Минэкономики России утвердило трехлетнюю программу развития Республики Алтай стоимостью более 13 млрд. рублей
Алтай, 7 сентября, 2006, 16:22 — ИА Регнум.
"Это, конечно, не значит, что деньги будут выделяться и закладываться в бюджет федерации автоматически, - пояснил Зотов. - Нам необходимо приложить усилия, чтобы взять эти деньги - готовить экспертизу проектов, сами проекты, бюджетные заявки и т.д. Сегодня мы готовим проект постановления правительства республики, которым будет утвержден состав рабочей группы, которая будет заниматься этими вопросами, привлечем к работе депутата Госдумы и сенаторов от Республики Алтай".
Михаил Зотов заявил, что финансирование программы возможно уже с начала 2007 года. "Во всяком случае, ближайшие дни мы посвятим именно этому вопросу", - отметил он.
Как уже сообщало ИА REGNUM, проект Программы социально-экономического развития Республики Алтай был разработан в министерстве экономического развития республики без привлечения специалистов из других регионов. Это является предметом особой гордости министра экономики республики Михаила Зотова, неоднократно подчеркивавшего это обстоятельство в местной прессе.
Главной целью среднесрочной программы является повышение уровня благосостояния и стандартов жизни населения Республики Алтай. Реализация данной цели, повышение уровня качества жизни возможно при условии выполнения мер по выводу республики на бездотационный режим хозяйствования и самофинансирования на принципах устойчивого социально-экономического развития с соблюдением экологических ограничений. В качестве промежуточной цели программы определено создание условий для последовательного приближения Республики Алтай по показателям социального и экономического развития к среднероссийским значениям.
Срок реализации программы - 2006-2009 годы. Разработчики учитывали при разработке программы возможные угрозы. В качестве угроз ближайшей перспективы (1-2 года) назван резкий рост энерготарифов (а также тарифов на транспортные услуги). Угрозы среднесрочной перспективы заключаются в высоких темпах роста физического износа основного оборудования, цен, увеличение технологического отставания, дефицит кадров. Угрозой долгосрочного периода названо массовое выбытие из строя систем жизнеобеспечения (тепло, энерго, водопроводных сетей) и резкое ухудшение состояния жилого фонда. Это угроза обуславливается следующими факторами: намерением федеральных властей прекратить все виды субсидирования ЖКХ, повышением тарифов на услуги и продукцию энергетических и инфраструктурных монополий; крайне низким уровнем доходов населения, дефицитом инвестиционных ресурсов, слабостью банковской системы Республики Алтай, практически не развитым фондовым рынком.
Программой предусмотрено создание и развитие собственных энергогенерирующих мощностей. В первую очередь речь идет о строительстве ГЭС на Катуни в районе села Чемал с установленной мощностью 140 МВт, среднегодовой выработкой электроэнергии 850 млн кВт ч, работающей на бытовом стоке. Реализация проекта позволит создать в республике собственный бесперебойный источник энергоснабжения и снизить энергозависимость региона от Алтайского края. Сбыт электроэнергии на местном уровне позволил бы окупить затраты на создание предприятия в течение 8-12 лет. Предварительные объемы финансирования объекта составляют 6,049 млрд руб со сроком реализации 2006-2010 годы.
Еще одним проектом, предусмотренным программой, является проектирование и участие в строительстве магистрального газопровода Барнаул - Бийск - Горно-Алтайск с отводом на Белокуриху и газификация Республики Алтай. В соответствии с договором о совместной деятельности между ОАО "
Кроме этого планируется строительство дороги на Китай через Монголию по маршруту Ташанта - Ульгий (МНР) - Кобдо (МНР) - Тайкишкен (КНР). Разработчики программы отвергают проект строительства прямой автомагистрали на Китай через перевал Канас на российско-китайском участке границы, проходящем в Республике Алтай. В сфере дорожного строительства важным представляется реконструкция и окончание строительства дороги Усть-Кан - Талда - Карагай - граница Казахстана. Эта дорога, по замыслу алтайских экономистов, будет являться последним участком международной магистрали Е-40 Кале - Дрезден - Краков - Львов - Киев - Харьков - Волгоград - Астрахань - Бухара - Ташкент - Усть-Каменогорск - Усть-Кан и обеспечит увеличение транспортных потоков с Республикой Казахстан с учетом интересов предприятий Республики Алтай, Кузбасса, Красноярска, Алтайского края, Новосибирской, Томской и Омской областей, а в перспективе и выход на Китай. Также власти региона рассчитывают на то, что им удастся создать особую экономическую зону туристско-рекреационного типа, и это обстоятельство отражено в программе. Это позволит развить туристскую отрасль Горного Алтая, которая будет соответствовать международным требованиям по уровню инфраструктуры, сервисному обслуживанию и организациям индустрии туризма, обеспечивающего, с одной стороны, потребности туристов, с другой стороны - высокий уровень налоговых поступлений.
Важным фактором развития республики разработчики программы считают развитие современной инфраструктуры, обеспечение качественной связи и доступа в интернет.