Давид Симонян: Сдача территорий Азербайджану: стратегические последствия для Армении и Нагорного Карабаха
ИА REGNUM публикует статью эксперта по вопросам безопасности Давида Симоняна (Ереван), отражающую его взгляд на будущее карабахского конфликта. Статья публикуется в авторской редакции.
В свете продолжающейся дискуссии о сохранении "благоприятного окна возможностей" в армянском обществе продолжается активное обсуждение тех принципов урегулирования карабахского конфликта, которые, согласно сообщениям СМИ, были представлены президентам двух стран для обсуждения и возможного подписания. Эти принципы предполагали, в том числе, и вывод армянских войск с освобожденных территорий и их передачу, за исключением Лачинского коридора, Азербайджану.
В данной статье речь пойдет о том значении, которое имеет освобожденная территория для обеспечения важнейшего элемента национальной безопасности Армении - ее военной составляющей. Говоря о современной Армении следует иметь в виду два государства, Республику Армения и НКР, полностью интегрированных в военном и экономическом плане. Как известно, военная безопасность определяется как такое состояние государства, которое позволяет исключить нанесение ущерба его жизненно важным интересам путем угрозы или практического применения против него вооруженного насилия.
Предлагаемый анализ строится на основе принятой в экспертных кругах аксиомы, согласно которой в вопросах обеспечения национальной безопасности необходимо всегда исходить из наихудшего сценария развития событий. А теперь рассмотрим более подробно то значение, какое имеет освобожденная территория для обеспечения военной безопасности Армении (РА и НКР).
Результатом военного конфликта 1991-1994гг стало качественное улучшение следующих элементов военно-стратегического положения армянских государств:
1. Конфигурация фронта
Сложившаяся на настоящий момент конфигурация линии фронта для армянской стороны является оптимальной. Южный фланг Арцахского фронта прикрывается иранской границей. Северный фланг прикрыт труднодоступным Мравским горным хребтом. На восточном направлении от Мравского хребта до Аракса армянские войска занимают хорошо укрепленный в инженерном отношении оборонительный рубеж, состоящий из нескольких оборонительных полос.
В случае возвращения территорий 6 районов и сохранения лишь Лачинского коридора, общая линия фронта двух армянских государств с Азербайджаном, включая Нахичевань, увеличится на более чем 450 км и составит 1100 км. Протяженность линии фронта между Арцахом и Азербайджаном увеличится на более чем 150 км, и составит 360 км. Для составления полной картины о протяженности границ Армении с соседними противоборствующими странами здесь будет полезно напомнить также о существовании 268 километровой границы Армении с Турцией, большая часть которой слабо прикрыта армянскими войсками.
Для надежного прикрытия значительно удлиненного фронта армянской стороне потребуется мобилизовать значительные ресурсы, как людские, так и финансовые.
Во-первых, придется увеличить численность Армянской Армии (Вооруженных сил Армении и Армии Обороны Арцаха), что потребует увеличения срока срочной службы для рядового состава, а также привлечения на воинскую службу граждан на контрактной основе.
Во-вторых, отход армянских войск потребует создание новых оборонительных рубежей, на что также потребуются значительные ресурсы. Осуществление указанных мероприятий неизбежно приведет к значительному увеличению военного бюджета и соответствующему сокращению финансирования государством и без того скудных социальных программ, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.
2. Глубина обороны
Освобожденные территории позволили создать минимально необходимую глубину обороны и решить несколько важных стратегических задач:
Во-первых, нынешняя глубина обороны сделала возможным формирование эшелонированной обороны, т.е. создание нескольких линий оборонительных рубежей. В случае прорыва первой линии обороны, армянские войска смогут организовать сопротивление на последующих рубежах, не допустить прорыва противника во внутренние районы Арцаха и удержать фронт до подхода войск из Армении.
Во-вторых, центральные густонаселенные районы Арцаха, в том числе и столица г. Степанакерт, а также населенные пункты Горисского, Капанского и Мегринского районов Армении стали недосягаемы для обстрелов из основных артиллерийских систем и ракетных систем залпового огня (типа БМ-21 "Град"), стоящих в данный момент на вооружении азербайджанской армии.
