Политика. Азербайджан-Россия. Азербайджан-Украина. Азербайджан-Армения. Карабах. Экономика.

Политика

Исследовательский центр "Южный Кавказ" подвел итоги экспертного опроса по определению рейтинга политиков и общественных деятелей Азербайджана за июль, пишет "Эхо".

Большинство экспертов - 58,75% - считают, что самым активным политиком в июле являлся президент страны Ильхам Алиев. Данный показатель на несколько процентов выше, чем в июне. Небольшое повышение рейтинга активности президента произошло на фоне таких событий, как официальная церемония запуска трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, активизация обсуждений принципов урегулирования карабахского конфликта и т.д. Эти и другие события были настолько важными, что рейтинг активности президента, несмотря на сезонный спад, не мог быть не отмечен экспертами. Второе место по показателю активность принадлежит первой леди страны Мехрибан Алиевой (27,5%). Показатель активности Мехрибан Алиевой по сравнению с июнем снизился на 2,5%, а по сравнению с маем - на 10,3%. В июле снизился рейтинг и у одного из лидеров - главы МИД Эльмара Мамедъярова. Показатель активности в июле у Мамедъярова составил 4 пункта, что на 2 пункта меньше, чем в июне. Показатель активности оппозиции неуклонно падает, пишет "Эхо". Так, глава Партии Народного фронта (ПНФА) Али Керимли в июле набрал всего лишь 2 пункта (в июне - 2,4 пункта, мае - 2,6, апреле - 4,4). Падение рейтинга Али Керимли объясняется отсутствием видимой деятельности как ПНФА, так и оппозиционного блока "Свобода". То же самое происходит и с лидером "Мусават" Исой Гамбаром. Его рейтинг в апреле составлял 3,8, мае - 3,2, июне - 1,6, а в июле - и вовсе 0,6 пункта. В данной ситуации обоим лидерам надо предпринять безотлагательные меры для исправления ситуации. Впрочем, это уже наблюдается: блок "Свобода" вернулся из "отпуска", а "Мусават" готовится к проведению акции протеста. В июле продолжал оставаться низким рейтинг по показателю активности у главы администрации президента Рамиза Мехтиева. Он, набрав в апреле 2,2, мае - 1, июне - 0,6 пункта, в июле стабилизировал свой рейтинг на отметке 1 пункт. В июле вырос рейтинг по показателю активность у министра по чрезвычайным ситуациям Камаледдина Гейдарова. Его рейтинг повысился с июньских 3 до 3,2 пункта. По всей видимости, нынешнее повышение связано с активизацией деятельности Гейдарова. В частности, в июле СМИ писали о его решении приостановить строительство высоток в Баку, провести их инспекцию.

Как пишет "Эхо", по результатам опроса, СМИ в июле наибольшее внимание уделяли деятельности Ильхама Алиева (66,25%, в июне - 63,3%, мае - 65,6%), Мехрибан Алиевой (22,5%, в июне - 33,3%, мае - 34,4%), Эльмара Мамедьярова (21,25%, в июне - 27,7%, мае - 34,4%). Эти результаты практически совпадают с показателями активность этих политиков. Итак, по мнению респондентов, в мае самыми активными политиками и общественными деятелями страны являлись Ильхам Алиев (9,4 пункта), Мехрибан Алиева (4) и Эльмар Мамедъяров (4).

По мнению экспертов, в июле перспектива урегулирования карабахского конфликта до конца этого года выглядела менее реальной, чем в июне. Так считают 47,8% опрошенных против 66,4% в июне. Изменение достаточно чувствительное. Иными словами, именно такой вывод сделали эксперты, исходя из общественных обсуждений принципов мирного урегулирования конфликта в Армении и Азербайджане. В ответе на вопрос "Чье участие в переговорном процессе сделает урегулирование конфликта более реальным" большинство участников опроса вновь сошлись на Ильхаме Алиеве (8,8 пункта). По данному показателю рейтинг Ильхама Алиева по сравнению с июнем повысился на 0,6 пункта. Это первое повышение рейтинга президента по данному показателю с марта. В апреле рейтинг по данному показателю упал на 0,8 пункта по сравнению с мартом, пишет "Эхо".

В ответ на вопрос "Если бы президентские выборы проводились в июле, у кого было бы больше шансов на победу?" 69,5% респондентов назвали Ильхама Алиева. Рейтинг президента в данной категории составил 11,8 пункта. Вторая - Мехрибан Алиева, рейтинг которой по сравнению с июнем повысился на 0,2 и составил 6,4 пункта. Среди оппозиционеров лидируют Али Керимли и Иса Гамбар, набравшие по 1 пункту каждый.

