Станет ли Чехия американским ракетодромом?
Членство в
В конце июля 2006 г. Чехию посетила представительная 22-членная военная делегация из США, которая детально исследовала возможности использования территории Чешской Республики в качестве места дислокации американской базы ПРО. Военные эксперты США изрядно поколесили по Чехии, посетив три потенциальных места базирования американской базы ПРО: местечко Брды в Средней Чехии, Либаву у г. Оломоуц в Центральной Моравии и Болетице в Южной Чехии. По предварительным оценкам, база, которую будет обслуживать несколько сотен американских военнослужащих, займет около трехсот гектаров чешской территории. Уже в августе этого года подробный доклад американской военной делегации об итогах визита в Чехию должен лечь на стол министра обороны США Д. Рамсфельда, который вынесет вердикт о месте расположения базы ПРО. По сообщениям чешской прессы, на это же время запланирован визит представителей чешского министерства обороны в США, где, судя по всему, чешских генералов просто ознакомят с окончательным решением вашингтонского начальства и те, взяв под козырек, поспешат назад в Прагу, дабы как можно быстрее приступить к выполнению полученного приказа.
Визит американской военной делегации в Чехию освещался обычно болтливой чешской прессой опасливо и крайне скупо. Более откровенной оказалась польская "Жеч Посполита", поведавшая свои читателям о том, что планируемые американские военные базы и их персонал в Восточной Европе по настоянию США будут функционировать только на условиях полной экстерриториальности, т.е. подчиняясь исключительно американской, а не чешской или польской юрисдикции. Более того, власти страны пребывания будут лишены права проводить инспекции баз, вопрос использования которых будет решаться исключительно американскими военными без каких-либо консультаций с восточноевропейскими "туземцами", что, по мнению польской прессы, противоречит нормам международного права.
В случае реализации подобного сценария формат взаимоотношений Польши и Чехии с США станет разительно напоминать механизм взаимодействия Вашингтона с Грузией, где американские граждане обладают полной экстерриториальностью, будучи полностью неподсудными и неподконтрольными местным властям. Как ни парадоксально, но мечты тбилисских мечтателей об интеграции Грузии в Европу начинают сбываться, правда, с противоположного конца - не Тбилиси идет в Европу, а, наоборот, Восточная Европа движется в сторону Тбилиси. По крайней мере, правовой статус планируемых американских баз в Чехии и Польше окончательно делает эти страны такой же бесправной туземной территорией в отношениях с США, какой давно является убогая саакашистская Грузия. Вот только роль бессловесной колонии в отношениях с Вашингтоном куда обиднее для чехов и поляков, чем для грузин, поскольку, в отличие от Грузии, Чехия и Польша формально являются членами НАТО и Евросоюза и вправе рассчитывать на более равноправные отношения с Вашингтоном.
Впрочем, это унизительное для Праги обстоятельство тщательно замалчивается чешской официальной пропагандой, которая, оценивая перспективы создания американской базы ПРО в Чехии в основном в розовых красках, твердит об исключительно оборонительной функции этой структуры и о ее экономической выгоде для чехов, которые получат в связи с этим дополнительные инвестиции и рабочие места. Голоса реалистов, справедливо указывающих на то, что появление американской ПРО в Чехии и Польше сделает население этих стран заложниками американских военных авантюр, слышны в Чехии значительно реже.