Власть и политика

"С 1 января 2007 года прекращает свое действие областной закон, устанавливающий переходный период в Тульской области. Теперь предстоит перевести все муниципальные образования области на бюджетный порядок финансирования; четко разграничить полномочия органов местного самоуправления. При этом следует обратить особое внимание глав МО на разработку правил землепользования и застройки, схем территориального планирования районов и генеральных планов поселений и городских округов, что будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований, размещению на их территориях новых производств, объектов жилищного строительства. Работу муниципалитетов осложняет отсутствие необходимых финансовых средств. "Муниципалитеты "по-пионерски" исполняют какие-то полномочия, а средств на их исполнение у них нет", - считает глава Ленинского района Михаил Иванцов. "Финансовые проблемы на местах усугубляются из-за нерешенных земельных вопросов, - считает заместитель председателя комитета по местному самоуправлению Государственной Думы Альберт Салихов. - Только из-за несобранного земельного налога муниципальные образования теряют до 60% доходов. Необходимо разобраться и с имуществом: провести его ревизию и эффективно использовать. Опыт Тульской области говорит о том, что эти проблемы можно успешно решать на благо населения". Похвала - это хорошо, но проблем в Тульской области тоже хватает. Основная - разграничение собственности между МО. В регионе много бесхозного имущества. На сегодняшний день с имуществом разобрались только в МО "Алексин" и МО "Алексинский район". И проходил этот процесс там тоже непросто. Имущественный вопрос, как известно, всегда острый и проходит везде трудно. В Алексине, из-за массы разногласий, создали согласительную комиссию... в 50 человек. В нее вошли представители всех муниципалитетов, расположенных на этой территории. С большим трудом, но все же согласия удалось достичь. И теперь законопроект о передаче имущества, составляющий 900 страниц, будет рассматриваться областной Думой". Так что работа муниципалитетам предстоит огромная. Это значит, что денег по "имущественной статье" в бюджетах пока больше не станет. А главам МО придется спешно решать эту задачу: имущество, которое не пройдет разграничения, автоматически станет федеральной собственностью", - писала на уходящей неделе в "Новотульском металлурге" (№186 от 16.10.06) под заголовком "переходный период закончился. Что дальше?" журналистка Олеся Степанова."Администрация свое отстояла", - пишет Елена Соколова в "Тульском молодом коммунаре" (№134 от 16.10.06) в отчете с последнего заседания Тулгордумы: "Нужно было утвердить поправки в бюджет текущего года и принять несколько документов, регулирующих вопросы градостроительства и землепользования. По обеим темам администрация города вышла в Думу с собственными инициативами. Надо сказать, что, внося на Думу проект изменений бюджета-2006, администрация города пошла на достаточно непопулярную меру. Вместо того чтобы раздать всем сестрам по серьгам и более-менее равномерно прибавить средств в каждую из статей бюджета, исполнительная власть предложила сконцентрировать образовавшиеся дополнительные ресурсы в одной отрасли - жилищно-коммунальной. И потратить их на капремонт муниципального жилого фонда, приобретение лифтов, ремонт фасадов зданий и благоустройство. Дополнительная сумма будет выделена на строительство газовых сетей в черте города. Также увеличиваются ассигнования на погашение задолженности по субсидиям малоимущим гражданам. Не получив по данному проекту единогласной поддержки всего депутатского корпуса, администрация все же смогла отстоять свое видение приоритетов городского развития. Станет ли жилье доступнее или подорожает? Искать ответ на этот вопрос депутатом пришлось в связи с предложением администрацией города ввести для тех, кто хочет строить в Туле коммерческое жилье, плату за право приобретения в собственность или аренды земельных участков, в том числе и через аукцион. Выходя с этой инициативой, администрация решала весьма сложную для себя задачу: найти средства на создание и модернизацию инженерно-коммуникационной инфраструктуры тех земельных участков, на которых предполагается строить коммерческое жилье. Справедливости ради нужно сказать, что и без этого решения застройщики платили немалые деньги за то, чтобы подключиться к действующим сетям. Это составляло примерно 10 процентов от проектной стоимости каждого жилого дома. И в принципе, строительное лобби в Думе не возражало против перехода на принцип "предоплаты" этого вида работ, прекрасно понимая, что бюджет не сможет взять на себя эти расходы. Да и в большинстве регионов страны, в том числе в Московской области, подобная практика уже широко применяется. Поэтому пришлось поспорить только о том, сколько именно теперь должны будут платить застройщики. В итоге депутаты утвердили предложение администрации, в соответствии с которым застройщик должен будет отдать городу за использование его сетей от 20 до 30 процентов расчетной стоимости всех строительно-монтажных работ, которые он планирует провести на данном участке. Еще одно решение, принятое на последнем заседании Думы, также представляет собой попытку сделать процессы в сфере коммерческого землепользования более прозрачными и минимизирующими субъективизм чиновников. В стремлении уйти от практики, когда порой всего от одного чиновника зависит разрешить или не разрешить строительство какого-либо коммерчески выгодного объекта, депутаты приняли решение внести изменение в Положение "О Координационном совете по вопросам отвода земель под микрорынки и территориальные объекты для хранения и технического обслуживания личного автотранспорта". Как сказал глава города Владимир Могильников при голосовании по этому вопросу, "отныне главный архитектор города просто так не сможет отказать ни одному заявителю". В решении записано, что на рассмотрение координационного совета должны выноситься "все заявки по размещению временных объектов, а также заявки, не получившие предварительного положительного согласования в управлении градостроительства и архитектуры". Отдав должное стремлению городской администрации бороться с коррупцией в своих рядах, все же необходимо заметить, что сам по себе координационный совет не является органом исполнительной власти. И в отношении него не предусмотрена законодательная ответственность. Другими словами, совет нельзя, скажем, призвать к ответу по суду, если кто-то вдруг сочтет его решения неправомочными. О том, что делать заявителю, обиженному решением этого органа, пока не знает никто.