Самым проамериканским политиком в стране эксперты посчитали Ильхама Алиева (47,5%). Второй - Али Керимли (30%), третья - Мехрибан Алиева (28,7%). Самым пророссийским чиновником в Азербайджане по-прежнему считается Рамиз Мехтиев (50%). Второй - премьер-министр Артур Расизаде с 38,7%, третий - Ильхам Алиев с 31,25%.

Ильхама Алиева продолжают воспринимать как самого "влиятельного" человека во власти (11 пунктов). Второе место занимает Рамиз Мехтиев, набравший 8,6 пункта. Третья - Мехрибан Алиева, набравшая 6,6 пункта.

Интересны ответы на вопрос "Кого вы считаете лидером оппозиции?". С учетом внутрипартийного кризиса в "Мусават" можно было предположить лидерство Али Керимли, пишет "Эхо". И действительно, первым, по мнению 61,25% респондентов, является Али Керимли (9,8 пункта), а вторым - Иса Гамбар (25%, 4 пункта). При этом надо отметить, что рейтинг Али Керимли по сравнению с июнем увеличился, а у Исы Гамбара, наоборот, снизился.

В июле эксперты посчитали наиболее сильной политической организацией правящую партию "Ени Азербайджан" (62,5%). Вторая - ПНФА (41,2%), третья - "Мусават" (26,2%). ("Эхо")

В своем выступлении на проходящей в Баку 5-й конференции министров туризма стран-членов Организации "Исламская конференция" (ОИК) президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил с заявлением, в котором осудил происходящие в мире теракты. Как сообщает ИА "Азери-Пресс", напомнив о страшных терактах, совершенных в США 11 сентября 2001 года, президент рассказал об их тяжелых последствиях. Алиев подчеркнул, что Азербайджан тоже относится к странам, пострадавшим от терроризма, и добавил, что на сегодняшний день жертвами терактов в Азербайджане стали около 2000 человек. Он отметил, что азербайджанский народ подвергся этнической агрессии со стороны Армении, и добавил, что вооруженными силами этой страны оккупировано 20% территории Азербайджана: "Несмотря на принятие Организацией Объединенных Наций, Советом Европы и Организацией "Исламская конференция" ряда резолюций и решений в связи с оккупацией территорий Азербайджана, Армения не обращает на них внимания, этот конфликт все еще не урегулирован". Алиев призвал страны исламского мира объединиться в борьбе против терроризма. Глава государства отметил, что лица, называющие ислам религией террора, умышленно совершают агрессию против этой религии.

Руководитель бакинского офиса ОБСЕ Маурицио Павези в интервью оппозиционным СМИ заявил, что "в Азербайджане имеется парламент, но называть его парламентом нельзя". "Высказывание подобного мнения о законодательном органе страны руководителем функционирующей в Азербайджане структуры авторитетной международной организации вызвало резкий протест депутатов Милли Меджлиса (парламент). Они считают такое отношение к парламенту независимого государства, по меньшей мере, безответственным", - пишет ИА "АзерТАдж".

Председатель постоянной комиссии парламента по международным отношениям и межпарламентским связям Самед Сеидов заявил в интервью ИА "АзерТАдж": "ОБСЕ, применяя в последнее время в отношении Азербайджана двойные стандарты, вызывает беспокойство у общественности и в парламенте страны. Как известно, армяне не ограничились лишь захватом азербайджанских земель, они принялись сжигать их. Тем самым они стремятся стереть на этих землях все, что напоминает об Азербайджане. Они стремятся уничтожить не только флору и фауну, но и историю Азербайджана на данных территориях. Но они не сумели добиться этого. Даже несмотря на то, что мнение представителя ОБСЕ по Азербайджану по данному поводу не были внятными.

Несмотря на все это, в некоторых случаях представители международных организаций распространяют совершенно противоположные сведения. Мало того, представитель столь авторитетной международной структуры господин Павези стал с сомнениями относиться к существованию азербайджанского парламента. Мы не убегаем от критики. Но одно дело - критиковать находящийся в стадии развития процесс, другое - ставить под сомнение деятельность парламента независимого государства. Это недопустимо со стороны любой организации и ее представителя. Я, как председатель постоянной комиссии Милли Меджлиса по международным отношениям и межпарламентским связям и как гражданин Азербайджана, выражаю свой решительный протест против этого. Каждый дипломат, каждое работающее в Азербайджане официальное лицо должны быть предельно ответственными, выражая отношение к подобным вопросам. А высказывания Павези выходят за рамки этических норм".

