В порту Кавказ ведется строительство нового терминала для перевалки химических грузов. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Экологической вахте по Северному Кавказу, 7 июля 2006 г. в поселке Чушка Темрюкского района в торжественной обстановке закладывали первый камень еще одного опасного промышленного предприятия на территории Краснодарского края. В этот день началось строительство химического терминала компании "Югхимтерминал", контролируемой группой компаний "Solvalub". Согласно тому же источнику, фактическим хозяином этой группы является известный бизнесмен Борис Титов, который также является председателем общественной организации "Деловая Россия", членом Общественной Палаты, членом Правления Российского союза промышленников и предпринимателей и членом Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Начало строительства приветствовали власти Краснодарского края и Темрюкского района как "значительный вклад в экономику Кубани".

По информации экологических активистов, терминал закладывали на особо охраняемой природной территории - в пределах Тамано-Запорожского орнитологического заказника. Его строительство будет вестись фактически "на головах" жителей, расположенного здесь поселка Чушка, многие годы страдающего от соседства химического терминала компании "Порт Кавказ" и нефтяного - компании "СТЛ Трейдинг". Строительство терминала решили "открывать" в июле, хотя реально оно ведется с весны 2006 года. По мнению Экологической вахты по Северному Кавказу, возможно, это было приурочено к решению "Газпромбанка" выделить кредит в 18 миллионов долларов для постройки этого терминала. После начала строительства население поселка Чушка долгое время было в неведении этого. Никто, вопреки требованиям законодательства, не проводил общественных слушаний и не спрашивал мнения жителей, согласны ли они на размещение по соседству с ними опасного объекта.

Терминал строится в уникальном по своей природной ценности месте, где находится Тамано-Запорожский заказник. Динской залив, на берегу которого планируется возвести резервуарный парк терминала, входит в потенциальный список водно-болотный угодий международного значения, охраняемых согласно Рамсарской конвенции. Керченский пролив, на берегу которого будут располагаться морские сооружения терминала, является водоемом, имеющим ключевое значение для сохранения биологического разнообразия Азовского и Черного моря. Коса Чушка - является совершенно уникальным объектом, экология которого крайне уязвима и сейчас уже чрезвычайно нарушена в результате портово-терминальной деятельности. Строительство нового терминала, по мнению экологических активистов, продолжит разрушение косы, которая во многих местах уже уходит под воду. С природоохранной точки зрения в этих краях не должно быть вообще никаких терминалов. С точки зрения возможности обеспечения безопасности, выбор места также не выдерживает критики. Нельзя строить такие опасные объекты среди моря на иле и песке, в опасной сейсмической зоне, по соседству с грязевыми вулканами.

Терминал будет оказывать трансграничное воздействие, так как совсем рядом находится Украина. Но и у соседнего государства никто не спросил, как оно относится к размещению на его границах этого опасного промышленного объекта. Химические грузы для терминала будут доставляться по железной дороге, значит, дополнительная угроза нависнет и над многочисленными городами и населенными пунктами, через которые они будут транспортироваться.

Помимо негативной экологической и социальной стороны строительства химтерминала на Чушке, оно попросту незаконно. Рядом со строящимся терминалом, в недопустимой, согласно санитарным нормам, близости от него, живут люди. Строительство нарушает режим Тамано-Запорожского заказника. В этой связи, Экологическая Вахта по Северному Кавказу направила письма в органы Прокуратуры и Росприроднадзора с просьбой организовать проверку соблюдения законности при этом строительстве. Другие общественные экологические организации также намерены бороться с этим проектом.

СПРАВКА: ООО "Югхимтерминал" создано в 2003г. Оно является совместным предприятием финансово-промышленной группой "Интерхимпром" (75% акций) и ОАО "Нижнекамскнефтехим" (25% акций). ФПГ "Интерхимпром" контролируется группой компаний Solvalub Limited - международной компанией российского происхождения, действующей преимущественно на территории бывшего Советского Союза.

Группа компаний Solvalub давно работает в порту Кавказ. Она контролирует здесь нефтяной терминал ООО "СТЛ Трейдинг" ("СВЛ-Кавказ"). Им осуществлена модернизация этого терминала, профинансировано строительство новых резервуаров и нефтеналивной эстакады. Кроме того, на Черноморском побережье Кавказа "Solvalub" участвовала в попытке строительства терминала по перевалке сжиженных углеводородов под Туапсе (поселок Шепси) и прорабатывает вопрос строительства подобного терминала в Абхазии.

Заявленный первоначальный объем перевалки терминала компании "Югхимтерминал" - 210 тыс. тонн химических грузов в год. В дальнейшем объем перевалки планируется довести до 500 тыс. тонн. Введение терминала в эксплуатацию, согласно заявлениям руководства компании, намечено уже на конец 2006 года.