдума по Конституции в ноябре 2005 года. По мнению оппозиции, осуществление утвержденных референдумом робких реформ остановлено и предстоящие выборы вновь будут сопровождаться нарушениями. Применяется множество антидемократических мер для удержания власти. Судебная власть остается под влиянием исполнительной власти. Несмотря на то, что принято новое законодательство, обеспечивающее независимость СМИ, обстановка в области СМИ не улучшилась, случаи нападения и применения насилия в отношении журналистов продолжаются", - говорится в заявлении Freedom House. ("Свобода").

Исключение Армении из списка стран, получающих поддержку корпорации "Вызовы тысячелетия", не является целесообразным. Такое мнение высказала 6 ноября в Ереване журналистам директор армянского офиса Центра регионального развития Transparency International Амалия Костанян. По ее словам, лишать народ Армении помощи и поддержки международных организаций, в частности корпорации "Вызовы тысячелетия", из-за высокого уровня коррупции отдельных представителей власти неправильно. "Народ живет в довольно тяжелых условиях и действительно нуждается в поддержке международного сообщества", - подчеркнула она. Костанян считает, что необходимо усилить мониторинг использования предоставляемой стране финансовой помощи. "За все 10-15 лет получения и использования благотворительных средств в Армении не зафиксирован ни один случай выявления, осуждения и наказания высокопоставленных чиновников за неэффективное или неправильное использование этих средств, а также употребление в личных целях", - сказала она. Директор Transparency International отметила, что правильнее было бы заморозить принятие решения по этому вопросу до проведения парламентских выборов в Армении. (АРКА).

По мнению спикера армянского парламента Тиграна Торосяна, делается попытка оказать давление на корпорацию "Вызовы тысячелетия", "а приводимые "обоснования" не имеют никакого основания". "Я посоветовал бы Freedom House посмотреть на те показатели, которые она сама же зафиксировала, и в отношении Армении отметила в 2006 году прогресс", - сказал Торосян. Более того, считает председатель Национального Собрания (НС), совершенно непрофессиональны оценки об "утвержденных референдумом робких реформах": "Это показывает на предвзятость этих оценок". Торосян считает удивительным также то, что "за 6-7 месяцев даются односторонние оценки о качестве предстоящих выборов, да еще и безосновательно". "Все это показывает только одно - заявление преследует исключительно политические цели". "Досадно, что, вынося свое принципиальное решение, Freedom House не учел его возможные последствия", - заявил лидер оппозиционной партии "Национальное единение" Арташес Гегамян. "Фактически, сегодня эта антинародная, нелегитимная власть заявит народу: смотрите, ненависть оппозиции к нам настолько велика, что из-за нее армянского крестьянина лишили помощи. Они попытаются заронить семена вражды во всех тех районах, где в рамках этой программы предусматривались довольно серьезные работы. Получается, что за свою бездарность наказание понесут не власти, а народ".

Бюджет-2007

По словам премьер-министра Армении Андраника Маргаряна, правительство утвердило на будущий год такой проект бюджета, который обеспечит нормальные условия грядущему правительству и его будущему председателю - независимо от того, кто им будет - он или кто-нибудь другой. После парламентских выборов 2007 года будет сформировано новое правительство, и поскольку Маргарян, по его словам, не может знать, чем закончатся выборы, он не может сказать, каким оно будет и кто будет премьером. Маргарян выразил благодарность правительству "за подготовку прекрасного документа". Как сообщает агентство "А1 плюс", в постоянных комиссиях парламента начались обсуждения проекта бюджета на 2007 год, которые продлятся 2 недели. Предусмотренные в проекте доходы бюджета составили 489,5 млрд. драмов, расходы - 68,3 млрд. драмов. В проекте бюджета стоимость доллара США определена в 357 драмов. Предусмотрен рост ВНП на 9%, годовая инфляция составит 4%. Правительство будет вести борьбу против экономических преступлений, улучшит налоговую и таможенную системы. Правительство надеется, что объем импорта повысится на 13,5%, экспорта - на 16%.