Известный политолог Зардушт Ализаде считает, что у нынешней оппозиции шансы одержать победу на предстоящих президентских выборах равны нулю, пишет "Эхо". "В том виде, в каком оппозиция представляет себя, с ее стратегией и тактикой, она обречена", - подчеркнул он. На вопрос, как оппозиции выйти из этого состояния, Ализаде ответил, что считает бесполезным занятием давать советы людям, которые не нуждаются в них. "Они считают себя умнее всех, и многократно было доказано, что не способны выслушивать советы. Это просто политически конченые люди", - заключил он.

Азербайджан намерен получить поддержку стран Организации "Исламская конференция" (ОИК) в вопросе доведения правды о нагорно-карабахском конфликте до мировой общественности. Об этом ИА "Тренд" сообщил заведующий общественно-политическим отделом исполнительного аппарата президента Азербайджана Али Гасанов, комментируя свой предстоящий визит (13-14 сентября) в Саудовскую Аравию, где пройдет 7-я сессия министров информации и печати стран ОИК. По словам Гасанова, в текст декларации и резолюции, которые будут приняты по итогам сессии, планируется включить пункт, касающийся данной проблемы. Утвержденная декларация будет основой для плана действий каждого из министров информации и печати стран ОИК.

Азербайджан-Россия

Посольство Азербайджана в России направило ноту протеста в МИД России в связи с освящением 2 сентября в программе "Вести" телеканала "Россия" мероприятий, "проведенных сепаратистским режимом Нагорного Карабаха". Посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюль оглы заявил ИА "АзерТАдж", что в ноте выражен протест в связи с показом репортажа. Также там указано, что демонстрация подобных репортажей по государственному телевидению противоречит двусторонним соглашениям, не соответствует принципам нейтралитета и сопредседательства России в Минской группе (МГ) ОБСЕ и вредит отношениям России и Азербайджана. В ноте содержится требование принять соответствующие меры для недопущения подобных явлений в дальнейшем.

"АзерТАдж" напоминает, что 2 августа в НК отпраздновали "15-ю годовщину отторжения азербайджанских земель" (имеются в виду празднования в честь 15-й годовщины независимости Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM). Мероприятия, посвященные этой дате, широко освещал российский телеканал РТР, что вызвало однозначное недовольство в Баку. В Баку считают, что подобные репортажи вредят переговорному процессу по урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. В то же время в посольстве РФ в Азербайджане сообщили газете "Эхо", что государственный канал самостоятельно определяет свою редакционную политику, которая не всегда вписывается в рамки внешнеполитической концепции российского государства.

"Одной ноты посольства Азербайджана в Москве относительно сюжета на государственном телеканале "Россия" о праздновании сепаратистского образования Нагорный Карабах недостаточно. У нас есть более действенный рычаг, чем дипломатическая нота, и мы должны им пользоваться - это вещание российских телеканалов на национальных частотах Азербайджана". Об этом Day.Az заявила депутат парламента Азербайджана Ганира Пашаева. Она отметила, что это не первый подобный сюжет в российском эфире. По ее мнению, российские телеканалы "проявляют неуважение к территориальной целостности Азербайджана, представив Аркадия Гукасяна как президента Нагорного Карабаха". "Я абсолютно уверена, что в Азербайджане нужно приостановить вещание российских телеканалов на национальных частотах. Это должно быть нашей адекватной реакцией на политику российских телеканалов, которые всячески поддерживают сепаратизм на пространстве СНГ. Если российская сторона не принимает во внимание наши интересы, то в этом случае почему мы должны соблюдать их интересы и продолжать показывать российские телеканалы?" - сказала Пашаева. Депутат подчеркнула, что российская сторона должна убедиться, что у Азербайджана есть свои принципы и он от них не отступится. По ее словам, вещание должно быть приостановлено, несмотря на существование межгосударственного договора с Россией. "Государственный телеканал страны, которая официально признает территориальную целостность Азербайджана, ставит под сомнение этот факт. Сожалею, что общественные организации, политики безразлично отнеслись к данному факту, и думаю, что именно такое отношение приводит к тому, что в эфире государственного телеканала "Россия" появляются подобные сюжеты", - считает она.

В конце октября АО "Азерэнержи" и российская компания РАО "ЕЭС" приступят к переговорам об объеме поставок электроэнергии в Азербайджан на будущий год. Об этом ИА "Азер-Пресс" сообщил главный инженер АО Салех Мамедов. По его словам, срок договора о покупке электроэнергии истекает в ноябре. РАО "ЕЭС" пока не проинформировало Азербайджан о ценах на электроэнергию на будущий год. По словам Мамедова, цена будет определена в ходе переговоров. "В связи с повышением производства энергии в будущем году Азербайджан планирует сократить импорт из-за рубежа, в том числе из России, с 1 млрд. кВт/часов до 300 млн. кВт/часов", - сказал он. Мамедов добавил, что повышение производства стало возможным за счет сдачи в эксплуатацию модульных электростанций. В 2008 году объем поставок из России планируется сократить до 200 млн. кВт/часов.

