Багапш готов встретиться с Саакашвили
Газета "Республика Абхазия" (№ 79 от 27.06.06 г.) публикует заявление президента Сергея Багапш, сделанное им в ходе пресс-конференции. Глава Абхазии выразил готовность встретиться с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, но при условии, что результатом встречи станет подписание Соглашения о гарантиях безопасности и невозобновления военных действий. По словам Багапш, "непродуктивно организовывать встречу ради встречи". Багапш напомнил, что сторонами практически был согласован проект Соглашения о гарантиях безопасности и невозобновления военных действий, в котором гарантами выступают Россия, США, представители стран, входящих в группу Друзей Генерального секретаря ООН. По словам Багапш, абхазская сторона была готова к подписанию документа, но после того как он попал в Тбилиси, в него были внесены коррективы, неприемлемые для Абхазии. По мнению президента, основной встречи двух президентов должен стать серьезный документ. При этом Багапш отметил, что кроме вопросов безопасности, должны обсуждаться и проблемы снятия экономической блокады, открытия воздушного, морского и железнодорожного сообщения.
Багапш переносит уличные разговоры в свою администрацию
Газета "Чегемская правда" (№ 25(104) от 27.06.06 г.) публикует репортаж Антона Кривенюка с пресс-конференции президента Абхазии под заголовком "Сергей Багапш: "Будем передвигать людей и горизонтально". На вопрос, будет ли создана Общественная палата, президент ответил, что указ об этом будет подписан в самое ближайшее время. На урегулирование всех вопросов, связанных с созданием структуры, ушел почти год. Президент отметил, что технически разместить такую объемную палату в рамках правительственного комплекса негде. Списки были оптимизированы до тех пор, пока в них не осталось чуть более сорока человек. По словам президента, сорок счастливцев начнут в самое ближайшее время представлять Общественную палату. По словам президента, Общественная палата создается для того, чтобы уличные разговоры переносились в администрацию президента, для того чтобы все вопросы обсуждались не на улице, а в администрации президента. На вопрос, готова ли власть к парламентским выборам, президент ответил, что парламентские выборы, которые состоятся в марте будущего года, уже сейчас находятся в фокусе внимания власти. По его мнению, главный вопрос заключается в том, не перерастет ли это волеизъявление народа в массовое противостояние образца 2002 года. Багапш отмечает, что уже видит в некоторых материалах прессы стартовавшую предвыборную кампанию. Глава государства по этому поводу заявил, что он "принципиально против грязи". "Тот, кто хочет участвовать в выборах, должен показывать не грязь, скопившуюся у него на душе, а говорить, что конкретно он может сделать для страны". Президент намекнул на то, что у власти есть свои законные интересы во время парламентских выборов. "Это жизнь, и это нормально, когда власть тем или иным образом участвует в выборах", - заявил президент.
Газета "Нужная" (№79 от 29.06.06 г.) публикует статью корреспондента Низфы Аршба под заголовком "Момент истины?". Автор пишет о том, что 20 июня депутаты парламента провели заседание по вопросу создания Международного консорциума черноморских железных дорог. На слушаниях присутствовали Леонид Лакербая и начальник управления госпредприятия "Абхазская железная дорога" Гурам Губаз. По словам автора, в начале встречи Ашуба посчитал необходимым сообщить, что у депутатского корпуса возникло немало вопросов по созданию консорциума, и подчеркнул, что "депутаты не против переговоров, но как граждане страны хотят знать, какие вопросы обсуждаются не переговорах". Автор отмечает, что спикер парламента попросил гостей провести экскурс в историю договоренностей и переговоров по железной дороге. Леонид Лакербая подчеркнул, что этот вопрос не может решить ни один человек сам по себе. Вице-премьер рассказал депутатам о ходе переговоров по созданию консорциума, заострив свое внимание на недавнем московском заседании рабочей группы, в котором приняли участие представители абхазской, армянской, грузинской и российской сторон. После чего спикер парламента посчитал необходимым предупредить журналистов о том, что дальнейшее обсуждение возникших вопросов пройдет без их участия. Автор отмечает, что представители СМИ и ряд других депутатов потребовали объяснения причин закрытого обсуждения, на что Леонид Лакербая ответил, что такие вопросы, как состав учредителей и другие, будут обсуждены без журналистов. Вице-премьер отметил, что у Абхазии нет таких экономических проектов, как этот, которые вызывали бы столько вопросов. Автор отмечает, у депутата парламента Ачугба Темура возник вопрос о том, почему в списках сопредседателей отсутствует сопредседатель от абхазской стороны, и что это означает, когда речь идет не о четырех, а о трех сторонах. На что Лакербая ответил, что Абхазия является равноправным членом консорциума. Автор отмечает, что этот ответ был несколько раздраженным и невнятным.