Как сообщает газета "Новое время", проект бюджета предполагает увеличение средней пенсии с 11869 драмов до 13583 драмов. Минимальная заработная плата увеличится на 5 тысяч драмов и составит 20 тысяч драмов. Базовые зарплаты гражданских служащих составят вместо нынешних 30 тысяч драмов 39 тысяч, а средняя зарплата вместо 87 тысяч составит 104 тысячи. Средняя зарплата учителей составит 74 тысячи драмов. Зарплата судей увеличится на 34 тысячи и составит 371 тысячу драмов. Подробнее все эти показатели будут обсуждаться при представлении бюджета по сферам. Премьер-министр, характеризуя бюджет, обратил особое внимание на оборону. "Мы используем все возможности для сохранения процентного соотношения военных расходов к ВВП", - сказал он. По его словам, расходы на оборону в 2007 году возрастут, достигнув примерно 100 млрд. драмов (около 263,8 млн. долларов), однако этого недостаточно, "учитывая средства, выделяемые нашими соседями на военные нужды". Тем не менее, считает Маргарян, учитывая степень организованности в оборонной сфере Армении, боеспособность армии и созданную до сегодняшнего дня базу, "нас не должна ужасать" разница между оборонными бюджетами Армении и соседних стран. "При наличии такой армии, какая есть у Армении, и оптимально используя выделяемые на оборонные цели 100 млрд. драмов, мы сможем в любой момент дать отпор любому посягательству на наше государство", - сказал глава правительства. Бюджетное финансирование Министерства обороны Армении в 2006 году составило порядка 150 млн. долларов.

Как сообщает газета "Айоц Ашхар", по словам министра финансов и экономики Вардана Хачатряна, в бюджете на 2007 год произведены изменения в сценарии инфляции. В предыдущем бюджете правительство запланировало 3-процентную инфляцию, но, поскольку Центробанку не удалось обеспечить этот показатель, правительство вышло в Национальное Собрание с законопроектом об увеличении заложенного в бюджет уровня инфляции до 6,5 процента. Для того чтобы в будущем году вновь не встать перед таким вопросом, правительство в проекте бюджета на 2007 год предусмотрело более высокий показатель - 4% +/-1,5%. То есть максимальная инфляция на 2007 год предусмотрена в размере 5,5%. ("Айоц Ашхар").

Газета "Айоц Ашхар" сообщает также, что проектом бюджета на 2007 год предусмотрено 40-процентное повышение заработной платы высокопоставленным госчиновникам. Это означает, отмечает газета, что министры и депутаты НС с 1 июня 2007 года будут получать 420 000 драмов (около $1200. - прим. ИА REGNUM) вместо сегодняшних 300 000 драмов.

Комментируя повышение зарплаты чиновникам, газета "Чоррорд Ишханутюн" напоминает, что главным направлением бюджета-2007 остается преодоление бедности, и с иронией замечает, что повышение зарплаты высокопоставленных госчиновников безусловно будет способствовать осуществлению этого. "Обидно, что правительство не приняло решения открыть для высокопоставленных чиновников благотворительные столовые. На носу зима, должны же эти бедолаги хоть раз в день пообедать?!" Но самое любопытное, отмечает газета, это логика закона: высокопоставленным чиновникам повышают зарплату, чтобы... они работали честно и не брали взяток - то есть официально признается, что они берут взятки или имеют побочные доходы. "А если серьезно, то принятие этого решения сыграло таки свою положительную роль: высокопоставленные госчиновники узнали, что им еще и зарплата причитается".

