"Из-за "желтого порошка" на Белом море умирают тюлени?": Архангельская область за неделю
Политика
Обзор прессы с 10. по 15 июля. В Архангельской области наступил мертвый сезон в политической жизни. Большинство депутатов и чиновников разъехались по курортам и дачам. Оставшиеся на этой неделе обсуждали возможное объединение Ненецкого автономного округа и Архангельской области.
Как пишет "Правда Севера", "горячее и порой весьма эмоциональное обсуждение завершилось дружеским рукопожатием: нужно искать пути сотрудничества...
Первую "ноту" взял председатель комиссии по вопросам регионального развития и МСУ Общественной палаты РФ
- Если Архангельская область выступит с инициативой объединения - это замечательно. Если она сделает это вместе с Коми - очень хорошо. Но в любом случае голос НАО должен быть услышан! - отметил Глазычев".
Тем самым московский общественник раскрыл карты относительно того, чего ждут от северных регионов в столице. Не рядовое объединение двух субъектов-матрешек, а пилотного проекта по объединению нескольких равноправных субъектов федерации.
От НАО выступали помощник вице-спикера Госдумы РФ Чилингарова Владимир Скоропупов, депутат окружного Собрания
По поводу "забирания" денег у округа высказался вице-спикер областного Собрания депутатов
Вместе с тем, как отметил зам главы по вопросам местного самоуправления администрации Архангельской области
- Конституция запрещает нам ухудшать жизнь населения, поэтому мы выстраиваем свою работу в рамках поиска сотрудничества. Мы готовы сегодня предложить разработку ряда совместных программ, например, в развитии сельского хозяйства, здравоохранения, строительства. К примеру, область заинтересована в том, чтобы к нам поставлялась оленина из НАО. В свою очередь, область готова поставлять свою сельскохозяйственную продукцию, которая обойдется дешевле, чем та, которую жителям НАО сейчас приходится покупать.
По словам Баско, есть и другие экономические основы для сближения наших территорий. Наиболее важные для развития экономики: транспортная инфраструктура, развитие энергетического комплекса. "Если решить совместно вопросы поставки энергоресурсов из округа, то мы снижаем тарифы, продукция становится конкурентоспособной, и выигрывают обе стороны: и НАО, и Архангельская область".
Круглый стол показал, что у противников объединения аргументов, кроме голословных, ничем не подтвержденных обвинений в том, что жители НАО будут жить хуже, нет. Ну а раз так, осталось решить главную задачу: в процессе консультаций выработать схему, при которой бы не стали жить хуже чиновники НАО. После этого, противников объединения в округе не останется вовсе.
Экономика
"Графики подготовки объектов к зиме и раньше нарушались, но в нынешнем году положение дел вызывает особые опасения", - отмечает "Архангельск". "Мэрия задолжала "
Кроме того, до сих пор не закончена передача некоторых котельных в аренду ОАО "
Первый зам губернатора Владимир Войков заявил, что администрацию области не устраивает существующее на сегодня положение дел с подготовкой Архангельска к отопительному сезону.
"Архангельску" вторит "Правда Севера": "В Архангельской генерирующей компании бьют в набат: долг муниципального предприятия "Жилкомсервис" за полученную в минувший отопительный сезон тепловую энергию растет с каждым днем - по состоянию на 12 июля сумма задолженности составляет уже 328 млн руб., тогда как на начало отопительного сезона эта цифра хотя и была велика, но не "дотягивала" до 100 млн руб. (по факту 93 млн руб.)
Перед началом отопительного сезона 2005-2006 гг. руководство МУП "Жилкомсервиса" клятвенно заверяло, что сделает все возможное, чтобы рассчитаться с генерирующей компанией, но теперь становится очевидным, что это были просто обещания, которыми "жилкомсервисники" разбрасывались в надежде на чудо: организовать 100-процентный сбор денег с населения так и не получилось.
Между тем у генерирующей компании из-за недостатка средств складывается довольно сложная ситуация с выполнением летней ремонтной кампании. Скоро макушка лета - своеобразный "рубикон": начнется стремительный двухмесячный отсчет до начала очередного отопительного сезона".
На этой неделе региональные газеты вспомнили обо всех трех видах городского наземного транспорта. Везде ситуация далека от блестящей.