Тальявини уезжает с чувством "недоделанной работы"
В этом же номере газеты публикуется статья корреспондента Розиты Герман под заголовком "Хайди Тальявини уезжает с чувством "недоделанной работы". По словам автора, спецпредставитель Генсека ООН, подводя итоги свой деятельности, отметила, что не будет говорить о "полной или о пустой чаше". Она отмечает, что "это было время очень интенсивных событий. Напоминает о тупиковой ситуации четырехгодичной давности в переговорном процессе, о приостановлении работы Координационного совета, о бесчинствах в Гальской зоне грузинских "партизан", неспокойной обстановке в Кодорском ущелье, а еще незабываемое событие - это непризнание абхазской стороной плана урегулирования ее предшественника Дитера Бодена, основанного на территориальной целостности Грузии". Хайди Тальявини отмечает, что одной из первых ее инициатив, совместно с Группой друзей Генсека ООН стала встреча конфликтующих сторон в Женеве в 2003 году, ставшая основой для дальнейшего развития процесса. После этого переговорный процесс между Грузией и Абхазией активизировался по направлениям - экономическая реабилитация, возвращение беженцев, вопросы безопасности. Стала обсуждаться возможность учета грузинских беженцев, вернувшихся в Гальский район. По словам Тальявини, удалось добиться того, что Евросоюз выделил деньги для реабилитации Гальского, Ткварчельского и Очамчирского районов Абхазии и Зугдидского района Грузии. Еще одна заслуга Тальявини - инициатива по введению в Гальский район компонента гражданской полиции ООН и открытия в этом районе офиса ООН по правам человека. По этим предложениям в Абхазии разгорелась дискуссия, в итоге, от гражданской полиции ООН отказались, а предложение открыть офис по правам человека осталось приемлемым, но с условием, что офис будет работать с участием местных неправительственных организаций. Оставляя свой пост, Тальявини своему преемнику дает простой совет: "Нужно оставить в стороне то, что неприемлемо, и работать над тем, что приемлемо". "То, что я могла сделать для продвижения этого процесса - я сделала", - говорит она и при этом признается, что уезжает с чувством "недоделанной работы".
С вице-премьером Абхазии приключился "ляп"
Газета "Форум" (№19 (54) от 28.06.06) публикует статью Э. Ходжа "Момент истины", или о том, как Консорциуму отвалят пол-Абхазии". По словам автора, после полутора лет переговоров по созданию международного консорциума по восстановлению сквозного движения поездов через Абхазию члены делегации, представляющие Абхазию на переговорах, - вице-премьер Леонид Лакербая и глава Абхазской железной дороги Гурам Губаз решили проинформировать народных избранников о ходе переговоров и ознакомить их с документами по организации консорциума. Более двух месяцев власти делали вид, будто ничего серьезного не произошло, и скрывали подписанный документ не только от общества, но и от парламента, пока в начале июня газета "Форум" не опубликовала этот документ. На своей пресс-конференции в медиа-клубе по итогам вояжа вице-премьера в США, по настоянию журналистов "Форума", Лакербая был вынужден прокомментировать подписанный документ и назвать его "ляпом, с которым нам придется разбираться". "Вице-премьер Леонид Лакербая выглядел грустным и подавленным. В его словах уже не сквозили категоричность и оптимизм, как это было в его ответе на первый депутатский запрос. С тех пор многое произошло. С тех пор с ним приключился "ляп". За это время возникло еще одно новое обстоятельство, о чем умолчал вице-премьер в том своем письме. А именно то, что в результате реализации проекта абхазское государство перестанет быть собственником железной дороги, так как одним из главных условий создания консорциума, не без ведома вице-премьера, значится передача всей железнодорожной инфраструктуры. Свое появление в стенах парламента Лакербая назвал "моментом истины", - пишет автор. По словам вице-премьера, "ни его юридического уровня, ни уровня самого Губаза и всех людей, которые находятся во власти, не достаточно для того, чтобы взвесить все "за" и "против"". Далее последовали вопросы депутатов. "Для меня это не совсем момент истины. Подписывать что-то, не имея реальной бизнес-стратегии, - неправильно", - обратился с замечаниями к переговорщикам депутат А. Тхагушев. Он отметил, что бизнес-план должен был быть подготовлен изначально, до того, как ставить подписи и брать на себя обязательства. "Мы же должны знать, что мы заработаем и какая часть нашей собственности будет у Грузии, Армении и России - если это консорциум", - поддержал своего коллегу председатель комитета по межпарламентским и внешнеэкономическим связям Беслан Бутба. "Даже передавая кому-то лачугу, мы проводим через парламент, а вы тут говорите о передаче консорциуму всей железнодорожной инфраструктуры страны, что составляет минимум пол-Абхазии", - недоумевал Бутба. Однако, по настоянию вице-премьера и ряда депутатов дальнейшие обсуждения вопросов были закрыты для прессы.