Навстречу выборам

Осеннее затишье

Прогнозы относительно того, что осенью политическая жизнь у нас резко активизируется, постепенно сходят на нет, и становится очевидным, что вероятность такой перспективы откладывается по меньшей мере до начала весны 2007 г., когда предвыборная парламентская борьба вступит в решающую фазу, пишет газета "Айоц Ашхар". Газета отмечает, что провластные политические силы страны в последние два месяца не только не предприняли никаких активных шагов, но и не выдвинули ни одной новой идеи, ни одного решения и занимались в основном лишь укреплением своих структур и расширением круга своих единомышленников. Конкретная работа, направленная на эти цели, то есть действия, связанные с использованием серьезных финансовых средств и рычагов, пожалуй, были главной линией отечественной внутриполитической жизни. "С одной стороны, это говорит о том большом значении, которое придается предстоящим парламентским выборам, но, с другой стороны, показывает, что основные политические силы намерены действовать посредством не новых программ и выдвинутых задач, а всевозможных непосредственно раздаваемых "благ" и конкретных префектов и директоров школ, детских садов или больниц. И если в случае провластных сил это можно объяснить желанием "рационально" использовать уже обретенные рычаги, то отсутствие стремления преодолеть эти настроения и подходы у оппозиции иначе как странным не назовешь. Ибо стремящиеся к власти силы, не имея рычагов, должны или войти в жесткое противостояние с властью, или хотя бы подкрепить это противостояние выдвижением новых программ". Между тем, отмечает газета, основные оппозиционные силы - "Национальное единение" и блок "Справедливость" - в течение осени такого намерения отнюдь не проявили, и лишь "оппозиционный новичок" партия "Оринац Еркир" попыталась взять на себя функции активного оппозиционера. Эта, пишет газета, только что отошедшая от власти крайне популистская сила так стремительно вошла в роль радикального оппозиционера, что "Национальное единение" и "Справедливость" столкнулись с перспективой потери своего и без того ограниченного электората.

Почем мандат депутата?

Газета "Айкакан жаманак" сообщает, что в ближайшее время Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн" (АРФД) пригласит провластные и оппозиционные партии на политические консультации по вопросу создания многопартийного штаба для контроля за законностью хода парламентских выборов 2007 года. По словам представителя верховного органа АРФД Армена Рустамяна, пишет газета, создание такого штаба будет иметь смысл в том случае, если в нем примут участие и провластные, и оппозиционные силы, а потому они намерены вести консультации как с парламентскими, так и с внепарламентскими партиями.

Редактор газеты "Аравот" Арам Абраамян в статье, озаглавленной "Предвыборная взятка - всего лишь один из способов", пишет: "Главным способом достижения властями победы на выборах является "приписка" - в протоколы заносятся цифры, не имеющие ничего общего с реальным содержимым избирательной урны... Надеюсь, что на этот раз оппозиция проявит благоразумие и не будет бойкотировать выборы. Если все оппозиционные партии выдвинут в общей сложности 2000 (по числу избирательных участков) неподкупных представителей, а ОБСЕ направит такое же количество неподкупных наблюдателей, то возможно, что эти выборы пройдут более или менее сносно. Есть, конечно, еще один вариант - уже с сегодняшнего дня начать жаловаться: "Все равно сфальсифицируют"".

Газета "Иравунк" оценивает стоимость мандата будущего депутата: "Независимо от того, провластной или оппозиционной является партия или избираемая личность, деньги приходится платить всем. Другой вопрос, что расходы оппозиции идут на агитацию, а власти больше тратят в виде взяток - будь то в виде картофельной рассады или "кэш". По разным подсчетам, в 2007 году партии на каждого избирателя потратят от 0,2 до 30 долларов. Таким образом, каждая партия в ходе предвыборной кампании потратит в среднем от 300 тысяч до 30 млн. долларов".

Кто с кем пойдет на выборы?

Думаем, что у новой инициативы оппозиции - выставить кандидатов во всех 41 мажоритарном округе - весьма туманные перспективы, оценивает шансы оппозиции на предстоящих парламентских выборах газета "Айоц Ашхар". "Надеяться на то, что кто-нибудь из лидеров Народной партии Армении, "Национального единства", "Оринац Еркир" или "Анрапетутюн" победит на своем избирательном участке - значит быть неисправимым оптимистом. И потом - почему они так стремятся вновь попасть в парламент? Что еще мудрого, после решения о повышении пенсий парламентариям, собираются они принять? Поселить в парке Национального Собрания павлинов, павианов и других экзотических животных?"