"Правда Севера" вспомнила юбилей архангельского трамвая. 26-июня ему бы исполнилось 90 лет. "Наверняка заметят: "Сколько можно говорить об ушедшем в прошлое трамвае? Ведь что сделано, то сделано". Не спорю, сделано. Но как? Очень некрасиво и неуважительно по отношению к нескольким поколениям тех, кто на нем работал и им пользовался. И, безусловно, к тем, кто в условиях Первой мировой войны нашел средства и желание дать Архангельску трамвай. Наиболее наглядно неуважительность проявилась в том, как закрывали последний маршрут - южный. Закрывали под заведомо обманным предлогом: "Движение временно приостановлено". И вскоре дали команду разбирать пути. Неужели нельзя было по-человечески уважительно отнестись к истории трамвая, да и к истории города в целом? То есть вписать в нее день, когда в последний рейс торжественно проводили бы последний вагон и тем самым отдали бы должное труженику архангельских дорог.
Но сделали спешно, так как приближалось время вступления в силу закона о монетизации льгот, и тогда главный аргумент в пользу закрытия (убытки от провоза льготников) вскоре мог исчезнуть.
Однако еще более неуважительным стал акт сожжения вагонов в бывшем трамвайном парке, о чем в свое время сообщала "Правда Севера". Это было не просто уничтожение, а символическое сожжение целой главы из истории Архангельска. А о том, что творилось в тот момент в душах тех, кто десятилетиями отработал на трамвае и остался без работы, конечно, как всегда, никто не подумал.
Возвращаясь ко Дню города, скажу, что упомянутое совпадение давало возможность хоть как-то исправить содеянное. В рамках празднеств вспомнить о трамвае, пусть и с опозданием, но сказать добрые слова бывшим и ныне забытым трамвайщикам, торжественно открыть музейную экспозицию в единственном уцелевшем вагоне или даже провести символическую театрализованную церемонию его проводов на заслуженный отдых.
Но, увы, о неприятном власти предпочли не напоминать. Конечно, куда как проще и приятнее удивлять публику заблудившимися в лете Дедом Морозом и снеговиками!
В заключение остается только пожелать, чтобы экспозиция, все же создающаяся в музейном вагоне, была всесторонней. То есть чтобы посетители смогли увидеть портреты как тех, кто содействовал появлению в Архангельске трамвая (инженера К. Репина, городского головы, гласных гордумы), так и тех, кто его загубил".
Наверное ежедневно застревая в пробках горожане с тоской вспоминали самый северный в мире трамвай. Ведь он мог реально решить проблему доставки горожан к месту работы, минуя многочисленные заторы на Ленинградском проспекте.
В другой статье "Правда Севера" пишет о городском троллейбусном сообщении. "Еще полгода - и Архангельск может лишиться троллейбусного предприятия, - считает гендиректор ОАО "Вологдаэлектротранс"Владимир Громов. - Но мы будем судиться до конца, потому что наши действия законные".
Вологжане пытались участвовать в торгах, на которых год назад в Москве было продано Архангельское трамвайно-троллейбусное предприятие. По словам Владимира Павловича, конкуренты не допустили их в здание, где проходил аукцион, наняв вооруженную охрану. В результате собственником АТТП всего за 32 миллиона рублей стало неизвестное московское ООО "Опторг-М". Вологжане в мае этого года в судебном порядке оспорили торги. ООО подало апелляцию, новое разбирательство должно состояться в арбитражном суде.
Понятно, что на этом суды не закончатся. "Опторг-М" запросто не расстанется с жирным куском собственности. Тяжба затянется, как минимум, на полгода. По данным управления транспорта и связи мэрии, АТТП ежемесячно терпит миллионные убытки, то есть предприятие снова катится к банкротству. Подобную перспективу знающие люди предрекали, как только стали известны результаты московских торгов. "Вряд ли троллейбусное предприятие покупают для того, чтобы вкладывать в него деньги, - утверждал руководитель юридической практики "Тензор Консалтинг" Сергей Рыбаков. - Слишком это неликвидный бизнес. Билеты ведь не сделаешь в десять раз дороже. Скорее всего, у покупателя есть некая иная бизнес-цель".
Новые хозяева троллейбусов до сих пор не заключили с мэрией договор на перевозку пассажиров, фактически они те же нелегалы. Настойчивые требования мэрии предоставить план развития предприятия увенчались успехом совсем недавно. По словам начальника управления транспорта и связи мэрии Артема Перевертайло, план "сырой".
Распоряжением мэра Архангельска от 23 июня утверждена временная схема маршрутов пассажирского транспорта на 2006-2008 годы. Схема предполагает открытие трех троллейбусных маршрутов, в том числе до Экономии. Мэрия готова оказать помощь, в частности, по подготовке проезжей части к работе троллейбусов. Но планами городской власти "Опторг-М", судя по всему, интересуется мало. Комментарии у представителей ООО в Архангельске (хозяева, как говорят, находятся в Брянской области), к сожалению, получить не удалось. "У них плотный график", - неизменно отвечают по телефону приемной директора.