В конце ноября планируется продолжить переговоры о поставках природного газа из России в Азербайджан в 2007 году. Как сообщает ИА "Азери-Пресс", первый раунд переговоров по этому вопросу состоялся в августе. В настоящее время правительство и Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) уточняют объем поставок. Руководитель азербайджанского представительства российской компании "Газэкспорт" Акиф Гасанов заявил, что объемы поставок и стоимость природного газа будут определены на встрече правительства Азербайджана с руководством "Газпрома": "Я не располагаю информацией об объемах импорта. Я также считаю преждевременным говорить о цене". Согласно заключенному на этот год договору, Азербайджан закупит у России 4,5 млрд. кубометров газа. Текущая цена импортируемого газа составляет 110 долларов США за 1 000 кубометров. В прошлом году Азербайджан импортировал из России 4,5 млрд. кубометров по цене 60 долларов за 1 000 кубометров. Ежемесячно из России импортируется примерно 340-350 млн. кубометров.

Азербайджан-Украина

7 сентября в Баку состоялась встреча между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Украины Виктором Ющенко, которая продолжалось более 2 часов. Затем переговоры продолжились в расширенном составе. Ильхам Алиев сказал, что традиционно добрые отношения между Украиной и Азербайджаном перешли на новый этап после обретения республиками независимости. "Наше сотрудничество в политическом, экономическом и гуманитарном плане развивается еще более успешно. Уверен, что ваш официальный визит, проведенные переговоры и подписанные документы станут важным этапом в развитии сотрудничества между нашими странами", - заявил Алиев. В свою очередь Ющенко заметил, что он очень рад встрече с Алиевым. "Нам очень удобно вести эффективные политические и экономические отношения с вашей страной. Этому помогают традиции, которые заложены временем и историей наших народов. Наши отношения отвечают не только украинским интересам, но и двусторонним отношениям", - подчеркнул президент Украины. (ИА "АзерТАдж")

По итогам переговоров был подписан ряд документов: о сотрудничестве в сфере окружающей среды, о международных комбинированных грузовых перевозках, подготовке дипломатических кадров, научно-техническом сотрудничестве в области радиологического мониторинга, долгосрочном сотрудничестве между ГНКАР и компанией "Нафтагаз Украины", а также совместная декларация президентов Украины и Азербайджана. (ИА "АзерТАдж")

7 сентября в Баку состоялась совместная пресс-конференция президентов Азербайджана и Украины - Ильхама Алиева и Виктора Ющенко. Открывая совместную пресс-конференцию, Ильхам Алиев сказал, что визит Ющенко в Азербайджан является наглядным проявлением дружеских отношений между обеими странами. "Между нами состоялся очень предметный и обширный разговор о существующих моментах в наших двусторонних отношениях. Самое главное - мы обсудили перспективы наших отношений, которые нам представляются очень важными, имеющими большой потенциал. По всем обсуждаемым вопросам у нас совпадение точек зрения. Мы рассматриваем Украину как дружескую страну и важного партнера для Азербайджана и надеемся, что все договоренности будут служить развитию наших отношений во всех сферах", - сказал Алиев. Касаясь сотрудничества в энергетической сфере, Алиев заметил, что он и Ющенко дали конкретные поручения соответствующим структурам начать предметную проработку вопросов, представляющих взаимный интерес. По его словам, есть очень много моментов, которые могут быть "взаимовыгодными". "Мы рассматриваем различные пути совершенствования этого сотрудничества. Азербайджан превращается в крупного производителя и поставщика энергоресурсов на мировом рынке, и сотрудничество с Украиной для нас имеет очень важное значение", - сказал он. Он также упомянул, что азербайджанская сторона рада тому, что азербайджанцы, проживающие на Украине, и украинцы в Азербайджане тесно интегрированы в общества стран проживания. "Это является очень важным элементом двусторонних связей". Говоря об урегулировании нагорно-карабахского конфликта, Алиев отметил, что он изложил украинскому президенту азербайджанское видение урегулирования этого вопроса и позицию официального Баку. "Мы всегда с особым чувством благодарности относились к пониманию Украины позиции Азербайджана. Мы ощущаем ее поддержку на международной арене. Иными словами, за несколько часов такого интенсивного общения ни один вопрос двусторонних отношений не остался в стороне", - заявил Алиев. ("525-я газета")