У кого в Туле на машинах стоят спецсигналы? Лишатся ли их в скором времени владельцы авто? Ответы на эти вопросы искали корреспонденты того же издания. Материал под заголовком "500 тысяч - за "мигалку"" был опубликован в № 187 от 17.10.06: "Разговоры об ограничении выдачи государственных спецсигналов начались несколько месяцев назад. В конце сентября Президент России Владимир Путин подписал Указ "О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", согласно которому правительству было поручено до 1 ноября текущего года сократить количество автомобилей с "мигалками" до тысячи. Мигалки оставили оперативным авто, машинам, перевозящим высших должностных лиц государства, а также транспорту, обслуживающему заместителя Председателя Правительства РФ, и приравненным к ним лицам. Ограничение количества авто, оборудованных "мигалками", объясняется просто: российские дороги ими крайне перегружены. Водители ряда регионов страны (Набережных Челнов, Астрахани и Ростова) жаловались, что их останавливают сотрудники ГИБДД и отбирают на 2-3 месяца водительские права, если они не успели вовремя перестроиться на дороге, когда на ней появились машины с "мигалками". Но мигающие и воющие автомобили появляются порой так внезапно, что вовремя заметить их практически невозможно. Только в Москве по этой причине ежемесячно лишаются удостоверений около тысячи водителей. Кроме того, именно машины со спецсигналами зачастую становятся виновниками ДТП. - В нашем регионе машины со спецсигналами имеются у небольшого числа людей, - комментирует ситуацию начальник областного УГИБДД Николай Меркулов, - поэтому тульские дороги такими автомобилями не перегружены - по сравнению, например, с Москвой или Санкт-Петербургом. А значит, аварийных ситуаций из-за "мигалок" не возникает. Так что спецсигналы ни у кого не снимут. На сегодняшний день в России эксплуатируется около 7 с половиной тысяч машин, оборудованных спецсигналами, причем треть из них находится в Москве. На территории Тульской области имеются всего 75 автомобилей с "мигалками", то есть примерно 1 процент от общего числа машин со спецсигналами в стране. Кроме таких служб, как ФСБ, МЧС, милиция, прокуратура, суд и т.д., которым спецсигнал необходим для оперативного реагирования, машины с "мигалками" имеются у трех главных лиц области: у губернатора Вячеслава Дудки, спикера облдумы Олега Татаринова и главного федерального инспектора в Тульской области Сергея Харитонова...".