Дальнейшую судьбу многострадального архангельского троллейбуса сейчас, похоже, не сможет никто предугадать. Но с тем, что он не идет по ровной дороге, а стремительно катится под откос, спорить трудно", - резюмирует газета.
"Архангельск" завершает эту своеобразную трилогию о жизни городского муниципального транспорта описанием ситуации в АПАП-1. "Напомним, что некогда крупнейшее автобусное муниципальное предприятие было признано банкротом за многомиллионные долги, в основном перед государством, и в феврале этого года на нем было введено внешнее управление...
В последние пять лет предприятие катастрофически теряло свою долю на рынке, и, как следствие, резко падали доходы. Предприятие практически утратило большую часть пригородных и междугородных маршрутов. Доля на рынке городских пассажирских перевозок сократилась с 93 до17 процентов. При этом третья часть городских графиков, принадлежащих МУП "АПАП-1", сдана в аренду на невыгодных для предприятия условиях. Автобусы изношены до предела. Работа по сокращению производственных, а особенно непроизводственных расходов давно не производилась. Основные средства и персонал использовались крайне неэффективно. Проведенный анализ работы каждой единицы подвижного состава показал, что сумма доходов от эксплуатации большей части автобусов не покрывает затраты по их эксплуатации, т. е. затраты на топливо и зарплату водителя и кондуктора. Кроме этого, предприятие несет огромное количество накладных расходов, выполняет работу по социально значимым маршрутам. Доходы предприятия не позволяют покрывать текущие платежи. По итогам первого квартала 2006-го общая сумма задолженности МУП "АПАП-1" составила 236 млн. рублей. Большая часть задолженности это налоговые платежи.
В подобной ситуации у предприятия есть все основания для перехода к конкурсному производству, т. е. увольнению всех работников, продаже имущества предприятия. И, как следствие этого, - обострение социальной обстановки, и без того накаленной до предела, ухудшение ситуации на рынке пассажирских перевозок...
Разработан и утвержден на собрании кредиторов план внешнего управления. В нем предусмотрено замещение активов путем создания десяти дочерних открытых акционерных обществ. Положительные стороны такого решения очевидны. Налоговая нагрузка снижается на 22 млн. рублей в год. В сжатые сроки бизнес предприятия и персонал можно вывести из-под груза кредиторской задолженности. Соответственно обеспечить финансирование текущей деятельности предприятий, пополнить и кардинально обновить автомобильный парк. При этом разработан механизм, который позволит избежать управленческих конфликтов между десятью юридически самостоятельными обществами. Функции управления, материально-технического снабжения и планирования возлагаются на управляющую компанию.
Название "АПАП-1" при замещении активов также передается, но это будет уже ОАО "АПАП-1".
Все работники МУП "АПАП-1" переводятся из предприятия-банкрота в нормально работающие новые предприятия. Это в полной мере соответствует интересам работников. Они будут обеспечены работой, заработной платой, соответствующей их нелегкому труду, предприятия смогут осуществлять необходимые отчисления в Пенсионный фонд".
Таким образом, муниципальных транспортных предприятий в Архангельске больше не осталось.
"Бизнес-класс. Архангельск" пишет втором этапе реконструкции нефтеналивного терминала в Архангельске. На эти цели ОАО "НК "
Второй этап реконструкции планировалось завершить в 2005 году, однако проект полностью изменился, и сроки были перенесены. В 2006 году через архангельский терминал планируется перевалить 3,6 млн тонн нефти и около 800 тысяч тонн нефтепродуктов".
"Волна" рассказывает о последнем Координационном совете представительных органов муниципальных образований (МО) области, на котором был рассмотрено формирование бюджетов МО. "В последние годы произошли принципиальные изменения в финансовых взаимоотношениях бюджетов различных уровней. Об этом говорил на Координационном совете руководитель управления федерального казначейства по Архангельской области
Но одно из самых главных препятствий - это вопрос по тарифообразованию. Администрация области в этом году передала формирование тарифов на теплогазоэлектроснабжение на районный уровень. И не везде все прошло гладко. Сохранять ли на следующий год эти полномочия за районами?...
Но кроме большой энергетики в области существует и малая. И там еще сложнее сбалансировать тарифы. Очень большими остаются потери электроэнергии. Таким образом, продолжением темы формирования бюджета стало обсуждение тарифов на услуги предприятий и организации ЖКХ. Но проблема не только в росте цен на топливо и в законодательном ограничении возможностей по тарифообразованию. Повышение тарифов, в этом уже убедились, не дает должного эффекта, так как происходит недополучение платежей. Разрыв между произведенной и оплаченной энергией достигает 20-40 процентов. Это и есть одна из главных причин убыточности.