Президент Украины Виктор Ющенко тоже сказал, что удовлетворен переговорами. "Наши переговоры были легкими, так как мы имеем традиционные и добрые отношения. Украина готова продолжать такую же политику и далее". Он обратил внимание на то, что на Украине наступила политическая стабильность после парламентских выборов. Говоря о сотрудничестве в энергетической сфере, Ющенко сказал, что Украину интересует формирование совместных структур с азербайджанскими компаниями, которые могли бы совместно работать в сфере добычи, разведки, переработки и реализации нефтепродуктов. "Мы считаем, что это первый этап взаимного проникновения на рынки и развития взаимных потенциалов. Второй шаг - это освоение возможности транспортировки азербайджанской нефти по маршруту Одесса-Броды на европейский рынок. Мы также очень заинтересованы в развитии сотрудничества в области авиации. Сегодня Украина может представить самолеты, которые отвечают самым высоким требованиям безопасности, экономической характеристике современного авиационного рынка". Он также сообщил, что стороны уделили много внимания вопросам работы ГУАМ и урегулирования нагорно-карабахского конфликта. "Украина представляет все потенциальные возможности, которые доступны для урегулирования этого конфликта. Мы просим учесть это и готовы быть той стороной, которая больше всего подходит к участникам конфликта для его урегулирования", - сказал Ющенко. ("525-я газета")

Известный азербайджанский политолог Зардушт Ализаде считает, что разговоры о сотрудничестве Азербайджана с Украиной, равно как и с другими странами - членами ГУАМ, являются "блефом". "Национальные интересы Азербайджана требуют того, чтобы наша страна поддерживала нормальные отношения с Россией", - считает эксперт, добавив, что два с лишним миллиона азербайджанских гастарбайтеров зарабатывают на хлеб себе и своим семьям именно в России. Кроме того, по мнению Ализаде, достаточно вспомнить события последних азербайджанских президентских выборов 2003 года и парламентских выборов 2005 года, "которые были проведены под полным патронажем России, что обеспечило победу правящему клану Алиевых". "Кстати, позиции России и США сходятся именно в том, что обе эти державы поддерживают кровавые режимы. Но, в то же время, наша верхушка финансово и политически зависит от Запада, который является ныне ведущей мировой силой и требует демократизации общества. Именно поэтому Азербайджан вынужден имитировать свою приверженность западным ценностям", - считает он. Исходя из этого, убежден эксперт, можно сделать следующий "неутешительный" вывод: "Разговоры о сотрудничестве Азербайджана с Украиной, равно как и с другими странами - членами ГУАМ являются блефом. Руководство Азербайджана не намерено идти по пути демократии, который для себя четко избрала Украина". ("Реальный Азербайджан")

Официальный Баку намерен привлечь Украину к проектам по развитию военно-промышленного комплекса Азербайджана. Об этом ИА "Азери-Пресс" сообщили в Министерстве оборонной промышленности (МОП) АР. В этом направлении уже ведутся работы. Кроме этого, Азербайджан заинтересован в использовании помощи Турции, России и Ирана.

Азербайджан-Армения. Карабах

"Эхо" пишет, что "миротворческие войска ждут часа "Х", чтобы войти в регион карабахского конфликта". Как стало известно "Эхо" из информированных источников, уже практически готов проект по размещению миротворческого контингента в зоне армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. Миротворческий контингент предполагается укомплектовать в том числе и из представителей вооруженных сил государств Европейского союза. В этой связи, комментируя в эксклюзивном интервью "Эхо" поступившую информацию, посол Финляндии в странах Южного Кавказа Тери Хакала в целом не исключила возможности наличия первоначального плана по размещению миротворческого контингента в зоне конфликта. Хотя, по ее словам, пока сложно об этом говорить, так как нет политического решения. Напомним, что Финляндия на данном этапе председательствует в Европейском союзе. Посол оговаривается, что, "в принципе, все возможно". Однако о параметрах, по словам дипломата, можно говорить "только после принятия политического решения". По словам Хакала, подобная акция потребует уточнения многих деталей. "Поэтому нельзя исключать, что уже сейчас есть первичный проект размещения миротворческого контингента". В свою очередь в Баку советуют не торопить события и настаивают, что до реализации миротворческой акции еще следует решить ряд серьезных вопросов, в том числе обеспечить вывод Вооруженных сил Армении с "оккупированных земель".