"Прелюдия" предвыборной борьбы за депутатские мандаты проявила следующую интересную закономерность: фактически все партии думают не о том, какие новые идеи и политические программы представить стране и народу, а кто с кем пойдет на выборы, пишет "Айоц Ашхар" и перечисляет в первую очередь силы, готовящие себя, по ее мнению, к почетной, но тяжелой роли "одиночки":

1. Республиканская партия Армении (РПА). Эта партия, несомненно, пойдет на выборы одна, потому что, по крайней мере на данный момент, в будущем парламенте также имеет возможность получить больше всех голосов. Позиции РПА крепки в 41 мажоритарном избирательном округе.

2. "Процветающая Армения". Появление этой партии на политической арене было многообещающим, однако после весеннего подъема начался некий "осенний спад". Эйфория "Процветающей Армении" идет на убыль, прежде всего, из-за неопределенности ее политической команды и идеологии, которую она должна бы разъяснить общественности.

3. Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн". Традиционно принадлежит к числу "одиночек", т.к. имеет свой четкий электорат, голоса которого, естественно, не захочет с кем-либо делить.

4. Народная партия Армении (НПА). Горький опыт блока "Справедливость", несомненно, привел лидеров этой партии к выводу, что, объединяясь с силами, которые не в состоянии принести дополнительные голоса, они просто решили личные вопросы руководителей этих сил. На выборы НПА пойдет обязательно одна, уповая на тех избирателей, которые еще не забыли "феномен Демирчяна".

5. "Национальное единение". Эта партия имеет такого уникального лидера, что никто не присоединится к ней, дабы избавить себя от труда держать крупный фотопортрет Арташеса Гегамяна на митингах. Максимум, кто может появиться в списке украшенного его фамилией "НЕ", - это лидеры нескольких семейно-кухонных партий, что, естественно, нельзя считать блоком.

6. Армянское общенациональное движение (АОД). Несомненно, эта партия не прочь создать некий союз под названием "блок правых сил", но весь вопрос в том, что правые против такой перспективы, проявлением чего стало формирование "Альтернативы".

Оппозиционный блок "Справедливость" не пойдет на парламентские выборы в Армении в 2007 году в формате 2003 года. Об этом, сообщает ИА REGNUM, на пресс-конференции 4 ноября заявил депутат Национального Собрания Армении от оппозиционного блока "Справедливость", секретарь Народной партии Армении Степан Закарян. По его словам, по причине различий во взглядах многие партии уже заявили о своем намерении выйти из блока. Вместе с тем, к блоку присоединились другие политические силы, проинформировал он, при этом не указав, какие именно. Комментируя заявления о разрозненности оппозиции, Закарян отметил: "Пусть настанут выборы, и вы увидите, как мы объединимся". При этом он не исключил возможности сотрудничества с провластными силами по таким стратегическим вопросам, как национальная безопасность и нагорно-карабахский конфликт.

"Наша партия выступит на предстоящих парламентских выборах со своей программой, как самостоятельная политическая сила, и не станет присоединяться к коалиции", - заявил председатель Демократической партии Армении Арам Саркисян. "Мы предполагаем стать третьей политической силой после РПА и "Процветающей Армении"", - сказал Саркисян и добавил, что в 41 избирательном округе они постараются представить по одному кандидату от оппозиции. ("А1 плюс").

АОД и "Дашнакцутюн"

На вопросы газеты "Айоц Ашхар" ответил руководитель парламентской фракции АРФД Грайр Карапетян:

"Как бы вы охарактеризовали состояние политического поля в предвыборный период?

В настоящее время заметно, что идет определенная подготовка к предстоящим парламентским выборам, однако трудно утверждать, что политические силы или партии действуют явно и открыто. Пока идет разведка, и имеющие политические амбиции силы изучают своих возможных союзников и соперников, а также настроения народа и его предпочтения. Сам предвыборный процесс, естественно, еще не начался. Заявку на возвращение в политику представило АОД. В данном случае трудно сказать, какой фактор тут превалирует - идейный или тактический. Возможность политической "реанимации" АОД я оцениваю прямо пропорционально ожиданиям народа. Думаю, ни для кого не секрет, как народ относится к АОД и сколько голосов набрала эта партия на предыдущих выборах. По моему глубокому убеждению, за прошедшие годы негативное отношение народа к политической силе, представляющей бывшую власть, не изменилось. Причина такого отношения прежде всего заключается в том, что АОД не выказывает своего отношения к важнейшим вопросам, а также явлениям и событиям, произошедшим в нашей жизни. Если АОД считает себя основной оппозиционной силой, то не имеет значения, представлена она в парламенте или нет. В данном вопросе этот фактор не играет решающей роли.