В-третьих, с освобождением Зангеланского, Джебраильского и Физулинского районов и перенесением линии фронта на восток более чем на 100 км, была ликвидирована угроза, висящая над уязвимым с точки зрения организации обороны Мегринским районом Республики Армения, имеющим ширину всего около 40 км.
В случае возвращения противнику 6 районов и переносе линии фронта на бывшую административную границу НКАО, отсутствие необходимой глубины обороны в высшей степени усложнит задачу защиты Арцаха в случае начала новой войны, вероятность которой нельзя исключать.
Новая линия фронта будет проходить на расстоянии всего 5 км от районных центров Мардакерт, Аскеран и Гадрут, и 18 км от Степанакерта. Кроме того, с передачей Азербайджану Карвачарского (бывшего Кельбаджарского) района положение Мардакертского района станет уязвимым перед возможным военным вторжением с трех сторон.
Новый оборонительный рубеж, даже при его максимально возможном инженерном укреплении, не может служить надежным гарантом обеспечения военной безопасноости Арцаха. Как известно из военной истории, любой, даже самый подготовленный оборонительный рубеж (линия Маннергейма, линия Зигфрида, линия Бар-Лева) может быть прорван атакующей стороной, и для остановки противника решающее значение приобретает глубина обороны, которая позволяет обороняющейся стороне организовать новые линии сопротивления и, измотав противника, остановить наступление. Так в арабо-израильской войне Судного дня (1973 г.), когда египетские войска всего за 6 часов прорвали укрепленную линию Бар-Лева на Синае (длина линии 157.5 км, глубина 15 км), именно наличие глубины обороны позволило Израилю остановить наступление войск Египта на Синайском полуострове, не допустив их прорыва в центральные районы страны, провести мобилизацию и внести перелом в ход войны.
Кроме того, в случае переноса границы большинство населенных пунктов Арцаха и Сюникского марза Армении, в первую очередь города Степанакерт, Капан и Горис, окажутся беззащитными перед угрозой массированных артиллерийских обстрелов противника. В случае начала новой войны, внезапный массированный обстрел городов, районных центров и сел артиллерией и ракетными системами залпового огня приведет к значительным жертвам среди гражданского населения, населенные пункты и инфраструктура Арцаха и Сюника будут значительно разрушены, что может привести к массовому исходу гражданского населения.
3. Военные коммуникации
В современной войне огромное значение придается наличию военных коммуникаций, подготовленных и оборудованных для передвижения войск, доставки вооружения, военной техники, боеприпасов, горючего и других материальных средств, а также осуществления всех видов эвакуации. Для армянской стороны наличие и бесперебойное функционирование военных коммуникаций имеет исключительное значение, учитывая угрозу создания противником на фронте значительного перевеса в первые дни войны.
Рассмотрим подробнее состояние военных коммуникаций на Арцахском фронте с обеих сторон:
Азербайджан
Густонаселенные районы Азербайджана связывают с Арцахским фронтом две линии железной дороги: Баку-Евлах и Баку-станция Горадиз. Кроме того имеются несколько шоссейных дорог, таких как Баку-Шемаха-Евлах, Баку-Кюрдамир-Евлах, Баку-Бирмай-Байлакан (Ждановск). Имеется также удобная, идущая параллельно фронту, рокадная дорога Евлах-Барда-Агджабеды-Байлакан. Наличие подобных коммуникаций, проходящих по степной местности, дает возможность противнику, после проведения мобилизации, быстро отправить на Арцахский фронт значительные контингенты войск. Это позволит Азербайджану создать на Арцахском фронте, до подхода войск из Армении, многократный перевес в силах и средствах.
Арцах
При нынешней конфигурации линии фронта Армению с Арцахом и линией фронта связывает 4 автомобильные дороги: Варденис-Мардакерт, Горис-Степанакерт-Аскеран-Агдам, Капан-Зангелан-Джебраил, Мегри-Миджаван-Горадиз. В случае начала военных действий наличие этих 4 дорог позволит армянской стороне за несколько дней перебросить из Армении на Арцахский фронт значительный воинский контингент.
