Российское ноу-хау для развития глобального гражданского общества: интервью директора WWF России Игоря Честина
Как ранее сообщалось, 3-4 июля в Москве прошел Международный форум неправительственных организаций "Гражданская восьмерка - 2006", собравший более 500 представителей неправительственных организаций из не только стран G8, но и всего мира. В заключительный день работы Форума его пленарное заседание посетил президент России, нынешний председатель
О значении состоявшихся консультации ИА REGNUM рассказал директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, академик РАЕН, член Общественной палаты РФ
REGNUM: Игорь Евгеньевич, как можно охарактеризовать те организации, лидеры которых приняли участие во встрече в Ново-Огарево?
С одной стороны, это крупнейшие и авторитетнейшие в своих секторах гражданские организации (Amnesty International, CIVICUS, Social Watch и др.), с другой - крупнейшие сети неправительственных организаций, такие как Global Campaign for Education, Global Call for Action Against Poverty, в которые входят НПО как развитых, так и развивающихся стран. Их объединяет то, что каждая из них работает не менее, чем в 50 странах мира и имеет от миллиона и более индивидуальных сторонников.
REGNUM: Лидеры этих гигантов гражданского общества часто встречаются?
В таком формате это произошло впервые. Конечно, руководители этих организаций встречаются друг с другом, когда принимают участие в международных форумах, проводимых, скажем,
Встреча с главой Большой восьмерки тоже уникальна. Разумеется, у лидеров этих организаций и до этого имели возможность общаться с главами самых разных государств, в том числе и "восьмерки". Президенты и премьер-министры большинства стран G8 (за исключением США и Японии) практикуют встречи общественностью, но в таком составе это произошло тоже впервые.
REGNUM: Откуда исходила инициатива этой политической встречи?
Идея пришла в голову российским организациям, которые входят в эти глобальные сети. Дальше мы посоветовались с нашими зарубежными коллегами, обсудили с ними, будет ли им это интересно, считают ли они, что это может быть полезно, и в апреле, когда мы получили положительный ответ,
REGNUM: Представители НПО предварительно выработали некую солидарную позицию, чтобы представить ее главе G8?
Да, подготовка продолжалась полтора дня. В отличие от большого форума "Гражданской восьмерки", где обсуждались восемь тем, здесь была выработана общая позиция по четырем вопросам: по энергетической и климатической безопасности, по безопасности человека, по преодолению бедности и по регулированию неправительственных организаций. Последнее касалось в основном положения НПО в России.
REGNUM: Владимир Путин встречался с ними как председатель Большой восьмерки или как президент России?
В данном случае он выступал прежде всего как глава "восьмерки".
REGNUM: Отличалась ли чем-то эта позиция глобальных НПО от позиции, выработанной более широким кругом участников на Форуме "Гражданская восьмерка", с которой президент познакомился в тот же день?
По сути никаких разногласий не было, но была разница в акцентах. Документы, выработанные на большом форуме были более объемны и включали много российской специфики. Лидеры глобальных организаций российской специфики не касались, за исключением вопроса о законодательстве по НПО. Основной акцент был сделан на вопросах обеспечения глобальной климатической и энергетической безопасности, преодолении бедности и безопасности человека, особенно в свете объявленной в первую очередь странами "восьмерки" войны с террором. Представленные документы были подготовлены таким образом, чтобы обеспечить дискуссию, а не просто дать рекомендации - у лидеров глобальных НПО, в отличие от многочисленных участников большого форума, было больше времени с президентом, они общались три часа.
REGNUM: Это был такой же живой и содержательный разговор как тот, который несколькими часами ранее состоялся на пленарном заседании Форума "Гражданская восьмерка"?
Это было чаепитие, то есть совершенно неформальное мероприятие и свободное общение. У руководителей глобальных НПО была возможность определить список тем, которые они хотели бы обсудить, и президент Путин мог добавить какую-то тему, если это было ему интересно.
У участников осталось от этой встречи хорошее впечатление. Они считают, что это был достаточно открытый разговор; Путин прямо излагал свои позиции по тем или другим вопросам, даже если они не совпадали с позициями общественных организаций. Все было конструктивно, достаточно конкретно и по-деловому. Все происходило в режиме обмена мнениями, и стороны получили возможность из первых уст услышать позиции друг друга.
REGNUM: Таким образом, имевшие место на днях в Москве события представляют собой новое явление как с точки зрения самих глобальных организаций, так и с точки зрения взаимодействия гражданского общества с политическими структурами такого уровня. Получит ли оно продолжение?
Это в значительной степени будет зависеть от Германии - следующего председателя "восьмерки", и от позиции ее правительства. Честно говоря, представители германских общественных организаций, с которыми я общался, были в замешательстве; они далеко не уверены, что через год им удастся обеспечить со стороны
REGNUM: А сами глобальные организации намерены продолжать консультации друг с другом?
Жизнь покажет. Потребуется анализ внутри каждой организации отдельно, чтобы решить, насколько это для них целесообразно, в каком формате и как часто. Я могу сказать, что по крайней мере в России подобные межсекторальные консультации, несомненно, будут происходить на регулярной основе, хотя и не очень часто.
REGNUM: Для России это неновая вещь. Впервые широкое межсекторальное взаимодействие гражданских организаций началось в процессе подготовки к Гражданскому форуму 2001 года.
Действительно, но разница между Гражданским форумом и тем, что мы обсуждаем, такая же как между ООН и Большой восьмеркой. В ООН входят две сотни стран, в G8 - только восемь, подобранных по примерно одинаковому уровню развития, и перед ними стоят свои специфические проблемы, которые не совсем правильно было бы обсуждать в формате ООН. Гражданский форум собрал российские организации от мала до велика, и это правильно. А сейчас все чувствуют, что есть необходимость общения организаций примерно одного уровня по степени профессионализма, по масштабам деятельности, по числу сотрудников, уровню финансирования, по известности в стране и т.д. Это не значит, что они намерены принимать какие-то серьезные решения, но формат консультаций, примерно аналогичный консультациям "восьмерки", в России, вероятно, будет развиваться.
REGNUM: На ваш взгляд, это появление у нас на глазах новых интересных форматов свидетельствует о некоем шаге вперед в развитии и российского, и в особенности глобального гражданского общества?
Эти форматы - прежде всего российская находка, которая оказалась привязанной к "восьмерке", но это, безусловно, может повлиять на развитие глобального гражданского общества, если практика подобных межсекторальных консультаций получит развитие. Это наш российский вклад в развитие глобального гражданского общества.