"Если говорить о последних событиях на Ближнем Востоке, инициатором которых стал Израиль, то следует обратиться в прошлое и посмотреть на последовательность событий - произошло убийство премьер-министра Ливана, после чего поднялась большая шумиха, была создана международная комиссия по расследованию, справедливо или нет, но все это было приписано спецслужбам Сирии, после чего под давлением международного сообщества войска Сирии покинули Ливан", - заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM лидер Национально-демократической партии, депутат парламента Армении Шаварш Кочарян. По его словам, армия Ливана не организована полноценно - "получается, что, по сути, нет боеспособной армии, кроме объединений Хизболлах, а Израиль начал военные действия тогда, когда там нет войск Сирии - случайно это или закономерно?"

"Если говорить о политике Израиля, то всегда было очевидно, что эта страна укрепляет свои позиции в регионе и каждая потенциальная угроза подавляется Израилем в превентивном порядке. Сегодня Израиль открыто заявляет, что не позволит, чтобы на его границе стояли вражеские для него объединения Хизболлах. Примечательно, но когда НАТО и ЕС выступили с инициативой о размещении на границе международной миротворческой миссии, то Израиль заявил, что Ливан имеет армию, которая в состоянии организовать защиту границ. То есть преследуется одна цель - окончательно удалить Хизболлах от границ Ливана, после чего пусть контролирует армия Сирии, но никак не международные силы. На будущее Израиль сохраняет вариант силового вмешательства", - заявил Шаварш Кочарян. Он напомнил, что все началось с Палестины, и, ясно, что действия направлены, по сути, против образовавшей в парламенте большинство силы. "Израиль продолжает говорить с позиции силы. Здесь также можно упомянуть применение двойных стандартов - избранная народом сила - ХАМАС - не воспринимается миром. Тем не менее, подписанный в Кэмп-Дэвиде документ предполагает признание Израиля. Конечно, Израиль осуществил некоторые шаги - стал освобождать ряд заселенных территорий, но ХАМАС не заявил, что он готов признать Израиль, как государство. Этим он стал уязвимым, поскольку не привержен международным обязательствам", - отметил армянский парламентарий.

По его мнению, в тяжелом положении в этой ситуации оказался Иран. "Эта страна стремилась и стремится выступить в роли лидера мусульманского мира. Иран - шиитское государство, а в мусульманском мире есть два таких государства - Иран и Йемен - и в этом кроется определенное препятствие. Тем не менее, Иран пытается взять на себя эту роль, и нет более мощного мусульманского государства, которое готово взять на себя эту роль. Иран должен утвердить эту роль в сложившейся ныне на Ближнем Востоке ситуации, а также должен учитывать предысторию, связанную с его ядерной программой, его уязвимостью. Создается впечатление, что США ждут момента, и они этого не скрывают, чтобы нанести удары по Ирану. Даже в прессе печатаются планы, как можно уничтожить те объекты, которые находятся на большой глубине без применения ядерного оружия, поскольку для этого есть специальные бомбы", - отметил Кочарян.

Отметив, что регион находится в очень опасной ситуации, Шаварш Кочарян при этом отметил, что резких действий все-таки не будет, поскольку в регионе существует определенный баланс, который выгоден и США, и Израилю. "Израиль решает свои вопросы в непосредственной близости своих границ. Он выйдет из этой ситуации более сильным. Но нарушать этот баланс будет невыгодной затеей для самой Америки. Вопрос в том, что в регионе интересы Ирана и США совпадают, но этого не видно очевидно. Мы видим внешний слой -где есть очевидные разногласия, естественно. Но есть и второй слой - совпадение интересов. Приведу несколько примеров - какая страна в регионе была самая заинтересованная, чтобы в Ирак были введены войска, какая страна заинтересована, чтобы из Ирака сегодня эти войска не были выведены. Очевидно, Иран. Поскольку, в противном случае, начнется резня шиитов. В каком случае шиты могут прийти к власти в Ираке? Естественно, только в такой ситуации. Более того, как это случилось, что когда начался судебный процесс над Саддамом Хусейном, единственным предъявленным ему обвинением стал геноцид шиитов, потом уже добавились другие. Это не случайно. То есть, чтобы решить вопросы в Ираке, по сути, укрепляются две силы - шииты и курды. Кто враг №1 Ирана в мусульманском мире - талибан. Тот же талибан, который в свое время подпитывался Америкой, а сегодня является врагом №1 также для США", - заявил Шаварш Кочарян.

По мнению армянского политика, в результате боевых действий в Ираке в экономическом плане выиграли США и Иран - "Цены на нефть заметно подскочили. Иран владеет 5% продаваемой на международном рынке нефти со всеми своими ограничениями, а это не малая сумма. Вопрос - в чем же выгода США. Америка сегодня находится в экономической конкуренции с Евросоюзом и ясно, что ЕС выходит победителем, поскольку его экспорт на международном рынке в 2,5 раза больше, чем экспорт США. И это в том случае, что энергоносители в Европе несравнимо дороже, чем в США. Рост цен на энергоносители ослабляет эту конкуренцию. Существуют подсчеты специалистов, что 90 долларов за баррель нефти - это планка, после которой многие европейские страны окажутся перед экономическим кризисом. А цена уже достигла 85 долларов".

Отметив, что Иран претендует стать лидером в мусульманском мире, Кочарян заявил, что он не может полноценно осуществить это стремление, поскольку внутри страны остается шиито-суннитское противоречие. "Мы знаем, что для радикальных суннитов шииты хуже иноверцев", - отметил он. "Представим, что нет Ирана. В этом случае, каким бы был мусульманский мир и отношения Восток-Запад. Здесь мусульманский мир стал бы более сплоченным, может быть, он не имел бы конкретной страны-лидера, но имел бы лидерство точно так же, как террористическая сеть. Задача этой сети в том, что нет конкретного адресата для удара. Это структура, которая не имеет адреса и этим она опасна. В этом случае, очень возможно, что при отсутствии сверхдержавы мусульманский мир объединился бы по принципу этой сети. Все это прекрасно осознает и Израиль. И надо учитывать, что антиизраильская риторика Ирана сравнительно новая. Это обусловлено одним обстоятельством - претензиями Тегерана на роль лидера. Более того, переполох вокруг ядерной программы Ирана, по сути, выгоден и США, поскольку после исламской революции Иран все более становился светской страной, особенно это заметно в кругах молодежи. В таком случае Иран не мог претендовать на роль лидера, а по мнению США, на роль квази-лидера. Следовательно, надо изменить ситуацию - необходима внутренняя консолидация. А для этого есть два основных фактора - внешняя угроза и мировая миссия. Весь процесс по ядерной программе для Ирана означают именно эти два фактора - внешняя угроза, отсюда и консолидация. Это, во-первых. Во-вторых, они говорят, мы старая нация, ничем не уступаем другим, почему кто-то должен иметь ядерное оружие, а мы нет, мы любой ценой должны достичь этого. А это уже миссия", - заявил Шаварш Кочарян.