Для обеспечения устойчивости фронта большое значение имеют так называемые рокадные дороги, идущие параллельно фронту. Наличие рокадных дорог позволяет быстро перебрасывать войсковые резервы с одних участков фронта на другие участки, где возникнет угроза прорыва. В данный момент в распоряжении Армии Обороны Арцаха имеются 2 рокадные дороги: Мардакерт-Агдам-Физули-Джебраил и строящееся шоссе Север-Юг, соединяющее Мардакерт-Степанакерт-Красный Базар-Гадрут.
В случае же сдачи 6 освобожденных районов под контролем армянских Вооруженных сил останется одна рокадная дорога Мардакерт-Гадрут и одна единственная дорога, связывающая основную часть Армении с Сюником и Арцахом - Ереван-Горис-Степанакерт. Указанная дорога проходит по сложному горному рельефу местности, пересекая горные перевалы.
В случае возобновления военных действий, само удержание узкого Лачинского коридора от удара противника с двух сторон будет представлять для армянских войск огромную проблему. Но даже при его удержании противник, используя артиллерию и свое подавляющее преимущество в авиации, может сделать Лачинский коридор труднопроходимым, что не позволит Армении быстро перебросить в Арцах значительный воинский контингент и обеспечить стабильные поставки материальных средств, для осуществления материального и медицинского обеспечения войск, необходимого для поддержания их боеспособности.
А ведь именно от своевременной переброски войск из Армении на Арцахский фронт будет во многом зависеть судьба Арцаха, так как собственных сил Армии Обороны Арцаха может оказаться не достаточно для удержания фронта от натиска многократно превосходящих сил противника.
Таким образом, становится очевидным, что освобожденная территория играет важнейшую роль в поддержании баланса военных потенциалов противоборствующих сторон. Сдача же армянской стороной освобожденной территории приведет к изменению военного баланса в пользу Азербайджана и значительному ухудшению военно-стратегического положения армянских государств, что не смогут компенсировать ни мирные договоренности, ни присутствие в регионе международного контингента миротворческих сил. И это в условиях, когда руководство Азербайджана взяло курс на резкое усиление военного потенциала своей страны, для реализации которого в 2006 году военный бюджет был увеличен в два раза - с 300 до 600 млн. долларов. В то же время, необходимо учитывать, что Армения в ближайшие годы не будет обладать возможностью наращивания своего военного потенциала в том же масштабе, что и Азербайджан по следующим основным причинам:
1. Размер Государственного бюджета Армении в 3.5 раза меньше, чем у Азербайджана (1млрд.$ против 3.5 млрд.$) и это соотношение в ближайшие годы будет только увеличиваться, по мере роста обьемов экспорта нефти Азербайджаном. Следовательно, экономический потенциал Армении не позволит ей выделять такой объем финансовых средств на военные нужды, который будет необходим для поддержания военного паритета с Азербайджаном.
2. Армения больше не может рассчитывать на масштабные безвозмездные поставки военной техники со стороны России, имевшие место в середине 1990-ых гг. и которые в значительной мере способствовали поддержанию военного баланса между армянской стороной и Азербайджаном на протяжении прошедшего десятилетия. Россия - основной стратегический партнер Армении в военной сфере в последние годы стала проводить по отношению к Армении более прагматичную политику, без каких-либо политических и экономических преференций.
Следовательно, только сохранение освобожденной территории, осуществление военной реформы и качественное улучшение системы государственного управления в целом, позволит армянской стороне в ближайшие годы компенсировать увеличивающийся военный потенциал противника и тем самым сдерживать азербайджанскую сторону от искушения начать военные действия.
Любое изменение нынешней конфигурации линии соприкосновения сторон, учитывая имеющуюся несовместимость подходов сторон в вопросе статуса Арцаха, не исчерпает конфликт, а просто создаст иную, намного более конфликтогенную ситуацию в сфере безопасности.
