"Ленфильм": Мы убедились, что с водой не выплеснули ребенка (Санкт-Петербург)
Санкт-Петербург, 20 октября, 2006, 14:23 — ИА Регнум. Корреспондент ИА REGNUM сегодня, 20 октября, попросил продюсера, заместителя директора
Кроме того, вечером 19 октября на официальном сайте петербургской киностудии "Ленфильм" появилось официальное письмо генерального директора ОАО "Киностудии "Ленфильм" Андрея Зерцалова. "Как только мне стало известно, что на "помойку" были выброшены "уникальные материалы", я приказал создать комиссию по расследованию этого инцидента, - говорится в письме. - У меня, старого ленфильмовца, сердце екнуло - неужели? Опять - что имеем, не храним, потерявши, плачем? Неужели прав Олег Ковалов - да, "дикари" мы, "иваны, не помнящие родства" с раскосыми и жадными очами? Результатом работы комиссии (во главе с начальником производства киностудии), в которую вошли специалисты монтажного цеха, стала служебная записка. Изучив эту записку, а, также, побеседовав с сотрудниками цеха, спешу успокоить мировую общественность во главе с Олегом Альбертовичем - слухи о гибели "уникальных материалов" оказались сильно преувеличенными! На поверку оказалось, что к разборке накопившихся в монтажном цехе рабочих материалов (которые были сложены в коробки в цехе, а не "выброшены на помойку"), предназначались неоднократно использованные срезки, дубли, рабочий позитив, цветоустановочные ролики и т. д. [...] Уверен, что уникальность этих материалов также преувеличена - это копии подготовительных материалов к монтажным лентам Игоря Алимпиева и самого Олега Ковалова. Спору нет - уникальные материалы должны храниться, изучаться, реставрироваться и т. д., а подготовительные, технические, не несущие самостоятельной исторической ценности - вряд ли. Это все равно, что хранить пенопластовую бутафорию, которая снималась в ленфильмовских картинах - она живет лишь в съемочный период. [...] Еще раз хочу подчеркнуть - материалы, приготовленные к утилизации, не являются уникальными, что, кстати, подтверждает и один из специалистов, мнение которого опубликовано в интернете на сайте "Сеанса" - Петр Багров. Совсем недавно "Ленфильм" при компетентной и скрупулезной помощи того же Багрова передал на вечное хранение в Госфильмофонд уникальные киноматериалы к фильмам "Маскарад" (118 мин.), а также последнюю съемку Никитина, творческого вечера Гардина, "Сказку о глупом мышонке", "Солдатского сына" и другие материалы (DVD-копии хранятся на "Ленфильме"). Решается вопрос о создании киномузея старейшей киностудии страны. Пока материалы, фотографии, архивы, элементы декораций и т. д. собираются в информационном отделе".
Кроме того, Зерцалов в официальном ответе на обвинения пишет, что исходные материалы фильма Ковалова "Сады скорпиона", который представляет коллаж, смонтированный из фрагментов советских игровых, хроникальных, просветительских и мультипликационных фильмов (производство ПиЭФ и Центра творческих инициатив "Зеркало", Сыктывкар) хранятся в Госфильмофонде. Черновой монтаж картины Agnus Dei, сделанный незадолго до своей кончины режиссером Семеном Арановичем, был с успехом показан на фестивале архивного кино в "Белых столбах" в 2004 году и хранится на "Ленфильме". Эти материалы были включены в биографический фильм
Напомним, некоторое время назад в различных СМИ появилась информация о том, что на киностудии "Ленфильм" во время проходящего ремонта уничтожены архивы - бобины со старой пленкой. На сайте журнала "Сеанс" в материале "Евроремонт" были, в частности, опубликованы слова режиссера Олега Ковалова: "Это обычная практика "Ленфильма". Последние годы, кажется, что студия целенаправленно занимается уничтожением искусства. На помойку, например, вынесли все исходные материалы моего фильма "Сады скорпиона": и магнитную фонограмму и негативы. Фильма нет. Есть позитивные копии. Но печатать новые не с чего. Лично я спас материалы последнего фильма Арановича Agnus Dei, было преступление, конечно, его выкидывать. Я спас огромное количество нацистской хроники, материалов Эйзенштейна, пленки Пелешяна. Но выбрасывать ведь начинают совершенно неожиданно. Тут не угадаешь. В монтажных, из которых вынесли коробки, хранятся материалы, которые использовал в своих работах Алимпиев. Там хранится архив моего покойного друга