Бутовская ситуация показала, что люди устали от гнета, который допускает власть по отношению к ним: интервью члена Общественной палаты Анатолия Кучерены
Конфликт жителей и властей в столичном районе Южное Бутово стал показательным не только для Москвы, но и вышел за пределы столицы. Свои "Бутово" успели появиться в Уфе, Туле и ряде других городов. Эту ситуацию корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы
ИА REGNUM: Сведения о конфликтах в связи с нарушениями жилищных прав граждан сегодня поступают из разных регионов России - из Уфы, Тулы, Сыктывкара... С вашей точки зрения, это совпадения или устойчивая общероссийская тенденция?
Это, прежде всего, нежелание власти действовать исключительно в рамках закона. Казалось бы, если есть решение суда, то это решение нужно исполнять. Но когда мы видим, что по форме все правильно, а по существу - возникает много вопросов, то можно понять людей, которые выходят на улицу и перекрывают дороги. Потому что они не верят в справедливость принятых решений - тем более когда речь идет о применении силы. Бутовская ситуация показала, что люди устали от гнета, который порой допускает власть по отношению к ним. Применяется насилие с целью во что бы то ни стало выкинуть человека на улицу, но при этом никто не думает о правах человека. А между тем, во второй главе Конституции написано: высшей ценностью являются права и свободы граждан. Это главный тезис, а потом уже все остальное.
ИА REGNUM: Что в принципе стало причиной самой возможности этого конфликта? Новый Жилищный Кодекс, какие-либо другие федеральные законы или наоборот - нехватка каких-либо правовых норм?
Тот факт, что происходит реформирование нашего законодательства, в принципе, неплох. Это нужно, так как в современной России происходит много изменений, и мы не можем руководствоваться законом, который работал в 1990-х годах. Но прежде всего при изменении законодательства нужно думать о правах человека: защищая одних, новый закон не может нарушать права других. Проблема есть, и мы как члены Общественной палаты делаем все возможное, чтобы таких явлений не было в нашем обществе.
ИА REGNUM: Но ведь Общественная палата не может охватить своей деятельностью все города в различных регионах, где случается нечто подобное. Что бы вы посоветовали гражданам, столкнувшимся с проблемами при расселении и другими конфликтными ситуациями в сфере жилья?
Мы получаем много обращений от граждан и стараемся помочь. Будем делать соответствующие обращения во властные структуры, а если нужно будет приехать в какой-либо регион - конечно, приедем. На самом деле, есть механизм защиты прав - прежде всего, нужно идти в суд, там отстаивать свои права, а если это не получается, и власти попирают права граждан - тогда нужно обращаться в Общественную палату. Все, что от нас зависит, мы делаем.