Если же Азербайджан, руководство которого неоднократно заявляло, что никогда не смирится с потерей Карабаха, согласиться на подписание мирных договоренностей, но в дальнейшем не станет довольствоваться возвращением 6 районов и решится на возвращение всего Арцаха военным путем, то военная безопасность Армении окажется под серьезной угрозой.
Используя изменение военного баланса в свою пользу, а также создавшуюся уязвимость всей системы обороны Арцаха, Азербайджан в удобный политический момент может решиться на захват Арцах путем осуществления одной быстрой наступательной кампании. Для прорыва фронта противник быстро создаст на направлениях главного удара необходимое многократное преимущество в силах и средствах. Это будет несложно осуществить, учитывая количественное превосходство Вооруженных Сил Азербайджана над Армией Обороны Арцаха в личном составе и военной технике, факт дислокации 70% азербайджанских войск в прифронтовой зоне, а также наличия у Азербайджана возможности более быстрой по сравнению с Арменией переброски отмобилизованных войск на Арцахский фронт. Исход военной кампании будет во многом решаться в первые дни войны и будет зависеть от возможности удержания фронта Армией Обороны Арцаха, что будет представлять собой чрезвычайно сложную задачу. Возможности же помочь Арцаху у Армении будут весьма ограничены, учитывая уязвивость Лачинского коридора для быстрой переброски значительного контингента войск из Армении. Если же фронт будет прорван и армянским войскам не удастся остановить противника перед Степанакертом, то итогом военного поражения для армянской стороны станет потеря Арцаха и угроза оккупации Сюника. В случае захвата Арцаха Азербайджан, поощряемый Турцией, наверняка попытается осуществить пантуркисткую мечту - захватить Мегринский район, что позволит ему обеспечить сухопутную связь с Турцией, и отрезать Армению от Ирана. Для этого по району может быть нанесен удар с двух сторон, со стороны Зангеланского района и Нахичевана. Удержать же Мегринский район для армянской стороны после потери Арцаха будет чрезвычайно сложно, учитывая узость района, не обеспечивающую необходимую глубину обороны и уязвимость автомобильных дорог, связывающих район с остальной Арменией.
О реальности подобного сценария развития событий можно судить на сравнительно недавнем примере ликвидации Сербской Краины в Хорватии. В 1995 году Вооруженные силы Хорватии, нарушая договоренности о перемирии, провели мобилизацию, внезапно начав наступление, прорвали фронт и за несколько дней захватили Сербскую Краину. В результате военной агрессии Сербская Краина перестала существовать и около полумиллиона сербов, вынуждены были покинуть свою родину и стать беженцами. Это трагедия произошла в центре Европы, в присутствии многотысячного миротворческого контингента
Выводы:
1. Одним из основных факторов, обеспечивающим сохранение военного баланса между Арменией и Арцахом с одной стороны и Азербайджаном с другой, и компенсирующими его преимущество в численности войск, в количестве боевой техники и в возможности наращивания военного потенциала, является оптимальная для армянской стороны нынешняя конфигурация Арцахского фронта.
2. Именно сохраняющийся между сторонами конфликта военный баланс, а не договоренность о перемирии 1994 года, сдерживает Азербайджан от возобновления широкомасштабных военных действий.
3. В случае возвращения противнику какой-либо части освобожденной территории, военный баланс изменится в пользу Азербайджана и соответственно снизится уровень военной безопасности Арцаха и Армении. А это в свою очередь может спровоцировать противника в удобный момент окончательно решить карабахскую проблему военным путем. Поэтому сдача освобожденной территории противнику с точки зрения обеспечения безопасности армянских государств совершенно недопустима.
4. В условиях агрессивности и геноцидогенности противостоящего нам азербайджано-турецкого альянса, его подавляющего военного превосходства и нескрываемого намерения уничтожить армянскую государственность, основными гарантами военной безопасности Арцаха и Армении должны оставаться Армянская Армия и нынешняя территория армянских государств (42,000 км).