Православная культура не является решающим фактором в формировании духовно-нравственных ценностей как таковых. В нормативных документах Министерства науки и образования РФ четко определено место преподавания предмета "Основы православной культуры"- факультативно, с письменного согласия родителей. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 19 сентября, в Санкт-Петербурге на круглом столе "Основы православной культуры в светской школе" заявила первый заместитель председателя комитета по образованию городского правительства Елена Спасская. Спасская подчеркнула, что этот предмет, согласно утвержденным нормативам Минобрнауки РФ, может вводиться в преподавание в школе в рамках регионального или школьного, но никак не федерального компонента, и только в том случае, если в наличии имеются подготовленные и сертифицированные в государственном образовательном учреждении преподаватели. Священники при этом остаются вне рамок образовательного процесса.

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Игорь Риммер заявил на круглом столе, что "в Санкт-Петербурге мы готовим такой документ и собираемся инициировать его на общероссийском уровне, это некий закон о преподавании религии и о праве ребенка выбирать религию своих отцов. Мы работаем в контакте с Русской православной церковью, муфтием и главным раввином. На уровне России должен быть такой документ, но не надо на этом зарабатывать политические очки. Полезно бы было обратиться к опыту Российской империи с преподаванием там Закона Божьего, по которому даже Ленин имел "отлично".

Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета аэрокосмического приборостроения, руководитель научного центра "Петрополь" Дома национальных культур Тамара Смирнова считает, что, "вводя в школы предмет "Основы православной культуры", мы путаем понятия, ведь речь идет о культуре, а не о религии. И что касается возможного закона на федеральном уровне, что тогда делать с Конституцией? Не следует забывать и то, что свобода совести - это и свобода не верить". Тамара Смирнова считает, что даже факультативное преподавание "Основ православной культуры" может привести к серьезным последствиям, так как "актуализировать религиозный фактор на уровне школы в условиях, когда мы хотим создать единую по гражданскому самосознанию, а не по этническому составу российскую нацию" неверно.

Протоиерей Георгий Митрофанов, настоятель Храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Университете педагогического мастерства, считает, что учебник Аллы Бородиной "Основы православной культуры", который используется в четырех регионах России - "плохой учебник в духе советской идеологизации. Мы заинтересованы в том, чтобы атеисты в школе получали знания по православной культуре, но курс должен носить културологический характер. И не следует думать, что православные священники жаждут преподавать в школах, преподавать должны профессионалы". При этом протоиерей Георгий Митрофанов убежден, что именно православная религия яаляется кульурообразующей в России.

В Санкт-Петербурге в течение 10 лет в Университете усовершенствования учителей и православные священники, и светские преподаватели ведут занятия для дипломированных учителей разных предметов "Духовное просвещение в светской школе".

Руководитель приемной председателя еврейской религиозной общины, директор Благотворительного центра при Большой хоральной синагоге Санкт-Петербурга Раиса Скобленок считает, что "преподавание православной культуры в школе неизбежно выльется в преподавание православия", все конфессии в России при этом должны объединится, чтобы противостоять порокам, разъедающим общество - наркомании, алкоголизму и т. д.