"Идет нормальная работа" - эту цитату из главы Тулы Владимира Могильникова "Тульский молодой коммунар" (№136 от 20.10.06) вынес в заголовок материала с прямой линии для туляков, организованной редакцией. Вопросы горожан градоначальник в основном касались частных проблем в сфере ЖКХ, строительства и городского хозяйства. Но был задан и политический - о якобы непростых отношениях Могильникова с главой местной администрации Альбертом Уколовым. Он эти слухи опроверг, попросив тех, кто их распускает, "не напрягаться", а их с Уколовым врагам успокоиться. Глава города заявил, что они работают в тесном контакте и сообща.

Экономика

"Запрет на реализацию грузинских и молдавских вин негативно отразился на оптовых и розничных предприятиях, торгующих в Тульской области", - утверждает Марина Александрова в "Новотульском металлурге" (№186 от 16.10.06). Под заголовком "Убытки оптом и в розницу" она пишет, что "в связи с запретом главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко с 5 апреля 2006 года было приостановлено действие всех ранее выданных санитарно-эпидемиологических заключений на коньяки и вина, в том числе шампанские вина, ввозимые на территорию Российской Федерации из Молдавии и Грузии. Прекратилась реализация этой продукции и в предприятиях торговли и общественного питания. С тех пор спрос населения на эти виды алкогольной продукции удовлетворяется за счет отечественного производства, в первую очередь - краснодарских вин, а также продукции, произведенной на Украине и дальнем зарубежье. Кстати, на днях главный государственный санитарный врач РФ высказал обеспокоенность, что молдавское вино в последнее время все равно поступает на российский рынок, правда, через территорию Украины. И дал распоряжение проверить украинских поставщиков. Контроль за качеством вин, несомненно, очень важен. Ведь от этого зависит здоровье россиян. Однако, как пояснили нам в департаменте предпринимательства и потребительского рынка Тульской области, введенный запрет на реализацию грузинских и молдавских алкогольных напитков негативно отразился на деятельности региональных оптовых и розничных предприятий торговли. По результатам деятельности во втором квартале 2006 года оптовые предприятия имели приличные убытки. Это связано с тем, что запрещенный для реализации алкоголь предприятия торговли возвращали назад - на склады оптовых предприятий. Вернуть эту продукцию фирмам-импортерам оптовые предприятия должны были собственными силами. Это требовало не только времени, но и больших финансовых затрат. Кроме того, отдельные фирмы-импортеры прекратили свое существование, и отправлять продукцию было некуда. В результате на складах скопилось огромное количество никому не нужной продукции, осуществлять закупку новых партий товара из-за отсутствия места на складах было невозможно. К слову, не всегда, по мнению департамента предпринимательства, отвечают потребностям населения и объемы алкогольной продукции, закупаемой в дальнем зарубежье - Греции, Испании, Франции и Аргентине. Таким образом, предприятия розничной торговли Тулы, специализирующиеся на реализации алкогольной продукции, понесли большие убытки. В числе пострадавших и те организации, в обороте которых реализация алкоголя занимает немногим более 20 процентов. Основная причина - длительное отсутствие алкогольной продукции на оптовых складах, поиск новых предприятий-изготовителей виноградных вин, причем как в России, так и за рубежом. Надо заметить, что со второй половины августа положение с закупкой этой продукции в регионе стало постепенно улучшаться, однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы закупок составляют не более 70 процентов. При этом нетребовательное к качеству алкогольной продукции население, приобретающее недорогие вина, замену недорогим молдавским винам нашло довольно быстро. А вот покупателям другой категории, привыкшим к высокому качеству грузинских алкогольных напитков, специализированные предприятия розничной торговли до настоящего времени достойную замену предложить не могут. Магазины по-прежнему теряют своих постоянных покупателей...".