Известный азербайджанский политолог и руководитель общественного форума Эльдар Намазов в свою очередь считает, что серьезное обсуждение вопроса размещения миротворческого контингента сегодня несколько преждевременно. "Размещение этих войск предполагается только после подписания мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией". В то же время Намазов напоминает, что технический план размещения миротворцев в зоне конфликта уже был разработан в середине 90-х годов прошлого века. "С учетом того, что линия фронта с того времени не претерпела больших изменений, можно полагать, что план размещения миротворческих войск уже давно существует", - заявил он "Эхо". По его словам, политическое решение по этому поводу принималось в конце 1994 года во время Будапештского саммита ОБСЕ. После этого, как рассказывает политолог, в регион конфликта приезжала миссия военных экспертов ОБСЕ, которая разрабатывала все технические детали ввода контингента. "Неопределенным остается день "Х", который будет назван после подписания мирного соглашения". Камнем преткновения между сторонами, как вспоминает Намазов, был вопрос состава миротворческого контингента, который поднимался еще в далеком 1994 году. "Конкретного решения достичь не удалось, но есть положение о том, что страны-сопредседатели МГ ОБСЕ не должны участвовать в миротворческой операции, так как это может оказать негативное влияние на обсуждаемые вопросы", - рассказывает политолог. Последний раз военные эксперты ОБСЕ, которые планируют размещение миротворческого контингента, побывали в Азербайджане, по информации Намазова, во второй половине 2005 года. И именно тогда, напоминает политолог, сопредседатели высказали мнение, что предстоящий 2006 год может стать "окном" для разрешения карабахского конфликта.

Как сообщил в интервью "Эхо" начальник Управления информационной политики и печати Министерства иностранных дел Азербайджана Таир Тагизаде, речь может идти о комплексе мер по обеспечению безопасности, в том числе и о возможном размещении миротворческого контингента, только при условии завершения всех компонентов первого этапа урегулирования конфликта. "Когда будут выведены армянские войска с оккупированных территорий, окружающих Нагорный Карабах, будет проведено разминирование зоны конфликта, вернутся к местам постоянного проживания перемешанные лица, только тогда можно будет говорить о размещении миротворческого контингента". Что касается состава миротворцев, то, по его словам, ни государства региона, ни страны-сопредседатели МГ ОБСЕ не могут принимать участия в операции. В то же время начальник управления отметил, что если даже на сегодняшний день и существует технический план размещения миротворцев, то "мне о нем ничего не известно". Кроме того, Тагизаде подчеркивает, что у него нет никакой информации о том, что в зону конфликта когда-либо приезжала миссия военных экспертов ОБСЕ для оценки ситуации в связи с размещением миротворческих войск.

"В вопросе формирования и размещения миротворческого контингента решающее слово будет принадлежать Азербайджану, так как речь в этом случае идет о "наших землях"", - заявил в свою очередь военный эксперт Узеир Джафаров. В этой связи эксперт особо отмечает, что недопустимо участие в миссии сил, которые могут проявить лояльность по отношению к сепаратистам. "Приоритет должен быть отдан нейтральным странам, которые не испытывают особых "чувств" к Азербайджану или Армении", - отмечает Джафаров. Вместе с тем, по его словам, он далек от мысли, что вопрос миротворческого контингента будет всерьез рассматриваться в скором времени. "Эти силы могут прийти в зону конфликта не менее чем через год после того, как политики примут решение, а когда это произойдет?.." При этом с первых же дней обсуждения этого вопроса, по словам Джафарова, Баку должен четко довести до международного сообщества свою позицию. ("Эхо")

Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров обсудит нынешнюю ситуацию в нагорно-карабахском урегулировании с сопредседателями Минской группы (МГ) ОБСЕ. Как сообщил журналистам сам министр, он уже дал согласие на встречу, назначенную на 13 сентября в Лондоне, передает Day.Az. Министр дал понять, что его личной встречи с главой МИД Армении Варданом Осканяном в указанные сроки может и не быть. Мамедъяров предположил, что, скорее всего, дальнейшие пути урегулирования карабахской проблемы министры обсудят с сопредседателями Минской группы ОБСЕ по отдельности. При этом он заявил, что есть возможность прийти к консенсусу по вопросу обсуждения в ООН проблемы пожаров на "оккупированных" Арменией землях. Министр также отметил, что азербайджанская сторона продолжает вести диалог с сопредседателями ОБСЕ, которые, в свою очередь, ведут диалог с армянской стороной по поводу согласования текста резолюции, которую примет Генеральная Ассамблея ООН. То есть получается, что Азербайджан готов согласиться на принятие согласованного с Арменией варианта резолюции Генассамблеи ООН без голосования.