Таким образом, главная проблема реализации 131 закона в Архангельской области - это отсутствие его федеральной финансовой поддержки. В условиях роста цен на топливо "в разы" муниципальная реформа идет с большим трудом", - делает вывод газета.
Общество
"Мэр объявил войну пиву". Нет, это не лозунги бесплатных архангельских газет. Это реалии Коряжмы. Как пишет "Трудовая Коряжма", "в ближайшее время будет запрещена торговля пивом в павильонах на автобусных остановках. По утрам, покуда "Благоустройство" не успело прибрать территорию, следы ночных пиршеств видны везде. Мусорницы топорщатся пластиковыми бутылками, алюминиевыми банками, пустой тарой и цветной фольгой от сухариков и чипсов загажена вся прилегающая к остановкам территория. Парадокс: закон запретил распивать пиво в общественных местах (про водку и говорить нечего), за это должны штрафовать на приличную сумму, но Коряжма, похоже, оказалась территорией вне этого закона.
В интервью "ТК" Дементьев сказал: "Предвижу, сколько начнется стенаний по поводу "зажима" предпринимателей, рабочих мест продавцов, потерь местного бюджета, но это мое решение не изменит. Молодежь массово спивается от доступного днем и ночью пива, тусовка с бутылкой стала стандартом поведения, а автобусные остановки превращены в мини-бордели".
Павильончики вдоль автобусных маршрутов никто уничтожать не собирается, в них можно будет торговать в мелкую розницу всем, кроме пива и алкоголя".
"Север" пишет, что в "конце июня Мезенский аэропорт оказался под угрозой закрытия - летом для Мезени это событие стало бы просто катастрофой.
Решение о закрытии аэропорта приняла областная транспортная прокуратура. Причина, к сожалению, достаточно веская - отсутствие сертификата соответствия на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности.
Благодаря вмешательству в ситуацию районной администрации удалось добиться того, чтобы в качестве третьей, заинтересованной стороны суд принял во внимание доводы районной власти. В результате была получена отсрочка о закрытии аэропорта на 4 месяца.
За это время руководство аэропорта должно будет провести всю необходимую работу для получения сертификата. В том числе собрать и оформить необходимые документы и решить вопрос о закупке оборудования для обеспечения безопасности полетов, конкретно - для осмотра багажа и пассажиров".
Экология
В воскресенье вечером в Архангельске на реке Кузнечиха в районе Талажской нефтебазы было обнаружено нефтяное пятно. Как пишет "Правда Севера" оно было "размером 2000 на 80 метров, по массе - 190 килограммов. Постепенно оно сместилось в район лесозавода 29, сообщает служба "01".
По словам заместителя руководителя территориального управления
А 11 июля на Кузнечихе было обнаружено еще одно нефтяное пятно размером 30 на 10 метров.
"По словам заместителя начальника управления Росприроднадзора по Архангельской области Анатолия Серебренникова, общее число пятен пока неизвестно, как и источник их распространения. Так как разлив небольшой (допустимая норма на реках - 300 килограммов - не превышена), негативное воздействие на фауну Северной Двины, скорее всего, будет незначительным. Мертвая рыба в водных объектах не обнаружена.
По факту разлива ведется расследование, возбуждено административное дело. Кстати, устранение каждого такого нефтяного происшествия стоит не менее 100 тысяч рублей. Максимальный штраф - 400 минимальных размеров зарплат".
"Онега" рассказывает о необычном явлении на взморье: по воде на десятки километров тянутся желтые полосы. "Будто кто порошок на волны рассыпал! Пролетая над берегом на самолете, 16 июня пассажиры "аннушки" видели такое от города до самой Пурнемы. А в понедельник дачники привезли в редакцию "образцы" этого странного вещества, собранного с воды. Их собрал в бутылку на 22 км 15-летний Александр Сивков, а доставил в Онегу его отец Сергей. "Можно ли купаться, не заразна ли вода?" - спрашивают жители.
Бутылку с желтым содержимым мы передали в Центр Госсанэпиднадзора на исследования. А вопрос переадресовали начальнику отдела окружающей среды и природных ресурсов администрации района В.Карпухину. Он сказал, что такое наблюдается каждый год, и опасаться нечего. Сам, мол, купался на море... Есть также мнение, что на воду осаждается пыльца с хвойных деревьев, поскольку такой же желтый налет виден и на земле, на технике, простоявшей у взморья некоторое время. Однако же населению нужен точный ответ, которому можно доверять на все сто. Пока же масла в огонь подлило то, что на 21-м километре на днях были найдены два мертвых тюленя"...