Общество

О том, "Какие дома будут строить в Туле" пишет в еженедельнике "Слобода" (№42 от 18.10.06) Ольга Смирнова: "Прежний генплан уже давно устарел и не отвечает современному положению дел, - говорит заслуженный архитектор России, член правления Союза архитекторов Тульской области Павел Шатохин. - Новый план более реалистичный и динамичный. Его главное достоинство - направленность на улучшение экологии. Городские архитекторы и специалисты из администрации уже детально изучают проект. Предполагается, что генплан c возможными поправками примут в начале 2007 года. За его соблюдением будет следить Управление архитектуры и градостроительства. По новому генплану частные коттеджи, двух-трехэтажные дома улучшенной планировки и многоэтажки будут отлично соседствовать друг с другом. Концепцию строительства разработали в расчете, что население Тулы увеличится до 600 тыс. человек (сейчас оно порядка 495 тыс. человек). Кстати, в прежнем плане была заложена цифра 750 тысяч. Но прогноз оказался неверным - вместо прироста идет сокращение численности населения. Если в старом плане был уклон в сторону разрастания города и освоения новых территорий, то сейчас акцент сделан на развитие инфрастуктуры в существующих границах. Главный плюс - в этих районах уже проложено большинство инженерных коммуникаций (водопровод, электричество, газ). Предполагается освоение 4-х микрорайонов. На месте ветхих домов со временем появятся дома средней этажности улучшенной планировки. Многоэтажки же будут возводить только в новых микрорайонах. По новому генплану будет возведено 5 млн. кв. м жилья. Минимальная жилая площадь на одного человека будет составлять 30 кв. м (сейчас она равна 18 кв. м в квартире с тремя и более жильцами, 21 кв. м - в квартире с двумя, 33 кв. м - с одним жильцом). Согласно генеральному плану, максимальное время, которое горожанин должен затратить, чтобы добраться из одного конца города на другой, не должно превышать 45 минут. Такие нормы были и в старом генплане. В связи с этим, проектом предусмотрено строительство новых транспортных развязок. В генеральном плане есть новый раздел, направленный на улучшение экологии. Такого не было в предыдущем градостроительном документе. Предполагается убрать вредное производство с территории крупных заводов и вынести за черту города. Генплан также предусматривает очистку русел и берегов рек, протекающих в черте города - Упы, Тулицы, Воронки. Большое внимание уделят озеленению города. Архитекторы надеются, что спустя несколько лет Тула станет в 3 раза зеленее. В новом плане будет грамотное территориальное планирование. Согласно проекту, площади Оружейного и Машиностроительного заводов сократят. На освободившейся территории будут расположены торговые помещения или склады. Кроме того, в старом плане было жесткое зонирование - деление на промышленную, зеленую, жилую и другие территории. К примеру, в районе жилой застройки нельзя возводить предприятие, даже если оно не представляет ни малейшего вреда для экологии, допустим, типография. Архитекторы предлагают ввести новшество: выделяя в аренду участок земли под строительство торгового центра, к примеру, на берегу Упы, закреплять за застройщиком участок земли. На нем он должен будет посадить зеленые насаждения и ухаживать за ними". Издание также приводит справку: "Старый генплан подготовил Московский проектный институт еще в 1971 году. До последнего времени, несмотря на то, что план рассчитан на 20-25 лет, а ему исполнилось уже 35, он регулировал градостроительную политику. Этот генплан был одним из первых, утвержденных советским правительством".

"Хроника объявленной смерти" - под таким заголовком "Тульские известия" №260-261 от 20.10.06) публикуют материал Екатерины Гарбузовой о судьбе бывшей детской поликлиники железнодорожной больницы. Предполагалось, что, закрывшись как ведомственное, это лечебно-профилактическое учреждение тут же раскроет свои двери для 6,5 тысяч своих маленьких пациентов как муниципальное. Но выяснилось, что все те, кто "убаюкивал" людей - родителей и коллектив - просто обманули их. Понедельник, 23 октября, станет последним днем работы детской поликлиники. Она закроется, ее персонал и детей переведут в другие ЛПУ города. При этом больше всего пострадают детишки городских окраин - Мясново, Лихвинки, Михалково, которым и так было далеко добираться, теперь же придется проехать полгорода. Последняя надежда у коллектива и детей на губернатора, который в детстве тоже лечился в этой поликлинике. Но времени уже не осталось...