В этом же номере "Форума" опубликован опрос абхазских политиков, проведенный журналисткой А. Базба.
Вице-президент Рауль Хаджимба: "Название объединения, под которым будут находиться стороны, заинтересованные в восстановлении железной дороги, Консорциум или как-либо еще - не столь важно. Важно содержание подписываемых документов, насколько полно в них будут представлены интересы Абхазии, насколько она будет самостоятельна, в каком качестве будет входить в эту структуру со своей собственностью. Пока, во всяком случае, говорить об этом рано, с учетом того, что там не все гладко складывается. Тот документ, который подписан, вице-премьер Леонид Лакербая, непосредственно занимающийся этими вопросами, называет "ляпом". Я хотел бы отметить, что этот "ляп" допущен "сверху". Те, кто непосредственно занимается этими вопросами, должны были учесть, что будут подобные документы, надо было заранее обговорить, как будет представлена Абхазия при их подписании, прежде чем отправить технических исполнителей на переговоры. На мой взгляд, необходимо жестко отстаивать свои позиции. А говорить об "Абхазском участке железной дороги" - значит подразумевать, что этот участок впоследствии должен быть к кому-то прикреплен, само название говорит об этом. А завтра встанут вопросы, связанные с таможней и пограничным контролем. Насколько я знаю, эти вопросы уже озвучиваются: грузинская сторона уже требует возможности создания условий при проведении соответствующих проверок именно на этом, т. н. "Абхазском участке железной дороги". Да, наша сторона говорит о недопустимости этого, но если будут подписываться подобные документы, не исключено, что будет очередной "ляп". Во всяком случае, я думаю, что это не последний документ, который будет способствовать становлению Консорциума. Далее нужно жестко отстаивать интересы Абхазии, говорить о том, что была допущена техническая ошибка и ее нужно исправлять".
Министр иностранных дел Сергей Шамба: "В принципе, я c самого начала не раз заявлял, что не участвую в переговорах по вопросам восстановления железной дороги. Но при встрече с Леонидом Лакербая, я сказал о том, что есть возможность откорректировать ситуацию, связанную с подписанием документа, в том направлении, которое будет в наших интересах. Задействование железной дороги - это дело, в котором заинтересованы Россия, Абхазия, Грузия, другие страны региона. У железной дороги более масштабные задачи, чем поставки грузов в Абхазию: она имеет геополитическое, геостратегическое значение. Поэтому мы не хотим быть препятствием на пути таких масштабных проектов. Мы должны найти выход из этой ситуации, подправить ее. Мы с Леонидом Ивановичем обсуждали ее: есть определенные предварительные предположения, как ее откорректировать. Но то, что наша железная дорога не будет называться "абхазским участком", это однозначно. Я думаю, мы найдем приемлемые пути решения".
Директор Центра стратегических исследований при президенте Абхазии Олег Дамения: "Думаю, нужно принимать меры, чтобы не допустить всего того, что противоречит нашей Конституции. Я голосовал за эту Конституцию не потому, что она идеальная, но я против всего, что ей противоречит. Если Абхазия не является в Консорциуме равноправной стороной - это противоречит нашей Конституции. Название "Абхазский участок железной дороги" неприемлемо для нас. Это юридически неправомерный термин, так как он не соответствует нашей Конституции. А как исправить ситуацию: надо придерживаться Конституции и не будет никаких проблем".
Председатель "Фонда гражданская инициатива и человек будущего" Тамаз Кецба: "Несомненно, в основе разблокирования железнодорожной ветки через Абхазию лежит политический интерес, прежде всего, России. Армения также проявляет очень большой интерес, так как находится в транспортной зависимости. Политический интерес всех заинтересованных сторон диктует их определенное поведение. Сам факт создания Консорциума еще проговаривается, обсуждаются какие-то моменты, связанные с его будущим функционированием. Да и сам факт открытия железной дороги, безусловно, больше позитивен, в том числе и для нас. Но, с другой стороны, мы должны реально оценивать проблемы, которые могут быть порождены его функционированием, учитывать все риски, которые могут возникать при задействовании этого проекта. Я не готов оценивать цифры, так как они всегда разные: кто-то обещает нам золотой дождь, кто-то говорит поскромнее. Экономические выгоды от этого проекта можно получить. Но, я думаю, впрочем, как и все население Абхазии, это должно быть сделано не в ущерб интересам нашей страны. В этом смысле подобные "ляпы", которые мы имеем, говорят о незрелости наших политиков, отсутствии опыта, согласованных действий, предварительного просчета намного шагов вперед. Такие проблемы не раз возникали, и еще будут возникать. Надо спокойно, но уверенно осознать ошибку, заявить вслух о том, что это был просчет с нашей стороны и поставить вопрос о том, как нормально выйти из создавшейся ситуации. Я думаю, что это возможно".