5 июля в Москве прошла конференция "Права человека в России в год ее председательства в Большой восьмерке и Комитете министров Совета Европы". Как передает корреспондент ИА REGNUM, о ее итогах журналистам рассказали лидеры ряда российских правозащитных организаций, выступивших ее организаторами.

Как пояснила председатель правления Центра "Демос" Татьяна Локшина, в отличие от завершившегося 4 июля Международного форума неправительственных организаций "Гражданская восьмерка - 2006", данная конференция была сосредоточена исключительно на российских проблемах, хотя в ее работе приняли участие представители крупнейших международных правозащитных организаций - Amnisty International, Human Rights Watch и Human Rights First, а также комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг.

В то же время Татьяна Локшина подчеркнула и отличие состоявшегося мероприятия от предстоящей двухдневной конференции "Другая Россия", в ходе которой планируется обсудить более широкий круг проблем, выходящих за пределы чисто правозащитной тематики, причем участие в обсуждении примут, в частности, представители политические партий и движений оппозиционной направленности. Впрочем, состав участников всех правозащитных мероприятий, приуроченных к петербургскому саммиту Большой восьмерки, во многом пересекается.

Главным итогом конференции "Права человека в России в год ее председательства в Большой восьмерке и Комитете министров Совета Европы" стала аналитическая записка, обобщающая данные о ситуации с правами человека, сложившуюся на сегодня в России, и обращение к лидерам стран Большой восьмерки, принятое участниками.

"Если Большая восьмерка не будет говорить о правах человека в России, это будет означать легитимизацию того отката от демократии и прав человека, который произошел в последнее время, - заявил президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе. - Честный и откровенный диалог дает возможность выразить озабоченность тем, что Россия не соблюдает те правила игры, по которым она является членом престижных клубов демократических государств".

В обращении к лидерам стран Большой восьмерки, принятом участниками конференции, выражена глубокая озабоченность ситуацией с соблюдением прав человека в России.

"Мы считаем, что партнерство ведущих демократических и экономически развитых стран предполагает не только совместные действия для решения глобальных проблем, - в частности, таких как обеспечения "энергетической безопасности", борьбы с терроризмом, сотрудничества в решении проблем образования, здоровья и бедности, - но и откровенный разговор о наиболее актуальных проблемах самих стран "Большой восьмерки", и в первую очередь, - о проблемах прав человека, - говорится в обращении. - Мы констатируем, что сегодня в России имеет место системный кризис в области прав человека и демократических институтов. Замалчивание этих вопросов будет способствовать дальнейшей деградации положения с правами человека и эрозии демократии в России".

Авторы обращения обращают внимание глав государств G8 на 14 наиболее важных рекомендаций по исправлению ситуации с правами человека в России, выработанных участниками конференции:

- Обеспечить независимость судебной власти и возможности для судей по каждому делу принимать решения в справедливых процедурах исключительно на основе закона; обеспечить прозрачности и гражданского контроля за функционированием судебной системы;

- Незамедлительно ратифицировать Протокол №6 к Европейской конвенции о защите прав человека и полностью отменить смертную казнь на территории России;

- Осуществить реформу правоохранительной системы по таким приоритетным направлениям, как оптимизация финансирования правоохранительной сферы, усовершенствование и децентрализация управления правоохранительной деятельностью, кадровая политика и подготовка персонала, налаживание связей между правоохранительными структурами и общественностью, включая внедрение механизмов общественного контроля;

- Незамедлительное принять закон о гражданском контроле над закрытыми учреждениями, а также подзаконные акты, гарантирующие визитирование со стороны представителей правозащитных и других гражданских организаций;

- Пересмотреть уголовные дела осуждённых по политическим и мотивам, в частности, дела Игоря Сутягина, Валентина Данилова, Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Михаила Трепашкина, прекращения дел ученых Оскара Кайбышева и Олега Коробейничева;

- Пересмотреть национальное законодательство с целью обеспечения прав военнослужащих и граждан, подлежащих призыву; обеспечить защиту свидетелей и жертв преступлений, совершенных в вооруженных силах; обеспечить систему правозащитного визитирования в вооружённых силах;

- Инструктировать и контролировать правоохранительные органы в том, что во время митингов их приоритетной задачей является безопасность митингующих и в первую очередь для этого должны использовать свое право на применение силы, при этом использование силы в случае ее применения для поддержания порядка - обеспечения безопасности митингующих и/или нарушения закона со стороны самих митингующих - должно быть соразмерно этим нарушениям;

- Восстановить прямые выборы глав субъектов Российской Федерации, а также выборы депутатов Федерального Собрания по одномандатным округам; снизить порог прохождения партий в Государственную Думу; восстановить возможность формирования избирательных блоков партий;

- Положить конец безнаказанности виновных в нарушении прав человека в Чеченской Республике и в целом на Северном Кавказе, независимо от их служебного положения; обеспечить воюющим против федерального Центра возможность возвращения к мирной жизни путем проведения амнистии под контролем независимой общественной комиссии; начать реальный политический процесс в Чеченской Республике при участии всех политических сил;

- Внести в Закон "О правовом положении иностранных граждан" поправки, легализующие бывших граждан СССР, проживавших на территории России на момент вступления закона в силу; обеспечить доступ к процедуре определения статуса всех лиц, ищущих убежища; развивать и укреплять систему убежища, предоставляя его в первую очередь жертвам политических преследований и дискриминации;

- Инициировать разработку специального антидискриминационного закона с участием экспертов из правозащитных организаций; ратифицировать антидискриминационные международные документы, в том числе Маастрихтские соглашения 2002 г.; отказаться от идей и практики расширения и ужесточения антиэкстремистского законодательства; прекратить использование антиэкстремистского законодательства не по назначению - против активистов гражданского общества и независимых СМИ;

- Привести антитеррористическое и антиэкстремистское законодательство РФ в соответствии с международными обязательствами нашей страны в области прав человека; изучить судебные решения по делам об "исламском экстремизме", вынесенные на основе этих законов;

- Создать в России общественное телевидение и оказывать поддержку социально-ориентированной журналистике;

- Пересмотреть законодательство о неправительственных организациях, обеспечить свободу деятельности правозащитников в соответствии с Декларацией ООН 1998 года.

"Мы часто слышим от представителей развитых демократических государств, что с Россией необходимо поддерживать диалог, не допускать ее изоляции. Мы согласны: диалог необходим. Но вести его следует более жестко, - в тоне, адекватном манере собеседника. Ссылаясь на то, что в свете международного антитеррористического и энергетического сотрудничества у демократических государств не остается реального механизма влияния на Россию, сообщество демократических государств допускает откровенную профанацию диалога и международного права, тем самым, дискредитируя механизмы, которые могли бы работать, - говорится в обращении. - Это, впрочем, не означает, что России следует угрожать санкциями на уровне исключения из сообщества развитых демократических государств. Мы убеждены, что само членство в России в клубе развитых демократических государств является эффективным рычагом влияния. Россия вступала в этот клуб, принимая определенный свод правил, основанный на ценностях прав человека и демократии. И сегодня партнеры Российской Федерации в рамках "Большой Восьмерки" должны напомнить России, что ее положение в этом элитном сообщества напрямую зависит от того, насколько серьезно она относится к взятым на себя обязательствам.

Поэтому мы призываем лидеров стран "Большой восьмерки" обсудить положение с правами человека в России во время саммита в Санкт-Петербурге и принять во внимание рекомендации по ключевым проблемам, вынесенные правозащитниками властям Российской Федерации".