А между тем, пленарное заседание Генассамблеи ООН, посвященное рассмотрению проекта резолюции, призывающей международное сообщество оказать помощь в тушении пожаров в Нагорном Карабахе и преодолении их последствий, было отложено. Как сообщает Day.Az, заседание Генассамблеи по пункту повестки дня, озаглавленному "Положение на оккупированных территориях Азербайджана", было назначено на вторую половину дня 5 сентября. Однако директор по делам Генассамблеи и Экономического и социального совета Маргарет Кэли объявила, что по представленному проекту резолюции продолжаются "интенсивные переговоры" и было принято решение перенести пленарное заседание. Ранее пресс-секретарь председателя 61-й сессии Генассамблеи сообщила, что делегация Армении уже потребовала вынести этот проект на голосование. При этом, накануне глава МИД Армении Вардан Осканян заявил, что считает "неуместным" привлечение ООН к проблеме пожаров на подконтрольных Нагорному Карабаху территориях. "Сегодня этой проблемой занимается ОБСЕ, в конце концов, идет процесс Минской группы ОБСЕ, поэтому бессмысленно внедрение ООН с целью оценки ситуации на территориях, подвергнутых пожарам", - отметил министр. По его словам, доклад личного представителя действующего председателя ОБСЕ посла Анджея Каспшика полностью удовлетворяет армянскую сторону. "Азербайджан хочет привлечь миссию специалистов с тем, чтобы они смогли дать ответ о причинах возникновения пожаров и предпринять профилактические меры. Мы не против этого, если одновременно будет осуществляться сотрудничество с властями Нагорного Карабаха, а это должно происходить в рамках правильной инстанции, таковой является ОБСЕ, а не ООН", - заявил министр. "Наша позиция такова, чтобы в процесс была вовлечена и карабахская сторона", - отметил Вардан Осканян.

Накануне и азербайджанская сторона выступала с не менее жесткими заявлениями. Например, Азербайджан оставляет за собой право поднять перед международными организациями вопрос о выполнении Арменией своих обязательств. Об этом ИА "Тренд" сообщил начальник Управления информационной политики и печати Министерства иностранных дел Азербайджана Таир Тагизаде. "Если г-н министр позволяет себе делать такого рода высказывания, обуславливая дальнейшее продвижение мирного процесса какими-то другими факторами, несомненно, также относящимися к развитию обстановки в регионе, то Азербайджан сохраняет за собой право поставить перед международными организациями, помимо вопросов о реальном положении в регионе, к которым относится вопрос с пожарами, также выполнение Арменией своих обязательств перед международными организациями", - сказал Тагизаде.

"Зеркало" пишет: "Что же получается на самом деле? Осканян отказывается от очередной встречи с Мамедъяровым и стоит на своем. Ведь наш министр уже дал понять, что его личной встречи с В. Осканяном в Лондоне, на которую он уже дал согласие, может и не быть. И, скорее всего, не будет. Осканян заявляет, что официальный Ереван против обсуждения любых вопросов, связанных с карабахской тематикой, вне рамок МГ ОБСЕ, особенно в ООН. И сразу становится известно, что мы пытаемся добиться консенсуса с армянами, чтобы резолюция была принята на Генассамблее ООН без обсуждения и голосования. При этом официальный Ереван пытается вовлечь в обсуждение данной проблемы и представителей НК.

Скорее всего, компромисс будет заключаться в том, что в своей резолюции Генассамблея ООН поручит МГ ОБСЕ разобраться в данной проблеме, как было и в случае с незаконным заселением оккупированных территорий. Можно напомнить и о том, чем тогда завершилась в принципе вполне логичная и дипломатически оправданная затея азербайджанской стороны. Миссия МГ ОБСЕ подтвердила факт незаконного заселения оккупированных территорий. Вот и все. Азербайджану даже не удалось добиться международной санкции, обязывающей официальный Ереван вывести с оккупированных территорий незаконных поселенцев. Фактически на деле получилось, что армянская сторона добилась "легализации" незаконных поселенцев. Сейчас решение этой проблемы можно ожидать только после урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. А тогда Армения еще получит огромные суммы от международных организаций для реализации проекта переселения этих людей на новые места проживания.

Честно говоря, иногда создается впечатление, что наша дипломатия не всегда рассчитывает все последствия своих, по сути, правильных и целесообразных демаршей...".

"В чем смысл нынешнего формата переговоров по Нагорному Карабаху?" - вопрошает "Эхо". "Сопредседатели Минской группы ОБСЕ 12-13 сентября по отдельности встретятся с главами МИД Армении и Азербайджана. Интересно, что в таком формате встречи по урегулированию основного для двух государств вопроса не проходили уже давно. Да и в конце августа речь шла только о предстоящих непосредственных переговорах между Осканяном и Мамедъяровым. Можно ли квалифицировать решение посредников из ОБСЕ как свидетельство обострения определенного разлада между Арменией и Азербайджаном в принципиальных вопросах "пражского процесса" или же все объясняется чем-то совершенно другим?" ("Эхо")

Начальник Управления информационной политики и печати МИД АР Таир Тагизаде заявил "Эхо", что, вероятно, правильнее было бы адресовать этот вопрос самим сопредседателям МГ ОБСЕ, "потому что они находятся в контакте с обеими сторонами". "Но я так полагаю, что это делается для выяснения того, какие чувства испытывают обе стороны, и для возможности дальнейшего продолжения переговоров. Для того, чтобы продвигать процесс переговоров вперед, сопредседателям необходимо четко осознавать, на каких позициях стоят по тому или иному вопросу стороны. Как раз таки для того, чтобы сохранить момент движения переговоров вперед", - сказал Тагизаде. На вопрос о том, не идет ли речь о непосредственной встрече между министрами, Тагизаде ответил, что сейчас по этому поводу информации нет, но, возможно, она появится по итогам встреч в Париже и Лондоне.