Какую политическую оценку можно дать результатам, достигнутым антикриминальным движением, и какие перспективы может иметь выдвижение представителей оппозиции во всех мажоритарных округах?

На мой взгляд, борьба с криминалом - не политическая задача, а постоянная забота каждого из нас. Борьба с криминалом, с уголовными и криминогенными явлениями не носит временный характер и не может быть обусловлена отношением к власти. Очевидно, что оппозиция пытается любым путем получить политические дивиденды, исходя из определенных обстоятельств. Мы избрали другой путь. Известно, что парламентская фракция "Дашнакцутюн" выступила в НС РА с заявлением, в котором подчеркнула, что криминогенная ситуация в последнее время обострилась, а количество тяжких преступлений заметно возросло. А потому мы потребовали отчета соответствующих ведомств о том, как они борются с этим явлением и какие превентивные механизмы используют. В этом плане мы считаем гораздо более важным создание атмосферы нетерпимости в обществе к подобным явлениям. А инициированное оппозицией антикриминальное движение началось и закончилось всего лишь ложными обвинениями в адрес некоторых политических деятелей. Желание оппозиции выдвинуть конкурентоспособных кандидатов в мажоритарных округах - действительно политический шаг. Известно, что определять соотношение пропорциональных и мажоритарных мест - задача политическая. Закрепленное в настоящий момент в кодексе соотношение пропорциональных и мажоритарных мест - 90/41 в пользу пропорциональных - является результатом политического соглашения. Хотим мы того или нет, но в конце концов мы утвердим порядок формирования парламента по пропорциональной системе. "Дашнакцутюн" всегда, независимо от того, в каком "секторе" политического поля находилась, выступала за стопроцентную пропорциональную избирательную систему. Однако политика - это всегда соглашения, особенно с основными политическими силами страны, и в этом вопросе АРФД и РПА нашли золотую середину, пойдя на уступки друг другу". ("Айоц Ашхар", с сокращениями).

На вопросы газеты "Иравунк" ответил зампредседателя правления АОД Хачатур Кокобелян:

"Процессы, протекающие в последнее время вокруг АОД, показывают, что начинается похожая на организованную новая волна нападок на партию...

"Поход" против АОД начался не сегодня. Дело в том, что власти прекрасно знают, кто с ними и кто против них. Знают также, какая политическая сила будет до конца бороться с существующим положением дел. В этой ситуации естественно, что все те политические силы и лица, которые разными путями будут способствовать воспроизведению действующего режима, считают неприемлемым АОД и те партии, которые не будут защищать выбранное ими направление. Думаю, очень скоро станет видно, какие партии смогут проявить политическую волю и бороться против этого режима.

Начавшийся "поход" против вашей партии нов тем, что в процесс этот также включились отпочковавшиеся от АОД общественные организации и СМИ...

После смены власти 98-го года началось политическое преследование Вано Сирадегяна (экс-председатель правления АОД. - прим. ИА REGNUM). Не думаю, что в Армении есть хоть один здравомыслящий человек, который скажет, что преследование не было политическим, что сегодня Сирадегян не является политическим изгнанником. В ходе всего процесса было видно, какие политические деятели и силы способствовали этому. Это сплоченное поле, большая часть которого была также участницей переворота, и сегодня, в основном, остается прежним. Есть еще один существенный момент: пусть меня простят, но не могу не сказать - очень многое отпочковалось от АОД. Не хочется произносить громких фраз, но тем не менее АОД - та политическая сила, которая смогла одержать победы на фронте и, в условиях войны, решить стратегические вопросы существования и развития государства. Отмечу также, что, за исключением одной-двух партий, все остальные органически связаны с АОД.

Может, начавшиеся процессы имеют целью освежить потухшие сегодня страсти против АОД, чтобы оно не смогло на парламентских выборах 2007 года преодолеть проходную планку?

