Отмена отсрочек от военной службы - мифы и реальность
Москва, 11 июля, 2006, 20:04 — ИА Регнум. Представления о катастрофическом сокращении отсрочек от призыва, распространяемые в обществе некоторыми СМИ, представителями власти и даже парламентариями, непосредственно принимавшими участие в корректировке законодательства, не имеют под собой оснований. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом на пресс-конференции 10 июля заявили правозащитники - представители Коалиции неправительственных организаций "За демократическую альтернативную гражданскую службу!". Причиной панических комментариев послужила дезинформация, вольно или невольно распространенная первым заместителем председателя думского Комитета по обороне генералом
Участники пресс-конференции также напомнили о 10 Указах президента, которыми предоставляются отсрочки от призыва на военную службу, и которые не подверглись никаким изменениям:
- для выпускников Морского колледжа, 42-й и 185-й мореходных школ ВМФ на период работы на судах обеспечения ВМФ (для всех, достигших призывного возраста, Указ от 21 мая 1992 г. № 516);
- для талантливых исполнителей: артистов балета, цирка, музыкантов-исполнителей, а также выпускников хореографических, цирковых, музыкальных училищ и средних специальных музыкальных школ - лауреатов международных и всероссийских конкурсов, студентов и выпускников национальных актерских студий высших учебных заведений культуры и искусства (до 800 человек, Указ от 9 июня 1993 г. № 873);
- для учащихся Московсокого и Санкт-Петербургского академических художественных лицеев при Российской Академии художеств (для всех, достигших призывного возраста, Указ от 18 июня 1994 г. № 1259);
- для талантливой молодежи: сотрудников научных учреждений
- для получивших специальности по экономике и управлению, информатике и вычислительной технике, юриспруденции (правоведению) и поступивших непосредственно в по окончании образовательных учреждений высшегои среднего профессионального образования на работу в налоговые органы (до 1 тыс. человек, Указ от 13 июня 1996 г. № 865);
- для работников МИД с высшим образованием (до 450 человек, Указ от 15 октября 1999 г. № 1367);
- для работников с высшим образованием ГУП "НПЦ правовой информации "Система" (до 10 человек, Указ от 15 октября 1999 г. № 1367);
- для следователей прокуратуры (до 4 тыс. человек, Указ от 15 октября 1999 г. № 1367);
- для работников с высшим образованием ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П.Королева" (для всех, достигших призывного возраста, Указ от 15 октября 1999 г. № 1367);
- для работников основных производств организаций ядерного оружейного комплекса Минатома России (до 600 человек, Указ от 9 ноября 2000 г. № 1855);
- для работников с начальным и средним профессиональным образованием научно-исследовательских подразделений Управления научно-технического обеспечения
- для священнослужителей (до 300 человек, Указ от 14 января 2002 г. № 24);
- для поступивших на работу по рабочим специальностям в государственные организации Российского авиационно-космического агентства и Российского агентства по судостроению (до 100 человек, Указ от 31 июля 2002 г. № 817).
Лев Левинсон также отметил тревожную тенденцию, которая проявляется на местах, непосредственно в военкоматах, - несмотря на то, что сокращение колчичества отсрочек в соответствии с принятыми Госдумой поправками в законодательство о призыве вступает в действие только с весеннего призыва 2008 года, должностные лица, от которых зависит предоставление отсрочки, запугивают призывников и их родственников тем, что отмена отсрочек либо уже произведена, либо произойдет в ближайшее время. Таким образом существующие искажения информационной картины используются недобросовестными людьми как дополнительный коррупционный ресурс, пояснил Левинсон.
"Сложно однозначно сказать, хорошо или плохо то, что сделано", - сказал он и напомнил, что частичная отмена отсрочек от военной службы по времени совпадает с сокращением вдвое срока действительной службы, которая с 2008 года составит 1 год, и альтернативной гражданской службы, которая составит 21 месяц вместо нынешних 42-х. Все это в совокупности, по мнению Левинсона, приближает ситуацию в России к практике цивилизованных стран. "Призыв вполне может быть сохранен при условии существования двух видов службы и недискриминационного доступа к АГС", - заявил он, ссылаясь на опыт Германии, где в настоящее время половина призывников выбирают военную службу, а половина - альтернативную гражданскую.
В связи с этим Лев Левинсон напомнил, что Коалиция "За демократическую АГС!" проводит общественную кампанию "Осознанный выбор", в ходе которой разъясняет призывникам их право на альтернативную гражданскую службу, преодолевая неинформированность и даже прямую дезинформацию на этот счет, которые все еще очень распространены.
В то же время он выразил сомнение в целесообразности отмены ряда социальных отсрочек и особенно отсрочки от службы для сельских врачей и учителей. Якобы высокая коррупциогенность этой отсрочки, на которую ссылалось
Справка ИА REGNUM: полностью отмененяются, начиная с весеннего призыва 2008 года следующие отсрочки:
- для граждан, занятых постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и являются инвалидами первой или второй группы, гражданами пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) или не достигли 18 лет;
- для граждан, мать (отец) которых кроме них имеет двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены);
- для граждан, имеющих высшее педагогическое образование и постоянно работающих на педагогических должностях в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных сельских образовательных учреждениях, - на время этой работы;
- для граждан, постоянно работающих врачами в сельской местности, - на время этой работы.
Формулировки ряда отсрочек также изложены в новой, более точной редакции. Наиболее существенные изменения коснулись отсрочки для граждан, имеющих детей до трех лет. С 2008 года основанием для предоставления отсрочки отцу будет только инвалидность ребенка.