В свою очередь независимый политолог и бывший дипломат Расим Агаев считает, что "скорее всего, это решение о раздельных встречах связано с тем, что обе стороны лукавят". "Я полагаю, что армяне все же лукавят в большей степени, поскольку они и повинны в большей степени во всей этой истории. И естественно, что сопредседатели захотели в такой последовательности переговорить с каждым из министров отдельно, чтобы составить более точное, близкое к истине впечатление о том, чего хотят стороны. Они желают убедиться в их способности к предлагаемым компромиссам, в их желании идти до конца, или же наоборот - убедиться, что какая-то из двух сторон предпочитает все-таки тянуть время, ставить неприемлемые условия, заявляя сопредседателям, что это, мол, делает противоположная сторона. Другой момент - все-таки у американской стороны, у Запада есть своя точка зрения на этот счет, свои предложения. Известно, что некоторое время назад говорилось о возможности применения косовского варианта и в других конфликтных зонах. И вот в связи со всем этим Минской группе, наверное, все-таки хотелось бы иметь точное представление о позиции сторон", - сказал "Эхо" Агаев.

Экономика

"Согласно последнему исследованию международного рейтингового агентства Fitch, Азербайджан отнесли к группе стран с наиболее неустойчивой банковской системой, в которую входят всего лишь пять стран. Основной причиной этого, по мнению агентства, стал чрезмерный рост кредитования. Причем мы попали в довольно экзотическую компанию. Вместе с нами наиболее рисковую банковскую систему имеют соседняя Россия, Ирландия, Исландия и экзотическая ЮАР", - пишет "Реальный Азербайджан". По оценке Fitch, значительные риски появляются, если темпы роста кредитов частному сектору превышают 15%.

Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует инфляцию в Азербайджане в 2006 году на уровне 12%, заявил директор департамента по Ближнему Востоку и Центральной Азии фонда Виталий Крамаренко на пресс-конференции в Баку. "Мы первоначально прогнозировали, что в 2006 году инфляция составит 12%. Мы считаем, что пересматривать этот прогноз не имеет смысла, так как с августа 2005 года по август 2006 года инфляция составила 10,2%", - сказал Крамаренко. Как пишет "Новое время", правительство Азербайджана прогнозирует инфляцию в 2006 году не выше 9%. По словам Крамаренко, на инфляцию в республике влияет резкий рост бюджетных расходов, что приводит к увеличению денежной массы. "Мы рекомендовали Национальному банку Азербайджана провести мероприятия, направленные на сдерживание инфляции", - отметил Крамаренко. Он добавил, что, по оценкам фонда, сдержать инфляцию позволит также ограничение темпов роста бюджетных расходов. "В 2006 году бюджетные расходы увеличились на 70%, что оказывает влияние на уровень инфляции. На 2007 год мы рекомендовали правительству не допустить резкого роста бюджетных расходов, обеспечить рост поступлений в госбюджет от ненефтяного сектора, продолжить процесс реформ в налоговой и таможенной сферах. Все эти действия позволят снизить инфляцию до уровня 10%", - отметил Крамаренко. ("Новое время")

Правительство Азербайджана не планирует выполнять рекомендации Международного валютного фонда об ограничении роста бюджетных расходов в будущем году, озвученные главой департамента фонда Виталием Крамаренко в Баку, сообщает ИА "Тренд". "Мы категорически не согласны с доводами МВФ. В этой связи правительство не намерено ограничивать рост бюджетных расходов", - сказал источник в правительстве. По его словам, в условиях роста ВВП на уровне более 30% увеличение бюджетных расходов является естественным процессом. "ВВП Азербайджана растет высокими темпами. Вследствие этого будет наблюдаться рост бюджетных доходов. Поэтому нет смысла искусственно сдерживать рост бюджетных расходов", - отметил источник в правительстве. Он также подчеркнул, что, так как значительная часть бюджетных расходов направляется на инвестиционные цели, Минфин Азербайджана не видит взаимосвязи между ростом расходов госбюджета с ростом денежной массы.