Председатель АОД Арарат Зурабян неоднократно говорил, и я сегодня в очередной раз заявляю: несмотря на все интриги, Армянское общенациональное движение широким фронтом будет участвовать в выборах.

В каком-либо формате или в одиночку? Отметим, что АОД не входит в "Альтернативу" и не участвует в движении "Антикриминал". Не повлияет ли это на парламентских выборах на вероятные голоса АОД?

Пусть это не покажется странным, но указанные обстоятельства не повлияют на результат, и, что самое существенное, каждый сам выбирает себе путь борьбы. Будущее покажет, какой путь избрала для себя "Альтернатива". Оценку, думаю, даст и общественность. Как политическая единица, мы также оценим возможные пути.

И тем не менее почему АОД не вошло ни в "Альтернативу", ни в "Антикриминал"?

У АОД достаточно потенциала, и политическая сила, имевшая за все это время такую базу, не могла распылиться. Более того, пусть это не звучит громко, но я всегда говорил: если после смены власти ряды АОД поредели, то вместе с тем они окрепли. В АОД остались те люди, которые не были приспособленцами, люди, которые нацелены на будущее Третьей Республики Армения, которые всей своей жизнью способствовали развитию нашей страны. Думаю, в ближайшее время общественность получит возможность убедиться в нашей искренности. Отмечу также, что мы принимали участие в процессе, предшествующем заявлению движения "Антикриминал". Конечно же, мы согласны со многими мнениями, но АОД против создания форматов, поскольку в таких структурах можно отклониться от основного политического процесса. Мы считаем, что это не наилучший метод борьбы. Вопрос должен быть сформулирован четко: задачей номер один сегодняшнего дня должна быть формула предотвращения воспроизводства действующего режима. Все остальное является дополнением и производным главной задачи.

"Антикриминал" не наилучший метод борьбы, а "Альтернатива"?

Очевидно, что для решения политических задач, политические структуры, как инструмент, необходимы. Но, думаю, создающиеся форматы не являются теми инструментами, которые должны бороться с имеющейся сегодня ситуацией, особенно если есть более серьезные структуры.

Чем вы объясните, что бывшие знаменитости АОД сегодня не с вами?

Все те, кто занимался исключительно партийной деятельностью, - по сей день в АОД. Те, кто дискредитировали партию, - сегодня не в АОД. Они либо во власти, либо в других политических течениях.

Какова позиция первого президента республики в связи с происходящим сегодня?

После смены власти Левон Тер-Петросян публичной политикой не занимался. Но, думаю, придет время, и он даст свои оценки всем протекающим в РА процессам.

На президентских выборах 2008 года у АОД будет свой кандидат?

В президентских выборах АОД примет участие со своим кандидатом.

Он уже определен?

Думаю, самым вероятным кандидатом является Левон Тер-Петросян. Итоги президентских выборов 2008 года определят парламентские выборы 2007-го. Хоть и рано об этом говорить, но, думаю, в 2008-м будут три основных кандидата - двое провластных, один оппозиционный.

Это Левон Тер-Петросян, Серж Саркисян, Вардан Осканян. Как вы думаете, почему власть представлена двумя кандидатами?

Основная причина заключается в несовместимости двух властных кланов. Как бы они ни пытались скрыть действительность, сегодня уже очевидно, что у власти нет возможности выдвинуть единого кандидата. Очевидно, что внутри власти имеет место серьезное столкновение интересов.

За вашими словами кроется, что возможным единым кандидатом может стать Левон Тер-Петросян. Не направлены ли начавшиеся против АОД действия на нейтрализацию претензий АОД и обезвреживание Тер-Петросяна, как возможного соперника Сержа Саркисяна на президентских выборах 2008 года? Ведь кто-кто, а власти прекрасно понимают, к чему приведет выдвижение Левона Тер-Петросяна...

Согласен. Парламентские выборы 2007-го беспокоят всех, поскольку именно результаты парламентских выборов определят исход президентских. Однако, думаю, время внесет свои поправки, и до выборов власти не в состоянии будут пресечь те политические и общественные процессы, которые набирают ход в РА". ("Иравунк", с сокращениями).