Родители убитых в Нальчике мятежников обратились к лидерам "большой восьмерки" с просьбой проявить акт гуманизма и повлиять на руководство Генпрокуратуры России, с тем, чтобы им выдали тела сыновей для захоронения, передает корреспондент ИА REGNUM. Текст обращения, переданный сегодня, 10 июля, в средства массовой информации, адресован лидерам стран-членов G-8 и всем правозащитным организациям мира.

В обращении родителей к саммиту G-8 говорится:

"...Прежде всего, нормой закона, устанавливающей невыдачу тел, наказываются ни в чем не повинные матери, дети, отцы и другие родственники погибших и нарушаются их религиозные права, закрепленные в Конституции России и в международном праве. Мы и ранее обращались к президенту России с просьбой проявить акт гуманизма и выдать тела для захоронения. К этому письму мы прилагали подписи более 10 тысяч жителей Кабардино-Балкарии, подписавшихся под заявлением на имя Путина В. В."

Далее авторы обращения напоминают о многочисленных нарушениях прав верующих, ставших, по их мнению, причиной вооруженного выступления мусульман в Нальчике в октябре 2005 года:

"... мы неоднократно заявляли, что имел место не акт терроризма, объектом нападения был не город, не мирное население, а исключительно силовые структуры, со стороны которых наши сыновья подвергались моральному и физическому насилию в течение нескольких лет. На их многочисленные жалобы никакой защиты от властей и прокуратуры не последовало. Задайтесь вопросом, что последовало бы, если в Дагестане, Чечне, Игуншетии или в любом другом регионе мира, где живут мусульмане, насильственным образом закрыли все мечети, как это было сделано в Кабардино-Балкарии? Ответ очевиден, тогда почему протест в Нальчике власти продолжают упорно называть терактом?"

В заключительной части обращения к лидерам G-8 и правозащитным организациям мира родители погибших мятежников пишут, что угроза обществу возникает там, где созданы предпосылки и условия к терроризму или вооруженному восстанию:

"...чтобы не допустить впредь повторения этой трагедии необходимо, прежде всего: 1) восстановление права на жизнь, 2) прекращение похищений, 3) прекращение пыток и действий, унижающих человека и оскорбляющих его достоинство, 4) восстановление права на справедливое судебное разбирательство. Необходимо восстановление ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, только в правовом государстве безопасно жить и воспитывать детей".

Как напоминает корреспондент ИА REGNUM, в ходе боев в Нальчике 13-14 октября по официальным данным погибли около 90 боевиков. По свидетельствам родных, ходивших на опознание, количество тел в рефирижераторах на порядок больше - более 160. Есть так же документальные свидетельства того, что раненых боевиков добивали, а некоторые арестованные погибали на допросах. Самый свежий подобный факт произошел 1 июля. Задержанный в Киеве подозреваемый в нападении на силовиков в Нальчике Заур Гучев, узнав о предстоящей экстрадиции в Россию, перегрыз себе вены и умер. Об этом со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщила Кабардино-Балкарская "Газета Юга".

Впервые заявление о том, что тела не будут выданы для захоронения, Генпрокуратура сделала сразу после подавления восстания, которое было квалифицировано, как акт терроризма. Многочисленные митинги и обращения родных погибших в течение последовавших 9 месяцев не имели результата. В июне заместитель Генпрокурора в ЮФО Николай Шепель объявил об окончательном решении - тела не будут выданы, место их захоронения останется тайной. Однако родные убитых мятежников продолжают каждый день собираться у здания прокуратуры в Нальчике. Как сообщила корреспонденту ИА REGNUM адвокат Лариса Дорогова, родителям ничего не известно о том, где хранятся тела их сыновей: "Мы посылали запрос в Генпрокуратуру и получили ответ от руководителя следственной группы Саврулина. Он пишет, что тела наших детей содержатся в надлежащих условиях, но мы не верим. Страшную картину из сваленных в кучу окровавленных тел родные, ходившие на опознание, никогда не смогут забыть. Надежда предать их земле по нашим обычаям остается, поэтому родители приходят к прокуратуре", - говорит Лариса Дорогова.